Организация самостоятельной деятельности обучающихся
статья
Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров п/о является создание условий для самореализации и саморазвития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся в производственном обучении
На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
- обучение на уровне требований передовой техники производства;
- обучение на основе производительного труда;
- наглядность обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- прочность усвоения знаний и навыков.
Инновационные технологии в обучении
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. На своих уроках я использую компьютерное сопровождение. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке производственного обучения можно разделить на два этапа. Первый - компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только мастер п/о в качестве средства визуализации материалов урока. Второй - компьютерное сопровождение. На этом этапе кроме использования мастером п/о компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станков и оборудования, свойств материалов, технологического процесса и т. д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например - с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Также на уроках производственного обучения идет работа с конспектами, которая позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.
Современные уроки производственного обучения
Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся. Большое практическое значение имеет воспитание в процессе производственного обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим. Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.
Инновационные методики оценки деятельности учащихся
Объективная оценка уровня достижений обучающихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио. В своей работе я использую такие методы, как:
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- мониторинг;
- дифференцированный зачет.
Самостоятельная работа - проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка знаний и усвоения пройденного материала (например, соблюдение правил БУТ, рациональное использование материалов, правила эксплуатации оборудования и инструментов и т. д.). Тестирование - является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе. Дифференцированный зачет - форма итогового контроля, проводимого в удобной для преподавателя форме, по итогам профессионального модуля.
Заключение
Важным направлением в работе мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности. Мастера производственного обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы обучающихся
Даны виды аудиторный и внеаудиторной работы обучающихся в учреждениях НПО и СПО....
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности
Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....
"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"
Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся
при реализации ПМ.02 "Разработка конструкций и шаблонов лекал"...
Опыт организации добровольческой деятельности обучающихся организаций среднего профессионального образования на примере экологического отряда "Волна" ГБНОУ "Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга"
Публикация содержит методические материалы по организации добровольческой деятельности обучающихся экологического отряда "Волна",включая все его атрибуты (эмблему, гимн, кодекс милосердия, д...
Презентация "Организация творческой и самостоятельной деятельности обучающихся"
Организация творческой и самостоятельной деятельности обучающихся...