Речевые игры по теме "Первоцветы"
картотека

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя по теме "Первоцветы", картотека игр и упражнений для развития всех компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Первоцветы

Развитие артикуляционного аппарата. Мимики.

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц

   Медведь проснулся после зимней спячки.  Открыть рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

   На реке трескается лед, плывут льдины.  Двигать нижней челюстью вправо – влево.

Упражнения для щек и губ

   Пускаем кораблики. Кораблики плывут по волнам.  Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

   Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.

Упражнения для языка

   Сосулька тает.   Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить   «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положение «острого» и «широкого» языка.

   Лужи.   Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем  в правую сторону.

Развитие  общих   речевых   навыков

  1. Подснежники

   Цель: Развитие длительного продолжительного неречевого выдоха.

   Ход: Покажите детям пособие для развития дыхания «Подснежники» и скажите: «Подул теплый ветерок, начал таять снежок. Из – под снега показались первые весенние цветы». Спросите детей, как называются эти цветы.  (Подснежники).

   Расположите пособие «Подснежники» горизонтально и подуйте на него. Затем сосчитайте сколько подснежников появится на лужайке.  Восстановите на пособии положение снежных комьев, прикрывающих цветы. Предложите детям по очереди подуть на пособие.

   «Вот сколько подснежников расцвело на лесной полянке. Значит, к нам пришла долгожданная весна. Весна идет – весне дорогу!»

Развитие памяти, внимания, мышления

  1. Три цветка

   Цель:  Развивать зрительно – пространственные представления.

   Ход: Взрослый раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных первоцветов. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат.

   Например: подснежник лежит между одуванчиком и крокусом. Или: мать –и – мачеха – справа от ландыша и слева от подснежника. И т.д.

  1. Работа с разрезными картинками

   Цель:  Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

  1. Выучить стихотворение наизусть

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

Развитие лексико-грамматического строя речи

  1. Сосчитай – ка

   Цель:  Учить детей согласовывать существительные с числительными один, два, пять.

Один ландыш, два ландыша, … пять ландышей.

Один подснежник, два подснежника, … пять подснежников.

Один одуванчик, два одуванчика, пять одуванчиков.

Один нарцисс, два нарцисса, … пять нарциссов.

Один тюльпан, два тюльпана, … пять тюльпанов.

Одна медуница, две медуницы, … пять медуниц.

Один цветок, два цветка, … пять цветков.

  1. Один – много

   Цель: Употребление имен существительных в единственном и множественном числе Именительного падежа.

   Ход игры: Взрослый называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, повторяет слово, употребив его во множественном числе Именительного падежа, и возвращает взрослому мяч.

Ландыш – ландыши

Нарцисс – нарциссы

 Крокус – крокусы

Подснежник – подснежники

Медуница – медуницы

Хохлатка – хохлатки

Первоцвет – первоцветы

Цветок – цветки

Одуванчик – одуванчики

Мать – и – мачеха – мать – и – мачехи.

  1. Скажи со словом «много»

   Цель: Употребление имен существительных во множественном числе Родительного падежа, со словом много.

Ландыш – много ландышей

Подснежник – много подснежников

Тюльпан – много тюльпанов

Нарцисс – много нарциссов

Одуванчик – много одуванчиков

Мать – и – мачеха – много мать –и – мачех

Медуница – много медуниц

Хохлатка – много хохлаток

 Цветок – много цветков

Первоцвет – много первоцветов.

  1. Жадина

   Цель: Согласование существительных с местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои».

 Ход: Взрослый бросает  ребенку мяч и называет цветок. Ребенок ловит мяч и, бросая его, обратно отвечает на вопрос взрослого: «Чей тюльпан? (Чья хохлатка?) и т.п.»   Примеры ответы детей: «Это моя хохлатка. Это мой нарцисс».

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Цветок – цветочек

Бутон – бутончик

Тюльпан – тюльпанчик

Земля – землица

 Вода – водичка

Солнце – солнышко

Корешок – корешочек

Лист - листик

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением

  1. Пальчиковая гимнастика

Нежный подснежник, цветок голубой,

                                                                                   Всех поздравляет с ранней весной.

Снег не успел еще даже сойти,

А он на проталинках начал цвести.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим, начиная с указательного

                                                                    Последовательно соединять пальцы левой руки с большим, начиная с указательного

                                                                      Последовательно соединять пальцы правой руки с большим, начиная с мизинца

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим, начиная с мизинца

  1. Выложи из палочек подснежник (тюльпан)

Развитие   фонематических   функций

  1. Поймай и раздели

   Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова – названия первоцветов.

   Ход: Дети встают в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, произнося название цветка. Ребенок ловит мяч и, бросая его взрослому, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нем.

   Слова: ландыш, подснежник, крокус, примула, нарцисс, тюльпан, одуванчик, мимоза, медуница, первоцвет, цветок, хохлатка… .

  1. Назови первый и последний звук в слове  

 Цель:  развивать фонематический слух, учить определять первый и последний звук в слове.

   Ход игры. Педагог предлагает детям назвать первый и последний звук  в словах.

Подснежник – [П], [К]

Тюльпан – [Т’], [Н]

Нарцисс- [Н], [С]

Ландыш – [Л], [Ш]

Цветок – [Ц], [К]

Первоцвет – [П’], [Т]

Крокус – [К], [С]

Мимоза – [М’], [А]

Хохлатка – [Х], [А]

Развитие связной речи

  1. Пересказ текста

   Цель:  Учить детей пересказывать текст, отвечая на вопросы.

Подснежники

   По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса.

По И. Соколову – Миткову

Вопросы:

- Что ты узнал из рассказа о подснежниках: когда они расцветают? Где растут? Какого они цвета?

- Какие еще весенние цветы ты знаешь?

ТЕМА: ПЕРВОЦВЕТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры как средство познавательного и речевого развития дошкольника

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯРОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного  вида  второй категории №76 г.Шахты Ростовской обл...

Речевые игры "ИГРАЕМ ДОМА"

данные игры можно использовать в кругу семьи, что бы наладить с ребенком доверительные отношения....

тема -Человек - речевые игры

в данном материале предложены игры по теме "Человек и его тело"...

речевые игры для занятий дома

в данном материале представлены игры, которые можно организовать дома...

Речевые игры ко дню Победы

материал предназначен для занятий с детьми....

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...

"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)....