"Профессиональная направленность в преподавании химии"
статья
Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии" был подготовлен на методическую секцию преподавателей естественнонаучных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_napravlennost_v_prepodavanii_himii.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная направленность преподавания химии в СПО»
Дзагоева Фатима Борисовна
Преподаватель химии ГБПОУ ВМТ
РСО-Алания, г. Владикавказ
«Профессиональная направленность, преломление программ по дисциплинам общеобразовательного цикла через призму профессиональной деятельности является необходимым условием формирования личности профессионала. Это условие должно быть положено в основы отбора содержания учебного материала, выбора форм и средств обучения. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться. Должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…»
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Профессиональная направленность - это принцип, руководствуясь которым можно создать систему педагогической работы по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, способствующую оптимальному овладению избранной ими профессии и формированию профессионально направленной личности молодого рабочего.
Принцип профессиональной направленности реализуется не только в процессе педагогической работы по формированию профессионально направленной личности, но и путем межпредметных связей.
Важнейшими структурными компонентами профессионально направленной личности являются:
- Предметная (познавательная) направленность, связанная с овладением учащимися профессионально значимыми знаниями и умениями, необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии.
- Социальная (идейно-нравственная) направленность, связанная с приобретением учащимися важнейшего для личности свойства - социальной и психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.
Курс химии в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования изучается по специализированному учебнику, предназначенному для профессий и специальностей технического профиля, разработанному авторами: О.С.Габриелян и И.Г.Остроумовым. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии базового уровня и предоставляет материал профильного и профессионально значимого содержания, который выделен другим шрифтом. Но при изучении отдельных тем в группах разных профессий необходимо более подробно остановиться на отдельных моментах.
Рассмотрим межпредметные связи химии в группах строительного профиля. Они строятся на основе предметов профессионально-технического цикла - материаловедческих, электрохимических, технологических процессов, изучаемых по специальным предметам.
Изучение химии в группах строительного профиля тесно связано с курсом материаловедения и производственной практикой обучающихся. При отборе учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся задачи:
- ознакомить учащихся с основными достижениями химической науки в создании строительных материалов и применении их на производстве;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, убедить их в том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.
Например, на первом курсе в разделе «Общая и неорганическая химия» мы повторяем тему «Подгруппа азота», здесь обращаем внимание на применение нашатырного спирта для изготовления казеинового клея, эмульсий. Рассказывая о кислородных соединениях фосфора, обращаем внимание учащихся на то, что оксид фосфора (V) Р2О5 применяется для определения паропроницаемости лакокрасочной пленки.
Тема «Подгруппа углерода» наиболее интересна с точки зрения профессиональной направленности предмета. Она тесно связана с материаловедением, спецтехнологией и производственным обучением. Элементы этой подгруппы образуют множество соединений, применяемых в строительном деле. При рассмотрении аллотропных видоизменений углерода учащиеся вспоминают, что графит относится к серым пигментам, применяется при составлении колеров всех видов в качестве заменителя. Кроме того, графит используется для натирки металлических поверхностей, подвергающихся нагреванию, благодаря чему их поверхность становится похожей на полированную. Это применение графита важно не только группам строительного профиля, но и металлистам, автомеханикам и ювелирам.
В курсе материаловедения учащиеся получают представление о саже. Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы показываем роль СО2 в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты, мы конкретными примерами иллюстрируем широкое применение солей в качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью грунтовок, шпатлевок, паст, известковых окрасочных растворов, клеевых составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в сантехнике.
Известняк используется в промышленности строительных материалов, для производства негашеной извести и цемента.
В разделе «Силикатная промышленность» большая роль отводится кислородным соединениям кремния. Изучение соединений кремния мы связываем с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения натриевого и калиевого растворимого стекла. Учащиеся должны знать, что в малярных работах применяют в основном калиевое стекло, т.к . при использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые налеты. Эта тема важна также и для керамистов, которые рассматриваю состав и свойства керамики, фаянса и фарфора.
Более подробно рассматриваем цемент – важнейший современный строительный материал. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента, его основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в строительстве.
Также идет повторение темы «Металлы. Сплавы», «Металлургия». С соединениями Na, К, Са, Al, Fe и др. будущие рабочие практически всех специальностей встречаются постоянно в производственной практике. Богатый материал для установления связи химии с материаловедением дает изучение соединений кальция. СаО - оксид кальция является главной составной частью известняка, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная известь кипелка, молотая негашеная известь, известь-пушонка и др. На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и «схватываения» ее, записываются уравнения реакций. К соединениям кальция относится и гипс. Этот материал нужен не только будущим строителям и малярам, но и керамистам. Для строителей важен и алебастр (строительный гипс).
При изучении металлургических процессов особое внимание обращаем на то, что все деревообрабатывающие станки, станочный инструмент, шурупы, болты, гвозди, петли и т.д., значительная часть мебельной фурнитуры, детали автомобилей, детали в ручном инструменте изготовляют из черных и реже из цветных металлов, из чугуна и стали.
При изучении алюминия отмечаем, что по масштабам применения в строительстве и мебельном производстве алюминий среди цветных металлов занимает первое место. Его используют и в чистом виде и в виде сплавов.
Химия важна и нужна не только ребятам строительного профиля, но и автомеханикам. Например, при повторении темы «Оксиды» обучающиеся отвечают на такие вопросы как, например: Почему оксид углерода (II) (СО), оксиды азота и серы являются загрязнителями атмосферного воздуха? Какое свойство делает их загрязнителями воздуха? (Ответом служит - токсичность этих веществ) Приведите примеры ядовитых веществ, входящих в состав выхлопных газов автомобилей. (Соединения свинца, оксиды серы, СО, оксиды азота, альдегиды и др.) Перед учащимися ставится проблемная ситуация: Как уменьшить содержание ядовитых веществ в отработавших газах автомобилей, что для этого надо сделать?
Не только неорганические, но и органические соединения используются в строительстве, мебельном производстве, профессии автомеханика и газосварщика. Межпредметная связь осуществляется на втором курсе при изучении таких тем как «Строение и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов», «Получение и применение ацетилена», «Природные источники углеводородов», «Нефть. Переработка нефти», «Полимеры и Пластмассы» и др.
При объяснении технологии получения электроизоляционных материалов (минеральных масел) перегонкой нефти используются знания учащихся из курса электроматериаловедения и проводится с ними беседа о химическом составе и способах переработке нефти. Подобным образом строятся уроки по изучению полимеров (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида и др.), увязывается знакомый учащимся материал о полимеризационных и поликонденсационных органических диэлектриках, их характеристиках, об областях применения в строительстве и электротехнике.
При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы, как подготовка учащимися докладов, рефератов, индивидуальных проектов, проведение научно-практических конференций. Обучающимся заранее предлагаются темы:
- Химия - строительству;
- Оксиды и соли как строительные материалы;
- Применение суспензий и эмульсий в строительстве;
- Силикатная промышленность - строительству,
- Производство цемента;
- Керамика;
- Соединения кальция в строительстве;
- История гипса;
- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;
- Применение полимеров в строительстве;
- Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия и т.д.
Очень эффективны как вид учебной деятельности самостоятельные работы учащихся. Большую помощь преподавателю в проведении таких работ оказывают карточки-задания с производственным содержанием. Их можно использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний учащихся, а также как средство контроля знаний учащихся. Карточками-заданиями можно пользоваться на консультациях для дифференцированной работы как с неуспевающими, так и с сильными учащимися. Приведу примеры некоторых из них:
- Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100г. Карбоната кальция.
- Какие металлы и сплавы находят наибольшее применение в строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение?
Таким образом, овладение профессией и основами химии составляет единый учебно-воспитательный процесс, способствующий повышению профессиональной подготовки обучающихся. Изучение химии не только помогает получать знания по спецпредметам, но и дополнят, углубят их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Профессиональная направленность преподавания физики в СПО"
Целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально – технического цикла способствует возрастанию интереса учащихся к предмету...
Профессиональная направленность в преподавании русского языка
Данный материал рассказывает о проведении уроков русского языка с профессиональной направленностью...
Доклад к педагогическому совету «Профессиональная направленность в преподавании»
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...
Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» в колледже с учетом профессиональной направленности обучающихся.
Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» с учетом профессиональной направленности обучающихся.Профессиональная, практическая и социальная направленность проектной деятельности обу...
Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО
Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО...
Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования
2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...