Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» в колледже с учетом профессиональной направленности обучающихся.
статья на тему
Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» с учетом профессиональной направленности обучающихся.
Профессиональная, практическая и социальная направленность проектной деятельности обучающихся при изучении дисциплины «ИУП» (или в рамках дисциплины «ИУП»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhzh_muzychenko.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыченко Наталья Юрьевна, преподаватель
Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» с учетом профессиональной направленности обучающихся.
Профессиональная, практическая и социальная направленность проектной деятельности обучающихся при изучении дисциплины «ИУП» (или в рамках дисциплины «ИУП»).
Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания.
В текущем 2015-16 учебном году при переходе на ФГОС обучающиеся первого курса структурного подразделения «Колледж» приступили к изучению новой дисциплины – индивидуального учебного проекта. Конечно, все новое вызывает вопросы: Что? Зачем? Как? Эти же вопросы и нас, преподавателей ФПиИТ ставили в тупик, но ненадолго - выход нашелся!
Характеристика дисциплины отражена в примерной и рабочей программах. Индивидуальный учебный проект входит в общеобразовательный учебный цикл как профильная учебная дисциплина и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, направленной на формирование личностных и метапредметных результатов обучения. Проект должен представлять серьезную исследовательскую работу современного научного уровня. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
Конечный готовый продукт данной дисциплины должен стать вершиной всего обучения: выполняя его, обучающийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность сделать первые шаги по пути выбранной профессии. Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного обучающегося. Это означает, что мы должны предложить первокурсникам большой выбор тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой. А для того, чтобы проект был действительно интересен обучающемуся, он должен иметь практическую и социальную значимость для специальности «Гостиничный сервис». Исходя из этого, мы предложили своим студентам два коллективных проекта, или, вернее, два направления:
1. Профориентационное направление в проектной деятельности обучающихся «Гостиница будущего»;
2. Практико-ориентированное направление в проектной деятельности обучающихся «Деловой русский язык в сфере гостиничного хозяйства».
В начале первого семестра обучающиеся самостоятельно (или с помощью педагога, который выступает в роли тьютора) выбрали свои темы в качестве составляющей части общего проекта. Нет необходимости перечислять все темы индивидуальных проектов – остановимся на некоторых, наиболее интересных:
Организация и поведение цикла профессионально-ориентационных мероприятий для школьников «Профессиональные недельки».
Самые необычные гостиницы: гостиница с музыкальными номерами.
Организация дополнительных услуг в сфере гостиничного хозяйства. Организация и проведение экскурсий. Литературные места Крыма.
Карта приветствий в разных странах мира и карта гостя в отеле.
Этикет народов разных стран и правила речевого этикета в сфере гостиничного сервиса.
Ко второму направлению отнесли такие темы индивидуальных проектов:
Требования к оформлению официально-деловой документации.
Правила деловой переписки.
Инновационные формы общения. Организация и проведение «круглого стола».
Организация и проведение пресс-конференции.
Такие практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценариев всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
На учебных занятиях, лекционных и практических, и в процессе самостоятельной работы решались следующие задачи:
- учились планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, актуальность исследования, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы, корректировать свою деятельность).
- формировали навыки сбора и систематизации информации, материалов (обучающийся должен уметь отобрать нужную информацию и правильно ее использовать).
- совершенствовали умение анализировать.
- развивали умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
- формировали позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- совершенствовали навыки групповой, коллективной работы.
Итогом самостоятельного исследования должен стать разработанный проект или завершённое учебное исследование. Результатом (продуктом) проектной деятельности обучающихся по специальности «Гостиничный сервис» будут следующие работы:
а) письменная работа:
сборники
1.«Практические рекомендации для обучающихся по специальности «Гостиничный сервис». Правила деловой переписки».
2. «Рекомендации для обучающихся по специальности «Гостиничный сервис». «Требования к оформлению официально-деловой документации».
отчеты о проведенных исследованиях (анкетирование обучающихся 1-х курсов факультета предпринимательства и информационных технологий, их родителей, преподавателей по социальным проблемам, аналитические материалы);
б) творческая работа (публицистическая статья: «Актуальные проблемы гостиничного бизнеса», используя в том числе материал пресс-конференции);
в) материальный объект, макет (обучающиеся делают макет гостиницы с музыкальными номерами – наблюдается метапредметная связь с музыкой и МХК, оформление и презентация «Карты гостя в отеле», рекламного буклета гостиницы «Инфинити» (учебный гостиничный номер на площадке Староватутинский 8);
г) мультимедийные продукты (виртуальная экскурсия «Литературные места Крыма», «Самые необычные гостиницы мира», «Из прошлого в настоящее» -об истории здания, в котором сейчас находится факультет «Гостиничный сервис» по адресу Староватутинский проезд, д.8, стр.1; видео интервью, видеоролик о героях ВОв)
д) проведение инновационных интерактивных форм обучения для обучающихся 11ГС и 12ГС (мастер-класс «Организация и проведение пресс-конференции», проведение «круглого стола» по теме «Мобильный телефон в нашей жизни: необходимость или зависимость?», проведение лектория «Невербальные средства общения в гостиничном сервисе»);
е) разработка и представление серии профессионально-ориентационных мероприятий для младших и средних школьников «Профессиональные недельки» (интерактивные игры для школьников, сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности, викторина «Знаток гостиничного хозяйства», виртуальная экскурсия для школьников).
Итогом первого семестра стала зачетная работа – составление реферата и презентации по выбранной теме. Обучающиеся представили глубокие исследования, а яркая защита и необычные презентации свидетельствовали о заинтересованности обучающихся в раскрытии проблемы.
Самые активные студенты имеют возможность уже сейчас представить практическую часть своего исследования. Так, первыми ласточками стали обучающиеся группы 12 ГС, которые провели 25 февраля открытое учебное занятие - «круглый стол» по теме «Мобильный телефон в нашей жизни: необходимость или зависимость?». При подготовке к мероприятию обучающиеся выполнили все требования к регламенту «круглого стола», модератор, дискутанты – каждый выполнял свою роль. А закончилось занятие рефлексией – оценкой и самооценкой работы, и очень приятным моментом: в холле организовали кофе–брейк для гостей и участников.
Проектная деятельность открывает большие возможности для студента. Оформляя результаты исследования темы, обучающиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск интересных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений. При этом студенты учатся выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Как показывает практика, они не умеют работать в команде и часто кто-то один пытается сделать всю работу за других. Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
По мнению обучающихся, «проектирование – полезный и нужный предмет»; «навыки, полученные в ходе работы над проектом пригодятся в профессии»; «главное достоинство проектирования в том, что мы учимся самостоятельно ставить и решать цели, задачи выбранной темы».
Как мы видим, проект имеет практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в профессиональной сфере будущих менеджеров гостиничного хозяйства.
В начале изучения дисциплины ИУП возникли некоторые проблемы (типичные затруднения при выполнении проектных работ):
- Наибольшие сложности у студентов вызывает самостоятельная формулировка проблемы, а впоследствии формулирование цели, задач, гипотезы, актуальности проекта;
- Где нет вопроса или проблемы для разрешения или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум;
- Проект часто превращается в реферат, да еще и “скачанный” из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось.
В заключение хочется подчеркнуть, что ИУП относится к инновационным педагогическим технологиям и требует серьезной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся, и очень тщательной координации всей деятельности студентов в процессе работы над проектом. Тем не менее, очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления.
Поэтому индивидуальный учебный проект можно рассматривать как один из наиболее эффективных способов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания и отвечающий всем требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО
В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждают...
Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО
В данной статье рассматриваются основные задачи обучения иностранному языку в учреждениях СПО. В соответствии с требованиями ФГОС преподаватели колледжа осуществляют профессионально-ориентированный по...
Методическая разработка: "Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО"
Роль иностранного языка в современном мире. Особенности преподавания английского языка в СПО...
Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования
2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06 ИСТОРИЯ ( с учетом профессиональной направленности) для специальности СПО: 35.02.05 Агрономия
Программа дисциплины ОУД.06 История для специальности: 35.02.05 Агрономия разработа с учетом профессиональтной направленности....
Преподавание русского языка и литературы с учетом профессиональной направленности. (опыт работы).
Если человек не знает, к какой пристанион держит путь, для него ни один ветерне будет попутным.Сенека В Методических рекомендациях по реализации среднего общего образования в пределах осво...