Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО
статья

Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», организованном ООО "ЭЦ Социология и аналитика". Статья представлена на конкурс «Среднее профессиональное образование – старт в будущее» (с 1 июня 2021 года по 31 октября 2021 года), в номинации "Учебно-методические и научно-методические материалы для Приложения к журналу «Среднее профессиональное образование». по направлению «СПО в системе непрерывного образования (школа – колледж – вуз – дополнительное профессиональное образование)», автор занял 1 место и награжден дипломом I степени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИХ В СИСТЕМЕ СПО

Преподаватель права ГБПОУ СКИСиГ,

эксперт ООО «ЭЦ Социология и аналитика»,

канд.ист.н. Можаев Антон Викторович

Без преувеличения можно сказать, что образование как сочетание обучения и воспитания – это именно то, что позволило «первобытным человеческим стадам» или «праобщинам» [23], в терминологии Льва Абрамовича Файнберга стать основой для создания и постоянного развития цивилизации, от первых одомашненных животных и окультуренных растений до современного состояния, включающего в себя проекты постройки станции на Луне [9].

Для поддержания достигнутого цивилизационного уровня все этапы образования, от дошкольного до послевузовского и дополнительного, в т.ч. профессионального, должны быть соединены пониманием того, что образование – это система, и как образование в целом состоит из различных уровней, так и каждый текущий уровень образования, кроме собственного содержания частично несет в себе содержание предыдущего и последующего уровней.

В этом плане наиболее типично среднее профессиональное образование, гармонично сочетающее в себе методики, средства и формы работы среднего общего (урочная форма работы, вовлечение обучающихся в общественную жизнь, внедрение активной гражданской и жизненной позиции), собственно среднего профессионального (обучение через сочетание знаний, умений и навыков как для избранной специальности, так и для профессии, осваиваемой в ее рамках) и высшего образования (подготовка выпускной квалификационной работы в виде научного исследования).

Но если с сочетанием знаний, умений и навыков среднего профессионального и высшего образования проблем не возникает [20], то в отношении аналогичного сочетания среднего общего и среднего профессионального образования такого в полной мере сказать нельзя. Именно это стало причиной появления Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее - Концепция) (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98) [1], в разделе 1 которой прямо указаны основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.

Рассматривая образование в исторической перспективе, мы видим, что практически все науки разрабатывались исходя из необходимости практического применения результатов. Например, геометрия в древнем Египте [36], Вавилоне, цивилизациях Индии и Китая была направлена на расчет длины, ширины и глубины ирригационных каналов, а также площади зданий и сооружений, в т.ч. храмов и городских стен [6]. Соответственно, правомерно будет предположить, что при обучении детей и подростков им ставились соответствующие задачи практической направленности.

По мере развития науки, увеличения научных знаний совершенствовалась и система образования. В ходе промышленного переворота и появления понятия «научно-техническое развитие» [17] возникла необходимость прикладного изучения ряда учебных дисциплин, в основном, технических, в своем применении нацеленных на разработку новых и совершенствование уже имеющихся технологий и видов техники на их основе. Это вызвало к жизни появление реальных училищ как учебных заведений со сроком обучения 6–7 лет, где в старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы) [3].

В России практическая направленность получаемых обучающимися знаний видна хотя бы из первого учебника такого рода – «Арифметика» Л. Магницкого 1703 г. издания, который можно в современных реалиях представить как учебник одновременно для специальности СПО 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) (например, разделы «Тройная торговля в товарных овощах и с вывескою», «Торговля складная с приказчиками и людьми их») (слева) и специальности ВО 05.03.03 «Картография и геоинформатика» (разделы «О полуденном колесе и линии, о возвышении поля и величестве дня», «О величестве дня различных мест и о разделении земноводного глобуса в климаты») (справа) [15].

Знания, имеющие практическую направленность, воплощенные в разработку и совершенствование видов экономической деятельности, всегда лежали в основе расцвета народов и государств. Классические примеры – Древний Египет (открытие бронзы) [25], [12], [10]

Древний Рим (изобретение бетона, дороги, акведуки) [26], [32], [31]

Византия (государственные мастерские, обширная торговля) [19], [30], [37]

Нидерланды (судостроение, развитие торговли) [27], [38], [7]

Англия (Эдмунд Картрайт создал механический ткацкий станок, Джемс Уатт паровой двигатель) [11], [16].

Россия также не оставалась в стороне. Николай Николаевич Зинин (1812-1880), синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности из каменноугольного дегтя (до этого анилин получали из особых плодов тропических деревьев, что сильно тормозило развитие ткацкой промышленности) [18], [29], [33],

Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов [5], [24].

Пафнутий Львович Чебышев заложил основы теории машин и механизмов (на фото справа мы видим лодку, которая могла передвигаться мускульными усилиями ног сидящего в ней, при этом, в отличие от современных гидропедов, мускульные усилия передавались особым гребным манипуляторам) [21], [28], [22].

Алексей Николаевич Крылов разработал рациональные приемы и схемы для вычисления остойчивости и плавучести корабля [4], [2]. [13].

Советский период истории Росси ознаменован организацией и реализацией космической программы (слева направо): алюминиевый деформируемый сплав для спутника, титановые и магниевый деформируемый сплавы для корабля Ю.А. Гагарина «Восток» [8], [34], [14]. [35].

Разработка и внедрение прикладных модулей профессиональной направленности в программы общеобразовательных дисциплин позволит продолжить и развить традиции связи науки с производством, а также обеспечить повышенную востребованность выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда.

Возможно, именно благодаря этому следует ожидать появления новых открытий и изобретений, которые будут сделаны людьми, имеющими развернутую профессиональную подготовку, полученную в системе СПО, теоретические школьные и практические профессиональные знания которых тесно связаны между собой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники:

1. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования». – Электронный ресурс, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (дата обращения 27.09.2021).

Литература:

2. Академик Крылов. Во славу флота Российского. – Электронный ресурс, URL: https://cont.ws/@hodanov/1472052 (дата обращения 27.09.2021).

3. Александровское реальное училище (Тюмень). – Электронный ресурс, URL: http://russiahistory.ru/aleksandrovskoe-real-noe-uchilishhe-tyumen/ (дата обращения 27.09.2021).

4. Алексей Николаевич Крылов — популяризатор для инженеров. – Электронный ресурс, URL: http://vpk-sevastopol.ru/?page_id=2073 (дата обращения 27.09.2021).

5. Василий Владимирович Петров — первый русский электротехник. – Электронный ресурс, URL: https://elektroznatok.ru/info/people/vasilij-vladimirovich-petrov (дата обращения 27.09.2021).

6. Великолепие Вавилонских стен. – Электронный ресурс, URL: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/velikolepie-vavilonskih-sten.html (дата обращения 27.09.2021).

7. Голландский золотой век. – Электронный ресурс, URL: https://www.hisour.com/ru/dutch-golden-age-2975/ (дата обращения 27.09.2021).

8. Дуюнова В.А., Леонов А.А., Молодцов С.В. Вклад ВИАМ в разработку легких сплавов и борьбу с коррозией изделий ракетно-космической техники. – Электронный ресурс, URL: http://viam-works.ru/ru/articles?art_id=1524 (дата обращения 27.09.2021).

9. Задачи для лунной базы. – Электронный ресурс, URL: https://habr.com/ru/post/484052/ (дата обращения 27.09.2021).

10. Земледелие в Древнем Египте. – Электронный ресурс, URL: https://archeonews.ru/zemledelie-v-drevnem-egipte/ (дата обращения 27.09.2021).

11. История ткачества: машина времени. – Электронный ресурс, URL: https://unisto-petrostal.ru/pervyi-tkackii-stanok-kto-izobrel-istoriya-vozniknoveniya-tkackogo.html (дата обращения 27.09.2021).

12. Как древние люди изобрели бронзу. – Электронный ресурс, URL: https://secrethistory.su/2336-kak-drevnie-lyudi-izobreli-bronzu.html (дата обращения 27.09.2021).

13. Как обеспечивается непотопляемость? – Электронный ресурс, URL: http://www.matrixplus.ru/motokater-031.htm (дата обращения 27.09.2021).

14. Легкие металлы Титановый сплав. – Электронный ресурс, URL: http://mining-prom.ru/cvetmet/metallurgy/legkie-metally/ (дата обращения 27.09.2021).

15. Магницкий Леонтий Филиппович. Арифметика. – М.:, Издание П. Баранова, 1914. – Электронный ресурс, URL: http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Arifmetika_Magnitskiy/arifmetika.pdf (дата обращения 27.09.2021).

16. Модель паровой машины с деревянным котлом. – Электронный ресурс, URL:  https://turandot-antique.ru/catalog/modeli-parovykh-mashin/model-parovoy-mashiny4/ (дата обращения 27.09.2021).

17. Научный прогресс. – Электронный ресурс, URL: es.123rf.com (дата обращения 27.09.2021).

18. Николай Николаевич Зинин – биография. – Электронный ресурс, URL: https://to-name.ru/biography/nikolaj-zinin.htm (дата обращения 27.09.2021).

19. О чем говорит нам экономика Византии. Государство, опередившее свое время. – Электронный ресурс, URL: https://reosh.ru/o-chyom-govorit-nam-ekonomika-vizantii-gosudarstvo-operedivshee-vremya.html (дата обращения 27.09.2021).

20. Пастухова, Ирина Павловна. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебно-методическое пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по группе специальностей - Образование и педагогика / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. – Электронный ресурс, URL: https://www.labirint.ru/books/809358/ (дата обращения 27.09.2021).

21. Пафнутий Чебышев – Электронный ресурс, URL: https://www.calend.ru/persons/1796/ (дата обращения 27.09.2021).

22. Пафнутий Львович Чебышев – гениальный русский математик. – Электронный ресурс, URL: https://nstarikov.ru/pafnutij-lvovich-chebyshev-genialnyj-russkij-matematik-123130 (дата обращения 27.09.2021).

23. Первобытное человеческое стадо – Электронный ресурс, URL: http://1vlk.ru/blog/chelovecheskoe-stado/ (дата обращения 27.09.2021).

24. Пестриков Виктор. Электрические дуги Петрова – к передаче речи. – Электронный ресурс, URL: https://www.computer-museum.ru/connect/duga.htm (дата обращения 27.09.2021).

25. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 1. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/01.php (дата обращения 27.09.2021).

26. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 5. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/05.php (дата обращения 27.09.2021).

27. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 16. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/16.php (дата обращения 27.09.2021).

28. Пошло-Поехало! – Электронный ресурс, URL: https://modelist-konstruktor.com/razrabotki/poshlo-poexalo (дата обращения 27.09.2021).

29. Реакция Зинина. – Электронный ресурс, URL: https://himija-online.ru/imennye-reakcii/reakciya-zinina.html (дата обращения 27.09.2021).

30. Ремёсленное производство в Древней Греции. – Электронный ресурс, URL: https://vladhistory.com/remyoslennoe-proizvodstvo-v-drevnej-grecii/ (дата обращения 27.09.2021).

31. Римские строители. Дороги и акведуки. – Электронный ресурс, URL: http://saplinarim.blogspot.com/p/blog-page_66.html (дата обращения 27.09.2021)

32. Римский бетон. Кочетов В. А. – Электронный ресурс, URL: https://belgut.ru/uchebnik/534-rimskiy-beton-kochetov-v-a-kniga-1991-goda.html (дата обращения 27.09.2021).

33. Свойства и применение анилиновых красителей. – Электронный ресурс, URL: https://promplace.ru/krasiteli/anilinovye-krasiteli-2112.htm (дата обращения 27.09.2021).

34. Сплавы алюминия и их применение. –  Электронный ресурс, URL: https://promplace.ru/vidy-metallov-i-klassifikaciya-staty/splavy-aluminiya-1504.htm (дата обращения 27.09.2021).

35. Способ производства слитков деформируемых магниевых сплавов. – Электронный ресурс, URL: https://findpatent.ru/patent/247/2479376.html (дата обращения 27.09.2021).

36. Счастье – это когда тебя понимают и поддерживают. – Электронный ресурс, URL: https://vena45.livejournal.com/497263.html. (дата обращения 27.09.2021).

37. Торговые связи Византии с государствами Азии в раннее Средневековье. – Электронный ресурс, URL: https://hystory.mediasole.ru/torgovye_svyazi_vizantii_s_gosudarstvami_azii_v_rannem_srednevekove (дата обращения 27.09.2021).

38. Экономическая история Нидерландов (1500–1815 гг.) – Электронный ресурс, URL: https://gaz.wiki/wiki/ru/Economic_history_of_the_Dutch_Republic (дата обращения 27.09.2021).



Предварительный просмотр:

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

СРЕДНЕЕ

КОНКУРС

научно-методических, учебно-методических

и теоретических материалов

«Среднее профессиональное образование –

старт в будущее»

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

А.А. Скамницкий

I степени

Награждается

 

МОЖАЕВ А.В.

в номинации «Учебно-методические

и научно-методические материалы

для Приложения к журналу ВАК

«Среднее профессиональное образование»

по направлению

«СПО в системе непрерывного образования»

Главный редактор,

доктор педагогических наук,

профессор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения в отдельные общеобразовательные дисциплины

В статье рассмотрены материалы, позволяющие преподавателям общеобюразовательных дисциплин в системе СПО разрабатывать и вводить в практику своей основной деятельности прикладные модули профессионально...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» для профессий среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.07 «Математика» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫООД.07 «Математика» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины ОПП.05 ИНФОРМАТИКА по специальности: 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  35.02.08 Эле...