Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО
статья
Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», организованном ООО "ЭЦ Социология и аналитика". Статья представлена на конкурс «Среднее профессиональное образование – старт в будущее» (с 1 июня 2021 года по 31 октября 2021 года), в номинации "Учебно-методические и научно-методические материалы для Приложения к журналу «Среднее профессиональное образование». по направлению «СПО в системе непрерывного образования (школа – колледж – вуз – дополнительное профессиональное образование)», автор занял 1 место и награжден дипломом I степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_29_09_2021_statya_na_konkurs.doc | 688.5 КБ |
mozhaev_diplom_nominatsiya_prilozhenie_k_zhurnalu.docx | 141.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИХ В СИСТЕМЕ СПО
Преподаватель права ГБПОУ СКИСиГ,
эксперт ООО «ЭЦ Социология и аналитика»,
канд.ист.н. Можаев Антон Викторович
Без преувеличения можно сказать, что образование как сочетание обучения и воспитания – это именно то, что позволило «первобытным человеческим стадам» или «праобщинам» [23], в терминологии Льва Абрамовича Файнберга стать основой для создания и постоянного развития цивилизации, от первых одомашненных животных и окультуренных растений до современного состояния, включающего в себя проекты постройки станции на Луне [9].
Для поддержания достигнутого цивилизационного уровня все этапы образования, от дошкольного до послевузовского и дополнительного, в т.ч. профессионального, должны быть соединены пониманием того, что образование – это система, и как образование в целом состоит из различных уровней, так и каждый текущий уровень образования, кроме собственного содержания частично несет в себе содержание предыдущего и последующего уровней.
В этом плане наиболее типично среднее профессиональное образование, гармонично сочетающее в себе методики, средства и формы работы среднего общего (урочная форма работы, вовлечение обучающихся в общественную жизнь, внедрение активной гражданской и жизненной позиции), собственно среднего профессионального (обучение через сочетание знаний, умений и навыков как для избранной специальности, так и для профессии, осваиваемой в ее рамках) и высшего образования (подготовка выпускной квалификационной работы в виде научного исследования).
Но если с сочетанием знаний, умений и навыков среднего профессионального и высшего образования проблем не возникает [20], то в отношении аналогичного сочетания среднего общего и среднего профессионального образования такого в полной мере сказать нельзя. Именно это стало причиной появления Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее - Концепция) (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98) [1], в разделе 1 которой прямо указаны основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
Рассматривая образование в исторической перспективе, мы видим, что практически все науки разрабатывались исходя из необходимости практического применения результатов. Например, геометрия в древнем Египте [36], Вавилоне, цивилизациях Индии и Китая была направлена на расчет длины, ширины и глубины ирригационных каналов, а также площади зданий и сооружений, в т.ч. храмов и городских стен [6]. Соответственно, правомерно будет предположить, что при обучении детей и подростков им ставились соответствующие задачи практической направленности.
По мере развития науки, увеличения научных знаний совершенствовалась и система образования. В ходе промышленного переворота и появления понятия «научно-техническое развитие» [17] возникла необходимость прикладного изучения ряда учебных дисциплин, в основном, технических, в своем применении нацеленных на разработку новых и совершенствование уже имеющихся технологий и видов техники на их основе. Это вызвало к жизни появление реальных училищ как учебных заведений со сроком обучения 6–7 лет, где в старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы) [3].
В России практическая направленность получаемых обучающимися знаний видна хотя бы из первого учебника такого рода – «Арифметика» Л. Магницкого 1703 г. издания, который можно в современных реалиях представить как учебник одновременно для специальности СПО 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) (например, разделы «Тройная торговля в товарных овощах и с вывескою», «Торговля складная с приказчиками и людьми их») (слева) и специальности ВО 05.03.03 «Картография и геоинформатика» (разделы «О полуденном колесе и линии, о возвышении поля и величестве дня», «О величестве дня различных мест и о разделении земноводного глобуса в климаты») (справа) [15].
Знания, имеющие практическую направленность, воплощенные в разработку и совершенствование видов экономической деятельности, всегда лежали в основе расцвета народов и государств. Классические примеры – Древний Египет (открытие бронзы) [25], [12], [10]
Древний Рим (изобретение бетона, дороги, акведуки) [26], [32], [31]
Византия (государственные мастерские, обширная торговля) [19], [30], [37]
Нидерланды (судостроение, развитие торговли) [27], [38], [7]
Англия (Эдмунд Картрайт создал механический ткацкий станок, Джемс Уатт паровой двигатель) [11], [16].
Россия также не оставалась в стороне. Николай Николаевич Зинин (1812-1880), синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности из каменноугольного дегтя (до этого анилин получали из особых плодов тропических деревьев, что сильно тормозило развитие ткацкой промышленности) [18], [29], [33],
Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов [5], [24].
Пафнутий Львович Чебышев заложил основы теории машин и механизмов (на фото справа мы видим лодку, которая могла передвигаться мускульными усилиями ног сидящего в ней, при этом, в отличие от современных гидропедов, мускульные усилия передавались особым гребным манипуляторам) [21], [28], [22].
Алексей Николаевич Крылов разработал рациональные приемы и схемы для вычисления остойчивости и плавучести корабля [4], [2]. [13].
Советский период истории Росси ознаменован организацией и реализацией космической программы (слева направо): алюминиевый деформируемый сплав для спутника, титановые и магниевый деформируемый сплавы для корабля Ю.А. Гагарина «Восток» [8], [34], [14]. [35].
Разработка и внедрение прикладных модулей профессиональной направленности в программы общеобразовательных дисциплин позволит продолжить и развить традиции связи науки с производством, а также обеспечить повышенную востребованность выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда.
Возможно, именно благодаря этому следует ожидать появления новых открытий и изобретений, которые будут сделаны людьми, имеющими развернутую профессиональную подготовку, полученную в системе СПО, теоретические школьные и практические профессиональные знания которых тесно связаны между собой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Источники:
1. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования». – Электронный ресурс, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (дата обращения 27.09.2021).
Литература:
2. Академик Крылов. Во славу флота Российского. – Электронный ресурс, URL: https://cont.ws/@hodanov/1472052 (дата обращения 27.09.2021).
3. Александровское реальное училище (Тюмень). – Электронный ресурс, URL: http://russiahistory.ru/aleksandrovskoe-real-noe-uchilishhe-tyumen/ (дата обращения 27.09.2021).
4. Алексей Николаевич Крылов — популяризатор для инженеров. – Электронный ресурс, URL: http://vpk-sevastopol.ru/?page_id=2073 (дата обращения 27.09.2021).
5. Василий Владимирович Петров — первый русский электротехник. – Электронный ресурс, URL: https://elektroznatok.ru/info/people/vasilij-vladimirovich-petrov (дата обращения 27.09.2021).
6. Великолепие Вавилонских стен. – Электронный ресурс, URL: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/velikolepie-vavilonskih-sten.html (дата обращения 27.09.2021).
7. Голландский золотой век. – Электронный ресурс, URL: https://www.hisour.com/ru/dutch-golden-age-2975/ (дата обращения 27.09.2021).
8. Дуюнова В.А., Леонов А.А., Молодцов С.В. Вклад ВИАМ в разработку легких сплавов и борьбу с коррозией изделий ракетно-космической техники. – Электронный ресурс, URL: http://viam-works.ru/ru/articles?art_id=1524 (дата обращения 27.09.2021).
9. Задачи для лунной базы. – Электронный ресурс, URL: https://habr.com/ru/post/484052/ (дата обращения 27.09.2021).
10. Земледелие в Древнем Египте. – Электронный ресурс, URL: https://archeonews.ru/zemledelie-v-drevnem-egipte/ (дата обращения 27.09.2021).
11. История ткачества: машина времени. – Электронный ресурс, URL: https://unisto-petrostal.ru/pervyi-tkackii-stanok-kto-izobrel-istoriya-vozniknoveniya-tkackogo.html (дата обращения 27.09.2021).
12. Как древние люди изобрели бронзу. – Электронный ресурс, URL: https://secrethistory.su/2336-kak-drevnie-lyudi-izobreli-bronzu.html (дата обращения 27.09.2021).
13. Как обеспечивается непотопляемость? – Электронный ресурс, URL: http://www.matrixplus.ru/motokater-031.htm (дата обращения 27.09.2021).
14. Легкие металлы Титановый сплав. – Электронный ресурс, URL: http://mining-prom.ru/cvetmet/metallurgy/legkie-metally/ (дата обращения 27.09.2021).
15. Магницкий Леонтий Филиппович. Арифметика. – М.:, Издание П. Баранова, 1914. – Электронный ресурс, URL: http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Arifmetika_Magnitskiy/arifmetika.pdf (дата обращения 27.09.2021).
16. Модель паровой машины с деревянным котлом. – Электронный ресурс, URL: https://turandot-antique.ru/catalog/modeli-parovykh-mashin/model-parovoy-mashiny4/ (дата обращения 27.09.2021).
17. Научный прогресс. – Электронный ресурс, URL: es.123rf.com (дата обращения 27.09.2021).
18. Николай Николаевич Зинин – биография. – Электронный ресурс, URL: https://to-name.ru/biography/nikolaj-zinin.htm (дата обращения 27.09.2021).
19. О чем говорит нам экономика Византии. Государство, опередившее свое время. – Электронный ресурс, URL: https://reosh.ru/o-chyom-govorit-nam-ekonomika-vizantii-gosudarstvo-operedivshee-vremya.html (дата обращения 27.09.2021).
20. Пастухова, Ирина Павловна. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебно-методическое пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по группе специальностей - Образование и педагогика / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. – Электронный ресурс, URL: https://www.labirint.ru/books/809358/ (дата обращения 27.09.2021).
21. Пафнутий Чебышев – Электронный ресурс, URL: https://www.calend.ru/persons/1796/ (дата обращения 27.09.2021).
22. Пафнутий Львович Чебышев – гениальный русский математик. – Электронный ресурс, URL: https://nstarikov.ru/pafnutij-lvovich-chebyshev-genialnyj-russkij-matematik-123130 (дата обращения 27.09.2021).
23. Первобытное человеческое стадо – Электронный ресурс, URL: http://1vlk.ru/blog/chelovecheskoe-stado/ (дата обращения 27.09.2021).
24. Пестриков Виктор. Электрические дуги Петрова – к передаче речи. – Электронный ресурс, URL: https://www.computer-museum.ru/connect/duga.htm (дата обращения 27.09.2021).
25. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 1. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/01.php (дата обращения 27.09.2021).
26. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 5. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/05.php (дата обращения 27.09.2021).
27. Полянский Ф., Жамин В. Экономическая история капиталистических стран, гл. 16. – Электронный ресурс, URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/16.php (дата обращения 27.09.2021).
28. Пошло-Поехало! – Электронный ресурс, URL: https://modelist-konstruktor.com/razrabotki/poshlo-poexalo (дата обращения 27.09.2021).
29. Реакция Зинина. – Электронный ресурс, URL: https://himija-online.ru/imennye-reakcii/reakciya-zinina.html (дата обращения 27.09.2021).
30. Ремёсленное производство в Древней Греции. – Электронный ресурс, URL: https://vladhistory.com/remyoslennoe-proizvodstvo-v-drevnej-grecii/ (дата обращения 27.09.2021).
31. Римские строители. Дороги и акведуки. – Электронный ресурс, URL: http://saplinarim.blogspot.com/p/blog-page_66.html (дата обращения 27.09.2021)
32. Римский бетон. Кочетов В. А. – Электронный ресурс, URL: https://belgut.ru/uchebnik/534-rimskiy-beton-kochetov-v-a-kniga-1991-goda.html (дата обращения 27.09.2021).
33. Свойства и применение анилиновых красителей. – Электронный ресурс, URL: https://promplace.ru/krasiteli/anilinovye-krasiteli-2112.htm (дата обращения 27.09.2021).
34. Сплавы алюминия и их применение. – Электронный ресурс, URL: https://promplace.ru/vidy-metallov-i-klassifikaciya-staty/splavy-aluminiya-1504.htm (дата обращения 27.09.2021).
35. Способ производства слитков деформируемых магниевых сплавов. – Электронный ресурс, URL: https://findpatent.ru/patent/247/2479376.html (дата обращения 27.09.2021).
36. Счастье – это когда тебя понимают и поддерживают. – Электронный ресурс, URL: https://vena45.livejournal.com/497263.html. (дата обращения 27.09.2021).
37. Торговые связи Византии с государствами Азии в раннее Средневековье. – Электронный ресурс, URL: https://hystory.mediasole.ru/torgovye_svyazi_vizantii_s_gosudarstvami_azii_v_rannem_srednevekove (дата обращения 27.09.2021).
38. Экономическая история Нидерландов (1500–1815 гг.) – Электронный ресурс, URL: https://gaz.wiki/wiki/ru/Economic_history_of_the_Dutch_Republic (дата обращения 27.09.2021).
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СРЕДНЕЕ
КОНКУРС
научно-методических, учебно-методических
и теоретических материалов
«Среднее профессиональное образование –
старт в будущее»
А.А. Скамницкий
I степени
Награждается
МОЖАЕВ А.В.
в номинации «Учебно-методические
и научно-методические материалы
для Приложения к журналу ВАК
«Среднее профессиональное образование»
по направлению
«СПО в системе непрерывного образования»
Главный редактор,
доктор педагогических наук,
профессор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподав
Программное обеспечение дополнительной подготовки в области информатики...
Проектирование и создание макета подставки для карандашей - разработка занятия кружка профессиональной направленности
Методическая разработка занятия кружка профессионально – технической направленности. Методическая разработка для краевого конкурса методических материалов по применению информационно-коммуникацинных т...
Актуальные вопросы разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения в отдельные общеобразовательные дисциплины
В статье рассмотрены материалы, позволяющие преподавателям общеобюразовательных дисциплин в системе СПО разрабатывать и вводить в практику своей основной деятельности прикладные модули профессионально...
Методика разработки задач с профессиональной направленностью для профессии и специальностей технического профиля СПО
Документ является методическим пособием для преподавателей физики (естествознания) СПО. Содержит методические рекомендации по разработке задач с профессиональной направленностью....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ) для профессиональных образовательных организаций К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия» Специальность естественно-научного профиля обучения 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное
Фонд оценочных средств к РП ,35.02.12...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» для профессий среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...