Доклад к педагогическому совету «Профессиональная направленность в преподавании»
статья на тему

В профессиональном учебном заведении качество подготовки специалистов характеризуется, прежде всего, уровнем образованности, воспитанности и раз­вития личности каждого выпускника, т. е. по сущест­ву выражает результат образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_doklad_k_pedsovetu1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Качество профессионального образования на современном этапе развития рыночной экономики становится наряду со стоимостью образовательных услуг главным конкурентным преимуществом средних специальных учебных заведений.

В профессиональном учебном заведении качество подготовки специалистов характеризуется, прежде всего, уровнем образованности, воспитанности и развития личности каждого выпускника, т. е. по существу выражает результат образовательного процесса.

Результат любого организованного социального процесса зависит от его субъектов, целей и мотивов их деятельности, параметров объекта (предмета), адекватных им действий и операций (технологии), а также от имеющихся ресурсов.

Следовательно, при анализе качества образовательного процесса необходимо выделить и оценить следующие факторы:

  • субъекты образования, мотивы и качество их деятельности;
  • цели и содержание образования;
  • образовательные технологии;
  • материально-техническая база учебного заведения, информационные и финансовые ресурсы.

1. Субъектами образовательного процесса выступают преподаватели и студенты. Их совместная деятельность, направленная на усвоение студентами учебного материала (предмета), на воспитание и развитие личности каждого обучаемого, выражает сущность образовательного процесса.

Ключевой фигурой, обеспечивающей высокое (или низкое) качество образования в учебном заведении, является преподаватель, точнее педагогический коллектив в целом. В этом плане большое значение имеет уровень научной квалификации (компетентности в области преподаваемой дисциплины) и педагогического мастерства преподавателей. Поэтому важно активизировать научно-методическую работу в каждом учебном заведении, организовывать постоянно действующие методические семинары, обеспечивать преподавателей соответствующей литературой, в том числе по психологии и педагогике, изучать и обобщать передовой педагогический опыт, осваивать и внедрять новые педагогические технологии и т. д.

Другим главным субъектом образовательного процесса являются студенты. Для оценки (и самооценки) уровня их воспитанности и образованности нами определен перечень соответствующих параметров. К ним относятся: нравственные, интеллектуальные, коммуникативные и организаторские качества, черты характера и способности, состояние физического и психологического здоровья.

2. Цели и содержание профессионального образования. При оценке качества целей профессионального образования необходимо учитывать такие характеристики, как:

  • иерархичность целей;
  • их личностно-деятельная направленность;
  • единство обучения, воспитания и развития студентов;
  • диагностичность целей (возможность измерения и оценки результатов образования);
  • их реализуемость (осуществимость целей с учетом сроков обучения и имеющихся ресурсов).

Следует отметить слабую разработанность проблемы определения образовательных целей в педагогической теории и практике. Даже в ГОС СПО не обозначены задачи воспитания и развития студентов, лишь требования к знаниям и умениям выпускников. Такая тенденция имеет место на всех уровнях управления образовательным процессом.

Как же определить цели профессионального образования?

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» цель профессионального образования сформулирована следующим образом: «...подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».

При проектировании целей профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельности подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности. Личностно-деятельностям направленность профессионального образования имеет важное методологическое и практическое значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса.

Как отмечает академик РАО A.M. Новиков, российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется - от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знания же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающегося.

В новых общественно-социальных условиях возник мощный слой образовательных компонентов, необходимых сегодня в любой трудовой деятельности и получивших название «базисных квалификаций». Сюда относятся базовые (ключевые) компетентности, которыми должен владеть каждый специалист независимо от профиля своей деятельности:

  • умение и способности заниматься самообразованием;
  • информационно-компьютерная         компетентность;
  • креативная   компетентность   (способность   к творческому мышлению, предвидению, умение ставить и решать нестандартные задачи);
  • коммуникативная компетентность (внимательное отношение и интерес к людям, способность устанавливать   и   поддерживать   нормальные
    взаимоотношения с людьми, вести с ними деловое и неформальное общение, понимать психологическое состояние собеседника и адекватно реагировать на него, умение изучать и учитывать     в      коммуникации      социально -
    психологические особенности людей, умение слушать, проводить деловые беседы, переговоры, совещания и дискуссии, составлять деловые письма и т. д.).

Развивающаяся в России рыночная экономика ставит перед выпускниками ссузов новые проблемы. Одна из них - отсутствие гарантии трудоустройства выпускника по специальности. Следовательно, современный специалист должен обладать профессиональной мобильностью, т. е. способностью оперативно менять профиль своей деятельности. Для формирования и развития профессиональной мобильности, будущих специалистов, на наш взгляд, необходимо:

  • в образовательных стандартах и программах предусмотреть достаточно широкую профилизацию;
  • наряду с основной специальностью давать студентам   дополнительную   специальность,   например  по  иностранному  языку,  экономике, менеджменту, маркетингу и т. д.;
  • совершенствовать содержание и методы обучения студентов путем внедрения современных образовательных технологий.

Вторая проблема: конкуренция на рынке труда. Специалист может претендовать на рабочее место, если он по уровню профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств соответствует предъявляемым требованиям. Сегодня недостаточно иметь диплом о профессиональном образовании. Дипломированных специалистов много, но мало высококвалифицированных, творчески мыслящих, способных решать новые, нестандартные задачи.

Содержание образования отражается в государственном образовательном стандарте, в учебных планах и программах, в учебниках и других носителях информации. Следовательно, от них и зависит качество содержания образования.

Существенным недостатком содержания образования является его дифференцированность: за 3-4 года обучения студенты обязаны изучить и усвоить свыше 30 дисциплин, сдать большое количество зачетов и экзаменов (по отдельным дисциплинам два, раза). При такой раздробленности содержания образования о качестве знаний и умений, о профессиональной компетентности молодых специалистов можно рассуждать весьма относительно. Выход из такого положения видится в интеграции родственных   дисциплин,   в   особенности   общепрофессионального, экономического и специального циклов. Критерием их объединения может выступать вид профессиональной деятельности выпускника (специализация). Кроме того, необходимо учитывать мнение работодателей, их требования к качеству подготовки специалистов. Для этого учебному заведению следует налаживать тесные связи с предприятиями, куда поступают на работу его выпускники.

3. Образовательные технологии. Технология образования - это способ реализации его содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения для наиболее эффективного достижения образовательных целей.

Комплексный показатель качества образовательной технологии может быть разделен на ряд компонентов и три уровня качества.

Первый уровень соответствует традиционному уровню качества профессионального образования и обеспечивается учебно-методическим комплексом (УМК), включающим учебную программу, конспект лекций и учебник. В обучении используются простейшие средства (речь преподавателя, доска, плакаты); очень много времени уходит на трудоемкую фиксацию студентом информации.

Второй уровень обеспечивается новым УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке и проведению занятий, аудио- и видеокассеты, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, электронная почта, телевидение, видеомагнитофон.

Третий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные технические средства (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер, действия преподавателей и студентов.

При интегральной оценке качества образовательных технологий целесообразно учитывать наличие и качество обычных и электронных учебников, лабораторного оборудования, компьютерных классов, уровень качества УМК.

Несмотря на определенные достижения педагогической науки и практики в разработке более эффективных образовательных технологий, таких как информационно-компьютерные, игровые, проблемно-эвристические, модульно-концентрированные и т. д., основными методами обучения остаются устное изложение материала преподавателем с применением средств наглядности и самостоятельная работа студента с учебной литературой. В результате знания студентов часто бывают поверхностными, быстро забываются.

Внедрение новых технологий не только приведет к повышению эффективности  педагогического труда, но и будет способствовать мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. При этом акцент переносится с преподавания готовых знаний на самостоятельную работу самих студентов по добыванию новых знаний и их использованию при решении постепенно усложняющихся задач (проблем).

Обеспечение качества образовательной технологии связано также с воспитательной работой. При ее оценке целесообразно учитывать следующие показатели и факторы:

•        уровень (высокий, средний или низкий) сформированной личностных качеств;

•        ориентация  на  индивидуальные  особенности студентов (их интересы, способности, уровень умственного развития и т. д.);

•        состояние здоровья студентов;

•        качество воспитательной работы со студентами, в том числе кураторства;

•        уровень развития студенческого самоуправления;

•        посещаемость занятий;

•        состояние психологического климата в студенческом коллективе,  в том  числе  отношения студентов друг к другу, к преподавателям, к учебе и т. д.

4. Материально-техническая база учебного заведения. Она включает объем площадей и их структуру по форме собственности, мебель и инженерное оборудование офисных помещений и аудиторий, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеет уровень и количество технических средств обучения: возможность использования студентами технических средств (компьютер с выходом в Интернет, комплект СД-дисков, электронный сайт) при изучении дисциплины в отсутствие преподавателя, что развивает самостоятельность студентов, способствует их саморазвитию, позволяет выбирать индивидуальную траекторию при освоении курса.

Модернизация материально-технической базы всех уровней профессионального образования является важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов. При этом целесообразно реализовывать следующую инновационную финансовую политику в сфере образования:

•        обеспечение  финансово-экономической  самостоятельности учебных заведений;

•        законодательное разрешение различных форм организации и финансирования учебных заведений (много учредительство, участие в бизнес-сообществах, сочетание   образовательных   и иных услуг);

•        введение системы налоговых льгот для спонсоров и инвесторов;

•        частно-государственное партнерство в области образовательного кредитования.

Для последовательного повышения эффективности деятельности всех подразделений, преподавателей, сотрудников и студентов в каждом учебном заведении необходимо создать систему менеджмента качества образования. При этом необходимо решить следующие задачи:

•        последовательное     совершенствование     всех компонентов  образовательного  процесса:   содержания, методов, средств и организационных

форм обучения и воспитания студентов;

•        определение и использование количественных и  качественных показателей учебно-воспитательного процесса;

•        разработка и внедрение процедуры систематического мониторинга качества образовательного процесса;

•        более полное использование управленческого и научно-педагогического потенциала руководителей, преподавателей и сотрудников; систематическое повышение их квалификации;

•        рациональное использование ресурсов; обеспечение    образовательного    процесса    учебно-методическими комплексами;

•        разработка и внедрение новых образовательных технологий:  информационно-компьютерной, дистанционной, игровой, информационно-

проблемной и т. д.

•        выявление слабых сторон и недостатков образовательного процесса и определение путей их устранения.

Сегодня основным содержанием трудовой деятельности специалиста является умственный компонент, основанный не столько на эмпирическом накоплении материала, сколько на увеличении объема теоретических и специальных знаний, дающих возможность для творческого осмысления производственного процесса. Целью труда при этом является не выполнение отдельных операций, а результат всего технологического цикла как единого целого. Такая цель делает работника субъектом творчески осмысленных действий, субъектом контроля и наладки, а при необходимости и переналадки технологии материального и духовного производства. Руководство сложными процессами производства требует расширения профессиональных функций специалиста.

Меняются и формы организации труда. Резко возрастает коллективная ответственность всего персонала за соблюдение технологии производственного процесса и сохранность дорогостоящего оборудования, за конечные результаты труда. В производстве утверждается доминанта личности в обеспечении жизнедеятельности технико-производственного цикла. Предприятия все больше заинтересованы в кадрах с аналитическими способностями, умеющих вести поиск нового, знающих весь технологический цикл. По сути дела, интеллектуализация производства, насыщение его кадровым персоналом с высокими профессиональными и творческими характеристиками - это стратегическая политика современного российского общества

Подготовка специалиста, отвечающая потребностям производства, возможна в ходе совместной деятельности учреждений СПО с работодателями. Изменение социальных отношений работников, работодателей и государства с началом реформирования экономики, ее переходом к рыночным отношениям потребовало радикального пересмотра механизма социального партнерства как эффективной системы правового регулирования социально-трудовых отношений.

Современные принципы социального партнерства предполагают равноправие участников, опору на правовую базу, добровольность принятия обязательств по договорам и широкое использование договорных процедур. Социальный диалог по вопросам профессионального образования становится все более стратегическим, так как конкурентоспособность производственных товаров на рынке все в большей мере определяется квалификацией рабочей силы и ее мотивацией. На самих предприятиях социальное регулирование перемещается из области зарплаты и занятости в область компетенции и квалификации, основным средством достижения которых является непрерывное профессиональное образование.

Работодатели все более осознают, что инвестирование в профессиональное образование является условием конкурентоспособности самого предприятия.

Социальное партнерство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Для самой системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования. Оно дает постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет корректировать структуру профессий и объем подготовки кадров; позволяет учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов (совместная разработка стандартов профессионального образования, учебных планов и программ); обеспечивает прохождение производственной практики на оборудовании, действующем в современном секторе экономики; создает механизм независимой оценки качества подготовки специалистов; формирует целевую подготовку специалистов для конкретного предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников.

Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее жесткую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников. Значит, необходимо создавать и внедрять новые механизмы формирования опережающего заказа на подготовку специалистов и контроля ее качества. И эту задачу без тесного, многостороннего социального партнерства решить нельзя. С востребованностью выпускника на производстве тесно связана и востребованность самого учреждения профессионального образования на рынке образовательных услуг, его способность расширять свой сектор рынка.

Эффективное социальное партнерство позволяет поднять качество профессионального образования и за счет совместного выявления потенциальных рабочих мест для специалистов со средним профессиональным образованием, анализа квалификационных требований и требований к специалистам со стороны работодателей.

В результате определяется состав специальностей и специализаций, формирующих опережающую подготовку специалистов.

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Основными направлениями качественного обновления содержания среднего технического образования, обозначенными в ГОС СПО, являются:

  • расширение профессиональной составляющей подготовки специалистов, обеспечивающее повышение их мобильности в сфере труда;
  • базовая    общепрофессиональная    подготовка, являющаяся  основой  профессиональной деятельности специалиста;
  • гуманитарная и естественно-научная подготовка;

• подготовка в области информационных технологий применительно к конкретной области профессиональной деятельности.

Решение этих задач позволяет сформировать содержание среднего профессионального образования как практико направленное, обеспечивает широкий функциональный профиль специалиста и возможность использования методов информатики и телекоммуникационных средств.

Важным фактором совершенствования среднего профессионального образования является расширение в ГОС СПО академических свобод средних специальных учебных заведений, что важно для формирования содержания образования в соответствии с региональными условиями и потребностями работодателей. В эту логику укладывается направление разрабатываемых в настоящее время ФГОС СПО нового поколения.

Приступая к проектированию образовательной программы, администрация учебного заведения изучает ГОС СПО, анализирует квалификационные требования к специалистам и содержание учебных дисциплин, сопоставляет их с требованиями работодателей. На этой основе определяются дисциплины регионального компонента, дисциплины по выбору студента, дисциплины специализации, а также дополнительные дидактические единицы в учебных дисциплинах.

В процессе проектирования участвуют преподаватели, методисты, ведущие специалисты предприятий - социальных партнеров, преподаватели профильных вузов. В результате кропотливого творческого процесса в рамках научно-методических советов, заседаний кафедр, рабочих совещаний создается учебно-планирующая документация.

Необходимость обеспечения качественной реализации образовательных программ, ориентация на конечные результаты обусловливают интерес к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения j образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

Комплексное   учебно-методическое   обеспечение состоит из трех компонентов: учебно-методическая документация, базирующаяся на нормативной документации, средства обучения, средства контроля.

На основе ГОС  СПО,  содержащего  примерный j учебный  план  по   специальности,   примерные   программы учебных дисциплин, перечень оборудования  кабинетов и лабораторий, создается рабочий учебный план по специальности, рабочие учебные программы и календарно-тематические планы по каждой дисциплине с учетом межпредметных связей.

К средствам обучения следует отнести учебно-методическую литературу, учебно-наглядные пособия, лабораторное и учебно-производственное оборудование и материалы, технические средства обучения.

Целенаправленный отбор, систематизация, разработка и использование преподавателями производственной документации являются важными аспектами

оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Система средств контроля должна обеспечивать объективный мониторинг усвоения студентами учебного материала на уровнях, определяемых ГОС СПО и работодателями.

Для оптимизации комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям необходимо разрабатывать компьютерные контролирующие программы, совершенствовать традиционно используемые и создавать новые эффективные средства контроля.

В современном обществе информация становится важным и значительным товаром, а информационные технологии и услуги образуют лидирующий сектор экономики. Совершенствование системы среднего профессионального образования, создание модели практиконаправленной подготовки специалистов предполагает разработку и внедрение новых технологий обучения, базирующихся на использовании передовых достижений в области информационных технологий. Интерактивные системы, электронные библиотеки, учебники и методические пособия, обучающие и контролирующие системы, Интернет становятся обязательной частью современного учебного процесса, тесно связанного с современным производством и его технологиями.

Потребности машиностроительного производства в кадрах среднего звена - техниках постоянно растут. И не в последнюю очередь это связано с заменой традиционного обрабатывающего оборудования на оборудование нового поколения (станки с числовым программным управлением и станки типа «обрабатывающий центр», оснащенные средствами вычислительной техники). Все этапы жизненного цикла изделия, от разработки технической документации до выпуска готовой продукции, реализуются при сквозной информационной поддержке. Техник по обслуживанию и эксплуатации автоматизированных комплексов, обладая совокупными знаниями в области машиностроительного производства и программирования процесса обработки изделий, способен активно участвовать в технологическом процессе, работать и обслуживать металлообрабатывающее оборудование на качественно новом уровне с учетом всех достижений в области информационных технологий.

В рамках практиконаправленной подготовки специалистов можно выделить два направления:

  • формирование  деятельностных   компетенций, т. е. системы умений и навыков в профессиональной деятельности;
  • формирование социальных компетенций - системы умений и навыков оперативной адаптации специалистов в рабочем коллективе.

Обеспечение деятельностных компетенций достигается применением интенсивных информационных и развивающих методов обучения. Одним из таких методов, применяемых в учреждениях СПО, является система интегророванного обучения.

Модель процесса интегрированного обучения включает:

  • выявление, установление, фиксацию межпредметных связей в учебном процессе;
  • ориентацию   преподавателей  на  реализацию установленных   связей   в   интегрированном обучении;
  • разработку системы интегрированного обучения.

Интегрированное обучение может развиваться по двум направлениям:

  • вовлечение в обучение большого количества
    профилирующих дисциплин в рамках специальности;
  • использование новых форм процесса интеграции.

Формирование социальной компетентности - требование складывающегося рынка труда в новых экономических условиях. Перед средним профессиональным образованием поставлена задача - обеспечить социализацию навыков, практических умений обучающихся в профессиональной области и в сфере социальных отношений. Овладение специальностью, таким образом, становится и целью, и средством самоутверждения человека как личности.

В подготовке специалистов среднего профессионального звена особое значение приобретает выработка у них способности к оперативной социальной и профессиональной адаптации в условиях быстро меняющихся производственных реальностей, в сложных лабиринтах отношений трудового коллектива, внешней среды в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.

Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....

Доклады на педагогические советы

Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Доклады на педагогических советах и советах мастеров

Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...

Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".

Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....