Рабочая программа по ОП.06 Экология
рабочая программа
Рабочая программа по ОП.06 Экология составлена для обучения студентов 2 курса (база 9 классов) специальности "Фармация" по новому ФГОС (2022г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 ЭКОЛОГИЯ
профиль обучения: профессиональный учебный цикл
для специальности 33.02.01 Фармация
среднего профессионального образования
базовой подготовки
2023
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум»
Составитель: Вахитова Элиза Данисовна, преподаватель ГБПОУ «ЗМТ».
Рабочая программа рекомендована цикловой методической комиссией профессионального цикла и ПМ.
Утверждена: протокол № _______ от «____» _______________ 20__года.
Председатель ЦМК: _______________ /__________________/
(подпись) (расшифровка)
СОДЕРЖАНИЕ | СТР. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 ЭКОЛОГИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина ОП.06 Экология является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы общепрофессиональной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ОК 08 ПК 1.11 ЛР 1 ЛР 2 ЛР 4 ЛР 9 ЛР 10 | • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач | • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём в часах |
Объем образовательной программы общепрофессиональной дисциплины | 24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 24 |
в т.ч.: | |
теоретическое обучение | 20 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Введение в экологию | 2 | ||||||
Тема 1.1. Введение в экологию | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Введение в предмет, цели, задачи, методы изучения. Характеристика традиционной (биоэкологи) и современной экологии. Факториальная экология – учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы. Аутэкология – экология организмов. Демэкология – популяционная экология. Синэкология – учение об экосистемах (биоценозах). Глобальная экология – учение о биосфере. | 2 | |||||
2 | Взаимосвязь экологии с другими науками. Место экологии в системе естественных наук. Основные понятия естествознания, их использование в экологической науке. | ||||||
3 | Современные направления в развитии экологии. Общественно-гуманитарная направленность современного экологического знания. Экологические и социально-экологические исследования, их роль в формировании современной научной картины мира. | ||||||
Раздел 2. Организм и среда | 5 | ||||||
Тема 2.1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды, пути их приспособления | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем: молекулы, клетки, ткани, органы, организмы, популяции, сообщества, экосистемы, биосфера. Общие свойства организмов как живых систем: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция и др. | 2 | |||||
2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Правило оптимума. Понятие лимитирующих факторов. | ||||||
Тема 2.2. Основные среды жизни | Содержание учебного материала | 3 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Экологические факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. | 2 | |||||
2 | Среды жизни и адаптация к ним организмов. Водная среда, наземно-воздушная, почвенная среда. Организмы как среда обитания. | ||||||
3 | Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов, ритмы жизни. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
1. Исторический путь развития науки экологии. Структура современной экологии как науки. 2. Причины современного экологического кризиса. Антропогенное воздействие на биосферу. Основные виды вмешательства человека в экологические процессы. 3. Экология и устойчивое развитие. Государственная концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие региона. | |||||||
Раздел 3. Сообщества и популяции | 10 | ||||||
Тема 3.1. Виды, популяции и сообщества | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Структура вида. Понятие ареала виды. Видообразование. Темпы видообразования и вымирания видов. Экологическая ниша. Закон обязательного заполнения экологических ниш и принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе. Популяция, ее характеристики. | 2 | |||||
2 | Сообщества. Типы биологических отношений в сообществах. Трофические отношения между организмами. Продуценты, консументы, редуценты. Конкуренция и распространение видов в природе. Колебания численности в системе «хищник-жертва». Пищевые цепи и сети. Эффект дублирования. Примеры организации биоценозов. | ||||||
Тема 3.2. Экологические системы, процесс передачи вещества и энергии в них | Содержание учебного материала | 3 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Понятие об экосистемах, их состав. Разнообразие экосистем, их основные типы в связи с типологией почв и ландшафтов. Сбалансированность экосистемы. Основные факторы, обеспечивающие ее устойчивость. | 2 | |||||
2 | Круговорот веществ и поток энергии. Роль различных групп живых существ в преобразовании солнечной энергии. Биопродуктивность .Пирамиды численности, пирамиды биомассы, пирамиды энергии. | ||||||
3 | Общие принципы функционирования экосистем. Динамика экосистем: циклические и поступательные изменения | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Энергия в экологических системах. | |||||||
Тема 3.3. Агроценозы, агроэкосистемы, сукцессии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Агроценозы, агроэкосистемы, состав, отличие от экосистем. | 2 | |||||
2 | Саморазвитие экосистем - сукцессии. | ||||||
Тема 3.4. Биосфера, закономерности развития | Содержание учебного материала | 3 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Строение Земли, ее оболочки, их взаимосвязь. Структура биосферы, ее функциональная целостность. Динамическое равновесие водо- и газообмена. | 2 | |||||
2 | Учение В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговороте вещества и потоке энергии. Роль живых организмов в биогеохимических циклах. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Биогеохимическая функция биосферы. Многообразие биологических видов как основа организации и устойчивости биосферы. | |||||||
Раздел 4. От биосферы к ноосфере. | 5 | ||||||
Тема 4.1. Человечество в биосфере, отличие от других живых существ | Содержание учебного материала | 3 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Человек и окружающая природная среда. Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция по А.И. Опарину. | 2 | |||||
2 | Экологические ниши человека. Среда жизни современного человека. | ||||||
3 | Проблемы экологического развития. Составляющие, отличающие человека от других живых существ. Особенности пищевых и информационных связей человека. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
Экологическое воспитание и образование. Принципиальные подходы к координации природоохранной деятельности. | |||||||
Тема 4.2. Экологические проблемы современного мира и пути их решения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.11, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 10 | ||||
1 | Воздействие человека на природу на различных этапах существования человеческого общества. Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Виды и масштабы антропогенного воздействия на природу: прямое уничтожение представителей биоты, изменение среды обитания, перераспределение веществ, производство новых небиодеградирующих веществ, воздействие на климат и биогеохимические циклы. | 2 | |||||
2 | Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации. Модели глобального прогнозирования. Экологические проблемы и другие глобальные проблемы современности. Особенности экологических проблем в России: природно-территориальные; социально-экономические, демографические аспекты. Особенности неблагоприятные в экологическом отношении территории. Роль каждого человека в разрушении природы. | ||||||
Зачет | 2 | ||||||
Всего | 24 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы общепрофессиональной дисциплины Экология предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. рабочее место преподавателя;
2. посадочные места по количеству обучающихся;
3. доска классная;
4. учебные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты).
Технические средства обучения:
1. компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания:
- Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб.пособие - Ростов н/Д:
- Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования – М.: Дашков и К,2013.
- Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
- Бродский А.К. Общая экология, М., Академия, 2012 г.
- Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2011.
- Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.
7. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
8. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии - Ростов н/Д –2012.
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
3.2.2. Основные электронные издания:
1.www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
2.www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
3.www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
3.2.3. Дополнительные источники:
- Гальперин М.В., Общая экология. М, Форум, 2012.
- Гурова Т.Ф. Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие для среднего профессионального образования, Оникс, 2012
- Воронков Н. А., Основы общей экологии, Рандеву-АМ, 2013г.
- Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Глазачев С.Н. Основы общей экологии, М, Устойчивый мир, 2000Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев. Ученик для вузов .М. 2005.
- Розанов С.И. Общая экология, Спб, Лань, 201г.
- Степановских А.С. Общая экология: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
- Пономарева И.Н. Общая экология Мой учебник, 2012г.
- Петунин О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии, Феникс, 2013 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
• сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, сформированные систематические знания; «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания; «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, общие, но не структурированные знания; «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, фрагментарные, не сформированные знания. оценка «5» - 90-100% правильных ответов; оценка «4» -80-89% правильных ответов; оценка «3» - 70-79% правильных ответов; оценка «2» - менее 70 % правильных ответов. | • Текущий контроль по каждой теме: - - письменный опрос; - - устный опрос; - -решение ситуационных задач. Итоговый контроль – зачет, который проводится на последнем занятии и включает в себя контроль усвоения теоретического материала |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
• овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач | Оценка «5» - умение применять теоретические знания при выполнении практического задания и связывать их с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью; оценка «4» - умение в целом применять теоретические знания, но не всегда точно аргументировать их при выполнении практического задания; оценка «3» - при выполнении практического задания теоретические знания применяются не всегда; оценка «2» - неумение применять теоретические знания при выполнения практического задания. | - письменный опрос; - устный опрос; - тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"
Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....
Рабочая программа Экология и автомобиль
Программа "Экология и автомобиль" ФГОС-3 для профессии "Автомеханик"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант- эколог
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГО ) по профессии среднего профессионального образования (СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,...
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО
Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО...