Профориентационная работа
материал

Строгонова Диана Юрьевна

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НА ПУТИ

К ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Строгонова Д.Ю., мастер производственного обучения

 ГБПОУ РБ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

В современном обществе существуют проблемы, с которыми сталкиваются выпускники школ, к их числу относится неопределенность в выборе будущей профессии и своем предназначении. Далеко не каждый старшеклассник понимает, кем он хочет стать. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. К ним относятся: система профориентации, которая вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов культуры в процессе подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов - это и собственные интересы, и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии - это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.

При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания, а на престиж и прибыльность будущей профессии. Сами же дети не всегда адекватно выбирают направление, зачастую следуя веяниям моды или действуя под влиянием друзей и кумиров.

Еще одна проблема - это слабая осведомленность родителей и школьников. Очень часто возникает ситуация, когда ученик не обращает внимание на те или иные специальности лишь потому, что не знает, чем занимаются люди этих специальностей.

Основополагающими целями профориентации являются - формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и необходимостью общества в определенных кадрах, требованиям к современному индивидууму. Значительному затормаживанию развития профориентации является тот факт, что она, как правило, не рассчитана на индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

По результатам опрошенных около 75% людей выбирают свою будущую профессию обращая внимание на выбор сверстников или слушая советы родителей и преподавателей, или возлагают всю ответственность на результаты ЕГЭ, кто-то выбирает вуз на комфортном расстоянии от дома. 50% и вовсе не имеют понятия о сути своей профессии и её предназначение. Около 60% молодых специалистов хотят поменять свою профессиональную деятельность уже после первого года работы. И только 17% выбрали профессию, ещё учась в школе. Перечисленные факты лишь подтверждают важную роль средней школы.

Профессиональная ориентация выпускников раскрывает перспективы, которые могут быть реализованы благодаря его способностям. Это касается как результатов учащегося, так и путей их достижения. Качественная профессиональная ориентация старшеклассника - это есть его карьерный рост, выбор социально значимой профессии, возможность получения дополнительного образования.

В нашем колледже профориентационная работа занимает важное место в наборе студентов. Созданы сайты где абитуриенты могут посмотреть работу, жизнь  в колледже. Организовываются выезды по школам Бурятии, где по каждой профессии мастера производственного обучения показывают мастер-классы. Это способствует не просто прочитать описание будущей специальности, но и посмотреть «изнутри» рабочий процесс и пообщаться с уже опытными специалистами в этой области. Также проводятся беседы и мастер-классы онлайн с ребятами из разных городов России, по программе «Билет в будущее».  

Список литературы:

1. Карушева А.В., Севостьянова Е.П. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений // Молодой ученый, 2016. № 4. С. 687-691.

2. Воронкова О.Б., Жиляков И.Ю. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / под ред. И.Ю. Жилякова. М.: Феникс, 2010. С. 315.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. С. 200-304.

4. Волегов В.С. Подходы к определению пространства профессионального самоопределения/ под. ред. В.С. Волегов. Вестник Пермского национального исследовательсткого политехнического университета: Социально-экономические науки, 2016. С. 53-61.

5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М. Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. 218 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 99-544.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поварское дело – это искусство, а не ремесло»

Слайд 2

Поварское дело – это специалист и мастер по приготовлению пищи. Занимает 17 место в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий

Слайд 3

В обязанности специалиста входит - приготовление блюда по специальным рецептам. Однако, он может видоизменять их по своему вкусу, то есть подходить к процессу творчески. Работа повара состоит из нескольких этапов: Получение исходных продуктов; Поддержание технологии и рецептуры приготовления блюд; Обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов; Правильная эксплуатация кухонного оборудования; Обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами; Реализация продукции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта профориентационной работы

Проведение профориентационной работы в школах среди будующих абитуриентов техникума...

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово

Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.

Профориентационная работа в  Вольском медицинском колледже....

Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе

Применение средств краеведения в профориентационной работе...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

а последние годы сложился и продолжает развиваться рынокобразовательных услуг. В этой сфере стали действовать законы рыночнойэкономики, появилась конкурентная среда, существенно изменилисьтребов...