Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
методическая разработка на тему
Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения молодежи к сознательному выбору профессии с учетом индивидуальной особенности личности школьников инеобходимости распределения трудовых интересов общества. профориентационная работа рассматривается как дело государственной важности, имеющее приоритетное значение как неотделимая часть образователного процесса, опирающегося на научноосмысленную деятелность человека и охватывающего основные аспекты профориентационной работы. Модернизация сегодня российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношения между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_khrabrykh_yu.s.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
« Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки работников профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
Выполнили:
Храбрых Ю.С., мастер п/о ГБОУ СПО
« Топкинский технический техникум»
подразделение с. Тарасово;
Головлева Н.А., мастер п/о ГБОУ СПО
« Топкинский технический техникум»
подразделение с. Тарасово;
Кемерово, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Организация и планирование профориетационной работы в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово……………………………………………………………………..4
1.1. Цели и задачи профориентационной работы в учреждении………..4
1.2. Основные направления профориентационной работы ………………..4
1.3. Формы, методы профориентационной работы ………………………...5
1.4. Содержание деятельности………………………………………………..7
2. Содействие трудоустройству и социальное партнёрство……………….10
2.1. Основная цель и задачи в содействии трудоустройству выпускников…………………………………………………………………..10
2.2. Социальное партнерство………………………………………………..11
2.3. Отчет о выпуске и трудоустройстве выпускников……………………...
ГБОУ СПО «ТТТ» подразделение с.Тарасово ……………………………12
Заключение…………………………………………………………………....13
Список литературы…………………………………………………………..15
Приложение 1 Профессиональные намерения»……………………………16
Приложение 2 Программа курса для обучения выпускников учреждений СПО основам эффективного поведения на рынке труда………… ………22
Приложение 3 Организация и проведение профориентационных
экскурсий для обучающихся техникума…………………………………..32
Введение
Быстро меняющийся мир, в том числе и сфера труда, осложняют процесс поиска себя в социуме. Основой прогресса XXI века выступает идея непрерывного профессионального образования, а ее эффективность зависит от профессиональной ориентации школьников.
Профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация молодежи - это педагогическая проблема подведения молодежи к сознательному выбору профессии с учетом индивидуальных способностей личности школьников и необходимости распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Профориентационная работа рассматривается как дело государственной важности, имеющее приоритетное значение, как неотделимая часть образовательного процесса, опирающегося на научно-осмысленную деятельность человека и охватывающего основные аспекты профориентационной работы.
Ситуация, сложившаяся в современном обществе, затрудняет для школьников выбор специализированного учебного заведения и будущей профессии. Изучение литературы и существующей практики показывает, что в значительной степени профессиональная ориентация учащихся происходит за счет хаотично усваиваемой ими информации, которую школьники получают из окружающего их социума, домашнего окружения, личных впечатлений, теле-, радиопередач, Интернета, реже - из газет и журналов. Социально-педагогическая задача заключается в объединении и систематизировании этой разрозненной информации.
На выбор учащегося влияет и социальная потребность: возможность продвигаться социально и быть защищенным от угрозы безработицы. В связи с этим семья старается всячески предостеречь учащегося от ошибочного профессионального выбора.
Модернизация сегодня российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения.
1.Организация и планирование профориентационной работы в ГБОУ СПО Топкинский технический техникум подразделение с.Тарасово
1.1. Цели и задачи профориентационной работы в учреждении
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профотбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счёте ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.
Основной целью профориентационной работы ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» является привлечение преподавательского состава, а также обучающихся техникума к активному участию в научно- обоснованной системе мер профессиональной ориентации молодёжи района.
Задачи профориентационной работы:
- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;
- комплектование групп 1 курса;
- конструирование системы профориентационной работы;
-пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;
- повышение качества контингента обучающихся (более высокий
образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и
«хорошистов»);
- создание привлекательного образа техникума в районе, возможностей
трудоустройства на предприятия города и муниципальные
предприятия района;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами
школ, а также с работодателями.
1.2. Основные направления профориентационной работы
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию;
- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
- профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;
- профессиональный отбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
- социально- профессиональная адаптация;
-профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
1.3. Формы, методы профориентационной работы
В условиях модернизации системы образования пришло осознание важности не только фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей, но и формирования ответственной педагогической позиции перед обществом за обучение и воспитании молодёжи с активной жизненной установкой. Будущие выпускники должны обладать не только необходимой базой знаний, но и развитыми компетентностями в исследовательской, коммуникативной деятельности, сознательно выбирать свой профессиональный путь. Благодаря высокому уровню подготовки, молодые люди в будущем смогут реализовать себя как мобильные и конкурентоспособные специалисты на рынке труда.
Эффективность профориентации во многом зависит от уровня сформированности профессиональных компетенций педагога, включающих в себя способности и готовность организовать работу по профориентации в соответствии с основами формирования профессионального самоопределения и профессионального становления личности обучающегося; использовать различные формы и методы профориентации с учетом индивидуально- возрастных особенностей школьников.
Выделяют следующие группы методов профориентации:
- информационно-справочные;
- диагностические;
- тренинговые;
- консультационные.
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы (краткие описания профессий);
- справочная литература;
- информационно-поисковые системы;
- профессиональная реклама и агитация;
- экскурсии обучающихся на предприятия, в учреждения профессионального образования, встречи со специалистами по различным профессиям;
- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
- профориентационные уроки с обучающимися как система занятий;
- учебные фильмы и видеофильмы;
- использование средств массовой информации;
- конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Методы профессиональной психодиагностики:
- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые беседы-интервью;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных намерений (Приложение 2);
- «личностные» опросники;
- проективные личностные тесты;
- методы наблюдения;
- сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);
- психофизиологические обследования;
- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
- использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности;
- исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека принимают на работу с испытательным сроком).
Тренинговые (активные) методы:
- группы общения;
- различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, тайм-менеджмент, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейро-лингвистическое программирование, гештальтгруппы, логотерапия и др.);
- публичные выступления;
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.
Консультационные методы профориентации:
- построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
- построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
- использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, специальности.
При планировании и проведении работы необходимо чередовать и сочетать различные формы и методы работы дополняющие друг друга.
При выборе методов профориентационной работы обычно учитывают возможности образовательного учреждения, его территориальное расположение по отношению к образовательным учреждением профессионального образования и промышленным предприятиям, возрастные особенности подростков, их ожидания и запросы.
1.4.Содержание деятельности
В работе по профориентации мы выделяем несколько необходимых этапов:
- организационный;
- информационно-анилитический;
- встреча с обучающимися;
-работа приёмной комиссии.
На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которому будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление инженерно-педагогических работников за каждой конкретной школой, а также создаются группы обучающихся, которые будут проводить агитационную работу.
На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х и 11-х классах школ района, их распределении по половому признаку, определяется для каждой школы количество выпускников, которые должны поступить в техникум (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). Поступающая информация анализируется, изучается количество учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», на «удовлетворительно». В ходе бесед с классными руководителями школ, преподавателями выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии и учебного заведения, где они хотели бы обучаться.
На третьем этапе происходит непосредственные выходы и выезды инженерно-педагогических работников в школы. Мастера и преподаватели встречаются с учащимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям и специальностям, требованиям к работникам, где и как эти профессии и специальности можно освоить. Особое внимание уделяется работе не только с «нашим» контингентом, но и с «хорошистами». Ведь не секрет, что у ребят, имеющих отличные оценки и лишь 1-3 «четвёрки» в дипломе об окончании учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования есть реальная льгота при поступлении в высшее учебное заведение. На этом этапе необходимо дать не только устную информацию о плане приёма на текущий год, хорошо поможет и листовка, информационный листок, бюллетень и т.п.
Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей.
Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.
С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму и по мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.
Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:
- общие сведения о профессии;
- психофизиологические требования профессий к человеку;
- характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на предприятиях Промышленновского района;
- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.
Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех районных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступление в местной прессе.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.
2. Содействие трудоустройству и социальное партнёрство
2.1. Основная цель и задачи Службы содействия трудоустройству
выпускников.
В ГБОУ СПО «ТТТ» подразделение с.Тарасово функционирует Служба по содействию трудоустройству выпускников. Основной целью деятельности Службы является формирование комплекса мероприятий, направленных на эффективное содействие трудоустройству выпускников техникума в соответствии с полученной специальностью.
Задачи Службы по содействию трудоустройству выпускников ГБОУ СПО «ТТТ»:
- взаимодействовать с социальными партнерами в сфере трудоустройства;
- проводить мониторинги востребованности выпускников;
- проводить сбор и анализ информации о трудоустройстве выпускников;
- подготовить предложения и планирование мероприятий по повышению
эффективности трудоустройства выпускников;
- установить и укрепить контакты с работодателями предприятий Промышленновского района.
Содействие трудоустройству заключается в том, что выпускники могут получить помощь в трудоустройстве после окончания техникума, получить информацию о положении на рынке труда, информацию о возможностях временной занятости и познакомиться с банком данных вакансий на предприятиях района и области.
Работа по содействию трудоустройству выпускников техникума ведется по следующим направлениям:
- информационное обеспечение обучающихся и выпускников техникума в области занятости и трудоустройства;
- индивидуальная работа с обучающимися и выпускниками по вопросам
трудоустройства и временной занятости;
- анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;
- своевременное обеспечение выпускников информацией по имеющимся
вакансиям;
- создание и ведение базы данных об обучающихся старших курсов и выпускниках по профессиям техникума;
- участие в ярмарках вакансий и других аналогичных мероприятиях, экскурсии на предприятия (Приложение 1).
- сбор информации о результатах работы по трудоустройству выпускников;
- проведение анкетирования среди выпускников;
- организация факультативных занятий по курсу «Основы поведения на рынке труда» (Приложение 2)
- проведение компьютерной диагностики и тестирования выпускников с целью выявления личностных и профессиональных качеств;
- организация производственных практик во время обучения с последующим
трудоустройством по месту прохождения практики.
2.2. Социальное партнерство.
Квалифицированные молодые кадры определяют успех предприятия. Сегодня в бизнесе побеждает тот, у кого лучше команда. Подготовка таких специалистов в нашем техникуме проходит при непосредственном участии социальных партнёров:
-ООО «Санаторий Танай»;
- ИП «Сайгин В. В.»;
- ООО Совхоз «Маяк»;
-ООО «Тарасовское»;
- ИП « Анисимов В.А.»;
-ОАО « Ваганово»;
- ООО « Рассвет»;
- ЗАО « Ударник полей»;
- ИП «Хряпин С. А.»;
- ИП Сорокина С.П. швейная ателье мастерская;
- ИП Герт О.А. Швейная мастерская.
Успехи результатов социального партнерства можно увидеть на примере наших выпускников:
2011г. – Александрова Анастасия, группа №134 по профессии «Повар, кондитер » проходила практику в мини-пекарне ООО « Санаторий Танай», после чего ею был разработан бизнес- план «Организация работы мини- пекарни», с которым она стала лауреатом областного конкурса «Молодо - зелено».
2011г. – Ванюханова Алёна, группа №134 «Повар, кондитер », также проходила производственную практику в ООО «Санаторий Танай», (за хорошее, добросовестное отношение к своей работе она получила рекомендательное письмо). Алена является лауреатом областного конкурса «Профи- ресурс» в 2011г.
2011г.- Токарева Анна, группа №142 «Портной» проходила практику в ИП «Золушка», неоднократно принимала участие в пошиве костюмов для областных конкурсов, участница областного конкурса «Профи-ресурс» 2011г.
2012г. – Утлов Семён, группа № 146 «Повар, кондитер » проходил производственную практику в МБДОУ «Тарасовский детский сад», его поварское мастерство было по достоинству отмечено благодарственным письмом и отзывом руководителя с приглашением на работу. Семен участник областного конкурса «Профи - ресурс» 2012г.
2011г. – Власкин Михаил, группа №138 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», участник областного конкурса «Профи-ресурс»2012г. Михаил проходил практику в КФХ « Сайгин В. В.», согласно договора социального партнерства. За время учебы Михаил неоднократно участвовал в посевной и уборочной кампании КФХ, за что был награждён Почётной грамотой Администрации Промышленновского муниципального района, районного Совета народных депутатов, за добросовестный труд, высокие показатели на обмолоте и вывозке зерновых «Урожай -2011».Также имеется отзыв руководителя для дальнейшего трудоустройства.
Ежегодно обучающиеся по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» участвуют в областном конкурсе пахарей и являются призерами среди учащихся СПО.
Два года подряд обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» входят в десятку лучших в региональных отборочных соревнованиях World skills Russia по поварским компетенциям.
Трудоустройство выпускников ГБОУ СПО «ТТТ» подразделение с.Тарасово за 3 года.
Год | Кол-во выпускников | Из них | |||||
Трудоустроились по специальности | Продолжили дальнейшее обучение | Призваны ВС | На учете в центре занятости | По уходу за ребенком | Безработные | ||
2012г. | 100 | 64 | 10 | 11 | 2 | 6 | 7 |
2013г. | 45 | 33 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 |
2014г. | 85 | 63 | 6 | 6 | 3 | 5 | 2 |
итого | 230 | 160 | 19 | 20 | 7 | 14 | 10 |
Заключение
Проблема профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальна. Это связано с тем, что наблюдается падение престижа среди молодежи многих общественно значимых профессий. Для большинства молодых людей на первый план выступают не всегда адекватные реальности прагматические размышления, отсутствует связь выбора профессии с реальными возможностями рынка труда.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых в жизни. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и личностной зрелости. На наш взгляд, необходима подготовка обучающихся к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, оказание подросткам и молодежи помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Речь идет о систематической, комплексной и последовательной профориентационной работе в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Для эффективного проведения профессиональной ориентации обучающихся необходимо учитывать специально-экономические способности регионального рынка труда, психофизиологические особенности и требования, предъявляемые профессией к человеку, перспективу карьерного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Внедрение в деятельность образовательного учреждения предлагаемых рекомендаций оживит профориентационный процесс, сделав его более современным и эффективным за счет формирования активной позиции обучающихся в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Включение данных профориентационных мероприятий в систему профориентации позволит повысить уровень компетентности специалистов в данной сфере деятельности и в целом – результативность профориентационной работы в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Успешность профессионала на рынке труда складывается из множества факторов и во многом зависит от того, насколько был правильно сделан выбор учебного заведения профессионального образования. Роль профессиональной образовательной организации в становлении карьеры выпускника заключается в том, чтобы обучающийся утвердился в правильности сделанного выбора и в содействии его трудоустройству.
Все эти задачи позволяет решить эффективная работа Службы содействия трудоустройству выпускников.
Приложение 1
«Профессиональные намерения»
В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в последующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и имела четкие профессиональные представления, которые во многом определяют успешность выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональные намерения связаны с престижем профессии, который часто находится в обратном отношении к ее массовости. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием учащимися требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению.
В процессе профессионального обучения намерения учащихся работать в дальнейшем по выбранной специальности могут измениться. Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.
Намерение - сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.
Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.
Инструкция: Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.
Текст опросника
1. Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
а) продолжить обучение в вузе;
б) поступить в техникум;
в) поступить в колледж;
г) работать;
д) работать и учиться в вузе или техникуме;
е) не определился.
2. Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя?
а) рабочего;
б) инженера;
в) преподавателя;
г) юриста;
д) другой вариант (впишите в бланк).
3. Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
4. Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
5. Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
а) представляю хорошо;
б) имею некоторое представление;
в) не представляю.
6. Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;
б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;
в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии;
г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности.
7. Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:
а) в процессе учебной деятельности?
б) на семинарах, факультативных занятиях?
в) во время самостоятельной работы?
г) не выявил проявления.
8. Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?
а) да;
б) нет.
9. Где и что Вы читали о выбранной профессии?
а) в художественной литературе;
б) в научно-популярной литературе;
в) в специальной литературе;
г) другой вариант (впишите в бланк).
10. С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
а) с родителями;
б) со сверстниками;
в) с преподавателями;
г) ни с кем.
11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?
а) да, имеются;
б) нет;
в) не знаю;
г) назовите 2-3 родственные профессии.
12. В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?
а) в 7-м классе;
б) в 8-м классе;
в) в 9-м классе;
г) в 10-м классе;
д) в 11-м классе.
13. Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?
а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо;
б) плохая информированность о профессиях;
в) неуверенность в себе, низкая самооценка;
г) неуспех в выполнении многих дел;
д) другие причины (впишите в бланк).
14. Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?
а) да;
б) нет.
15. Кто в наибольшей степени повлиял на Ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов.
а) родители;
б) учителя;
в) сверстники;
г) другой ответ (впишите в бланк).
16. Что для Вас было наиболее важным при выборе профессии?
а) желание принести пользу обществу;
б) представление о высоком социальном статусе профессии;
в) возможность хорошо заработать;
г) интерес, творчество в работе;
д) соответствие работы личным возможностям.
17. Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно:
а) получить профессиональную подготовку в вузе;
б) окончить техникум;
в) окончить колледж;
г) попробовать себя в выбранной профессии.
18. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?
а) часто;
б) изредка;
в) очень редко;
г) не рассказывают.
19. Как Вы предпочитаете работать?
а) индивидуально;
б) коллективно.
20. В процессе профессиональной деятельности что Вам больше нравиться?
а) быть исполнителем;
б) быть организатором;
в) руководить.
21. На каких предметных факультативах Вы бы хотели заниматься? Ответ впишите в бланк ответов.
22. Какая область знаний увлекает Вас в большей степени?
а) о природе;
б) об искусстве;
в) о технике;
г) о человеке;
д) об экономике.
Бланк ответов
№ | Варианты ответов |
1. | а б в г д е |
2. | абвг |
3. | а ______________________________________________ |
4. | а ______________________________________________ |
5. | а б в |
6. | а б в г |
7. | а б в г |
8. | а б |
9. | абв |
10. | а б в г |
11. | абв |
12. | абвгд |
13. | абвг |
14. | а б |
15. | абв |
16. | а б в г д |
17. | а б в г |
18. | а б в г |
19. | а б |
20. | а б в |
21. | а ______________________________________________ |
22. | а б в г д |
Обработка и интерпретация результатов
Все вопросы группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них. В качественный анализ включаются:
1. Жизненные планы испытуемых (вопросы 1, 2, 6 (в, г), 12, 13, 16, 17, 20, 22).
2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2, 9, 11, 12, 19, 20, 21, 22).
3. Знания о профессии (вопросы 3, 4, 5, 6 (а, г), 11, 12, 17, 21, 22).
4. Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4, 7, 9, 11, 12, 13, 21).
5. Эффективность профориентационной работы (вопросы 6 (б,в), 8, 9, 10, 12, 13 (б), 14, 15, 18, 22).
На основе полученных результатов устанавливается обоснованность профессиональных намерений с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.
Приложение 2
Программа курса для обучения выпускников учреждений начального профессионального образования основам эффективного
поведения на рынке труда
.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Учебно – тематический план…………………………………………….6
3. Рабочая программа……………………………………………………….7
4. Приложение……………………………………………………………...11
5 Список литературы……………………………………………………….
Введение
Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Поэтому, проблема трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования является очень актуальной проблемой для многих образовательных учреждений.
Одним из факторов затрудняющих трудоустройство молодых специалистов является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность к выходу на рынок труда. Кроме этого с каждым годом возрастают требования к молодым специалистам. Помимо формирования определенных профессиональных компетенций, выпускникам необходимо обладать высоким уровнем профессиональной мотивации, высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью способностью к обучению и самообучению, умениями адаптироваться в коллективе, иметь высокий уровень общей культуры. Поэтому одной из центральных задач данной программы является подготовка выпускников к реалиям жизни, с которыми им придется столкнуться в процессе поиска работы.
Особое внимание уделяется работе с учащимися выпускных групп, оказанию помощи в разработке ими вариантов профессионального пути, анализу вероятных путей трудоустройства.
В представленной программе подобраны упражнения, рекомендации, правила, которые помогут выпускнику презентовать себя, развивать коммуникативные умения, умение выбрать наиболее эффективный способ выхода из конфликтной ситуации, подготовить себя к предстоящему собеседованию с работодателем, правильно составить резюме, успешно адаптироваться на новом рабочем месте.
Цель программы: Содействовать развитию свойств личности и индивидуальности, формированию эффективной стратегии адаптации на рынке труда, профессиональной направленности и самореализации, готовности к выбору профессионального или карьерного пути, умению ставить цели.
Задачи:
- сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда;
- развитие практических навыков и умений самопрезентации учащихся;
- формирование активной жизненной позиции, нацеленной на реализацию творческого потенциала личности в процессе самопознания и личностного роста;
- формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- формирование навыков вербального и невербального общения;
- развитие умений определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте;
- формирование мотивации к развитию карьеры.
Результатом работы по прохождению курса программы «Основы эффективного поведения на рынке труда» должны стать:
- готовность к профессиональной деятельности;
- психологическая готовность к вхождению в новый трудовой коллектив и навыки успешной коммуникации в нем;
- психологическая готовность к активному, мобильному реагированию на изменения, происходящие в социально-профессиональной среде;
- осознание собственной определяющей роли в достижении жизненных целей;
- готовность к реализации своего личностного и профессионального потенциала.
Формы контроля:
Предполагается текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль предполагает выполнение различных заданий.
Итоговый контроль предполагает выполнение практических работ в рамках программы.
Система оценки знаний приобретаемых учащимися в ходе курса программы:
Оценивается в форме «зачет/ незачет»
Программа рассчитана на 38 часов и включает 4 раздела.
Желательно дополнять занятия информацией о положении на рынке труда в настоящий период.
Учебно-тематический план
Код раз-дела | Код элем. | Содержание | Кол-во часов | № урока |
1. | «Рынок труда и возможности трудоустройства» | |||
1.1. | Понятие о рынке труда | 2 | 1,2 | |
1.2. | Занятость. Государственная служба занятости | 2 | 3,4 | |
1.3. | Современное трудоустройство молодежи | 2. | 5,6 | |
1.4 | Этапы и методы поиска работы. | 2 | 7,8 | |
1.5 | Планирование процесса трудоустройства | 2 | 9,10 | |
2. | « Я и моя профессия» | |||
2.1. | Профессиональные интересы и склонности | 2 | 11,12 | |
2.2. | Способности, условия их появления и развития | 2 | 13,14 | |
2.3. | Коммуникативные умения | 2 | 15,16 | |
2.4. | Конфликты без конфликтов | 2 | 17,18 | |
2.5. | Личностный рост | 2 | 19,20 | |
2.6. | Формирование уверенного поведения | 2 | 21,22 | |
2.7. | Как справиться со стрессом | 2 | 23,24 | |
3 | «Способы самопрезентации» | |||
3.1. | Интервью | 2 | 25,26 | |
3.2. | Телефонные переговоры | 2 | 27,28 | |
3.3. | Резюме | 2 | 29,30 | |
| 3.4 | Портфолио | 2 | 31,32 |
4. | «Устройство на работу» | |||
4.1. | Собеседование с работодателем | 2 | 33,34 | |
4.2. | Правовые основы поступления на работу | 2 | 35,36 | |
4.3. | Начало новой работы. Сохранение работы. | 2 | 37,38 |
Рабочая программа «Основы эффективного поведения на рынке труда»
Тема урока | № урока | Содержание учебного материала | Содержание практических занятий | Требования к уровню подготовки |
1.«Рынок труда и возможности трудоустрой-ства» Понятие о рынке труда | 1,2 | Рынок труда; внешний и внутренний рынок, региональный рынок. Российский рынок труда, его динамика и характеристика. | Объяснять значение понятия: рынок труда. Называть требования предъявляе-мые рынком труда | |
Занятость. Государствен-ная служба занятости | 3,4 | Занятость, виды занятости. Безработица. Спрос на рабочую силу. Государственная служба занятости. Услуги органов труда и занятости. | Называть услуги органов труда и занятости. | |
Современное трудоустрой-ство молодежи | 5,6 | Ухудшение положения на молодежном рынке труда. Варианты выхода на рынок труда. Планирование профессиональной карьеры. | Построение карьерограммы: «Как я представляю себе свою профессиональ-ную карьеру» | Называть варианты выхода на рынок труда. Уметь планировать профес-сиональную карьеру. |
Этапы и методы поиска работы. | 7,8 | Препятствия к трудоустройству. Этапы и методы поиска работы. Эффективность использования каждого метода. | Называть этапы и методы поиска работы. Знать, как пользоваться различными методами при поиске работы. | |
Планирование процесса трудоустрой-ства | 9,10 | Правила для ищущих работу. Модель планирования работы. Индивидуальный план поиска работы. | Составление индивидуального плана поиска работы | Уметь составлять индивидуаль-ный план поиска работы. |
2. «Я и моя профессия» Профессиональные интересы и склонности | 11,12 | Профессия и специальность. Профессионально- важные качества. Профпригодность. Профессиональные интересы и склонности, их отличия. Классификация интересов, их влияние на выбор профессии.
| Объяснять понятие профес-сиональный интерес. Называть профессионально – важные качества необходимые для своей профессии. | |
Способности, условия их появления и развития | 13,14 | Способности общие и специальные. Задатки, талант, гениальность, одаренность. | Работа с тестом «Оценка коммуникатив-ных и организаторских способностей» | Называть виды способностей, знать их различие. |
Коммуникативные умения | 15,16 | Барьеры непонимания, вербальное и невербальное общение. Личное и деловое общение. | Работа с тестом «Общительны ли вы?» | Уметь применять коммуникатив-ные умения в деловом общении |
Конфликты без конфликтов | 17,18 | Конфликты, стили разрешения конфликтов; ошибки конфликтующего человека. | Работа с тестом «Конфликтны ли вы?», «Стратегия поведения в конфликте» | Уметь выбирать наиболее эффективный способ выхода из конфликтной ситуации |
Личностный рост | 19,20 | Самооценка, успех, доброта, привычки и личностные качества. Мои сильные и слабые стороны. | Работа с тестом «Определение уровня самооценки» Выполнение тренинговых упражнений на выявление сильных и слабых сторон. (Прутченков А.С. «Свет мой зеркальце скажи…» | Уметь «подать себя» потенциальному работодателю делая акцент на свои навыки и личные качества. |
Формирование уверенного поведения | 21,22 | Уверенное поведение, страхи. Как формировать уверенное поведение. | Упражнение «Круг уверенности». | |
Как справиться со стрессом | 23,24 | Понятие стресса, тревожность. 9 способов побороть стресс. | Упражнения на снятия напряжения. | Знать способы снятия стресса, уметь их применять. |
3. «Способы самопрезента-ции» Интервью | 25,26 | Понятие о самопрезентации. Очная и заочная формы самопрезентации. Интервью. Внешний вид и поведение во время интервью. | Упражнение «Техника собеседования» (в парах) | Уметь вести диалог с работодателем. |
Телефонные переговоры | 27,28 | Возможности телефонных переговоров, подготовка к телефонным переговорам. Техника ведения поисковых телефонных звонков. | Ролевая игра» Техника ведения поисковых телефонных звонков» | Уметь вести телефонные переговоры. |
Резюме | 29,30 | Резюме, принципы его составления. | Составление резюме. | Уметь составлять резюме. |
Портфолио | 31,32 | Портфолио, правила его составления | Составление портфолио. | Уметь составлять портфолио. |
4. «Устройство на работу» Собеседование с работодателем |
33,34 |
|
Ролевая игра «Собеседова-ние с работодателем |
Уметь вести диалог с работодателем, отвечать на типичные вопросы работодателя |
Правовые основы поступления на работу | 35,36 | Правовая информирован-ность по вопросам заключения трудового соглашения с работодателем | Заполнение заявления о приеме на работу. | Знать правовые основы поступления на работу. Уметь заполнять заявление о приеме на работу. |
Начало новой работы. Сохранение работы. | 37,38 | Возможность быстрой адаптации на новом рабочем месте. Правила поведения в первый день работы. Сохранение работы. | Составление памятки «Как сохранить работу» | Знать быстро адаптироваться на новом рабочем месте и сохранить работу. |
Приложение3
Организация и проведение профориентационных экскурсий для обучающихся техникума
Экскурсия (от лат. excursio – прогулка, поездка)- коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Профориентационные экскурсии- одна из наиболее популярных и востребованных форм профориентационной работы в образовательных учреждениях, реализация которой направлена на обеспечение профессионального самоопределения обучающихся.
Профориентационные экскурсии рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся интереса к миру профессий, наглядного ознакомления с организацией производства, техникой, технологией и профессиями различных отраслей, состоянием рынка труда, путями получения профессии, перспективами профессионального роста и возможностями трудоустройства. Отбор объектов для профориетационной экскурсии должен осуществляться с учётом следующих условий;
- экскурсии планируются на производство с современной техникой и технологией;
- проведение экскурсии в образовательные профессионального образования (ОУ ПО) при использовании часов национально- регионального компонента на изучение технологий;
- проведение в органичной связи с содержанием учебных предметов, демонстрация того, что естественные науки являются фундаментом современной техники, что существует неразрывная связь теории и практики в производственной деятельности людей;
- демонстрация того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно- технической подготовке работников (умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильный выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы и др.)
Профориентационные экскурсии в ОУ ПО расширяют представления о рабочих профессиях, знакомят с характером и содержанием обучения, оснащенными кабинетами и лабораториями, возможностями построения профессиональной карьеры, с теми, кто здесь учится и работает. При планировании каждой конкретной экскурсии необходимо учитывать возраст обучающихся, т.к. от этого зависят цель, планируемый результат, методы.
Типы профориентационных экскурсий ОУ ПО;
- Обзорные – с целью общего знакомства с ОУ: история, основные профессии, специальности, содержание теоретических и практических занятий, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, условия обучения (стипендия, оплата труда, обмундирование, питание), культурная и спортивная деятельность, порядок приёма документов/ зачисления, сроки обучения.
- Тематические - проводятся по темам учебных предметов в целях пропаганды определённых рабочих профессий для старшеклассников. Эта экскурсия включает ознакомление с учебно-производственной базой ОУ ПО и формами подготовки кадров для предприятий.
- Проффесиографические - в ходе экскурсии в ОУ ПО обучающихся знакомят с учебно-воспитательным процессом, характеристикой определённой профессии (общие сведения, содержание и условия труда, санитарно-гигиенические условия, психофизиологические требования к человеку, медицинские противопоказания), правилами приёма и перспективой профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Центр маркетинговых исследований и содействие трудоустройству выпускников
на сегодняшний день во всех СПО созданы подобные центры, делимся опытом о работе своего центра....
Республиканское методическое объединение руководителей служб содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования республики Тыва
Методическое пособие для проведения республиканского семинара для руководителей центров/служб содействия трудоустройству выпускников профессионального образованияРоль и место центров/служб содействия ...
Статья "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования: проблемы, идеи, решения"
Социальное партнерство в рамках дуального обучения на примере практического опыта работы...
Фрагмент занятия «Перспектива ближайшего будущего» для обучающихся 3 курса, в рамках программы «Сопровождение и содействие трудоустройству выпускников»
Фрагмент занятия «Перспектива ближайшего будущего» для обучающихся 3 курса, в рамках программы службы «сопровождения и содействия трудоустройству выпускников»...
Проблемы и возможные пути трудоустройства выпускников-юристов системы СПО (На примере ГБПОУ Владикавказский Торгово-Экономический техникум).
В статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников-юристов в регионе (РСО-А), работа, проводимая в ГБПОУ в данном направлении и предложения для более активного использования молодых сп...
Профессиональная реабилитация и организация содействия трудоустройству выпускников СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр".
В статье описывается процесс профессиональной реабилитации и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся и выпускников СПб ГБУ "Професси...
Комментарии
Содействие трудоустройству
Полезная методическая разработка, молодец Юлия Сергеевна