Программа воспитания и социализации обучающихся МБУ ДО "ДДТ"
рабочая программа
Программа воспитания и социализации разработана на основе федеральных и региональных нормативных документов и в соответствие с общими положениями Программы развития ДДТ на 2021-2015 г.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_obuchayushchihsya_mbu_do_ddt_2023-2026_gg.docx | 344.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Губкинского
____________________________________________________________________________________________________
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБУ ДО «ДДТ» НА 2023-2026 ГОДЫ
Разработчики: директор, методист Лежава М.М.
зам. директора по УВР Паршикова Е.А.
педагог-психолог Москаль И.В.
Содержание программы
Пояснительная записка | 2 |
1. Особенности организации воспитательной деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский | 3 |
2. Миссия, цель и задачи воспитания. | 5 |
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности | 6 |
3.1. Модуль «Детское объединение» | 6 |
3.2. Модуль «Воспитательная среда» | 8 |
3.3. Модуль «Работа с родителями» | 12 |
3.4 Модуль «Наставничество» | 13 |
3.5 Модуль «Самоопределение» | 15 |
3.6. Модуль «Профилактика» | 17 |
3.7. Модуль «Волонтерство» | 18 |
3.8. Модуль «Детские общественные организации» | 19 |
3.9. Модуль «Школьные медиа» | 20 |
4. Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в учреждении дополнительного образования | 21 |
Используемая литература | 23 |
Приложение | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации обучающихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинский на 2023-2026 годы, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся», прошла апробацию в 2022-2023 учебном году и реализуется с 1 сентября 2023 года.
Особенность дополнительного образования состоит именно в его определении как особого вида образования: дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. И эта уникальность дополнительного образования вызывает необходимость определения актуального содержания воспитательной деятельности для учреждений дополнительного образования.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы воспитания и социализации муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинского на 2022-2025 годы (далее – Программа воспитания МБУ ДО «ДДТ» или ДДТ», Программа воспитания) послужили:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2020 года, включая все изменения до 06.12.2020 г.;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена 29.05.2015 № 996-р.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Устава МБУ ДО «ДДТ».
Программа воспитания направлена на создание условий для социально-активного и гармоничного вхождения обучающихся в социум, налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает спектр реализации воспитательного потенциала педагогических работников через организацию совместной с детьми и их родителями деятельности. Миссия Программы воспитания сделать учреждение воспитывающей организацией.
Реализация прослеживается через:
- Образовательную программу МБУ ДО «ДДТ»,
- План сетевого взаимодействия с ОО поселка в рамках реализации ФГОС,
- Программу «Целевая модель наставничества МБУ ДО «ДДТ»».
- Образовательный инновационный проект ''Art&Я'', который включает следующие программы:
- «ArtИде*Я»;
- «Дизайнер*Я»;
- «Эко*Я»;
- «Гражданская Академи*Я»;
- «Семь*Я».
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
1. Особенности организации воспитательной деятельности.
Воспитание сегодня рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде[1].
Воспитательная система учреждения определяет ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность. Следовательно, ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе учреждения. Воспитание и образовательный процесс в дополнительном образовании являются неразделимыми частями учебно-воспитательного процесса и определяются как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Воспитательная система муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинского сочетает в себе как инновационные подходы к воспитанию, так и традиционные ценности, создает условия для совершенствования процесса воспитания детей и молодежи.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, предусматривает включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного компонента, направленного на формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения.
Выстраивая воспитательный процесс в учреждении, педагогический коллектив основывается на специфике дополнительного образования:
- деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования;
- дополнительное образование детей, как институт взросления и развития обучающихся;
- особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов;
- возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности;
- участие в занятиях основываются на принципе добровольности;
- разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности образовательных программ;
- осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
- реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
- реализация разнообразных программ, рассчитанных на разные категории детей (творчески одаренные дети, дети с девиантным поведением, с ОВЗ и т.д.).
Особенность воспитательной деятельности учреждения основывается на:
- реализации целей и задач Концепция воспитания МБУ ДО «ДДТ»;
- Программе развития МБУ ДО «ДДТ» на 2022- 2025 годы;
- воспитательной миссии, традициях учреждения;
- специфике образовательной деятельности (направленности);
- традициях учреждения;
- связях с социальными партнерами;
- новых образовательных ресурсах, в том числе дистанционных.
В основе Программы воспитания лежит инновационный образовательный проект ''Art&Я'', основная миссия которого развитие возможностей социального партнерства.
Образовательная деятельность и воспитательная работа в ОО направлена на создание воспитательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Реализация Программы воспитания отражается на страницах Интернет:
- сайт учреждения - http://purpe-ddt.edusite.ru;
- страничка ДДТ в сети ВК - https://vk.com/public144802547
- 2. Миссия, цель и задачи воспитания.
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор деятельности ребёнком. Добровольный выбор каждого ребенка выражается в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствует развитию, самореализации, самоопределению личности ребенка. Именно добровольный выбор обладает тем особым потенциалом, который обеспечивает приобщение обучающихся к личностно-значимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах созидательной деятельности. Добровольный выбор, который является основой дополнительного образования становится источником самоактуализации, как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, саморазвития и личностного роста во всех сферах жизнедеятельности общества.
Основой воспитательного процесса в МБУ ДО «ДДТ» является воспитательный идеал: нравственный, творческий, социально активный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Исходя из воспитательного идеала, формулируется цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
- в освоении учащимися социальных знаний, которые общество выработало на основе общественных ценностей, направленных на формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения;
- в формировании опыта самоопределения в разных сферах человеческой жизни;
- в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии развития страны.
Данная цель ориентирует педагогов на создание воспитывающей среды, способствующей развитию личности ребенка и направленной на формирование усилий самого ребенка по саморазвитию. Партнерские отношения педагог=ребенок=родитель, сотрудничество всех участников образовательного и воспитательного процесса являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели будут способствовать решение основных задач воспитания:
- реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям;
- использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе реализации программ препрофессиональной направленности, а также в совместной деятельности и участии педагогов и детей в различных социальных практиках;
- поддерживать и развивать формы детской активности через развитие добровольчества, волонтерства;
- развивать социальное партнерство как один из способов достижения эффективности деятельности.
3. Ожидаемый результат. Виды, формы, содержание деятельности.
В ходе достижения поставленной цели и реализации Программы воспитания ребенок получит:
- необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
- возможность эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
- развитие уверенности в себе, развитие межличностного взаимодействия;
- умение продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, умение смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций;
- осмысление выбора своего жизненного пути.
Для построения и реализации Программы воспитания и социализации используется модульный принцип. Каждый модуль соответствует одному из направлений воспитательной деятельности учреждения и ориентирован на решение конкретной задачи воспитания.
Структура модуля включает в себя:
- краткую информацию о потенциале направления деятельности;
- задачу;
- виды, формы, содержание деятельности;
- календарный план мероприятий по реализации модуля на учебный год.
Выбор модулей обусловлен актуальными задачами, стоящими перед учреждением и приоритетными направлениями, которые определяет государственная и региональная политика в области образования.
Модули: «Детское объединение», «Воспитательная среда», «Работа с родителями», «Наставничество», «Самоопределение», «Профилактика», «Волонтерство», «Детские общественные организации», «Школьные медиа» тесно связаны с деятельностью педагогов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.1. Модуль «Детское объединение».
В учреждении деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и/ или разновозрастных детских творческих объединениях.
Детские творческие объединения (коллективы) – кружок или группа – традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса, соответствующего требованиям ДООП. Формами таких объединений могут быть лаборатории, студии, мастерские и пр.
Задачи для детских объединений:
- использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источника поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе обучения по программам предпрофессиональной направленности и участием в совместной деятельности и социальных практиках.
ЗАДАЧА МОДУЛЯ. Повышение доступности дополнительного образования детей, формирование и развитие творческих способностей учащихся, создание условий для их личностного роста и самореализации всех участников образовательной деятельности.
Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:
- Организация и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системной научно-методической, исследовательской деятельности.
- Развитие вариативности программ, индивидуализация обучения.
- Достижение качественного результата в обучении и воспитании учащихся.
Ожидаемый результат: повышение качества образовательного процесса и предоставляемых образовательных услуг.
Задача реализуется через: образовательную программу МБУ ДО «ДДТ», Целевую модель наставничества, план сетевого взаимодействия, инновационный проект ''Art&Я''.
Основные направления деятельности | Наименование объединений | Целевая аудитория | Разработанные программы |
Социально-педагогическая направленность | ШЛТР Ранее развитие Колесо истории Слагаемые успеха | 10-18 лет 5-7 лет 7-18 лет 14-18 лет | «Школа личностного и творческого роста» «Ранее развитие» «Путешествие в историю», «Я и социум», «Колесо истории» «Слагаемые успеха» |
Художественная направленность | Вензеля Блик Изумруд Волшебный сундучок Театр мод «АрхИдея» | 5-14 лет | «Вензеля», «Вензеля-1», «Вензеля-2» «Изобразительное творчество» «Волшебный сундучок» «АрхИдейка», «АрхИдея», «АрхИдея-1», «АрхИдея -2», «АрхИдея-3» |
Техническая направленность | Компьютрон Робототехника Техно-Мир Дизайн и проектирование Самоделкин Дизайнер*Я | 7-14 лет 5-14 лет 5-12 лет 5-12 лет 5-12 лет 15-18 лет | «Компьютрон», «Компьютрон -2» «Основы робототехники», «Робототехника» «Основы Техно», «Техно-Мир» «Основы дизайна», «Дизайн и проектирование» «Самоделкин», «Самоделкин-2» «3D –моделирование интерьера» |
Физкультурно-спортивная направленность | Спортивная акробатика | 5-18 лет | «Акробатика», «Спортивная акробатика», «Спортивная акробатика -2», «Спортивная акробатика -3», |
Туристско-краеведческая направленность | Истоки | 7-18 лет | «Основы туризма», «Истоки», «Истоки-2» |
Образовательные сообщества (перечень открытых групп для дистанционного обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам) в сети Контакт:
- Школа личностного и творческого роста https://vk.com/public193117691
- Колесо истории https://vk.com/public193195434
- Дизайн и проектирование https://vk.com/club193153917
- Компьютрон https://vk.com/club193116831
- ДИЗАЙНиЯ https://vk.com/design.interior.ddt.purpe
- Самоделкин https://vk.com/club193153840
- Истоки https://vk.com/public193124567
- Техно-Мир https://vk.com/club193122205
- Объединение спортивной акробатики https://vk.com/public193122552
- Художественное творчество («Блик», «Изумруд», «Волшебный сундучок») https://vk.com/public193122252
- Робототехника https://vk.com/club193119240
- Объединение «Вензеля» https://vk.com/club113546275 (хореография)
- Театр мод «АрхИдея» https://vk.com/club193127876
- Свидетели Великой Победы https://vk.com/clubwitnessesofthegreatvictoryт
- Я – волонтер https://vk.com/club210835085
- Ранее развитие https://vk.com/public210775131 \
- НОУ «Эврика» https://vk.com/public212137482
- Экоотряд «Шанс» https://vk.com/ecoshans89
3.2. Модуль «Воспитательная среда».
Воспитательная среда - это совокупность условий, в которых происходит взаимодействие, включенных в него людей, и разворачивается воспитательный процесс для всех, вступивших в это взаимодействие.
Структура воспитательной среды:
- воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ, учебно-методические разработки педагогов по вопросам воспитания;
- духовный или субъектный компонент – сложившиеся в учреждении отношения, ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов, родителей; предметно-материальный компонент учреждения. МБУ ДО «ДДТ».
Спецификой осуществления воспитательного процесса является создание особой воспитательной среды, в которой ребенок учится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой коллективной творческой деятельности.
Воспитательная среда задает нравственные нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее достижений, раскрывает воспитательный потенциал дополнительного образования.
Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний.
Основой организации воспитательного процесса в МБУ ДО «ДДТ» становится совместная деятельность педагогов и обучающихся, а также их родителей или законных представителей, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных проблем, творческих поисков и улучшения окружающего мира.
Цель МОДУЛЯ: создание воспитательной среды, способствующей развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Развитие таких направлений деятельности учреждения как: театральная деятельность, медиообразование, социально-педагогическое и социально-значимое проектирование, предпрофильная подготовка выпускников.
Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:
- Совершенствование открытой образовательной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг (Федеральный проект «Современная школа»)
- Развитие информационного пространства на основе ИКТ – технологий (Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»).
- Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей.
Ожидаемый результат: каждому ребенку предоставлена возможность выбрать в соответствии со своими потребностями и желаниями дополнительную общеобразовательную программу (объединение) для развития познания мира и творчества в определенной сфере прикладных наук.
Задача реализуется через: план воспитательной работы (работа с волонтерами, АДПОО, РДШ), план сетевого взаимодействия, подпрограммы «ArtИде*Я», «Дизайнер*Я».
2. Обеспечение условий гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся через освоение ими ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:
- Создание условий, обеспечивающих систему работы по развитию духовно-нравственных и гражданских качеств личности учащихся.
- Формирование навыков здорового жизненного стиля участников образовательного процесса, создание комфортной психологической среды в учреждении (Программа «Социальные лифты для каждого»).
- Обновление содержания предпрофессионального образования (Федеральный проект «Новые возможности для каждого»).
- Эффективность воспитательных мероприятий.
Ожидаемый результат: новое содержание дополнительного образования соответствует требованиям к современному образованию, представленном в национальном проекте «Образование».
Задача реализуется через: план воспитательной работы, план сетевого взаимодействия, подпрограмма «Гражданская Академи*Я», модель наставничества МБУ ДО «ДДТ».
3. Совершенствование системы работы с детьми в области экологического образования посредством создания специальных проектов, форумов, конкурсов в области экологии.
Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:
- Совершенствование развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся (Федеральный проект «Успех каждого ребенка»);
- Формирование эффективной системы деятельности научного общества учащихся;
- Повышение результативности достижений учащимися.
Ожидаемый результат: создание возможностей для проявления способностей каждым воспитанником, совершенствование системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задача реализуется через: модель наставничества, план воспитательной работы, подпрограмма «Эко*Я».
4. Создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство учреждения, способствующее гармоничному развитию детско-родительских отношений и укреплению системы взаимодействия родитель-ребенок-педагог.
Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:
- Уровень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг;
- Повышение педагогической культуры уровня родительской компетентности;
- Расширение содержания и форм деятельности с родителями;
- Создание оптимальных условий для активного участия родителей в деятельности образовательного учреждения.
Ожидаемый результат: удовлетворенность родителей содержанием и результативностью деятельности учреждения.
Задача реализуется через: модель наставничества, план воспитательной работы, подпрограмма «Семь*Я».
Воспитательное пространство МБУ ДО «ДДТ» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.
Виды, формы и содержание деятельности
Виды и формы деятельности:
- Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры. Все это создает творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.
- Формы прямого открытого воспитательного воздействия – воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно формирует какое-либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство личности или конкретное мнение (например, проектная и исследовательская деятельность).
Формы работы | Содержание работы | Ключевые дела и мероприятия |
На уровне ОО | общеучрежденеские праздники, социальные акции, ориентированные на преобразование окружающего социума | КТД: Сентябрь – Тропа безопасности Октябрь – Творчество в стиле Эко*Я Ноябрь – Театральная ОЛИМПиЯ Декабрь – Новогодний Фрэш Январь- Планета спорта и ЗОЖ Февраль – Славим Отечества сынов Март – Территория ДаБро Апрель – Океан изобретений Май - Свидетели Великой Победы (Память. Отечество) |
На внеучрежденческом уровне |
| Инновационный проект «ArtИде*Я» Инновационный проект «Гражданская Академи*Я» Инновационный проект «Эко*Я» |
На уровне деятельности объединений |
| План воспитательной работы объединения План мероприятий на каникулярное время |
На индивидуальном уровне |
| Инновационный проект «Семь*Я» Инновационный проект «Дизайнер*Я» |
Модель реализации мероприятий модуля «Воспитательная среда»
Процесс воспитания строится через коллективные творческие дела: традиционные творческие праздники; КТД совместно с родительским сообществом; церемонии награждения, социальные проекты, открытые дискуссионные площадки, праздники, фестивали и представления и др.
Основными механизмами реализации модуля являются:
- Формирование в СМИ имиджа МБУ ДО «ДДТ», соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном обществе;
- Открытый характер управления МБУ ДО «ДДТ», реализуемый через механизмы участия общественности, родителей в реализации Программы развития;
- Информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве образовательных услуг;
- Поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества;
- Развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, мотивации детей к инновационной деятельности;
- Опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
Образовательные сообщества для реализации модуля «Воспитательная среда» на различных порталах сети Интернет:
- сайт учреждения - http://purpe-ddt.edusite.ru;
- страничка ДДТ в сети ВК - https://vk.com/public144802547 ;
- Открытое образовательное сообщество «Свидетели Великой Победы» https://vk.com/clubwitnessesofthegreatvictoryт;
- Эко-отряд «Шанс» - https://vk.com/public208025883
3.3. Работа с родителями.
Система дополнительного образования является составляющей всей системы образования и определяется необходимостью создавать условия для содержательного партнерства учреждения и семьи, где семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.
В связи с этим основной целью, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Для достижения высоких результатов совместного воспитания детей необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог = дети = родители – один из актуальных вопросов на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся в системе дополнительного образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию.
Виды, формы и содержание деятельности
Возможные виды и формы деятельности:
на групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- родительские онлайн форумы, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются консультации психологов и педагогов.
на индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Ведущей идеей модуля является создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного пространства.
Содержание деятельности:
- выставки семейного творчества, презентации, фотовыставки, творческие семейные форумы, портфолио семьи; семейные гостиные и мастерские по произведениям художественной литературы, посвященным семье;
- традиции и обычаи, творческие мастерские по подготовке подарков для членов семьи, праздничных украшений дома;
- традиции семейного досуга;
- продолжение работы по воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений: исследовательские проекты по изучению семейного родословия, истории семьи как части истории страны;
- знаменательные даты истории России, родного края;
- развитие совместной деятельности детей, родителей и педагогов: конференции, круглые столы, семинары, интернет-дискуссии, игровые программы, праздничные события, социальные проекты;
- дискуссии и диспуты, психолого-педагогические практикумы, правовые уроки, круглые столы по правовому просвещению детей и родителей.
Вид деятельности | Форма деятельности | Содержание деятельности |
Групповой уровень | Управляющий Совет | Участие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. |
Родительские собрания | Обсуждения проблем обучения и воспитания. | |
Семейные всеобучи | Получение родителями ценных рекомендации и советов от педагогов- психологов, социальных педагогов, обмен опытом и находками в деле воспитания детей. | |
На индивидуальном уровне | Консультации, беседы | Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. |
Праздники, походы, концерты, акции | Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. |
3.4. Модуль «Наставничество»
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
С 2020 года в МБУ ДО «ДДТ» реализуется Целевая модель наставничества, разработанная в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Нормативно-правовой основой наставничества являются:
- Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Приказ департамента образования ЯНАО от 07 октября 2020 года № 660 «О реализации целевой модели наставничества в Ямало-Ненецком автономном округе для обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
В Целевой модели наставничества МБУ ДО «ДДТ» выделяются три главные роли:
- Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности.
Модель наставничества предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник. В роли наставника могут выступать: педагоги и иные должностные лица учреждения, родители обучающихся, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, студенты, выпускники, обучающиеся учреждения.
Наставничество способствует решению следующих задач:
- адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- формирование жизненных ориентиров;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, проектной и деятельности, профориентационных программах, соревнованиях, конкурсах;
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
- создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры.
Планируемые результаты:
- растет вовлеченность обучающихся в жизнь своих объединений;
- растет интерес к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью.
- растет подготовленность обучающихся к взрослой жизни;
- у обучающихся и педагогического коллектива развиваются навыки XXI века, обучающиеся преодолевают герметичность образовательного процесса и получают представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
- формируется традиция наставничества.
Для обучающихся, в становлении которых участвовали выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующую образовательную или профессиональную ступень, они сами реализуют себя в роли выпускников-наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся.
Виды, формы и содержание деятельности.
Для организации наставничества необходимо:
- сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество – это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоционально окрашенные отношения;
- создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон;
- сформулировать цели на ближайший период работы.
Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:
- участия в совместных конкурсах и проектных работах;
- участия в конкурсах и олимпиадах;
- совместных походов на спортивные и культурные мероприятия;
- создания клуба по интересам;
- создания продукта;
- выездных мероприятий;
- совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории наставляемого и др.
В целях популяризации роли наставника проводятся следующие меры:
- проведение конкурсов профессионального мастерства наставников;
- поддержка системы наставничества через СМИ: истории о внедрении программы наставничества, о ее результатах, успешные истории взаимодействия наставника и наставляемого;
- благодарственные письма родителям наставника из числа обучающихся.
Реализация модуля наставничество проводится в соответствии с приказом о назначении наставников на текущий учебный год.
3.5. Модуль «Самоопределение».
Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка в воспитательных системах образовательных организаций г. Губкинский.
Задача: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе совместной деятельности и социальных практиках.
Виды, формы и содержание деятельности.
Виды и формы деятельности:
- мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.);
- события (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флешмобы, челленджи т.д.);
- игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.).
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб учащихся:
- освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по дополнительной общеобразовательной программе предпрофессиональной подготовки (программа «3-D моделирование дизайна интерьера»);
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков и др.:
- Атлас новых профессий (http://atlas100.ru ),
- Банк интерактивных профессиограмм (http://prof.eduprof.ru );
- Мой ориентир (http://мой-ориентир.рф) ;
- Навигатум (https://www.navigatum.ru/czn.html );
- Поступи.онлайн (https://postupi.online.ru );
- ПроеКТОриЯ (http://proektoria.online.ru );
- ПрофВыбор.ру (http://www.profvibor.ru );
- Профилум (https://profilum.ru );
- Профориентатор.ру (https://proforientator.ru )
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах г. Губкинский;
- участие в работе профориентационных проектов, созданных в сети интернет: участие в мастер-классах, посещение открытых уроков профориентационной направленности;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Содержание деятельности:
- педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
- вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности, принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения;
- сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения;
- помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков, направленных на освоение ими различных способов деятельности;
- помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных планов;
- развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей.
Направление работы | Мероприятия |
Расширение знаний обучающихся о типах профессий, условиях работы, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности. | Раздел «Психология успеха» программы объединения ШЛТР Экскурсии на предприятия города, в СУЗы и ВУЗы, ярмарки профессий (очные и онлайн), деловые игры по профориентации. |
Подготовка школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Консультации психолога по выявлению склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. | По графику педагога-психолога. Аналитическая работа со справочниками средних и высших учебных заведений, аналитическая работа на основе медицинских справок и годности к выбранной профессии. Проведение тестирования по методикам «Кто я?», «Произвольное самоописание», «Профессиональная готовность» и др., фестиваль рабочих профессий. |
Профориентационное онлайн-тестирование | Регистрация пользователей на платформе проекта «Большая перемена» и «Билет в будущее», тестирование в рамках проекта и консультация педагога-психолога по результатам тестирования |
3.6. Модуль «Профилактика».
Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от которой зависит благополучие общества. Здоровье - это своего рода фундамент человеческой жизни. На нем формируются этнические, интеллектуальные и другие ценностно-нормативные стороны личности. Наиболее эффективным путем формирования ценности жизни и здоровья детей является направляемая и организуемая взрослыми (педагогом, психологом, взрослыми в семье) совместная деятельность.
Дополнительное образование обладает социально-педагогическими особенностями, значимыми для профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др.
Профилактическая работа – это один из значимых пунктов работы каждого педагога дополнительного образования в рамках воспитательной деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит профилактическую работу в своих детских творческих объединениях.
Задача: формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды.
Виды, формы и содержание деятельности
В целях профилактики учреждение может:
- разрабатывать и реализовывать ДООП, формирующие мотивы, установки и навыки, препятствующие правонарушениям несовершеннолетних;
- разрабатывать и реализовывать ДООП, направленные на повышение правовой грамотности и формирование бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних;
- разрабатывать и реализовывать ДООП физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленностей, которые могут препятствовать асоциальному поведению подростков;
- включать методы социально-педагогических и психологических тренингов с целью повышения уровня конструктивного поведения в конфликтной ситуации, противостояния манипуляциям, формирования у подростков социальной компетентности;
- способствовать участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность самоутвердиться, повысить личностную самооценку.
Содержанием деятельности может быть:
- изучение тем, включенных в образовательную программу о здоровом образе жизни, аспектах физического, психологического и нравственного здоровья; изучение основ пожарной, дорожной, информационной безопасности; правового просвещения;
- организация различных мероприятий, направленных на решение задач профилактической работы;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся через проведение консультаций, бесед, тренингов по определенным тематикам.
Обучающиеся получают представление о жизни как величайшей ценности, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья в разных видах деятельности:
- просветительская деятельность: участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни;
- практико-ориентированная деятельность: учатся экологически грамотному поведению дома, в ОО и в окружающем социуме;
- учатся соблюдать правила дорожного движения; учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- рефлексивная деятельность: приобретают навык противостояния негативным явлениям, разрушающим ценность жизни и здоровья человека.
Реализация модуля отражается в плане работы ДДТ в разделе «Социально-психологическая работа», а также в плане воспитательной работы в разделе «Самоопределение, профориентация».
3.7. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом.
На внешнем учрежденческом уровне:
- участие обучающихся в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе ДДТ (в том числе городского характера);
- посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения гимназии;
- привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
- участие обучающихся (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся.
На уровне ДДТ:
- участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями ДДТ;
- участие обучающихся в работе по благоустройству территории ДДТ (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
- деятельность Экоотряда «Шанс».
Эко-отряд «Шанс».
Цель: вовлечение учащихся в экологическое движение, направленное на содействие формированию экологического стиля жизни, экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, активной позиции к окружающей среде.
Задачи:
- Формирование представления о глобальной и локальной экосистемах и понимания возможности минимализации экологических проблем;
- Развитие системы экологического отряда;
- Формирование навыков коллективной деятельности;
- Организация общественно полезных дел, дающих возможность получить социальный опыт деятельности, так необходимый для личностного развития подрастающего поколения.
- Формирование социального опыта, направленного на помощь другим людям и обществу в целом; развитие в себе таких качеств, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Виды, формы и содержание деятельности
Основные направления деятельности | Наименование детского объединения | Целевая аудитория | Основные мероприятия |
экологическое волонтерство, экологическое исследование, экологическое проектирование | Эко-отряд «Шанс» | Обучающиеся 10-18 лет | Основные мероприятия:
|
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе ОО детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Виды и формы деятельности, которые реализуются в объединении:
- организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- клубные встречи (формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел и т.д.);
- поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Первичная ячейка РДШ, объединение «Слагаемые успеха».
Цель: содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, а также социального опыта по реализации лидерских и организаторских качеств личности, навыков командообразования.
Задачи:
- Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию в проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
- Развитие у команды чувства уверенности в собственных силах и ответственности за общий результат.
- Повышение эффективности команды, работающей над одним проектом и улучшение коммуникаций между участниками первичного отделения РДШ.
- Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
Основные направления деятельности | Наименование детского объединения | Целевая аудитория | Основные мероприятия |
Гражданская активность, личностное развитие. | «Слагаемые успеха» | Обучающиеся 14-18 лет | Основные проекты, в которых принимает участие первичное отделение ОО: -Дни единых действий; - Проект «На старт эко-отряд»; -Проект «Сила РДШ»; - Проект «Добро не уходит на каникулы». - Акция «Стань Дедом Морозом» |
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, освещают (через сайт ДДТ https://ddt-gub.edusite.ru странички в соцсетях «ВКонтакте») наиболее интересные моменты жизни учреждения, популяризируют ключевые дела, освещают деятельность образовательной организации в информационном пространстве, привлекая внимание общественности к ОО.
Целевые приоритеты | Форма деятельности | Содержание деятельности |
Ученический медиацентр | Собрание медиацентра | Информационно-техническая поддержка мероприятий: осуществление видеосъемки, мультимедийное сопровождение ключевых дел (праздников, конкурсов, концертов, фестивалей и т.п.). |
Разновозрастный редакционный совет | Собрание редакционного совета | Освещение (через сайт ДДТ и страницу в социальной сети) наиболее интересных моментов жизни ОО, популяризация ключевых дел, праздников, конкурсов, деятельности первичной ячейки РДШ, Эко-отряда «Шанс» |
Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в МБУ ДО «ДДТ»
Самоанализ осуществляется ежегодно. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие – это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса:
- Результаты воспитания, социализации, саморазвития обучающихся учреждения. Динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объединении (коллективе).
- Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых. Анализ наличия в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Показатели организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых:
- системность воспитательной деятельности (наличие общих ключевых мероприятий, традиций учреждения, реализуемых проектов и т.п.);
- координация всех звеньев воспитательной системы;
- наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения;
- соответствие личностно-развивающего потенциала занятий в рамках реализации ДООП воспитательной миссии и традициям учреждения;
- наличие детских общественных объединений, детско-взрослых сообществ в учреждении и их активность;
- наличие форм работы по самоопределению и профориентации обучающихся;
- вовлеченность семьи в воспитательный процесс учреждения,
- наличие мероприятий с участием семьи;
- наличие предметно-эстетических зон в учреждении (оформление и эстетика общих и учебных помещений) и др.
Основные направления самоанализа воспитательной работы:
- анализ работы с учащимися «группы риска» (отсутствие правонарушений, профилактическая работа);
- мониторинг уровня воспитанности (сформированность нравственных качеств личности);
- диагностика личностного роста обучающихся (методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева);
- мониторинг участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях разного уровня и результативность.
Осуществляется анализ руководителями детских объединений МБУ ДО «ДДТ» совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования или педагогическом совете ОО.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством организации воспитательной среды ДДТ;
- качеством проводимых учрежденческих ключевых дел;
- качеством совместной деятельности педагогов дополнительного объединения и обучающимися объединения;
- качеством традиционных мероприятий и коллективно-творческих дел;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством взаимодействия ДДТ и семей учащихся;
- качеством образовательного бренда ОО.
Итог самоанализа – фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для получения последующих желаемых результатов.
Используемая литература
- Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.
- Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
- ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная программа воспитания).
- Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
- Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
- Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
- Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации личности обучающихся
проведение внеклассных часов...
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...
Антипенков А.В. Программа воспитания и социализации личности обучающихся_
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, ...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, во...