Расчетно- практическая работа по теме «Комплексные числа»
учебно-методический материал

Устинкина Светлана Анатольевна

Расчетно- практическая работа "Комплексные числа" для студентов 1 курса СПО. Предлагается для формирования практических умений и навыков работы с комплексными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практическая работа138.17 КБ

Предварительный просмотр:

Расчетно- практическая работа по теме «Комплексные числа».

Предмет математика

 для студентов 1 курса СПО.

Цель: Сформировать умения и навыки выполнять  действия над комплексными числами в алгебраической  и геометрической форме.

Оборудование и материалы:  выполнять в отдельной тетради.

Время выполнения: индивидуально в качестве домашней работы.

Порядок выполнения работы.

  1. Изучить теоретический материал лекций, обратить внимание на примеры применения формул и правила оформления заданий.

  2. Выполнить все предложенные задания в отдельной тетради. Номера заданий в таблице соответствуют номеру студента по списку в классном журнале.

  3. Сдать выполненные задания (тетрадь) на проверку учителю.

                           

                    Краткий теоретический материал с примерами.

                  –         это алгебраическая форма комплексного числа.

                         

1.Сложение комплексных чисел

Пример 1

Сложить два комплексных числа  ,

Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:

2.Вычитание комплексных чисел

Пример 2

Найти разности комплексных чисел  и  , если  ,

Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:

Результат не должен смущать, у полученного числа две, а не три части. Просто действительная часть – составная:        . Для наглядности ответ можно переписать

так:        .

Рассчитаем вторую разность:

Здесь действительная часть тоже составная:

3. Умножение комплексных чисел

Пример 3

Найти произведение комплексных чисел  ,  Очевидно, что произведение следует записать так:

Необходимо помнить, что  .

 , где

4. Деление комплексных чисел

Пример 4

Даны комплексные числа  ,  . Найти частное        .

Составим частное:

Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.

Вспоминаем формулу        и смотрим на наш знаменатель:  . В знаменателе уже есть  , поэтому сопряженным выражением в данном случае является  , то есть  .

Согласно правилу, знаменатель нужно умножить на  , и, чтобы ничего не изменилось,   домножить   числитель   на   то   же   самое   число     :

Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному  в  предыдущем  пункте).  А  в  знаменателе  воспользоваться

формулой        (помним, что  и не путаемся в знаках!!!).

В ряде случаев перед делением дробь целесообразно упростить, например, рассмотрим

частное чисел:        . Перед делением избавляемся от лишних минусов: в числителе и   в   знаменателе   выносим   минусы   за   скобки   и   сокращаем   эти

минусы:        . правильный ответ:

Пример 5

Дано комплексное число        . Записать данное число в алгебраической форме (т.е. в форме  ).

Приём  тот  же  самый  –  умножаем  знаменатель  и  числитель  на  сопряженное

знаменателю выражение. Снова смотрим на формулу        . В знаменателе уже есть  , поэтому знаменатель и числитель нужно домножить на

сопряженное выражение       , то есть на             

  1. Тригонометрическая форма записи отличного от 0 комплексного числа Z.

               ,  , выразим  a и b    

                                     ,   

Z=r(cosα+isinα), где    r– модуль числа Z.

Опр. Модулем комплексного числа вида Z=a+bi                                    

называют число  . 

r =|Z|= 

Геометрически: модуль Z – расстояние от (0;0) до точки Z.

               

Пример 6. Дано число Z1=20-21i. Найти его модуль.

                         

                      |Z1|=V 212+(-20)2 =V 441+400 = V 841 = 29

6. Решение квадратных уравнений в комплексных числах.

Пример 7:

Пример 8. Решить уравнение: 9x2 + 12x + 29 = 0

   Решение:    Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно,   D = b2 – 4ac =122 – 4*9*29 = 144 – 1044 = – 900,

Замечание: если дискриминант квадратного уравнения отрицателен, то квадратное уравнение имеет два сопряженных комплексных корня.                                                                  

Задания для расчетно- практической работы

№1. Выполните действия    z1 + z2 , z1  z2 , z1 z2 ,

Задание

Задание

1а)

z1 = i + 6 ; z2 = 6  i

1б)

z1 = 4  3i ;        z2 = 4  7i

2а)

z1 = 4i  3 ; z2 = 5  2i

2б)

z1 = 4  3i ;        z2 = 4  7i

3а)

z1 = i + 1;  z2 = 3  i

3б)

z1 = 4  i ;        z2 = 4 + i

4а)

z1 = 2i + 3 ;  z2 = 6 + i

4б)

z1 = 1  3i ; z2 = 4 + 7i

5а)

z1 = i + 5 ; z2 = 2 + i

5б)

z1 = 4  2i ;  z2 = 4 + 5i

6а)

z1 = i + 8 ; z2 = 1 + 2i

6б)

z1 = 9  i ;        z2 = 5  8i

7а)

z1 = i + 9 ; z2 = 7  i

7б)

z1 = 4  3i ;        z2 = 2i  1

8а)

z1 = i  3; z2 = 6  i

8б)

z1 = i  4 ;        z2 = 3 + 2i

9а)

z1 = i + 3 ; z2 = 6  2i

9б)

z1 = 4 + 5i ;        z2 = i + 2

10а)

z1 = i  4 ; z2 = 6 + 5i

10б)

z1 = i + 2 ;        z2 = 3  2i

11а)

z1 = 3i + 4 ; z2 = 1  2i

11б)

z1 = 2 + i ; z2 = i  5

12а)

z1 = i + 2 ; z2 = 5  4i

12б)

z1 = 4 + 5i ; z2 = 2i  3

13а)

z1 = i + 6 ; z2 = 4 + 5i

13б)

z1 = 2i  3 ; z2 = 4 + 3i

14а)

z1 = 3i  2 ; z2 = 9  i

14б)

z1 = 3  2i ; z2 = 4  7i

15а)

z1 = i + 7 ; z2 = 9  2i

15б)

z1 = i + 3 ; z2 = 6  2i .

№2 Представить в тригонометрической форме комплексное число:

задание

Задание.

1а)

z = 4 + 4i

1б)

z = 2 + 2i

2а)

z = i + 1

2б)

3а)

Z=12+ 7i

3б)

z =        3i  1

4а)

Z= 9-3i

4б)

5а)

z = 1         3i

5б)

z =   2 +        2i

6а)

6б)

7а)

Z= 1,4-9i

7б)

z = 2  2i

8а)

z = 2 + 2i

8б)

Z=-6-2i

9а)

9б)

z = 3  3i

10а)

z = 5i  5

10б)

Z= -9+ 4i

11а)

Z= -6+2i

11б)

Z= -5i+3

12а)

12б)

13а)

Z=-i+8

13б)

14а)

Z= -6+i

14б)

Z= 3i-9

15а)

15б)

Z=2-3i

№3 . Решите уравнение в комплексных числах:

задание

Задание.

1а)

1б)

x – x + 10 = 0

2а)

2б)

2 + 16 = 0

3а)

3б)

x– 4x + 13 = 0

4а)

x – 2x + 15 = 0

4б)

х2 +4x+ 13 = 0

5а)

х2 + 1 = 0

5б)

6а)

6б)

х2 + 4 = 0

7а)

х2 + 4х + 13 = 0

7б)

8а)

x2 - 2x + 5 = 0

8б)

x2 - 2х + 5 = 0

9а)

x2 + 8x + 25 = 0

9б)

х2 - 4х + 8 = 0

10а)

х2 + 10х + 26 = 0

10б)

11а)

х2 - 14х + 53 = 0

11б)

х2 - 14х + 53 = 0

12а)

х2 + 4х + 8 = 0

12б)

х2 + 6х + 25 = 0

13а)

13б)

х2 + 9 = 0

14а)

х2 - 2х + 5 = 0

14б)

х2 +4х + 13 = 0

15а)

х2 + 9 = 0

15б)

х2 + 4х + 20 = 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»

Методические рекомендации  для студентов по изучению одного из разделов математики: «Комплексные числа» составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уро...

Итоговая контрольная работа по теме: "Комплексные числа"

Контрольная работа предназначается для специальностей экономического и технического профилей, 2-й курс. Проводится итоговый контроль ЗУН над следующими темами изучаемого материала: 1) решение квадратн...

Методические указания по выполнению расчетно-практических работ по ПМ.04. Тема 3.1. Реконструкция зданий

Методические указания по выполнению расчетно-практических работ по ПМ.04. Тема 3.1. Реконструкция зданий "Расчет усиления железобетонного ленточного фундамента"....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных и контрольных работ для студентов по изучению темы «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»

Данное пособие включает теоретические сведения, необходимые для решения задач. Наличие методических указаний и примеров с подробным решением призвано облегчить освоение учебного материала студентами, ...

Разработка бинарного урока по теме "Комплексные числа в решение электротехнических задач"

Мы, преподаватели    Парфило Марина  Борисовна (пед стаж   39лет )и Маркушева Ольга Николаевна( пед стаж 25года) работаем в ОГА ПОУ  «Боровичский технику...

Практическая работа по теме " комплексная проверка синтаксиса, пунктуации и орфографии"

Комплексное задание поможет проверить имеющиеся знания и выявить "пробелы" ....

Практическая работа по теме " комплексная проверка синтаксиса, пунктуации и орфографии"

В статье даны практические советы по подготовке и проведении урока...