Методические рекомендации по выполнению самостоятельных и контрольных работ для студентов по изучению темы «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»
методическая разработка на тему
Данное пособие включает теоретические сведения, необходимые для решения задач. Наличие методических указаний и примеров с подробным решением призвано облегчить освоение учебного материала студентами, и могут быть использованы, как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_kompleksnye_chisla.doc | 520.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КУЗБАССКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ, ГЕОДЕЗИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных и контрольных работ для студентов по изучению темы «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»
Разработала: преподаватель Агафонова М.В.
Кемерово 2015
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ЦМК Директор ГАОУ СПО КО КузТАГиС
Протокол№_________ __________________С.Н.Нифонтов
От «__»_____________2015г. от «__»_____________2015г.
Председатель ЦМК ______
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
Мишенина Н.В._________________
От «_»_____________2015г.
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных и контрольных работ для студентов по изучению одного из разделов математики: «Комплексные числа» составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника среднего профессионального образования по дисциплине и отвечают требованиям к реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями.
Данные методические рекомендации адресованы студентам обучающихся на первом курсе по
профессиям НПО:
150105 Сварщик;
080107 Мастер общестроительных работ;
080108 Мастер отделочных строительных работ;
080106 Мастер сухого строительства.
Данное пособие включает теоретические сведения, необходимые для решения задач. Наличие методических указаний и примеров с подробным решением призвано облегчить освоение учебного материала студентами, и могут быть использованы, как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе студентов.
Введение
Понятие о комплексном числе появилось в середине 16 в. Математиков того времени заинтересовал вопрос, получения формул выражающую корни кубического уравнения через его коэффициенты.
В 1545г. была издана книга «Великое искусство, или об алгебраических преобразованиях», в которой Дж.Кардано(1501-1576) опубликовал формулу корней кубического уравнения, открытую его современниками С. дель Ферро(1465-1526) и Н. Тартальей(1500-1557). Обнаружилось, что в случае, когда кубическое уравнение имеет три действительных корня, в формуле Кардана появляются квадратные корни из отрицательного числа. Такие числа называются мнимыми числами.
Мнимые числа стали широко использовать при решении уравнений. На рубеже 18 и 19вв. К.Ф. Гаусс назвал мнимые числа «Комплексными числами». Он дал им геометрическую интерпретацию и доказал, что каждый многочлен, степень которого не меньше единицы, имеет хотя бы один корень, действительный или комплексный.
В настоящее время комплексные числа широко применяются в математике, физике и технике; их применение часто упрощает решение задач.
1. Понятие мнимой единицы.
Предположим, что существует такое число, квадрат которого равен - 1. Обозначим это число буквой i, тогда справедливо равенство (1):
; |
Число i будем называть мнимой единицей, а равенство (1) будем считать определением мнимой единицы.
Например:
2. Степень мнимой единицы.
Рассмотрим степени мнимой единицы:
i;
i2 = – 1;
i3 = i2*i = (– 1)i = – i;
i4 = i3*i = – i*i = – i2 = – (– 1) = 1;
i5 = i4*i = 1*i = i;
i6 = i5*i = i*i = i2 = – 1;
i7 = i6*i = (– 1)*i = – i;
i8 = i7*i = – i*i = 1;
…………………
Таким образом,
- если показатель степени числа i делится на 4, то значение степени равно 1;
- если при делении показателя степени на 4 в остатке получается 1, то значение степени равно i ;
- если при делении показателя степени на 4 получается остаток 2, то значение степени равно – 1;
- если при делении на 4 остаток равен 3, то значение степени равно – i.
Пользуясь этим, можно вычислять любую степень числа i.
Например:
а) т.к. 28=4*7 (нет остатка)
б) т.к. 33=4*8+1
в) т.к. 135=4*33+3
Задания для самостоятельной работы №1.
Вычислите:
i66; i143; i216; i137.
2. i43 + i48 + i44 + i45.
3. (i36 + i17)i23.
4. (i133 + i115 + i200 + i142)(i17 + i36).
3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СВОЙСТВА.
Определение 1. Комплексным числом называется выражение вида a+bi , где a и b –действительные числа, а i-мнимая единица. Множество комплексных чисел обозначается через C.
Возможны случаи, когда a и b могут быть равные нулю.
- если a = 0, то комплексное число bi называют мнимым;
- если b = 0, то комплексное число a+bi = a и называется действительным;
- если a =0 и b=0,то комплексное число a+bi=0.
Определение 2. Комплексные числа и
называются равными, если a =c и b=d.
Например:
a) Найти x и y из равенства 3y+5xi=15-7i
Решение:
Согласно условию равенства комплексных чисел имеем 3y=15; 5x=-7.Отсюда
б) Найти x и y из равенства(2х+3у) + (х-у)I =7+6i
Решение: Согласно условию равенства комплексных чисел имеем
2х+3у=7
х-у=6
Решая систему уравнений получаем: х=5,у=-1
Задания для самостоятельной работы №2.
8–13. Найдите значения x и y из равенств:
8. 7x + 5i = 1 – 10iy. 9. (2x + y) – i = 5 + (y – x)i.
10. x + (3x – y)i = 2 – i. 11. (1 + 2i)x + (3 – 5i)y = 1 – 3i.
12. (2 – i)x + (1 + i)y = 5 – i. 13. (3i – 1)x + (2 – 3i)y = 2 – 3i.
Определение 3. Суммой комплексных чисел и называется комплексное число вида (a+c)+(b+d)i
Например:
Найти сумму комплексных чисел и
Решение:
Определение 4. Произведением комплексных чисел и называется комплексное число вида
(ac - bd) + (ad + bc)i
Например:
Найти произведение комплексных чисел и
Решение: Замечание. При выполнении умножения можно использовать формулы:
(a b)2 = a2 2ab + b2,
(a b)3 = a3 3a2b + 3ab b3
(a + b)(a – b) = a2 – b2
Например
а) (2 + 3i)2 = 4 + 2*2*3i + 9i2 = 4 + 12i – 9 = – 5 + 12i;
б) (3 – 5i)2 = 9 – 2*3*5i + 25i2 = 9 – 30i – 25 = – 16 – 30i;
в) (5 + 3i)(5 – 3i) = 52 – (3i)2 = 25 – 9i2 = 25 + 9 = 34;
г) (1 + i)(1 – i) = 12 – i2 = 1 + 1 = 2
Операции суммы и произведения комплексных чисел обладают следующими свойствами:
I. Свойства суммы:
- коммутативности: ;
- ассоциативности:;
II. Свойства произведения:
- коммутативности: ;
- ассоциативности:
III. Свойство дистрибутивности:
Доказательства приведенных свойств выполните самостоятельно.
Определение 5. Алгебраической формой записи комплексного числа называется запись вида z = a+bi, где i-мнимая единица.
Сложение и умножение комплексных чисел, заданных в алгебраической форме, осуществляется по обычным правилам алгебры с учетом равенства i2 = – 1.
Например:
Пусть ;
По определению: (ac - bd) + (ad + bc)i
По свойству:
Определение 6: Разностью комплексных чисел
и называется число z = x + yi, которое удовлетворяет равенству или (c+di)+(x+yi)=a+bi
Разность z чисел и обозначается
Например
Вычислите: (2+6i)−(7+11i)=(2-7)+(6i-11i)= -5-5i
Задания для самостоятельной работы №3.
Вычислите:
14. (3 + 5i) + (7 – 2i). 15. (6 + 2i) + (5 + 3i) 16. (– 2 + 3i) + (7 – 2i).
17. (5 – 4i) + (6 + 2i). 18. (3 – 2i) + (5 + i). 19. (4 + 2i) + (– 3 + 2i).
20. (– 5 + 2i) + (5 + 2i). 21. (– 3 – 5i) + (7 – 2i) 22. (2 + 3i)(5 – 7i).
23. (6 + 4i)(5 + 2i). 24. (3 – 2i)(7 – i). 25. (– 2 + 3i)(3 + 5i).
26. (1 –i)(1 + i). 27. (3 + 2i)(1 + i). 28. (6 + 4i)*3i.
29. (2 – 3i)(– 5i). 30. (3 + 5i)2. 31. (2 – 7i)2 32. (6 + i)2. 33. (1 – 5i)2. 34. (3 + 2i)3.
35. (3 – 2i)3.
36. (4 + 2i)3. 37. (5 – i)3. 38. (3 + 2i)(3 – 2i). 39. (5 + i)(5 – i).
40. (1 – 3i)(1 + 3i). 41. (7 – 6i)(7 + 6i).
42. (a + bi)(a – bi). 43. (m – ni)(m + ni).
Определение 7: Комплексные числа и называются комплексно сопряжёнными.
Определение 8: Частным комплексных чисел и называется комплексное число z=x+yi, которое удовлетворяет равенству
или (c+di)(x+yi)=a+bi
Частное z комплексных чисел и обозначается
Примечание. Отметим, что на практике деление комплексных чисел удобнее выполнять не при помощи непосредственного использования приведённой формулы, а используя равенство:
Например
Вычислить:
Задания для самостоятельной работы №4.
Выполните деление.
4. Решение квадратных уравнений с действительными коэффициентами.
Обсудим теперь вопрос о том, как решаются квадратные уравнения в комплексных числах. Рассмотрим уравнение
где ,b, c –– произвольные комплексные коэффициенты.
Сделаем это на конкретном примере:
а) x2 – 6x + 13 = 0;
Решение:
Найдем дискриминант по формуле
D = b2 – 4ac.
Так как a = 1, b = – 6, c = 13, то
D = 36 – 4*1*13 = 36 – 52 = – 16;
б) 9x2 + 12x + 29 = 0
Решение: Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно, D = b2 – 4ac =122 – 4*9*29 = 144 – 1044 = – 900,
Замечание: если дискриминант квадратного уравнения отрицателен, то квадратное уравнение имеет два сопряженных комплексных корня.
Задания для самостоятельной работы №5.
Решите уравнение:
56. x2 – 4x + 13 = 0. 57. x2 + 3x + 4 = 0.
58. 2,5x2 + x + 1 = 0. 59. 4x2 – 20x + 26 = 0.
5. Геометрическая интерпретация комплексного числа
Каждое комплексное число z = a + bi можно геометрически изобразить на плоскости точкой Z(a;b) или как вектор ОZ с началом в точке О(0;0) и концом в точке
Z (a;b)
Определение: Плоскость, точкам которой сопоставлены комплексные числа, называется комплексной плоскостью.
Определение: Действительные числа изображаются точками оси абсцисс, которую называют действительной (или вещественной) осью; чисто мнимые числа – точками оси ординат, которую будем называть мнимой осью.
Например: Изобразить на плоскости числа
z1 = 5; z2 = – 3i;
z3 = 3 + 2i; z4 = 5 – 2i;
z5 = – 3 + 2i; z6 = – 1 – 5i.
Из определений суммы и разности следует, что
комплексные числа складываются и вычитаются, как векторы.
6. Тригонометрическая форма комплексного числа.
Пусть комплексное число z = a + bi изображено в виде вектора с началом в точке O(0; 0) и концом Z(a; b).
Определение: Модулем комплексного числа z = a + bi называется длина вектора, которую можно найти по формуле . Часто модуль комплексного числа обозначают - r
Определение: Аргументом комплексного числа называется угол , который образует вектор с положительным направлением оси абсцисс. Величину угла можно найти с помощью формул:
Эта система имеет бесчисленное множество решений вида, где k – любое целое число. Таким образом, любое комплексное число z имеет бесконечное множество
аргументов, отличающихся друг от друга на число, кратное
Если k = 0, то мы получим главное значение аргумента, которое и будем называть аргументом комплексного числа.
Из соотношений
и
Следует: a = r cos , b = r sin.
Если в запись комплексного числа z вместо a и b подставить эти значения, то получим
z = a + bi = r cos + ir sin = r (cos + i sin).
Определение: Получили новую форму записи комплексного числа: z = r (cos + i sin), которая
называется тригонометрической формой комплексного числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА»
Методические рекомендации для студентов по изучению одного из разделов математики: «Комплексные числа» составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уро...
Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ по ПМ 01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг для студентов-заочников специальности 100116 Парикмахерское искусство
Составлена для студентов заочной формы обучения по специальности 100116 Парикмахерское искусство....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы по МДК 04.05. «Информационные технологи в профессиональной деятельности» для студентов специальности «Металлургия цветных металлов»
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, бы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной (аудиторной) работы студентов СПО по теме "Выполнение творческих заданий к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла".
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство&quo...