ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
рабочая программа

Дюдяева Людмила Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности.

Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению обучающихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_tvorcheskaya_masterskaya_dyudyaeva_lg.docx60.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом ГБПОУ

Некрасовского педколледжа № 1

Протокол от __________ № ____

И.о. директора ГБПОУ

Некрасовский педколледж №1

___________________А.Ф. Салманова

Приказ № _____от ______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Творческая мастерская»

Срок освоения: (36 недель)

                                     

Возраст обучающихся:14-18 лет

Разработчик:

        Дюдяева Л.Г.-

Преподаватель специальных дисциплин,

педагог дополнительного образования

2. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана на основе (в соответствие с требованиями) следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:

- Приказ Министерства Труда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства Просвещения от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Распоряжение КО № 1676-р от 25.08.2022 г. «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга»;

Распоряжение КО №176-р от 01.02.2022 «Об утверждении регламента предоставления государственной услуги по приему в организации Санкт-Петербурга, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также программы спортивной подготовки;

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности.

Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению обучающихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности.

Программа «Творческая мастерская» вводит обучающихся в удивительный мир народной культуры, творчества. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Адресат программы – программа предназначена для обучающихся 14-18 лет без предъявления требований к практической подготовке.

Факт актуальности программы «Творческая мастерская» может быть доказан тем, что художественная направленность, в рамках которой осуществляется образовательная деятельность по программе, определена как ключевая приоритетная задача развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2030 года.  В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р отмечено, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; создать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства; обеспечить обновление содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования в том числе с применением цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит обучающихся в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Уровень освоения программы общекультурный. Объемом 72 часа, срок освоения 36 недель.

Цель программы – развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славяно-угорских народов через освоение технологий изготовления народной игрушки.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  1. Познакомить обучающихся с историей, традициями и обрядами русского народа;
  2. Познакомить обучающихся с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  3.  Учить различать куклы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
  4. Научить  основным  приемам работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  5. Обучить  изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник;
  6. Научить составлять тематические композиции, оформлять выставочные материалы;
  1. Развивающие:
  1. развивать интерес к дальнейшему изучению истории родного края;
  2. способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, и способности к преобразованию материалов;
  3. развивать воображение, творческие способности;

III. Воспитательные:

  1.  на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
  2. прививать основы культуры труда;

Решение воспитательных задач реализуется в течение учебного года через непрерывную, целенаправленно организованную деятельность обучающихся, вовлечение их в непосредственное взаимодействие между собой и педагогом, а также формирование системы ценностных отношений к общему делу и будущей профессиональной деятельности. Обучение по программе дополнительного образования является компонентом субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности).

Планируемые результаты

Предметные

По окончанию обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • основные виды народного и декоративно-прикладного искусства; технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей, используемых для изготовления традиционных тряпичных кукол;
  • особенности простейших, украшающих швов;

  • историю традиционной тряпичной куклы;
  • анатомию текстильной куклы;
  • типы и назначение традиционных тряпичных кукол;
  • технику изготовления простейших тряпичных кукол;
  • основные законы композиции; народный орнамент;
  • основные виды народного и декоративно-прикладного искусства; технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей, используемых для изготовления традиционных тряпичных кукол;
  • особенности простейших, украшающих швов;
  • историю традиционной тряпичной куклы;
  • анатомию текстильной куклы;
  • материалы для набивки куклы;
  • правила подбора цветовой гаммы материалов для изготовления тряпичных кукол; основные элементы народного костюма;
  • традиционные православные праздники и роль народных кукол в празднике;

По окончанию обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • правильно организовать рабочее место, работать с инструментами; работать со специальной учебно-методической литературой; выполнять простейшие и украшающие швы;

  • правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления тряпичной куклы;

  • изготовить тряпичную куклу в соответствии с программой обучения; работать индивидуально и коллективно.

Метапредметные

  • проявлять интерес к дальнейшему изучению истории родного края, традиций и обычаев русского народа;
  • воображать и творчески подходить к выполнению заданий;
  • проявлять эмоционально ценностное отношение к выполненной работе;

  • проявлять и стремиться к дальнейшему развитию своих творческих способностей;

Личностные

  • демонстрируют нравственное поведение и умение видеть прекрасное изготовленных куклах;
  • демонстрируют бережное отношение к выполненным работам;

Язык реализации программы русский. Форма обучения очная.

Особенность реализации дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» заключается в том, что обучающиеся получают возможность участия в организации и проведение досуговых мероприятий, проведении мастер-классов, подготовке тематических выставок. Реализация программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  

Особенности организации образовательного процесса.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.

Основные принципы, определяющие содержание программы:

  • Принцип последовательности, системности, доступности обучения;
  • Принцип наглядности;
  • Установка на чувственное зрительное восприятие;
  • Принцип народности и этнизации процесса обучения;
  • Принцип развивающего обучения - увеличение объема изучаемого. 

В  объединение принимаются все желающие без предъявления требований к теоретической и практической подготовке и возрасту обучающихся. Количество обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.

Организационные формы проведения занятий могут быть:

  • Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)
  • Групповые (обучающиеся разбиваются на группы  в соответствии с выполнением задания)
  • Индивидуальные (обучающийся работает  индивидуально)

Формы проведения занятий:

Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические по выполнению творческих работ, лекции, презентации, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и другие. Программой предполагаются коллективные формы работы при выполнении учащимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, участие в выставках и конкурсах.

Для реализации программы потребуется следующее материально - техническое обеспечение:

- Оборудованный кабинет;

- Столы, стулья для учащихся;

- ТСО  мультимедийный проектор, компьютер, аудиотехника, колонки;

- Наглядный дидактический материал- фото, иллюстрации, презентации;

- Вязальный крючок

-ножницы,-иглы

-ткань - бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок)

-нитки - полушерстяные, мулине (красного, жёлтого, зелёного, синего, оранжевого, розового цветов)

-наполнитель-синтепон, вата

-тесьма- различной расцветки и фактуры

-атласная лента шириной 5- 10 мм, ярких цветов

-природный материал: лыко, солома, сухие ветки

  1. Учебный план 1 года обучения.

Название раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие «Мудрые игрушки наших предков»

2

1

1

Опрос

2.

История народной тряпичной куклы.

9

2

7

анализ выполненных работ, тест

3.

Игровая кукла - часть культурного наследия России.

9

2

7

анализ выполненных работ

4.

Обрядовые и обереговые куклы.

10

2

7

анализ выполненных работ, игра «Парочки»

5.

Осенние тряпичные куклы.

10

2

8

анализ выполненных работ, опрос

6.

Зимние традиционные тряпичные куклы

10

2

8

анализ выполненных работ, дид. игра

7.

Весенние традиционные тряпичные куклы.

10

2

7

анализ выполненных работ

8.

Летние традиционные тряпичные куклы.

10

2

7

анализ выполненных работ

9.

Итоговое занятие.

2

-

2

Презентация творческих работ

Итого:

72ч.

17ч.

54ч.

4. Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.23

31.05.23.

36 нед.

72ч.

Каждая пятница месяца с 15.00-15.45

15.55-16.40

5. Рабочая программа

  1. Обучающие:
  1. Познакомить обучающихся с историей, традициями и обрядами славяно-угорских народов;
  2. Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  3.  Учить различать куклы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.
  4. Научить  основным  приемам работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  5. Обучить  изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник;
  1. Развивающие:
  1. Развивать интерес к дальнейшему изучению истории родного края;
  2. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений;
  3. Развивать воображение, творческие способности;

III. Воспитательные:

  1.  На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
  2. Прививать основы культуры труда;

Содержание образовательной программы

Раздел (тема):

Содержание:

1.Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с программой обучения. Права и обязанности воспитанников. Традиционные цвета ткани для изготовления славянских кукол.

Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Материалы и инструменты, применяемые в работе. Организация труда обучающихся. Подготовка ниток и инструмента к работе. Инструктаж по технике безопасности.

2. История народной тряпичной куклы.

Теория. Кукла - потешная копилка народной памяти. Женская красота в облике народной текстильной куклы. Традиции изготовления кукольной головы. Безликая тряпичная кукла. Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления, по назначению, по размеру и образу. Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест.

Практика. Изготовление простейших тряпичных кукол «Зайчик на пальчик», «Бабочка», «Стрекоза». Анализ готовых работ. Подготовка к оформлению панно

3. Игровая кукла - часть культурного наследия России.

Теория. Классификация игровых кукол. Куклы младенчества, раннего детства, 7-8 лет, на выхвалку, юношества. Демонстрация игровых кукол.

Практика. Изготовление игровых  кукол «Погремень», «Хороводница». Игра «Малечина- Калечина».

4. Обрядовые и обереговые куклы.

Теория.        Основные семейно-бытовые обряды: рождение, свадьба, уход к предкам. Виды семейных обрядовых кукол. Обрядовые куклы. Календарные праздники. Обряды и обычаи с использованием кукол. Демонстрация кукол - символов календарных праздников. Почитание обрядовых кукол. Тряпичные куклы-обереги. Обереги достатка, детства, жилища, здоровья. Виды обереговых кукол по функциям.

Практика. Изготовление обрядовой куклы Куватка, обереговой –подарок на отдарок.

5.Осенние тряпичные куклы.

Теория. Народный календарь - стройная череда православных праздников, трудовых будней, обрядов, обычаев и примет в годовом круге. Календарь народной куклы. Знакомство с осенними тряпичными куклами. Осень - пора свадеб. Свадебные традиционные куклы. Таусень - праздник урожая и радости. Значение кукол.

Практика. Изготовление осенних тряпичных кукол по народному календарю - Крупеничка, Неразлучники, Паракскева   Изготовление птицы из лыка – таусень. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

6.Зимние традиционные тряпичные куклы.

Теория. Зимние православные праздники в народном календаре.

Зимние тряпичные куклы. Традиции  подготовки к зимним Святкам и Рождеству. Колядование. Значение кукол.

Практика. Изготовление зимних тряпичных кукол  Рождественский ангел, Коза, Коляда. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

7.Весенние традиционные тряпичные куклы.

Теория. Народные традиции встречи весны. Заклички, песни-веснянки.  Весенние православные праздники русского народа: Масленица, Пасха. Традиции русского народа в праздновании православных праздников. Весенние тряпичные куклы. Значение кукол.  

Практика. Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: птица - радость, Мартинички, Первоцвет, Масленичка, кукла на пасхальное яйцо, пасхальный ангел. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

8. Летние традиционные куклы.

Теория.  Летние православные куклы  в народном календаре. Использование цветов и трав при изготовлении кукол. Куклы Пеленашки из листьев лопуха. Куклы из куколя (куколь - сорная трава). Жатвенные игрушки.

Практика. Изготовление летних тряпичных кукол по народному календарю кукол: Покосница, Жница. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки

9. Итоговое занятие.

Практика: Выставка творческих работ обучающихся. Викторина «Славянская кукла».

Планируемые результаты (по текущему году)

  1. Предметные результаты:

По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут знать:

  • основные виды народного и декоративно-прикладного искусства; технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей, используемых для изготовления традиционных тряпичных кукол;
  • особенности простейших, украшающих швов;
  • историю традиционной тряпичной куклы;
  • анатомию текстильной куклы;
  • типы и назначение традиционных тряпичных кукол;
  • технику изготовления простейших тряпичных кукол;
  • основы цветоведения; основные законы композиции; народный орнамент;
  • материалы для набивки куклы;
  • правила подбора цветовой гаммы материалов для изготовления тряпичных кукол; основные элементы народного костюма;
  • традиционные православные праздники и роль народных кукол в празднике;

 По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно организовать рабочее место, работать с инструментами; работать со специальной учебно-методической литературой; выполнять простейшие и украшающие швы;
  • правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления тряпичной куклы;
  • изготовить тряпичную куклу в соответствии с программой обучения; работать индивидуально и коллективно.
  • Метапредметные результаты:

По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут:

  • проявлять интерес к дальнейшему изучению истории родного края, традиций и обычаев русского народа;
  • воображать и творчески подходить к выполнению заданий;
  • проявлять эмоционально ценностное отношение к выполненной работе;
  • проявлять и стремиться к дальнейшему развитию своих творческих способностей;
  1. Личностные результаты:

По окончанию освоения содержания программы обучающиеся:

  1. демонстрируют нравственное поведение и умение видеть прекрасное изготовленных куклах;
  2. демонстрируют бережное отношение к выполненным работам;

Календарно-тематическое планирование.

Наименование тем занятий

Количество часов

Дата занятий

Формы организации деятельности

теория

практика

план

факт

Тема 1 Вводное занятие «Мудрые игрушки наших предков»

1

1

01.09.23

Фронтальная

История народной тряпичной куклы

Тема 2

 Кукла  потешная копилка народной памяти.

1

1

08.09.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 3

Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест.

1

1

15.09.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 4

Изготовление простейшей тряпичной кукол «Зайчик на пальчик»

-

2

22.09.23

Индивидуальная

Тема5 Изготовление простейшей тряпичной кукол «Бабочка»

-

2

29.09.23

Индивидуальная

Тема 6

Изготовление простейшей тряпичной кукол «Стрекоза»

-

2

06.10.23

Индивидуальная

Обрядовые и обереговые куклы.

Тема 7

  Обрядовые куклы.

1

1

13.10.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 8

Тряпичные куклы-обереги.

1

1

20.10.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 9

Изготовление обрядовой куклы «Куватка»

-

2

27.10.23

Индивидуальная

Тема 10

 Изготовление обереговой «Мировое дерево»

-

2

03.11.23

Индивидуальная

Тема 11 Изготовление обереговой куклы «Неразлучники»

-

2

10.11.23

Индивидуальная

Осенние тряпичные куклы.

Тема 12

Календарь народной куклы.

1

1

17.11.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 13

Таусень - праздник урожая и радости. Значение кукол.

1

1

24.11.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 14

Изготовление осенней тряпичной куклы Крупеничка

-

2

01.12.23

Индивидуальная

Тема 15

Изготовление осенней тряпичной куклы Паракскева  

-

2

08.12.23

Индивидуальная

Тема 16

Изготовление птицы из лыка – таусень.

-

2

15.12.23

Индивидуальная

Тема 17 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

-

2

22.12.23

Индивидуальная

Зимние традиционные тряпичные куклы.

Тема 18

Зимние православные праздники в народном календаре.

1

1

29.12.23

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 19

Традиции  подготовки к зимним Святкам и Рождеству.

1

1

12.01.24

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 20

Изготовление зимней тряпичной куклы-   Рождественский ангел

-

2

19.01.24

Индивидуальная

Тема 21 Изготовление зимней тряпичной куклы-   Коза

-

2

26.01.24

Индивидуальная

Тема 22 Изготовление зимней тряпичной куклы-   Коляда

-

2

02.02.24

Индивидуальная

Тема 23 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

-

2

09.02.24

Весенние традиционные тряпичные куклы.

Тема 24 Весенние православные праздники русского народа: Масленица, Пасха.

1

1

16.02.24

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 25 Традиции русского народа в праздновании православных праздников

1

1

01.03.24

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 26

Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: птица - радость, Мартинички.

-

2

15.03.24

Индивидуальная

Тема 27 Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: Первоцвет, Масленичка,

-

2

22.03.24

Индивидуальная

Тема 28 Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: кукла на пасхальное яйцо, пасхальный ангел

-

2

29.03.24

Индивидуальная

Тема 29 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки.

-

2

05.04.24

Индивидуальная

Летние традиционные куклы.

Тема 30 Летние православные куклы  в народном календаре.

1

1

12.04.24

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 31 Куклы из куколя (куколь - сорная трава). Жатвенные игрушки.

1

1

19.04.24

Фронтальная

Индивидуальная

Тема 32 Изготовление летней

тряпичной куклы  по народному календарю кукол: Покосница, Жница.

-

2

26.04.24

Индивидуальная

Тема 33 Изготовление летней

тряпичной куклы  по народному календарю кукол: Жница.

-

2

03.05.24

Индивидуальная

Тема 34 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки

-

2

17.05.24

Индивидуальная

Тема 35 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки

-

2

24.05.24

Индивидуальная

Тема 36

Итоговое занятие.

-

2

31.05.24

Фронтальная

Итого:

17ч.

54ч.

6. Методические и оценочные материалы.

Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:

1.        учебные и методические пособия для педагога и обучающихся;

2.        система средств обучения;

3.        система средств контроля результативности обучения.

Первый компонент включает в себя списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся.

Второй компонент - система средств обучения.

Организационно-педагогические средства:

-        дополнительная общеразвивающая программа;

-        литературный материал

Третий компонент - система средств контроля результативности реализации программы:

-диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.).

Педагогической основой всех методов обучения является направленность на единство решение воспитательных, образовательных и творческих задач, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образовательного мышления ребенка. Эффективность освоения образовательной программы достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных). Каждое занятие включает воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие обучающихся о многообразии народных славянских кукол их значимости в культуре и быте русского народа.

         Передача социального опыта от педагога обучающемуся формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других народов. Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, программы является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.

 Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя изготовление кукол, подготовку к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися. Основные понятия формируются на занятии многообразными формами и методами. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ электронных материалов, иллюстраций, наблюдение,

демонстрация (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

-объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- частично-поисковый

 В процессе реализации программы «Славянская кукла» используются следующие педагогические технологии:

-здоровьесберагающие

-информционно-коммуникативные

 -индивидуального обучения

 -группового обучения,

 -дифференцированного обучения

Дидактический материал:

  1. Иллюстративные (фото, схемы изготовления кукол)
  2. Демонстрационные (натурный фонд)
  3. Раздаточные (технологические карты, карточки с заданиями)

Оценочные материалы.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроли. Используются следующие формы выявления, предъявления и фиксации результатов:

Формы выявления результатов:

-        анкетирование;

-        тестирование;

-        устный опрос;

- анализ выполненных работ;

- дидактические игры;

Формы предъявления результатов:

-        выставка

-        открытое занятие.

Формы фиксации результатов:

-        карта оценки результатов освоения программы;

-        бланк анкеты;

-        опросный лист;

-        грамоты, дипломы.

Информационные источники.

Список литературы для педагога:

  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. - М.: Детская литература, 2001.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. - М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. - 1999. -
  4. №8.
  5. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебно¬методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Ч.2.
  7. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. - 1995. - №2. - С. 55-57.
  8. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт. - сост. Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Колесникова В. Праздники Руси православной. - М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  10. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. - 2002. - №1. - С. 40-51.
  11. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. - М.: Белый город, 2011.
  12. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. - 1997. - №5. - С. 44-45

Список литературы для детей:

  1. Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. М.,2010.
  2. Воздвиженский П.Н. Священная история. - М.,2004.
  3. Войдинова Н.М. Куклы в доме. - М.,2000.
  4. Все святые, молите бога о нас. Чудеса и жития всех святых. - Сибирская благозвонница, 2004.
  5. Дайн Г. Детский народный календарь.
  6. Дайн Г., Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. - М.,2008.
  7. Котов И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - С.-П., 2003.
  8. Максименко О. Куклы для девочек. - М., 2003.
  9. Максимова И., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. - М.,2003.
  10. Саффот        Ш. Рождественские мотивы. Шьём из лоскутков. - М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника"

По разноуровневой модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника» ознакомительного уровня (1 год...