ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению обучающихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_tvorcheskaya_masterskaya_dyudyaeva_lg.docx | 60.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 Протокол от __________ № ____ | И.о. директора ГБПОУ Некрасовский педколледж №1 ___________________А.Ф. Салманова Приказ № _____от ______________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Творческая мастерская»
Срок освоения: (36 недель)
Возраст обучающихся:14-18 лет
Разработчик:
Дюдяева Л.Г.-
Преподаватель специальных дисциплин,
педагог дополнительного образования
2. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана на основе (в соответствие с требованиями) следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:
- Приказ Министерства Труда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
-Распоряжение КО № 1676-р от 25.08.2022 г. «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга»;
Распоряжение КО №176-р от 01.02.2022 «Об утверждении регламента предоставления государственной услуги по приему в организации Санкт-Петербурга, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также программы спортивной подготовки;
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению обучающихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности.
Программа «Творческая мастерская» вводит обучающихся в удивительный мир народной культуры, творчества. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Адресат программы – программа предназначена для обучающихся 14-18 лет без предъявления требований к практической подготовке.
Факт актуальности программы «Творческая мастерская» может быть доказан тем, что художественная направленность, в рамках которой осуществляется образовательная деятельность по программе, определена как ключевая приоритетная задача развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2030 года. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р отмечено, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; создать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства; обеспечить обновление содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования в том числе с применением цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит обучающихся в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.
Уровень освоения программы общекультурный. Объемом 72 часа, срок освоения 36 недель.
Цель программы – развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славяно-угорских народов через освоение технологий изготовления народной игрушки.
Задачи программы:
- Обучающие:
- Познакомить обучающихся с историей, традициями и обрядами русского народа;
- Познакомить обучающихся с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- Учить различать куклы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
- Научить основным приемам работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Обучить изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник;
- Научить составлять тематические композиции, оформлять выставочные материалы;
- Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению истории родного края;
- способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, и способности к преобразованию материалов;
- развивать воображение, творческие способности;
III. Воспитательные:
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
- прививать основы культуры труда;
Решение воспитательных задач реализуется в течение учебного года через непрерывную, целенаправленно организованную деятельность обучающихся, вовлечение их в непосредственное взаимодействие между собой и педагогом, а также формирование системы ценностных отношений к общему делу и будущей профессиональной деятельности. Обучение по программе дополнительного образования является компонентом субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности).
Планируемые результаты
Предметные По окончанию обучения по программе обучающиеся будут знать: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
По окончанию обучения по программе обучающиеся будут уметь: |
|
| |
| |
Метапредметные |
|
| |
| |
| |
Личностные |
|
|
Язык реализации программы русский. Форма обучения очная.
Особенность реализации дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» заключается в том, что обучающиеся получают возможность участия в организации и проведение досуговых мероприятий, проведении мастер-классов, подготовке тематических выставок. Реализация программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.
Основные принципы, определяющие содержание программы:
- Принцип последовательности, системности, доступности обучения;
- Принцип наглядности;
- Установка на чувственное зрительное восприятие;
- Принцип народности и этнизации процесса обучения;
- Принцип развивающего обучения - увеличение объема изучаемого.
В объединение принимаются все желающие без предъявления требований к теоретической и практической подготовке и возрасту обучающихся. Количество обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.
Организационные формы проведения занятий могут быть:
- Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)
- Групповые (обучающиеся разбиваются на группы в соответствии с выполнением задания)
- Индивидуальные (обучающийся работает индивидуально)
Формы проведения занятий:
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические по выполнению творческих работ, лекции, презентации, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и другие. Программой предполагаются коллективные формы работы при выполнении учащимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, участие в выставках и конкурсах.
Для реализации программы потребуется следующее материально - техническое обеспечение:
- Оборудованный кабинет;
- Столы, стулья для учащихся;
- ТСО мультимедийный проектор, компьютер, аудиотехника, колонки;
- Наглядный дидактический материал- фото, иллюстрации, презентации;
- Вязальный крючок
-ножницы,-иглы
-ткань - бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок)
-нитки - полушерстяные, мулине (красного, жёлтого, зелёного, синего, оранжевого, розового цветов)
-наполнитель-синтепон, вата
-тесьма- различной расцветки и фактуры
-атласная лента шириной 5- 10 мм, ярких цветов
-природный материал: лыко, солома, сухие ветки
- Учебный план 1 года обучения.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие «Мудрые игрушки наших предков» | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | История народной тряпичной куклы. | 9 | 2 | 7 | анализ выполненных работ, тест |
3. | Игровая кукла - часть культурного наследия России. | 9 | 2 | 7 | анализ выполненных работ |
4. | Обрядовые и обереговые куклы. | 10 | 2 | 7 | анализ выполненных работ, игра «Парочки» |
5. | Осенние тряпичные куклы. | 10 | 2 | 8 | анализ выполненных работ, опрос |
6. | Зимние традиционные тряпичные куклы | 10 | 2 | 8 | анализ выполненных работ, дид. игра |
7. | Весенние традиционные тряпичные куклы. | 10 | 2 | 7 | анализ выполненных работ |
8. | Летние традиционные тряпичные куклы. | 10 | 2 | 7 | анализ выполненных работ |
9. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Презентация творческих работ |
Итого: | 72ч. | 17ч. | 54ч. |
4. Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.23 | 31.05.23. | 36 нед. | 72ч. | Каждая пятница месяца с 15.00-15.45 15.55-16.40 |
5. Рабочая программа
- Обучающие:
- Познакомить обучающихся с историей, традициями и обрядами славяно-угорских народов;
- Познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- Учить различать куклы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.
- Научить основным приемам работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Обучить изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник;
- Развивающие:
- Развивать интерес к дальнейшему изучению истории родного края;
- Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений;
- Развивать воображение, творческие способности;
III. Воспитательные:
- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
- Прививать основы культуры труда;
Содержание образовательной программы
Раздел (тема): | Содержание: |
1.Вводное занятие. | Теория: Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с программой обучения. Права и обязанности воспитанников. Традиционные цвета ткани для изготовления славянских кукол. Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Материалы и инструменты, применяемые в работе. Организация труда обучающихся. Подготовка ниток и инструмента к работе. Инструктаж по технике безопасности. |
2. История народной тряпичной куклы. | Теория. Кукла - потешная копилка народной памяти. Женская красота в облике народной текстильной куклы. Традиции изготовления кукольной головы. Безликая тряпичная кукла. Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления, по назначению, по размеру и образу. Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест. Практика. Изготовление простейших тряпичных кукол «Зайчик на пальчик», «Бабочка», «Стрекоза». Анализ готовых работ. Подготовка к оформлению панно |
3. Игровая кукла - часть культурного наследия России. | Теория. Классификация игровых кукол. Куклы младенчества, раннего детства, 7-8 лет, на выхвалку, юношества. Демонстрация игровых кукол. Практика. Изготовление игровых кукол «Погремень», «Хороводница». Игра «Малечина- Калечина». |
4. Обрядовые и обереговые куклы. | Теория. Основные семейно-бытовые обряды: рождение, свадьба, уход к предкам. Виды семейных обрядовых кукол. Обрядовые куклы. Календарные праздники. Обряды и обычаи с использованием кукол. Демонстрация кукол - символов календарных праздников. Почитание обрядовых кукол. Тряпичные куклы-обереги. Обереги достатка, детства, жилища, здоровья. Виды обереговых кукол по функциям. Практика. Изготовление обрядовой куклы Куватка, обереговой –подарок на отдарок. |
5.Осенние тряпичные куклы. | Теория. Народный календарь - стройная череда православных праздников, трудовых будней, обрядов, обычаев и примет в годовом круге. Календарь народной куклы. Знакомство с осенними тряпичными куклами. Осень - пора свадеб. Свадебные традиционные куклы. Таусень - праздник урожая и радости. Значение кукол. Практика. Изготовление осенних тряпичных кукол по народному календарю - Крупеничка, Неразлучники, Паракскева Изготовление птицы из лыка – таусень. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. |
6.Зимние традиционные тряпичные куклы. | Теория. Зимние православные праздники в народном календаре. Зимние тряпичные куклы. Традиции подготовки к зимним Святкам и Рождеству. Колядование. Значение кукол. Практика. Изготовление зимних тряпичных кукол Рождественский ангел, Коза, Коляда. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. |
7.Весенние традиционные тряпичные куклы. | Теория. Народные традиции встречи весны. Заклички, песни-веснянки. Весенние православные праздники русского народа: Масленица, Пасха. Традиции русского народа в праздновании православных праздников. Весенние тряпичные куклы. Значение кукол. Практика. Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: птица - радость, Мартинички, Первоцвет, Масленичка, кукла на пасхальное яйцо, пасхальный ангел. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. |
8. Летние традиционные куклы. | Теория. Летние православные куклы в народном календаре. Использование цветов и трав при изготовлении кукол. Куклы Пеленашки из листьев лопуха. Куклы из куколя (куколь - сорная трава). Жатвенные игрушки. Практика. Изготовление летних тряпичных кукол по народному календарю кукол: Покосница, Жница. Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки |
9. Итоговое занятие. | Практика: Выставка творческих работ обучающихся. Викторина «Славянская кукла». |
Планируемые результаты (по текущему году)
- Предметные результаты:
По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут знать:
- основные виды народного и декоративно-прикладного искусства; технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей, используемых для изготовления традиционных тряпичных кукол;
- особенности простейших, украшающих швов;
- историю традиционной тряпичной куклы;
- анатомию текстильной куклы;
- типы и назначение традиционных тряпичных кукол;
- технику изготовления простейших тряпичных кукол;
- основы цветоведения; основные законы композиции; народный орнамент;
- материалы для набивки куклы;
- правила подбора цветовой гаммы материалов для изготовления тряпичных кукол; основные элементы народного костюма;
- традиционные православные праздники и роль народных кукол в празднике;
По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут уметь:
- правильно организовать рабочее место, работать с инструментами; работать со специальной учебно-методической литературой; выполнять простейшие и украшающие швы;
- правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления тряпичной куклы;
- изготовить тряпичную куклу в соответствии с программой обучения; работать индивидуально и коллективно.
- Метапредметные результаты:
По окончанию освоения содержания программы обучающиеся будут:
- проявлять интерес к дальнейшему изучению истории родного края, традиций и обычаев русского народа;
- воображать и творчески подходить к выполнению заданий;
- проявлять эмоционально ценностное отношение к выполненной работе;
- проявлять и стремиться к дальнейшему развитию своих творческих способностей;
- Личностные результаты:
По окончанию освоения содержания программы обучающиеся:
- демонстрируют нравственное поведение и умение видеть прекрасное изготовленных куклах;
- демонстрируют бережное отношение к выполненным работам;
Календарно-тематическое планирование.
Наименование тем занятий | Количество часов | Дата занятий | Формы организации деятельности | ||
теория | практика | план | факт | ||
Тема 1 Вводное занятие «Мудрые игрушки наших предков» | 1 | 1 | 01.09.23 | Фронтальная | |
История народной тряпичной куклы | |||||
Тема 2 Кукла потешная копилка народной памяти. | 1 | 1 | 08.09.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 3 Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест. | 1 | 1 | 15.09.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 4 Изготовление простейшей тряпичной кукол «Зайчик на пальчик» | - | 2 | 22.09.23 | Индивидуальная | |
Тема5 Изготовление простейшей тряпичной кукол «Бабочка» | - | 2 | 29.09.23 | Индивидуальная | |
Тема 6 Изготовление простейшей тряпичной кукол «Стрекоза» | - | 2 | 06.10.23 | Индивидуальная | |
Обрядовые и обереговые куклы. | |||||
Тема 7 Обрядовые куклы. | 1 | 1 | 13.10.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 8 Тряпичные куклы-обереги. | 1 | 1 | 20.10.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 9 Изготовление обрядовой куклы «Куватка» | - | 2 | 27.10.23 | Индивидуальная | |
Тема 10 Изготовление обереговой «Мировое дерево» | - | 2 | 03.11.23 | Индивидуальная | |
Тема 11 Изготовление обереговой куклы «Неразлучники» | - | 2 | 10.11.23 | Индивидуальная | |
Осенние тряпичные куклы. | |||||
Тема 12 Календарь народной куклы. | 1 | 1 | 17.11.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 13 Таусень - праздник урожая и радости. Значение кукол. | 1 | 1 | 24.11.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 14 Изготовление осенней тряпичной куклы Крупеничка | - | 2 | 01.12.23 | Индивидуальная | |
Тема 15 Изготовление осенней тряпичной куклы Паракскева | - | 2 | 08.12.23 | Индивидуальная | |
Тема 16 Изготовление птицы из лыка – таусень. | - | 2 | 15.12.23 | Индивидуальная | |
Тема 17 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. | - | 2 | 22.12.23 | Индивидуальная | |
Зимние традиционные тряпичные куклы. | |||||
Тема 18 Зимние православные праздники в народном календаре. | 1 | 1 | 29.12.23 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 19 Традиции подготовки к зимним Святкам и Рождеству. | 1 | 1 | 12.01.24 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 20 Изготовление зимней тряпичной куклы- Рождественский ангел | - | 2 | 19.01.24 | Индивидуальная | |
Тема 21 Изготовление зимней тряпичной куклы- Коза | - | 2 | 26.01.24 | Индивидуальная | |
Тема 22 Изготовление зимней тряпичной куклы- Коляда | - | 2 | 02.02.24 | Индивидуальная | |
Тема 23 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. | - | 2 | 09.02.24 | ||
Весенние традиционные тряпичные куклы. | |||||
Тема 24 Весенние православные праздники русского народа: Масленица, Пасха. | 1 | 1 | 16.02.24 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 25 Традиции русского народа в праздновании православных праздников | 1 | 1 | 01.03.24 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 26 Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: птица - радость, Мартинички. | - | 2 | 15.03.24 | Индивидуальная | |
Тема 27 Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: Первоцвет, Масленичка, | - | 2 | 22.03.24 | Индивидуальная | |
Тема 28 Изготовление весенних тряпичных кукол по народному календарю: кукла на пасхальное яйцо, пасхальный ангел | - | 2 | 29.03.24 | Индивидуальная | |
Тема 29 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки. | - | 2 | 05.04.24 | Индивидуальная | |
Летние традиционные куклы. | |||||
Тема 30 Летние православные куклы в народном календаре. | 1 | 1 | 12.04.24 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 31 Куклы из куколя (куколь - сорная трава). Жатвенные игрушки. | 1 | 1 | 19.04.24 | Фронтальная Индивидуальная | |
Тема 32 Изготовление летней тряпичной куклы по народному календарю кукол: Покосница, Жница. | - | 2 | 26.04.24 | Индивидуальная | |
Тема 33 Изготовление летней тряпичной куклы по народному календарю кукол: Жница. | - | 2 | 03.05.24 | Индивидуальная | |
Тема 34 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки | - | 2 | 17.05.24 | Индивидуальная | |
Тема 35 Оформление панно «Календарь народной куклы». Подготовка и оформление выставки | - | 2 | 24.05.24 | Индивидуальная | |
Тема 36 Итоговое занятие. | - | 2 | 31.05.24 | Фронтальная | |
Итого: | 17ч. | 54ч. |
6. Методические и оценочные материалы.
Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:
1. учебные и методические пособия для педагога и обучающихся;
2. система средств обучения;
3. система средств контроля результативности обучения.
Первый компонент включает в себя списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся.
Второй компонент - система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
- дополнительная общеразвивающая программа;
- литературный материал
Третий компонент - система средств контроля результативности реализации программы:
-диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.).
Педагогической основой всех методов обучения является направленность на единство решение воспитательных, образовательных и творческих задач, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образовательного мышления ребенка. Эффективность освоения образовательной программы достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных). Каждое занятие включает воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие обучающихся о многообразии народных славянских кукол их значимости в культуре и быте русского народа.
Передача социального опыта от педагога обучающемуся формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других народов. Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, программы является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя изготовление кукол, подготовку к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися. Основные понятия формируются на занятии многообразными формами и методами. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ электронных материалов, иллюстраций, наблюдение,
демонстрация (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
-объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- частично-поисковый
В процессе реализации программы «Славянская кукла» используются следующие педагогические технологии:
-здоровьесберагающие
-информционно-коммуникативные
-индивидуального обучения
-группового обучения,
-дифференцированного обучения
Дидактический материал:
- Иллюстративные (фото, схемы изготовления кукол)
- Демонстрационные (натурный фонд)
- Раздаточные (технологические карты, карточки с заданиями)
Оценочные материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроли. Используются следующие формы выявления, предъявления и фиксации результатов:
Формы выявления результатов:
- анкетирование;
- тестирование;
- устный опрос;
- анализ выполненных работ;
- дидактические игры;
Формы предъявления результатов:
- выставка
- открытое занятие.
Формы фиксации результатов:
- карта оценки результатов освоения программы;
- бланк анкеты;
- опросный лист;
- грамоты, дипломы.
Информационные источники.
Список литературы для педагога:
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. - М.: Детская литература, 2001.
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. - М.: Культура и традиции, 2007.
- Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. - 1999. -
- №8.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебно¬методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Ч.2.
- Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. - 1995. - №2. - С. 55-57.
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт. - сост. Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Колесникова В. Праздники Руси православной. - М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
- Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. - 2002. - №1. - С. 40-51.
- Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. - М.: Белый город, 2011.
- Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. - 1997. - №5. - С. 44-45
Список литературы для детей:
- Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. М.,2010.
- Воздвиженский П.Н. Священная история. - М.,2004.
- Войдинова Н.М. Куклы в доме. - М.,2000.
- Все святые, молите бога о нас. Чудеса и жития всех святых. - Сибирская благозвонница, 2004.
- Дайн Г. Детский народный календарь.
- Дайн Г., Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. - М.,2008.
- Котов И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - С.-П., 2003.
- Максименко О. Куклы для девочек. - М., 2003.
- Максимова И., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. - М.,2003.
- Саффот Ш. Рождественские мотивы. Шьём из лоскутков. - М.,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника"
По разноуровневой модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника» ознакомительного уровня (1 год...