Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
материал
Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебного процесса.
Проблема выявления способностей обучающихся актуальна тем, что все мы живем, в век развития технологий, открытий и динамичного прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_sposobnyh_obuchayushchihsya.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа по выявлению,
развитию и поддержке
способных обучающихся
обеспечение их личностной,
социальной самореализации
и профессионального самоопределения.
Мастер производственного обучения:
Федорова Л.А.
2021- 2023 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Принципы педагогической деятельности в работе со способными обучающимися.
- Методы выявления способностей обучающихся.
- Формы работы со способными обучающимися.
- Перечень методик для выявления и сопровождения работы с одаренными детьми.
- Этапы реализации программы.
- Ожидаемые результаты реализации программы.
- План мероприятий по выявлению развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2021 -2022 учебный год.
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки , которыми он
обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе , необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебного процесса.
Проблема выявления способностей обучающихся актуальна тем, что все мы живем, в век развития технологий, открытий и динамичного прогресса.
Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Мастер производственного обучения, должен не только выявлять индивидуальные способности обучающихся, но и развивать эти качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.Понятие«одаренность»трактуетсякакобеспечениеуспешностивкакой-либодеятельностинеотдельнойспособности,асвоеобразногоихсочетания,котороехарактеризуетличность,развивающеесявтечениежизникачествопсихики,котороеопределяетвозможностьдостижениячеловекомболеевысоких,незаурядныхрезультатовводномилинесколькихвидахдеятельностипосравнениюсдругимилюдьми.
Уровень,качественноесвоеобразиеихарактерразвитияодаренности-этовсегдарезультатсложноговзаимодействиянаследственности(природныхзадатков)исоциальнойсреды,опосредованнойдеятельностьюобучающегося -учебной,трудовой.Приэтомособоезначениеимеютсобственнаяактивностьобучающегося,атакжепсихологическиемеханизмысаморазвитияличности,лежащиевосновеформированияиреализациииндивидуальногодарования.
Оценкаконкретногообучающегосякакодаренноговзначительноймереусловна.Самыезамечательныеспособностиобучающегосянеявляютсяпрямымидостаточнымпоказателемегодостиженийвбудущем.
Выделяют три главных вида одаренности:
- академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
- интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
- творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие творческих способностей происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Способная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовлетворения от умственной или какой-либо творческой деятельности).
Реализуемая цель
Выявление способностей обучающихся во время учебной практики и во внеурочной деятельности.
Цели программы
1. Создание системы деятельности мастера производственного обучения повыявлениютворческих способностей обучающихся.
2. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру урочного и дополнительного образования.
Задачи программы
- создание системы работы по выявлению и сопровождению одарённых обучающихся, их специальной поддержке;
- определение уровня способностей обучающихся и мониторинг динамики;
- определение форм и методов работы со способными обучающимися во время практики и во внеурочной деятельности;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогами и через самостоятельную работу;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества обучающихся.
Принципы педагогической деятельности в работе соспособными обучающимися:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы и способы выявления способностей обучающихся
Выявление способных обучающихся — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретной личности. Эффективная идентификация способностей посредством какой-либо одноразовой процедуры невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора используется комплекс процедур:тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации, общение с родителями, организация олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
- самостоятельность мышления,
- быстрота и прочность усвоения учебного материала,
- быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
- умение отличить существенное от несущественного,
- различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
- критичность ума.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи обучения и воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого обучающегося, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
Технология индивидуального подхода к способным обучающимся:
- Определение уровня развития обучающегося, его качеств, способностей, личностных особенностей.
- Определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к достижению целей.
- Определение временных затрат обучающегося на освоение учебного материала и профессиональных навыков.
- Определение способов оценки успехов.
Формы работы соспособнымиобучающимися:
- групповые занятия;
- кружки профессионально-технического творчества;
- кружки по интересам, спортивные секции;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- интеллектуальные марафоны;
- неделя по профессии / специальности;
Перечень диагностических методик для выявления одаренности
Возраст | Мотивация | Свободный интеллект | Структура интеллекта | Обучаемость | Социальный интеллект | Креативность | Обученность | Направленность | Темперамент | Самооце нка, уровень притязаний | Характер | |||||||||||||||
Виды одаренности | Интеллектуальная одаренность | Социальная одаренность | Творческая одаренность | Академическая одаренность | Психологическое здоровье | Особенности личности | ||||||||||||||||||||
15-18 лет | Методики М. Лукьяновой и А.А.Реана Методика Дубовицкая Т.Д | Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла | Тест Амтхауэра Тест Векслера | Методика С.Н Костроминой | Тест Гилфорда КОС | Тест Торренса Методика Д.Брунера | КОТ | Тест Тулуз-Пьерона | Карта интересов-78 | Тест Айзенка | Методика Дембо- Рубинштейн в модификации А. Прихожан | Тест Шмишека |
Перечень диагностических методик для сопровождения работы с одаренными детьми
Возраст | Мотивация | Свободный интеллект | Структура интеллекта | Соц. интеллект | Креативность | Обученность | Направленность | Самооценка, уровень притязаний | Характер | |||||||
Виды одаренности | Интеллектуальная одаренность | Социальная одаренность | Творческая одаренность | Академическая одаренность | Особенности личности | |||||||||||
15-18 лет | Методики М. Лукьяновой и А.А.Реана Методика Дубовицкая Т.Д | Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла | Тест Амтхауэра Тест Векслера | Тест Гилфорда | Тест Торренса Методика Д.Брунера | ШТУР | Карта интересов-144 | Методика Дембо-Рубинштейн вмодификации А.Прихожан | Т естМини-мульт |
Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать представления педагогов об умственных и творческих способностях обучающихся. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с обучающимися.
- Высокая любознательность и исследовательская активность;
- Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
- Отличная память;
- Большой словарный запас;
- Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
- Упорство в достижении результата.
Этапы реализации программы
I этап
- Разработка программы
- Анализ условий реализации программы.
II этап
- Диагностика склонностей обучающихся.
- Создание банка данных о способностях обучающихся.
IIIэтап
- Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
- Проведение выставок технического творчества.
- Создание банка творческих работ студентов.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.
- Анализ и корректировка программы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, для работы с одарёнными обучающимися;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых обучающихся;
- повышению качества образования и воспитания обучающихся;
План мероприятий по выполнению программы выявления развития и поддержки способных обучающихся, обеспечению их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2021-2022 учебный год.
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Диагностика одаренных обучающихся | мастер п/о | Сентябрь – октябрь |
2. | Анализ результатов диагностирования способных студентов | мастер п/о | Октябрь |
3. | Составление плана работы со способными обучающимися | мастер п/о | Октябрь |
4. | Организация патронажа между способными обучающимися и мастером производственного обучения | администрация | Октябрь |
5. | Привлечение способных обучающихся к работе в кружке "Юный сантехник" | мастер п/о | Сентябрь |
6. | Привлечение способных обучающихся к организации проведению и участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях предметных неделях и т.д. разных уровней | ПЦК мастер п/о | В течение года |
7. | Привлекать к решению задач повышенной сложности во время учебной практики. | мастер п/о | В течение года |
8. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы | мастер п/о | Июнь |
9 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными студентами | ПЦК мастер п/о | В течение года |
10 | Приобретение литературы, для организации работы с одаренными детьми | Администрация мастер п/о | В течение года |
11 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | ПЦК администрация | В течение года |
12 | Обобщение опыта работы мастера п/о по работе с одаренными детьми | ПЦК мастер п/о | Май-июнь |
13 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | ПЦК мастер п/о | В течение года |
14 | Создание портфолио одаренных обучающихся | мастер п/о | В течении года |
15 | Повышение квалификации педагогов | Администрация | В течение года |
16 | Конкурсы творческих работ по направлениям. | Администрация | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль
Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...
Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение
Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...
Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся
Данная программа направлена на развитие творческих способностей студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю в выявлении и сопровождении обучающихся, облада...
Программа тьюторского сопровождения профессионально самоопределения учащихся «Моя будущая профессия»
Программа тьюторского сопровождения учащихся...
ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год
ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...