Тема урока: «Диктатура Цезаря».
учебно-методический материал

Ахмедов Али Ахмеднабиевич
Цель урока:
- с обучающие: формировать представление о личности Юлия Цезаря и
периоде его единовластия, подвести учащихся к пониманию характера
власти, установленной Цезарем в Риме;
- развивающие: продолжить формирование умений работать с
исторической картой, таблицами, делать самостоятельные выводы.
- воспитывающие: развитие личностных качеств: смелость,
решительность и стремление к достижению поставленной цели.
Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э.»., ПК,
проектор, иллюстративные и видеоматериалы, раздаточный материал;
карточки с датами.
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для
общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_diktatura_tsezarya.docx367.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Диктатура Цезаря».

Класс: 5

Цель урока:

- с обучающие: формировать представление о личности Юлия Цезаря и периоде его единовластия, подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с исторической картой, таблицами, делать самостоятельные выводы.

- воспитывающие: развитие личностных качеств: смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели.

Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э.»., ПК, проектор, иллюстративные и видеоматериалы, раздаточный материал; карточки с датами.

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Форма урока: комбинированный урок изучения нового материала

Ход урока

Здравствуйте. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Повернитесь друг к другу, подарите улыбки своему соседу или соседке по парте, улыбнитесь членам жюри. Вот теперь мы познакомились и начнем работу. Садитесь. Меня зовут Али Ахмеднабиевич.

- А тему нашего урока вы сформулируете сами (Тема закрыта). Речь сегодня пойдет о легендарной, но противоречивой личности, о великом полководце и правителе, который обеспечил безопасность своего государства на 500 лет вперед. Это блестящий оратор, писатель. Этот человек мог одновременно делать три дела: писать, слушать и читать. Это ему принадлежат выражения «Жребий брошен», «перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Догадались, о ком идет речь? Конечно, это Гай Юлий Цезарь. И тема нашего урока (открывает тему): «Диктатура Цезаря».

Запишите дату сегодняшнего урока. 20 марта. Тема урока «Диктатура Цезаря». Можете ли вы сформулировать цели урока ( познакомиться с выдающейся исторической личностью, выяснить обстоятельства, которые способствовали установлению в Риме единоличной власти Цезаря,(добавить: выяснить суть его реформ, а также причины гибели).

Найдите на доске карточку, на которой указана дата установления Римской республики. (509 г. до н.э.).

А теперь давайте выясним значения слов: Триумвират, диктатура, диктатор (слайд 3. Триумвират – союз влиятельных политических деятелей и полководцев в Риме в 1 веке до н.э.

Диктатура – форма правления, при которой правитель обладал неограниченной властью и не обязан был ни перед кем отчитываться в своих действиях.) А значит, диктатор – правитель, наделенный неограниченной властью и не обязан был ни перед кем отчитываться в своих действиях.

- Чтобы понять причины, которые привели к процессу формирования диктатуры Цезаря, давайте вспомним события, которые способствовали этому. Расскажите кратко от лица гладиатора о восстании под предводительством Спартака и особенно о его поражении(если будет шлем-надеть на ученика). Спасибо. Было очень интересно.

- Слайд №3 или карта. А теперь давайте обратимся к карте и покажем территории, которыми владела Римская республика (работа с картой- границы выделены). Какие территории были завоеваны? (Огромные).

А теперь обратимся к историческому источнику и прочитаем фрагмент из книги греческого писателя Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Плутарх жил во 1-2 веках нашей эры, в период Римской империи.

Дети читают. Слайд №4.

Ответьте на вопрос : О чем свидетельствует этот документ?

- Да, рост территории Римской республики, огромный приток рабов, всё чаще вспыхивающие восстания заставляли задуматься богатых римлян о замене республиканской формы правления. Успешные завоевательные войны усиливали власть полководцев. Они сами набирали войско. Легионеры подчинялись только военачальнику, так как плату они получали непосредственно от него. Поэтому многие рабовладельцы стали задумываться о том, чтобы лишить сенат власти и передать ее в руки опытного полководца, распоряжающегося сильным войском.

Такими кандидатурами были полководцы Красс и Помпей, которые сыграли главную роль в подавлении восстания под предводительством Спартака. В эти же годы большим влиянием в Риме стал пользоваться еще один человек – Цезарь.

Давайте с ними познакомимся (презентация, слайд 4,5,6).

Потом слайды 7-9.

Слайд 10 (или карта, если есть)

- Через год сенат в управление дает Крассу- Сирию, Помпею – Испанию, а Цезарю – Галлию (показ на карте или на слайде.). Обратите внимание на следующий слайд 11.

- Предальпийская Галлия была уже завоёвана римлянами, но это была небольшая территория по сравнению с Заальпийской. На карте она обозначена как Трансальпийская. Так ещё ее называли. Эта страна была богата золотом, железом, строевым лесом.

Слайд 12.

Около 10 лет Цезарь воевал в Заальпийской Галлии. Войны принесли ему славу полководца, груды золота и преданное войско, которому он выплачивал двойное жалованье, раздавал почести, чины, дарил подарки.

Успехи Цезаря вызывали зависть Красса и Помпея.

Красс пошёл в поход на Парфянское царство и погиб в походе.

Помпей уговорил сенат приказать Цезарю распустить войско и вернуться в Рим.

Слайд 13.

- У Цезаря было 2 выбора:

Слайд 14.

Что же сделал Цезарь? Вот он с войском подошел к речке Рубикон, разделяющей Галлию и Италию. Но я вижу вы немного устали. Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

Что ели римляне? Если да, то хлопаем в ладоши. Если нет, то приседаем. Итак,…

Хлеб

Овечий сыр

Картофель (нет)

Финики

Капуста

Огурцы

Сливочное масло (нет)

Творог

Маслины

- Молодцы. Вы хорошо знакомы с бытом римлян. Но вернемся к Цезарю. Какое решение принял он?

Слайд 15, 16.

Вопрос: Сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти? Давайте вспомним дату установления республики в Риме. (509 г. до н.э.) Вычитаем 49 г. до нашей эры- год захвата власти в Риме Цезарем. Считаем на листах. Сколько? Проверяем.

Слайд #1055;равильно. 460 лет.

После показа слайда вопросы: Какую войну называют гражданской? (ответ).«Можно ли считать войну Цезаря с сенатом и Помпеем гражданской?» Почему? (Ответ).

- За четыре года гражданской войны, которая началась в 49 году до нашей эры и закончилась в 45 году до нашей эры, Цезарь разбил войска Помпея сначала в Испании, а потом в Греции. А сам Помпей вскоре погиб.

- Слайд 19. Когда в 46 г. до н.э. Цезарь возвратился в Рим единственным правителем, его ждало 4-х кратное триумфальное шествие. Он прошел по улицам Рима, как победитель, 4 раза над его головой держали золотой венок.

- Слайд 20. Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия диктатора, императора, понтифика, трибуна и проконсула. Он получает почетные титулы «Отца Отечества» и «Освободителя».

1. Проблемный вопрос.

- Получив всю власть в государстве, чтобы вы сделали на месте Цезаря, какие провели бы преобразования, реформы для укрепления своей власти и во благо народа?

2. Работа в группах. (На столах у учеников таблицы и реформы)

- Перед вами реформы, которые в должности диктатора осуществил Цезарь. Распределите их на две группы:

1-ый вариант - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве,

1-ый вариант – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан.

Вложите их в матрицы, которые составлены по системе академика Эрдниева.

Гибель Цезаря.

- Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом и относился к нему, как к сыну. На советы друзей об угрожающей ему опасности Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти». Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Империя».

Фильм «Империя»- фрагмент.

- Я не буду дальше показывать этот фрагмент, потому что далее идут кадры страшного убийства. Скажу лишь, что последними словами Цезаря были: «И ты, дитя моё!». А в пьесе Шекспира: «И ты, Брут!»

Цезарь закончил свой земной путь 15 марта 44 года до нашей эры.

Этап 7

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Давайте подведем итог нашего урока с помощью синквейна.

#1053;азовите существительное, отражающее тему урока. (Цезарь).

2. Назовите 2 прилагательных, описывающие основную мысль (Мужественный, талантливый)

3. Назовите три глагола, описывающих действия в рамках темы (Завоевывал, побеждал, совершенствовал)

4. Фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме (Стал могущественным диктатором Рима!)

5. Слово- или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое выражает личностное отношение к теме. (Великий человек)

VII. Домашнее задание (разноуровневое).

1. Выписать из параграфа 52 причины убийства Юлия Цезаря.

2. Перечислить основные черты характера Юлия Цезаря.

3. Задание повышенной сложности: Составить 5 вопросов по изученному материалу.

VIII. Выставление оценок.

IX. Рефлексия. Я узнал на уроке…

Меня взволновало…

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...