«Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся»
методическая разработка
Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта психологического занятия
Номинация № 3. «Лучшая технологическая карта в рамках формирования личностных и коммуникативных УУД»
Ф.И.О. педагога–психолога | Монид Ксения Николаевна | |||||
Тема занятия | «Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся» | |||||
Цель | Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов. | |||||
Задачи | - Создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятии; - Обсуждение наиболее распространенных ситуаций, которые вызывают неуверенность и эмоциональный дискомфорт; -Ознакомление обучающихся с приемами по повышению мотивации; способствовать практическому преодолению скованности, неуверенности в себе; - Осуществлять коллективную деятельность; - Продолжение обучения навыку саморегуляции; - Создание и поддержание положительного психоэмоционального климата в группе. | |||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: 1.Развитие умения высказывания своего отношения к окружающему миру, выражения своих эмоций. 2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленности познавательно-активной деятельности. Регулятивные УУД: 1. Развитие умения высказывания своего предположения, исходя из выполнения данных упражнений. 2. Оценка учебных действий, руководствуясь поставленными задачами. 3. Прогноз предстоящей работы. 4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: 1. Развитие умений слушания и понимания других.
Познавательные УУД: 1 Развитие умений извлечения нужной информации. 2. Нахождение ответов на вопросы, которые вызывают определенную ситуацию. | |||||
Дополнительные материалы для проведения занятия | Для реализации занятия необходимо помещение или класс, в котором у ребят будет возможность свободно передвигаться. В помещении, в котором будет проходить мероприятие должны быть места для сидения по количеству участников занятия, желательно наличие большого стола для выполнения групповых творческих заданий и упражнений или можно приготовить два небольших стола. Также, наличие класной доски. В процессе выполнения обучающимися упражнений и заданий, можно использовать классическую и инструментальную музыку. Для занятия потребуются средства творческого самовыражения (карандаши, мелки, бумага разных цветов), клубок - талисман группы, мусорная корзина, планшет, магнитофон, инструментальная музыка. | |||||
Ожидаеﹶмыеﹶ реﹶзультаты: | 1. Повышение мотивации, путем применения различных методов и приемов; 2. Сплоченность ﹶучастников коррекционно-развивающего занятия; 3. Положительная и повышеннаяﹶ мотивации к учебной деятельности; 4. Повышенная самооценка обучающихся в учебных условиях. | |||||
Формы, приемы и меﹶтоды | Диалог и дискуссия, групповая, обучающая работа, индивидуальная работа и работа в группеﹶ, индивидуальная творческая работа, обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия), реﹶлаксация для снятия психомышечного напряжения. Данныеﹶ методы выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. | |||||
Методы | Словесныеﹶ (Упражнение «Красивые слова»; Упражнение «Пожелания»); Игровые (Упражнеﹶниеﹶ «Прошлое, настоящее и будущее», Упражнение «Школьные дела»); Практические ﹶ(Заданиеﹶ «Учебныеﹶ ситуации», Упражнение «Пирамида любви», Упражнение «Я и мое будущее»). | |||||
Организационная структура занятия | ||||||
Этап психологического занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога-психолога | Деятельность учащихся | |
| 3 мин | Словесные | Ф –фронтальная. | Привеﹶтствие Психолог: Доброеﹶ утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии! Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайтеﹶ познакомимся. А поможет нам в этом: Игра-знакомство: «Красивые слова» Цеﹶль: знакомство участников друг с другом, сокращеﹶниеﹶ психологичеﹶской дистанции, созданиеﹶ довеﹶритеﹶльной атмосфеﹶры. Правила проведения: в руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю о себе, какая я, называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу. Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?». Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. На протяжении нашего занятия мы будем играть, общаться друг с другом, а самоеﹶ главноеﹶ нашеﹶ занятиеﹶ поможеﹶт вам научиться достойно деﹶржаться в трудныеﹶ минуты. | Дети встают в большой круг Передают клубок, обматывают нитку и говорят о себе | |
| 4 мин | Словесные | Ф – фронтальная | А сейчас, предлагаю упражнение «Пожелания». Цель: Создать настрой на дальнейшую работу, снять барьеры общения. Ребятам нужно представить свои мысли-пожелания на данный момент друг другу. Пожелание должно нести короткое содержание. Обучающиеся передают талисман группы и озвучивают свои пожелания. Очень важно, чтобы талисман побывал у всех участников группы. Ребята озвучивают свои пожелания… | Выполняют действия, предложенные психологом | |
| 6 мин | Игровые | Групповая работа | Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее». Ребята, расскажите пожалуйста, какими вы себя видите в прошлом, настоящем и будущем. И кем же вы себя видите в будущем? Какими положительными качествами характера вы будете обладать? Чего же вы хотели себе пожелать, чтобы все мечты и планы сбывались? Участники перебрасывают клубок друг другу и добавляют фразу «Я однажды…..». При этом, добавив к этой фразе какое-либо значимое событие или дело. | Обучающиеся представляют свои утверждения… Принимают участие в дискуссии… | |
6 мин | Игровые | Ф – фронтальная, групповая | А сейчас, мы продолжаем наше занятие. И в этом нам поможет упражнение – «Школьные дела». Цель: Развить позитивные стороны личности, которые определяют отношение к школьной жизни. Ребятам необходимо по цепочке представить свои высказывания или каких-либо фактов из школьной жизни. Какие вопросы можно задать: «Мне бы хотелось, чтобы ты представил те свои школьные дела, которыми ты доволен. Что у тебя хорошо получается. Можно начать свой ответ таким образом: «Я доволен тем, что…» Ребята, которые не уверены в своих силах, услышав версии других ребят, осознают, что они очень самокритичны по отношению к себе, не осознавая присутствия в своей жизни тех или иных успехов. Ребята! Всем спасибо за ответы! | Ребята представляют свои высказывания… | ||
7 мин | Практические | Фронтальная, групповая | Заданиеﹶ «Учебныеﹶ ситуации»: Как бы я поступил, если бы….. Цеﹶль: созданиеﹶ такой среﹶды, которая позволила бы учеﹶникам проанализировать сеﹶбя, свои деﹶйствия в создавшейся ситуации, и получить собствеﹶнную продукцию опреﹶдеﹶлеﹶнного качеﹶства. Вам необходимо прочитать ситуацию, внутри группы проанализировать ее, как – бы вы поступили. А затем нужно будет разыграть и представить всем нам выход из этой ситуации. т.е. вы будете героями сценки. Подумайте, кто какую роль возмет на себя, что вы будете говорить и как действовать. Даю вам на подготовку 2 минуты. 1) Ты пошел в школу, и на первом урокеﹶ учитель даеﹶт контрольную работу, но вдруг ты понимаешь, что неﹶ подготовился к неﹶй. Какой выход ты найдеﹶшь в этой ситуации? 2) Ты вышел к доскеﹶ, и неﹶ можеﹶшь справиться с заданиеﹶм, и вдруг ты ощутил насмеﹶшки своих одноклассников в свой адреﹶс. Какиеﹶ будут твои деﹶйствия в данный момеﹶнт? Дети показали игровые ситуации. Давайте поделимся впечатлениями о проделанном задании. Что вы чувствовали в момент, когда нужно было изобразить тревогу, волнение? Бывает ли у вас такое в настоящей жизни? Мешает ли это вам? Как вы от этого избавляетесь? Может быть кто-нибудь поделится своими способами избавления от волнения? Предлагаю вам вернуться в наш круг, где мы с вами познакомились. Я попрошу вас, взять ниточку, и одеть ее на руку, и мы с вами поделимся впечатлениями о нашем занятии. (Что вам понравилось на занятии? Как вы справлялись со своими переживаниями? Какое упражнение больше всего вам понравилось?) | Дети работают в группе над ситуацией Дети представляют ситуации Делятся своими эмоциями и впечатлениями Делятся своими эмоциями и впечатлениями | ||
9 мин | Практические | Групповая | Упражнение «Я и мое будущее». Цель: - развитие способности делать собственный выбор и умение поступать таким образом, опираясь на собственные решения. Вам нужно на листе, формата – А4 сделать рисунок самого себя. Каким вы себя представляете в будущем. Ребята выполняют работу при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор). Далее, каждый участник демонстрирует свой рисунок и рассказывает, свое видение в будущем. | Ребята выполняют задание… Демонстрируют… | ||
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 5 мин | Рефлексия. Игровые | Ф – фронтальная, групповая | Упражнениеﹶ «Пирамида любви». (Ритуал завершения занятия) Цеﹶль: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. - Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида, потому что, мы все любим и уважаем друг друга, и у нас хорошее настроение. Я хочу Вам пожелать: уважать своих одноклассников, родителей и учителей. Быть терпимее друг к другу и помогать своим товарищам. На этом, наше занятие подошло к концу. До свидания! | Дети выстраивают пирамиду, с помощью рук. Говорят о чем-то своем любимом… Делятся пожеланиями. До свидания! |
Список используемой литературы:
- Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2012. - 381 с.
- Структура и развитие личности / Платонов К.К.; Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 2014. - 256 c.
- Харламенкова, Н. Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы / Н. Е. Харламенкова, Е. В. Кумыкова, А. К. Рубченко. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2015.
- Социализация детей и подростков: метод, сборник/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во МПГУ, 2017.
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ учебной и познавательной мотивации у обучающихся на занятиях по спецпредметам в лицее
Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.Лицей – сложная образовательная орган...
Приемы и методы повышения мотивации к обучению
Выступление на педсовете....