Конспект по экспериментальной деятельности
план-конспект занятия
Мы маленькие исследователи воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosnpekt_po_eksperimentalnoy_deyatenlnosti.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Форма деятельности: экспериментирование
Задачи:
Образовательная:
- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты).
Развивающая:
- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; таз с водой; резиновые игрушки и резина по количеству детей; музыкальные инструменты, крышки от фломастеров, баночки с апельсином и чесноком по количеству детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне принесли посылку. И в этой посылке я обнаружила вот эту шкатулку. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Где работают ученые? (Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель:(Давайте все вместе скажем лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим давайте проведем 1–й опыт и посмотрим действительно есть ли воздух вокруг нас. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Воспитатель: Эксперимент № 1 «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите:
- Что внутри пакета? (воздух)
-Какого цвета воздух? (безцветный)
Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета. Подругому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.)
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Эксперимент № 2: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.
Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. (Работа в парах, одна емкость воды на двоих). Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Эксперимент № 3 «ВИДИМ ВОЗДУХ, ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем. Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (Ответы)
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки)
Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Если в крышечку от фломастера или сдуть шарик можно услышать воздух.
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарик и музыкальные инструменты).
Воспитатель: А ещё у меня на столе есть шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарик, крышки от фломастера и музыкальные инструменты).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А как в природе мы слышим воздух? (Ответы) когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой шелест листвы) Звуки (запись)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).
Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
-воздух окружает нас со всех сторон.
-воздух можно услышать.
-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
-человек может жить без воздуха.
-ветер – это движение воздуха.
-воздух тяжелее воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный.
Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок»....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. За...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в дошкольной группе 4-5 лет на тему «Свойства воды»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи:• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способам...
Конспект экспериментальной деятельности по методики Л.В.Рыжовой в подготовительной к школе группе
Конспект экспериментальной деятельности по методики Л.В.Рыжовой в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Вода. Изучение свойств воды....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Веселые кораблики»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Веселые кораблики»...