Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»
план-конспект занятия

Федосеева Александра Александровна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Оборудование: на каждого ребенка - 2 яйца, 2 бумажные салфетки, 1 текстильная салфетка, ложечка, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, блюдце 2 шт., яичная скорлупа, клей, заготовки для аппликации.

Предварительная работа: Опыт «Яйцо и газированная вода» Опустить яйцо в газированную воду, чтобы посмотреть, что произойдет с яйцом.


 


 


 


 


 

Ход занятия:

В: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, подарим им свое тепло и улыбку.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

В: Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
В: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

В: Ребята, что такое яйцо?

1 ребенок: Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.

2 ребенок: Яйцо — это заключённые в скорлупу белок и желток, из которых развивается зародыш птиц.

3 ребенок: Яйцо — это предмет овальной формы.

В: Правильно, молодцы! Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

В: Ребята, скажите, а откуда берутся яйца?

Д: Несут куры.

В: Их несут только куры?

Д: Нет. Их несут все птицы

В: Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»

Курица – куриное

Черепаха – черепашье

Утка – утиное

Змея – змеиное

Гусь – гусиное

Перепелка – перепелиное

Крокодил – крокодилье

Пингвин – пингвинье

Страус – страусиное

В: Вам ничего не показалось странным в нашей игре?

Д: Показалось, оказывается, яйца несут не только птицы, но и рептилии.

В: Об этом я узнала из «Большой энциклопедии о животных». Вы молодцы и отлично справились с заданием.

В: Ребята, хотите больше узнать о яйце?

Д: Конечно!

В: Тогда я вас приглашаю пройти в нашу мини-лабораторию.

В: Давайте мы с вами побудем учеными и проведем несколько опытов. Для проведения этих опытов, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории, при проведении экспериментов. Вы их помните? (ответы детей).

Дети повторяют правила и проходят за столы для проведения опытов.

Опыт №1 «Сырое или вареное яйцо?»

На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное

В: Ребята, как вы думаете, как можно узнать какое яйцо: сырое или вареное?

(Ответы детей).

В: Чтобы узнать какое яйцо его нужно покрутить. Я сейчас попробую это сделать, но очень аккуратно, чтобы сырое яйцо не разбилось.

Что вы видите?

Д: Вареное яйцо крутится быстро, а сырое вращается очень медленно.

В: Да, ребята, в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Какой можно сделать вывод?

Д: Вареное яйцо –крутится, сырое –нет.

В: Давайте, как настоящие ученые, запишем свои наблюдения в карту наблюдений.

Физкультминутка: (Смотрите, в небе самолет -видео)

В: Перейдем к следующему опыту.

Опыт №2 «Тонет, не тонет»

В: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте узнаем!

У вас на столах два стакана с водой. Берем первый стакан с водой из-под крана (пресной) водой, аккуратно опускаем яйцо. Что мы видим?

Д: Яйцо утонуло, лежит на дне стакана.

В: Берем другой стакан с водой и ложкой добавляем в него соль (3 чайные ложки). Хорошенько размешиваем, достаем ложкой яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим?

Д: Яйцо плавает.

В: Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. Занесем наши наблюдения в дневник.

В: Следующий опыт.

Опыт №3 «Что внутри»

В: Ребята, возьмите в руки яйцо, придвиньте к себе пластиковую тарелочку и аккуратно, ложечкой разбейте яйцо посередине, вылейте содержимое в тарелочку. Смотрим, из чего же состоит яйцо?

Д: Из белка и желтка.

В: Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка - желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо – жидкое и в руки взять сложно. Желток – это важный компонент, в котором формируется будущий цыпленок. Белок – это среда, которая питает зародыш, в белке содержится много витаминов и жизненно важных веществ.

А как называется внешняя оболочка яйца?

Д: Скорлупа.

В: Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Д: Хрупкая, ломкая, тонкая.

В: Возьмите лупы и через лупу рассмотрите скорлупу. Что вы заметили?

Д: Яйцо как будто в маленьких дырочках.

В: Как вы думаете, для чего нужны эти крошечные дырочки?

Д: Чтобы цыпленок внутри яйца дышал.

В: Верно, это поры, через которые поступает воздух.

Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа – защитная оболочка яйца, белок - густая масса, желток- середина яйца в тонкой пленке).

В: Нужно внести свои наблюдения в дневник, зарисуйте схему строения яйца.

Опыт№4 «Яйцо и газированная вода»

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за 4 дня «Погружения яйца в газированную воду»).

В: Ребята, давайте вспомним, что мы делали с этим яйцом?

Д: В понедельник, мы положили яйцо в стакан, залили его Кока-Колой и до сегодняшнего дня наблюдали, что же с ним произойдет.

В: Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить?

Д: Что станет с яйцом.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное 

Д: Яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой.

В: Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Кока-Кола разрушила скорлупу, краска осталась на поверхности яйца, значит нужно чистить зубы и не пить газировку.

В: Давайте это зарисуем в нашем дневнике.

В: Ребята, скорлупа, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций).

В: Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты, сделали записи в дневниках наблюдений, а теперь я предлагаю вам побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы.

В: Для выполнения этой работы вам понадобится ловкость рук. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лебедушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт (левая рука в горизонтальном положении изображает речку, а правая изображает лебедя. Правая рука до локтя находится перпендикулярно левой. Правая ладонь – голова лебедя. При исполнении песенки, ладони делают волнообразные движения)

Выше бережка головушку несёт (то же, что и первая строка, но руки поменять).

Белым крылышком помахивает (соединяются большие пальцы обеих рук, изображая крылья и машут ими).

На цветы водичку стряхивает (движения, как будто стряхиваем водичку с пальцев)

Дети выполняют работу.

В: Какие вы молодцы!

А всё ли мы сегодня узнали про яйцо?

Ответы детей

Конечно нет и я вам сейчас это докажу. Посмотрите, у меня в руках два яйца одно белое, другое коричневое. Почему? А это тема уже другого занятия.

И таких вопросов, которые мы не рассмотрели, еще очень много. Можете дома с родителями найти эту информацию либо в интернете, либо в энциклопедиях. Ваш шанс развивать свою любознательность.

Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Спасибо, за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Оборудование: на каждого ребенка - 2 яйца, 2 бумажные салфетки, 1 текстильная салфетка, ложечка, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, блюдце 2 шт., яичная скорлупа, клей, заготовки для аппликации.

Предварительная работа: Опыт «Яйцо и газированная вода» Опустить яйцо в газированную воду, чтобы посмотреть, что произойдет с яйцом.






Ход занятия:

В: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, подарим им свое тепло и улыбку.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

В: Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
В: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

В: Ребята, что такое яйцо?

1 ребенок: Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.

2 ребенок: Яйцо — это заключённые в скорлупу белок и желток, из которых развивается зародыш птиц.

3 ребенок: Яйцо — это предмет овальной формы.

В: Правильно, молодцы! Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

В: Ребята, скажите, а откуда берутся яйца?

Д: Несут куры.

В: Их несут только куры?

Д: Нет. Их несут все птицы

В: Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»

Курица – куриное

Черепаха – черепашье

Утка – утиное

Змея – змеиное

Гусь – гусиное

Перепелка – перепелиное

Крокодил – крокодилье

Пингвин – пингвинье

Страус – страусиное

В: Вам ничего не показалось странным в нашей игре?

Д: Показалось, оказывается, яйца несут не только птицы, но и рептилии.

В: Об этом я узнала из «Большой энциклопедии о животных». Вы молодцы и отлично справились с заданием.

В: Ребята, хотите больше узнать о яйце?

Д: Конечно!

В: Тогда я вас приглашаю пройти в нашу мини-лабораторию.

В: Давайте мы с вами побудем учеными и проведем несколько опытов. Для проведения этих опытов, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории, при проведении экспериментов. Вы их помните? (ответы детей).

Дети повторяют правила и проходят за столы для проведения опытов.

Опыт №1 «Сырое или вареное яйцо?»

На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное

В: Ребята, как вы думаете, как можно узнать какое яйцо: сырое или вареное?

(Ответы детей).

В: Чтобы узнать какое яйцо его нужно покрутить. Я сейчас попробую это сделать, но очень аккуратно, чтобы сырое яйцо не разбилось.

Что вы видите?

Д: Вареное яйцо крутится быстро, а сырое вращается очень медленно.

В: Да, ребята, в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Какой можно сделать вывод?

Д: Вареное яйцо –крутится, сырое –нет.

В: Давайте, как настоящие ученые, запишем свои наблюдения в карту наблюдений.

Физкультминутка: (Смотрите, в небе самолет -видео)

В: Перейдем к следующему опыту.

Опыт №2 «Тонет, не тонет»

В: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте узнаем!

У вас на столах два стакана с водой. Берем первый стакан с водой из-под крана (пресной) водой, аккуратно опускаем яйцо. Что мы видим?

Д: Яйцо утонуло, лежит на дне стакана.

В: Берем другой стакан с водой и ложкой добавляем в него соль (3 чайные ложки). Хорошенько размешиваем, достаем ложкой яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим?

Д: Яйцо плавает.

В: Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. Занесем наши наблюдения в дневник.

В: Следующий опыт.

Опыт №3 «Что внутри»

В: Ребята, возьмите в руки яйцо, придвиньте к себе пластиковую тарелочку и аккуратно, ложечкой разбейте яйцо посередине, вылейте содержимое в тарелочку. Смотрим, из чего же состоит яйцо?

Д: Из белка и желтка.

В: Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка - желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо – жидкое и в руки взять сложно. Желток – это важный компонент, в котором формируется будущий цыпленок. Белок – это среда, которая питает зародыш, в белке содержится много витаминов и жизненно важных веществ.

А как называется внешняя оболочка яйца?

Д: Скорлупа.

В: Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Д: Хрупкая, ломкая, тонкая.

В: Возьмите лупы и через лупу рассмотрите скорлупу. Что вы заметили?

Д: Яйцо как будто в маленьких дырочках.

В: Как вы думаете, для чего нужны эти крошечные дырочки?

Д: Чтобы цыпленок внутри яйца дышал.

В: Верно, это поры, через которые поступает воздух.

Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа – защитная оболочка яйца, белок - густая масса, желток- середина яйца в тонкой пленке).

В: Нужно внести свои наблюдения в дневник, зарисуйте схему строения яйца.

Опыт№4 «Яйцо и газированная вода»

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за 4 дня «Погружения яйца в газированную воду»).

В: Ребята, давайте вспомним, что мы делали с этим яйцом?

Д: В понедельник, мы положили яйцо в стакан, залили его Кока-Колой и до сегодняшнего дня наблюдали, что же с ним произойдет.

В: Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить?

Д: Что станет с яйцом.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное 

Д: Яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой.

В: Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Кока-Кола разрушила скорлупу, краска осталась на поверхности яйца, значит нужно чистить зубы и не пить газировку.

В: Давайте это зарисуем в нашем дневнике.

В: Ребята, скорлупа, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций).

В: Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты, сделали записи в дневниках наблюдений, а теперь я предлагаю вам побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы.

В: Для выполнения этой работы вам понадобится ловкость рук. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лебедушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт (левая рука в горизонтальном положении изображает речку, а правая изображает лебедя. Правая рука до локтя находится перпендикулярно левой. Правая ладонь – голова лебедя. При исполнении песенки, ладони делают волнообразные движения)

Выше бережка головушку несёт (то же, что и первая строка, но руки поменять).

Белым крылышком помахивает (соединяются большие пальцы обеих рук, изображая крылья и машут ими).

На цветы водичку стряхивает (движения, как будто стряхиваем водичку с пальцев)

Дети выполняют работу.

В: Какие вы молодцы!

А всё ли мы сегодня узнали про яйцо?

Ответы детей

Конечно нет и я вам сейчас это докажу. Посмотрите, у меня в руках два яйца одно белое, другое коричневое. Почему? А это тема уже другого занятия.

И таких вопросов, которые мы не рассмотрели, еще очень много. Можете дома с родителями найти эту информацию либо в интернете, либо в энциклопедиях. Ваш шанс развивать свою любознательность.

Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная   группа №9«Островок»Тема: «Откуда хлеб пришел?»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Путешествие колоска»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная   группа №9«Островок»Тема: «Путешествие колоска»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где жевет вода?» Подготовила: воспитатель Байбара Е.Н.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе  «Царица – водица»...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе  «Царица – водица»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. За...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»...

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»...