методическая разработка практического занятия
методическая разработка

Арены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл арены196.53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 лабораторного занятия

по теме

«Арены»

дисциплины

ОП. 11  Химия

специальность

33.02.01. Фармация

34.02.01. Сестринское дело,

31.02.03 Лабораторная диагностика

Москва, 2023

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК _____________________

«____» ____________ 2023 г.

Председатель ЦМК _____________________

(подпись)

______________________________________

(ФИО председателя ЦМК)

                                     СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по методической работе

_____________ Е.П. Мельникова

Разработчик:

Акулова Лариса Николаевна, преподаватель химии Орехово-Зуевского филиала

Методические указания предназначены для обучающихся 1 курса специальностей 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело, обучающихся на базе основного общего образования.

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ        6

ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНЯТИЯ        8

Формируемые компетенции        8

Базовые опорные знания        10

Карта оснащения занятия        11

Методическая модель занятия        12

Технологическая карта занятия        13

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ        15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        19

ПРИЛОЖЕНИЕ 4        20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка лабораторного занятия по теме «Арены» составлена в соответствии с ФГОС по специальностям 34.02.01. Сестринское дело, 33.02.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка). Занятие входит в Раздел 1. Органическая химия. Тема 1.5. Ароматические углеводороды.

Невозможно, даже приблизительно оценить значение органических веществ.

Если присмотреться к поверхности заросшего пруда, болота или другого водоема, можно заметить, как на поверхность поднимаются пузырьки газа.

С давних пор люди называли его болотным газом. В 1785 г. французский химик Клод Луи Бертолле установил, что в состав болотного газа входят два элемента – углерод и водород. Была выяснена молекулярная формула вещества СН4. Болотный газ получил название «метан». Откуда берется этот газ в природе? Незримо для человека работает природная лаборатория микроорганизмов. Особые бактерии без доступа воздуха разлагают клетчатку отмерших растений.

Этот процесс играет огромную роль в круговороте углерода в природе.

Предельные углеводороды находят широкое применение в самых разнообразных сферах жизни и деятельности человека. 
Газообразные алканы (метан и пpопан-бутановая смесь) используются в качестве ценного топлива.
         Жидкие углеводороды составляют значительную долю в моторных и ракетных топливах и используются в качестве растворителей. 
Вазелиновое масло (смесь жидких углеводородов с числом атомов углерода до 15) - пpозpачная жидкость без запаха и вкуса, используется в медицине, парфюмерии и косметике.
        Вазелин (смесь жидких и твеpдых предельных углеводородов с числом углеродных атомов до 25) пpименяется для пpиготовления мазей, используемых в медицине.
        Парафин (смесь твердых алканов С19-С35) - белая твердая масса без запаха и вкуса (t
пл=50-70°C) - применяется для изготовления свечей, пpопитки спичек и упаковочной бумаги, для тепловых процедур в медицине и т.д. Циклоалканы- адамантановая структура циклоалканов содержится в противовирусном лекарстве ремантадине. Циклопропан используется в качестве ингаляционного анестезирующего средства.
       Нормальные предельные углеводороды средней молекулярной массы используются как питательный субстрат в микробиологическом синтезе белка из нефти. 

                                                        ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ

1.Цели занятия:

Методическая цель:

  • оказать помощь преподавателю в повышении качества учебно-воспитательного процесса;
  • обосновать используемые методы и приемы учебно-воспитательного процесса

Дидактические:

  •  формирование практических умений, необходимых в последующей деятельности, как учебной, так и профессиональной.

Развивающие:

  • развивать научный интерес, логическое мышление, умение применять накопленные знания.

 Воспитательные:

  • воспитывать потребность приобретать новые знания, применять их на практике

2.Тип учебного занятия: 

  • изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
  • коррекции знаний и способов деятельности

3.Фориа учебного занятия: лабораторная работа. 

Время: 90 минут. 

Группа, курс: 11 СД, 13 СД,11 Лаб., 11Фарм., 1 курс

Место проведения: 216 кабинет учебного корпуса

                           

                                    ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНЯТИЯ

              Изучение данной темы должно способствовать формированию у обучающихся общих компетенций:

           ОК. 01 Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК. 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК. 03 Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК. 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК. 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста.

ОК. 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды. ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства. эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК. 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовки.

ОК.09 пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования; личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового изучения (ПРб).

Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают

ЛР. 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР. 02

гражданскую позицию, как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ЛР. 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;

ЛР. 05

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

ЛР. 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР. 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР. 09

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условно успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР. 11

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

ЛР. 12

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР. 14

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ЛР. 15

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

МР. 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; эффективно разрешать конфликты;

МР. 03

владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. применению различных методов познания;

МР. 04

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации. критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР. 05

умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных. коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР. 07

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

МР. 08

владение языковыми средствами умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР. 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения;

ПРб. 01

сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

ПРб. 02

владение основополагающими химическими понятиями, теориями. законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

ПРб. 03

владение основными методами научного познания. используемыми в химии; наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

ПРб. 04

сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уровням;

ПРб. 05

владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

                                                   1 Базовые опорные знания

                                                      Межпредметные связи

Дисциплина/

/Профессиональный модуль

Раздел/Тема

ОП.01

Латинский язык с медицинской терминологией

Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение

МДК.01.04

Фармакология

Общая рецептура. Лекарственные формы. Твердые и жидкие лекарственные формы.

Антисептические и дезинфицирующие средства

ОП.12

Основы сестринского дела

Инфекционная безопасность Инфекционный контроль

ОП.04

Основы микробиологии

Экология микроорганизмов. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептики

ЕН.03

 Информатика

Раздел 3. Компьютерные технологии в медицине.

Тема 3.1. Интернет. Информационно - поисковые и автоматизированные системы обработки данных.

                                                                 

                                                               

                                                                 Внутрипредметные связи

Раздел

Тема

Раздел 1.   Органическая химия

1.1.Предмет органической химии

1.2.Теория строения органических соединений

1.3.Предельные углеводороды

1.4. Непредельные углеводороды

                                                       Карта оснащения занятия

1.Материальное оснащение кабинета химии.

  • Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (таблица).
  • Электрохимический ряд напряжений металлов (таблица).
  • Таблица «Растворимость солей, оснований, кислот в воде».
  • Таблицы
  • Микротаблицы.
  • Оборудование:образцы растворов, пробирки, вода, индикаторы, индикаторная бумага, стеклянные палочки.

2.Учебно-методическая документация:

  • Рабочая программа ОУД.11 Химия
  • Календарно-тематическое план ОУД.11 Химия

3.Методическое обеспечение занятия: слайды презентации

 4.Учебная литература

Основные источники:

1.Л.Н. Пустовалова, И.Е Никанорова Общая химия, Учебник Ростов н /Дону.: «Феникс», 2016

Дополнительные источники: 

1.Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.

2.Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2018.

3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.

4.Хомченко Г.П.  Химия для поступающих в вуз. М.:  Новая Волна, 2017.

5.Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.


                                              Методическая модель занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

1.

Организационный момент:

  • проверка состояния кабинета к занятию
  • проверка внешнего вида обучающихся
  • фиксация отсутствующих

2 минуты

2.

Мотивация занятия:

  • ознакомление с темой
  • ознакомление с целью
  • ознакомление с планом
  • обоснование значения        данного практической деятельности

занятия

в

будущей

3 минуты

3.

Актуализация опорных знаний:

  • отчет по самостоятельной работе, доклады и презентации студентов (приложение №1)
  • контроль исходного уровня знаний (блиц- опрос) (приложение № 2)

15 минут

10 минут

 

4.

Обобщение знаний и умений с применением тестовых заданий

  • методическая установка
  • подготовительный этап

  • составление моделей органических веществ класса Арены

  • работа  с тестовыми заданиями (приложение №2)

  • работа с ситуационными задачами (приложение №3)

2 минуты

3 минуты

20 минут

25 минут

10 минут

5.

Рефлексия, составление синквейна, подведение итогов

 (приложение № 1)

3 минуты

6.

Задание к следующему занятию (приложение №4 )

2 минуты

                                             Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организацион ный момент

Создание        делового настроя. Актуализация внимания                и

образовательной активности

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность аудитории в целом и рабочих мест студентов, отмечает отсутствующих

Студенты приветствуют преподавателя, проверяют готовность своего рабочего места. Староста докладывает об отсутствующих

Мотивация занятия

Создание        рабочей обстановки.

Формирование познавательного интереса к занятию

Преподаватель мотивирует необходимость изучения темы, указывает МПС и ВПС, ставит перед студентами учебные цели, предлагает записать в тетрадях дату, номер и тему практического занятия

Студенты слушают, соотносят свои возможности с поставленными целями.

Студенты слушают. Отмечают важность изучаемой темы в общем курсе предмета, осознают связь изучаемых тем и предметов, формируют мотивы для достижения целей занятия.

Актуализация опорных знаний

Активизация мыслительной деятельности, стимулирования процессов памяти, развития умения четко формулировать мысли

 Преподаватель предлагает вниманию студентов вопросы блиц – опроса, оговаривает, что ответы должны быть короткими и четкими

Студенты слушают и кратко отвечают на вопросы

    Контроль и коррекция исходного уровня знаний

Тестирование проводится для оценки подготовленности группы в целом, позволяет за короткое время проконтролировать большой объем знаний, выявить слабо подготовленных студентов. Взаимоконтроль способствует воспитанию ответственности за свой труд

Преподаватель предлагает вниманию студентов тест, регламентируя время работы. По истечению времени преподаватель организует проверку результатов тестирования, используя метод взаимного контроля студентов

Студенты внимательно слушают инструкции преподавателя и выполняют их:

отвечают на вопросы тестов, обмениваются работами и проверяют работы друг друга, подсчитывают ошибки, выставляют оценки

Рефлексия, подведение итогов

Обобщение пройденного материала,        анализ допущенных ошибок, причины затруднений и успеха, оценка степени достижения                целей, выставление оценок с учетом проведенной

игры, выполненных заданий.

Преподаватель предлагает студентам провести работу над ошибками, называя номера тестовых заданий и просит поднимать руки студентов, допустивших в них ошибки. Преподаватель предлагает студентам самостоятельно исправить ошибки, помогая и стимулируя их дополнительными наводящими вопросами

Студенты внимательно слушают преподавателя, по необходимости поднимают руку и сами исправляют свои ошибки. Если исправить самостоятельно не удается, знающие правильный ответ студенты приходят на помощь по просьбе преподавателя

Решение задач

Контролируемая самостоятельная работа позволяет применять знания на практике, приобретать умения и навыки. Студенты получают удовлетворение от самостоятельного достижения результатов

   Преподаватель организовывает в группе решение задач. По ходу  решения задач  преподаватель  контролирует студентов, проверяя тетради.

Студенты самостоятельно решают  задачи

Подведение итогов занятия

Студенты испытывают интеллектуальные чувства, реализовав все цели занятия и получив положительные оценки

Преподаватель объявляет оценки, отмечает лучших студентов, высказывает пожелания. Обсуждает достижения целей занятия

Студенты слушают, участвуют в обсуждении лучших ответов, достижений, целей занятия. Испытывают интеллектуальные чувства

   Домашнее задание

Систематическая подготовки студентов,  необходимости  систематической подготовки самоподготовки и выполнение домашнего задания

Преподаватель объявляет вид и тему следующего занятия,  ставит цели самоподготовки, указывает литературу

Студенты слушают, записывают домашнее задание.

Заключительный момент

Реализация воспитательных целей

Преподаватель прощается со студентами, благодарит за работу на занятии

Студенты прощаются, убирают рабочие места, дежурные готовят аудиторию к следующему занятию

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1.Л.Н. Пустовалова, И.Е Никанорова Общая химия, Учебник Ростов н /Дону.: «Феникс», 2016

Дополнительные источники: 

1.Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.

2.Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2018.

3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.

4.Хомченко Г.П.  Химия для поступающих в вуз. М.:  Новая Волна, 2017.

5.Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.


Интернет-источники

http://school-collection.edu.ru/ (ЦОР)

http://interneturok.ru/ (интернет-уроки)

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и хими              

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ход занятия

1. Организационный момент

Преподаватель: Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

     2 Постановка целей занятия, мотивация к изучению материала. (слайд 1, 2). Сегодня мы продолжаем изучение последнего представителя из классов углеводородов.

Арены или другое название ароматические углеводороды. Почему эти вещества названы ароматическими? Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые принадлежат к этой группе не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся название этих соединений осталось.

Записываем в тетради число, тему урока

3. Мотивация учащихся.

Мы с вами уже изучили предельные углеводороды -  алканы,  непредельные углеводороды - алкены, алкадиены, алкины.  Сегодня мы с вами познакомимся с ароматическими углеводородами или аренами. Определите симантику слову ароматические (аромат). Дайте лексическое значение слову аромат. Почему эти вещества названы ароматическими? Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые принадлежат к этой группе не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся название этих соединений осталось. Простейший и самый важный представитель ароматических углеводородов – бензол. Мы познакомимся со строением, изучим удивительные свойства  бензола, узнаем о его  применение  в народном хозяйстве, посмотрим занимательные опыты.

III. Повторение теоретического материала. (слайд 3-5)

1. Понятие об аренах.

- Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и тему занятия «Арены. Бензол».

Арены – углеводороды с общей формулой CnH2n-6, молекулы которых, содержат бензольное кольцо. Молекулярная формула бензола C6H6А теперь давайте рассмотрим историю его открытия. Слушая мой рассказ и просматривая слайды сделайте краткий конспект истории открытия бензола.

2. История открытия (сообщение студентов).

Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменно-угольной смолы. Но ни названия вещество не получило, ни состав его не был известен.

Своё второе рождение бензол получил благодаря работам Фарадея. Бензол был открыт в 1825 году английским физиком Майклом Фарадеем, который выделил его из жидкого конденсата светильного газа

В 1833 году немецкий физико-химик Эйльгард Мичерлих получил бензол при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты (именно от этого и произошло название бензол)

Проверим ваши конспекты.

Мы узнали о истории его открытии теперь посмотрим какое же строение имеет Строение молекулы бензола ( сообщение студентов). (слайд 6)

В 1865г. Кекуле предложил структурную формулу бензола.

Как вы видите, молекула  соответствующая формуле Кекуле, содержит двойные связи, следовательно для  него характерны должны качественные реакции на кратные связи.

А какие качественные реакции характерны для алкенов и алкинов? (Обесчвечивание  перманганата калия и бромной воды)

Но бензол не обесчвечивает перманганата калия и бромную воду. Пытаясь объяснить эти несоответствия , многие ученые предлагали различные варианты структуры бензола.

В настоящее время бензол обозначают или формулой Кекуле или что наиболее логично шестиугольником, в котором изображают окружность.   Молекула бензола  имеет циклическое строение.

Гомологи бензола.

А теперь познакомимся с гомологами бензола . Какие вещества называют гомологами? (это вещества, сходные по составу и свойствам и отличающиеся на одну или более групп -  CH2)

Следующий момент урока – получение бензола.

4. Получение бензола (сообщение студентов).(слайд 7)

Бензол получают из каменноугольной смолы, образующейся при коксовании угля.

В настоящее время  бензол получают из нефти.

Бензол получают  синтетическими методами.

Одним из синтетических способов  -  тримеризация ацетилена.

Теперь посмотрим какими же физическими свойствами обладает это вещество.

 5. Физические свойства( сообщение студентов).(слайд 8)

По ходу моего рассказа  запишите  основные свойства.

  • Бензол представляет собой бесцветную жидкость с температурой кипения +80ºС и температурой плавления + 5ºС.
  • Он обладает характерным запахом, токсичен.
  • Легче  воды и не растворяется в ней.

Что вы для себя отметили.

Рассмотрев физические свойства бензола можно перейти к изучению химических свойств.

6. Химические свойства.(слайд 9-10)

1. Бензол горит. (Просмотр опыта) Пламя бензола коптящее из-за высокого содержания углерода в молекуле.

2 CH6  + 15 O2 →  12CO2 + 6H2O

Расставьте коэффициенты в уравнении.

Из-за особенного строения молекулы, бензол занимает как бы промежуточное положение между алканами и алкенами, т.е. может вступать в реакции присоединения, так и в реакции замещения. Однако, в отличие от алканов, реакции замещения с бензолом протекают легче, а реакции присоединения – труднее, чем у алкенов.

2. Реакции замещения в бензоле протекают легче, чем в алканах.

а) реакция галогенирования (просмотр опыта).

А теперь сами напишите как  бензол будет реагировать с хлором.

б) реакция нитрования – взаимодействие  с  азотной кислотой.

Нитробензол – исходное соединение для получения  анилина.

3. Реакции присоединения в бензоле   протекают труднее, чем в алкенах.

 а) реакция гидрирования

б) реакция хлорирование.

Несмотря на высокую непредельность молекулы бензола (по составу), он не дает характерных, качественных реакций для непредельных углеводородов: не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

Это связано с особым строением молекулы бензола.

Какие реакции характерны для бензола?

А теперь узнаем где находит применение бензол

7. Применение бензола( сообщение студентов).

1-добавка к бензину;

производство

2-растворителей;

3-ацетона;

4-анилина;

5-фенола;

6-пестицидов;

7-лекарств;

8-фенолформальдегидных пластмасс.

IV. Закрепление.

Проверить полученные на уроке знания предлагаю,  вам с помощью комбинированного задания I группа работает с тестом (см. приложение), II группа решает задачу.

Задача

Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Определите выход (в%) продукта реакции.

7,8г                             8,61 г
C
6H +  HNO →  C6H5NO2 + H2O

n = 1 моль                 n = 1 моль

M = 78 г/моль           M = 123 г/моль

m = 78 г                     m = 123г

7,8 г/78 г = х/123г

х = 7,8 *123 / 78 = 12,3 г

 12,3 г – 100%

 8,61 г – х %

х = 70%

V. Рефлексия.

Чтобы урок остался в памяти, выскажите свое мнение, продолжив предложение. На уроке я узнала, что….

                                                         

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разбор теоретических вопросов.

А) С помощью лекций и учебников подготовить ответы на вопросы:

1. Какие у/в называются ароматическими и почему? Какова номенклатура аренов?

  1. - Каково строение молекулы бензола? Какие виды связей присутствуют в молекуле бензола?
  2. - Выучить структурные и молекулярные формулы бензола, толуола, ксилола.
  3. - Какие виды изомерии характерны для аренов? Поясните на примерах.
  4. - Как получают бензол и другие арены?
  5. - Сравните химические свойства бензола и толуола. Поясните сущность взаимного влияния атомов в молекулах.
  6. - Где применяются бензол и его производные?
  7. - Нарисуйте схему генетической связи предельных, непредельных и ароматических углеводородов.
  8. - Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения. Для этого названия веществ замените формулами:

1) метан → ацетилен → бензол→ хлорбензол

2) карбонат кальция→ карбид кальция → ацетилен → этилен → хлорэтан → бутан

3) метан→ этан → пропан → гексан → бензол → нитробензол

Контрольные тесты «БЕНЗОЛ»


1. К каким углеводородам относится бензол?
а) предельные углеводороды, б) непредельные углеводороды, в) ароматические углеводороды

2. Какую молекулярную формулу имеет бензол?
а)С4Н8, б)С5Н10, в)С6Н6, г)С6Н5-СН3

3. Структурная формула бензола:

https://fsd.videouroki.net/html/2016/12/18/v_5856c0c938122/99674448_1.png

4. Агрегатное состояние бензола:
а) газ, б) жидкость, в) твердое тело

5. Пространственное строение молекулы бензола:
а) тетраэдрическое, б) плоское, в) линейное,

6. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле бензола:
a) sp б) sp2  в) sp3

7. Валентный угол в молекуле бензола:
а)109°28', 6)120°, в) 180°

8. Длина связи С - С в молекуле бензола:
а) 0,154 нм, 62) 0,134 нм, в) 0,120 нм, г) 0,140 нм

9. Какими связями образована полуторная или ароматическая связь в молекуле бензола?
а) δ б) δ и π в) δ и 2π г) δ и единая π связь

10. Отношение бензола к раствору перманганата калия:
а) обесцвечивается, б) не обесцвечивается

11. Общая формула ароматических углеводородов
а) СпН2п--2  б) CnH2n, в) СпН2п-2, г) СпН2п-6

12. Указать реакцию гидрирования бензола:
а)С2Н2 + Н2—С2Н4 б) С2Н4 + Н2 — С2Н6 в) С6Н6 + ЗН2— C6H12

13. Какое из перечисленных ниже веществ имеет название этилбензол:
а)С6Н5-СН = СН-СН3  б) С6Н5 - С = СН в) С6Н5 - СН = СН2  г)С6Н5-СН2-СН3


14. Дать название веществу по систематической номенклатуре:
а) 1,2,4-триметилбензол б) 3,4,5-триметилбензол в) 1,2,3-триметилбензол
https://fsd.videouroki.net/html/2016/12/18/v_5856c0c938122/99674448_2.png


15. Какой тип химической реакции характерен для бензола?
а) замещения, б) обмена, в) нейтрализации

16. Какое из перечисленных ниже веществ вступает в реакцию нитрования?
а)С2Н7, б)С6Н6, в)С2Н4, г)С2Н2

17. С каким из перечисленных ниже веществ взаимодействует бензол?
a) NaOH б) НС1 в) Br2  r)Na2CO3

18. Как называется вещество получаемое реакцией присоединения бензола и хлора?
а) хлорметан, б) 1,2-дихлорэтан, в) гексахлорциклогексан

19. Какое название имеет вещество, получаемое реакцией нитрования бензола?
а) тринитротолуол, б) нитробензол, в) хлорбензол

20. Циклическую структуру бензола впервые предложил:
а) Ф. А. Кекуле б) Д. Дальтон в) А. М. Бутлеров г) Д. И. Менделеев

                                                                                                                                                                 

                                                             

                                                     

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Практическая работа по решению задач

1. Напишите структурные формулы: а) 2-метил-3-этилбензола.
Б) 1,3,5 -триметилбензола. в) 1 -метил-4-изобутилбензола. г) 1 ,4-диизопропилбензола. Д) фенилбутана, е) фенилэтана. ж) дифенила.
Как можно по другому назвать вещества а, д, е?


2. Как из метана получить бензол? Сколько литров метана необходимо затратить на получение бензола массой 7.8 г? ( 1 3,4 л)


3. Сколько бензола можно получить из ацетилена объемом 10 м если выход бензола составляет 30% от теоретического? (3,48 кг)


4. Сколько граммов толуола получится при взаимодействии бензола массой 15.6 г с хлорметаном? ( 18.4 г)


5. Напишите для бензола реакции ( с образованием однозамещенных производных): бромирования, нитрования и сульфирования. Назовите продукты х\р.
Напишите уравнения реакций хлорирования, нитрования, гидрирования, окисления раствором марганцовки для толуола.


6. Какой объем раствора азотной кислоты с массовой долей НNО
3 90% (пл. 1,483 ) потребуется для нитрования бензола, чтобы получить нитробензол массой 24,6 г? ( 9.44 мл )


7. Вычислите относительную плотность паров бензола: а) по водороду, б) по воздуху?


8. Сколько бромбензола можно получить при бромировании бензола массой 11 7 г бромом массой 316 г? Какое из исходных веществ останется в избытке? (235.5г)

9.Какой объем ацетилена при нормальных условиях необходим для получения бензола объемом 886 мл (пл. 0,88 ). если выход его составляет 75% от теоретического? ( 896 л)

10. Сколько граммов толуола потребуется для получения тринитротолуола массой 113,5г. если выход продукта реакции составляет 82% от теоретического? (576 г)


11. При сжигании органического вещества массой 31,2 г, плотность по воздуху которого равна 2,69, образовался диоксид углерода объемом 53,76 л и вода массой 21,6 г. Какова структурная формула этого вещества?


12. Вычислите объем воздуха, который необходим для сжигания бензола массой 117 г. (235.5 г)


13. Сколько граммов гексахлорциклогексана можно получить из бензола массой 15,6 г и хлора объемом 15 л (реакция идет при освещении)?

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задания к следующему занятию

  1. Конспект лекции по теме « Арены»
  2. Стр.312-323 учебника Л.Н. Пустовалова, И.Е Никанорова Общая химия,Учебник Ростов н /Дону.: «Феникс», 2016

Список рекомендуемых источников

                      Основные источники:

  1. Л.Н. Пустовалова, И.Е Никанорова Общая химия,Учебник Ростов н /Дону.: «Феникс», 2016

                      Дополнительные источники:         

  1. Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.
  2. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2018.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.
  4. Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...