Проект в средней группе "Осенняя пора"
проект

Марина Ивановна Овчинникова

Расширить представления детей об осени, её основных признаках, названиях месяцев, иметь представление о смене времён года.С приходом осени, в природе всё изменилось: и погода и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за наступления холода. Побеседовав с детьми мы сделали выводы, что дети средней группы затруднялись называть признаки осени, названия осенних месяцев. В связи с этим мы убедились, что дети недостаточно осведомлены об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не могут дать определение, что такое «золотая осень», «унылая пора», не могут подобрать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта надо решили повысить речевую активность детей, совершенствовать связную речь, повысить словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

   

                                                         Проект в средней группе «Осенняя пора»

                                                                                                                          Воспитатели: Овчинникова Марина Ивановна

                                                                                                                                                   Хайченко Ирина Викторовна

                                                                                     Сентябрь-октябрь-ноябрь

                                                                                                      2023г.

Тип проекта: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь), творческий, познавательно-исследовательский.

Актуальность проекта:

 Расширить представления детей об осени, её основных признаках, названиях месяцев, иметь представление о смене времён года.С приходом осени, в природе всё изменилось: и погода и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за наступления холода. Побеседовав с детьми мы сделали выводы, что дети средней группы затруднялись называть признаки осени, названия осенних месяцев. В связи с этим мы убедились, что дети недостаточно осведомлены об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не могут дать определение, что такое «золотая осень», «унылая пора», не могут подобрать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта надо решили повысить речевую активность детей, совершенствовать связную речь, повысить словарный запас.

Проблема: «Что нам осень принесла?»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

 дать детям представления об изменениях в природе осенью; о подготовке растений и животных к зиме; развивать интерес к наблюдениям за изменениями в природе в осеннее время; учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей любовь к природе.

Задачи:

  • Пополнить знания детей по темам: «Осень золотая», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»;
  • Формировать у детей умение наблюдать изменения в живой и неживой природе;
  • Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания, формировать в детях правильное взаимодействие с миром природы;
  • Показать способы экспериментирования и исследования объектов природы;
  • Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
  • Формировать умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; учить рисовать нетрадиционными способами, передавая осенние явления; развивать эстетическое восприятие.
  • Способствовать формированию начальных форм экологический культуры у детей; развивать познавательную активность.

Предполагаемый результат:

-закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах.

-Активизация речевого запаса детей на основе обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками осенней тематики;

-применять навыки сформированной связной речи в различных жизненных ситуациях;

-отражать знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах изобразительной, театральной, умственной и игровой деятельности;

-дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

-Подборка репродукций, фотографий, литературы;

-Сбор листьев, природного материала( шишки, жёлуди, каштаны, плоды, семена);

-Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

-Рисование на тему «Золотая осень»;

-Консультации для родителей «Как одеть ребёнка осенью», «Как сохранить здоровье ребёнка осенью», «35 осенних дел». «ПДД в осенний период». «Что рассказать детям про осень».

2.Основной этап:

Мероприятия с детьми:

-Чтение художественной литературы

-Просмотр мультфильмов

-Беседы

-Разработка конспектов

-Рассматривание картин

-Сбор природного материала

-Рисование, лепка, аппликация, конструирование, дидактические игры, пальчиковые игры, прослушивание музыкальных произведений и аудиозаписей: П.И .Чайковский «Времена года», осенние песни.

-Рассматривание картины И. Левитан «Золотая осень»

-Работа по созданию гербария.

-Создание макета «Дупло для белки»

-Создание пособия « Смена времён года»

-Пособие «Листопад» из прозрачных пластиковых стаканов»

Мероприятия по работе с родителями:

-участие в фотовыставке «Блюдо из овощей и фруктов»

-разучивание стихотворений об осени

-подборка информации по темам недели: «Деревья», «Ягоды, «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Осень»

-организация выставки детских работ: рисунков, поделок из пластилина, аппликация.

-Привлечение к участию в выставке работ из природного материала «Краски осени»

3.Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

-оформление выставки детских творческих работ;

-фотовыставка «Блюда из овощей и фруктов»;

-выставка совместных с родителями работ из природного материала «Краски осени»;

-осенний праздник «День рождения осени»

План работы с детьми по осуществлению проекта «Что нам осень принесла»

(Сентябрь-ноябрь)

Окружающий мир:

Занятия: «Осень. Деревья»; «Овощи. Фрукты»; «Здравствуй, Осень золотая».

Наблюдения:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам.

Наблюдение за цветником.

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы живые, они растут и изменяются.

Наблюдение за деревьями осенью.

Цель: расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Наблюдение за перелётными птицами:

Цель: расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода, воспитывать желание заботиться о птицах.

Беседы:

«Осень»

Цель: закреплять представления детей о признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: закрепить понятия перелётные, зимующие птицы, закрепить названия птиц.

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков, закрепление знаний об овощах и фруктах, формировать культуру питания

«Почему листья опадают»

Цель: формировать Элементарные знания о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев овощ или фрукт?»

«Что ты знаешь о медведе?»

«Запасы белочки»

«За что я люблю (не люблю) осень?»

Целевые прогулки:

«Идём искать приметы осени»

Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

«Мы заботимся о птицах». Купили кормушку, которая крепится на стекло, насыпаем корм и имеем возможность понаблюдать и заботиться о птичках.

Цель: Формирование умения устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.

Экспериментальная деятельность:

1.Опыт: «Осенний листопад в банке»

Нам понадобилось: стеклянная банка (на ней нарисовали силуэт дерева), вода, растительное масло, жёлтый, красный и зелёный красители, пипетка. Попадая в масло, капли приобретают округлую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду в осенние цвета.

2.Опыт «Красочные листья»

Нам понадобилось: бумажные полотенца, пиала с водой, фломастеры на водной основе. Вырезали листочки из бумажных полотенец, разноцветными листочками раскрасили низ листочков и опустили в воду. По бумажным листочкам поднималась вода, окрашивая в невероятные цвета.

3.Опыт «Осенняя уборка». На улице листопад. Время уборки листьев. А вы знаете, что листья можно убирать не только граблями, а воздушными шариками? Надули шарик, разбросали бумажные разноцветные листочки, интенсивно потёрли шариком о волосы. Листики прилипли к шарику!

Дидактические игры:

  1. «С какого дерева листок?» Цель: учить детей различать деревья по описанию.
  2. «Огород-огород, очень много с ним хлопот» Цель: закреплять знания о смене времён года, формировать понятия «овощи».
  3. «Раздели птиц на перелётных и зимующих». Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

Речевое развитие.

1.Занятие «Части дерева» Ю.А. Вакуленко

2.Занятие «Дары растений человеку» Ю.А. Вакуленко

3.Занятие «Дикие животные» О.Н.Каушкаль

Чтение художественной литературы:

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Н. Сладков «Осень на пороге»

В. Бианки «Осень»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

А Пушкин «Осень» (отрывок)

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Загадки, пословицы, поговорки. Составление рассказов об осени из личного опыта, по картинкам, по схемам и иллюстрациям.

Словесные игры.

Игра «Чудесный мешочек» Цель: учить определять фрукт и овощ на ощупь.

Игра «Сложное слово». Цель: закрепить умение детей образовывать сложные слова.

Игра «Интересные загадки» Цель: закреплять умение составлять загадки об овощах .

Игра «Вершки-корешки» Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно корень или плод)

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

 Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

«Магазин «Хлеб»

Цель: учить творчески отражать в игре полученные знания. Познакомить с профессией «Пекарь».

Дидактические игры:

  Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Цель: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,

                     внимание, память.

Дидактическая игра «Две корзинки»

   Цель: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

     развивать внимание, память, наблюдательность. Своими руками изготовили дупло белки с запасами на зиму.

 Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

   Цель:: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Игра-драматизации:

«Под грибом» В. Сутеев

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (листья с разных деревьев для гербария)

Уборка опавшей листвы.

Подготовка клумбы участка к зиме.

Беседа:

«Осенние хлопоты людей»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду.

Беседы по ОБЖ:

«Осторожно, ядовитые растение!»

Цель: рассказать детям, что есть ядовитые растения, познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.

«Правила поведения в лесу»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.

«Берегись насекомых»

Цель: формировать представление о разнообразных насекомых; дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Художественно-эстетическое развитие:

«Осенние деревья» (обрывная аппликация)

Цель: учить детей создавать красивый образ осенней природы.

«Грибы» (аппликация)

Цель: учить детей вырезанию округлых форм; составлять симметричную композицию из нескольких предметов.

Занятие «Золотая осень» (рисование)

Цель: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать деревья разнообразные.

Занятие «Фрукты и овощи» (рисование)

Цель: развитие творческих способностей.

Занятие: «Ветка рябины» (лепка)

Рассматривание репродукций картин:

И.И. Левитан «Золотая осень»

И. Шишкин «Осень»

В. Поленов «Золотая осень»

Слушание музыкальных произведений:

А Вивальди «Осень»

П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»

Ф. Шопен «Осенний вальс»

Физическое развитие:

Физкультминутка «Мы осенние листочки», «Дует ветер нам в лицо…»,

Дыхательная гимнастика «Ветерок»; хороводная игра: «Мы на луг ходили…»; Чучело», «Осень по садочку ходила…»; «Соберём урожай».

Подвижные игры: «У медведя во бору…»; «Совушка»; «Прилёт птиц»; «Раз, два, три, названный лист бери».

«Листопад»

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.

Игры-соревнования: «Кто быстрее соберёт осенний букет»

«Кто быстрее обежит лужи».

Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Чем занять ребёнка на прогулке осенью?»;

«Как правильно одеть ребёнка осенью?»;

Фотовыставка «Блюдо из овощей или фруктов» совместно с детьми.

Конкурс поделок «Краски осени»

Организация выставок детских работ.

Изготовление кормушек из птиц.

Заключительный этап:

1.Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка детских работ «Вот какая наша осень»
  2. Фотовыставка «Что нам осень принесла?» Задание: приготовить вместе с ребёнком осеннее лакомство, блюдо в меню которого есть любой осенний фрукт или овощ. Это может быть овощной или фруктовый салат, пирог, каша, коктейль.

Важные условия:

-Предоставить ребёнку самостоятельность и роль шеф-повара.

-Съесть осеннее лакомство всей семьёй. Можно угостить гостей.

3.Осенний праздник «День рождения Осени»

Анализ результатов работы:

В результате проекта у детей пополнились знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.

Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Закрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе. Активизировался и расширился речевой запас детей в результате обобщения представлений об окружающем, знакомством с рассказами, стихами, пословицами и загадками осенней тематики. Появилось желание изображать осеннюю природу в своих творческих работах.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, появился интерес к совместному с детьми творчеству. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

 

Используемая литература.

1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006 год

2. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», издательство «Учитель», 2002 год

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», ООО «Карапуз - дидактика», 2007 год

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», 2014 год

5. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006 год

6. Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"

Цель:  разработать нетрадиционные формы  уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».Задачи:1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному  вопросу.2) Рас...

Проект в средней группе "Наши домашние питомцы"

Цель проекта: Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных, бережного отношения к ним. Задачи проекта: 1. Воспитывать гуманное отношение к животным. 2. Уточнять представле...

Проект в средней группе "Хлеб - всему голова".

Проект "Хлеб -  всему голова"....

Проект в средней группе по творчеству К.И.Чуковского

Произведения К. И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувство...

Проект "Травянчик" средняя группа

Проект в старшей группе...

Исследовательско-творческий проект "Зимушка-зима, прекрасная пора!" для детей второй младшей группы с использованием электронных образовательных

Актуальность темы:      Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить...

Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...