КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВЧИТЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новосибирской области
ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВЧИТЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнена студентом (кой) Изгаршевой Алисы Вадимовной
32 группа
Программа подготовки специалистов среднего
звена по специальности
Дошкольное образование
Руководитель: Вахрушева Юлия Вячеславовна
Болотное, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 Теоретическое обоснование арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста………………………………………………..…5
Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………….…5
Понятие и виды арт-терапевтических методов………………………..9
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста …………………………………………………………………………….16
2 Организация опытно-практической работы по использованию арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста....................................................................................................................22
Планирование и организация исследования…………………….....22
Анализ и оценка проведенного исследования……...………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………..………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия [15].
Актуальность темы.
Актуальность изучения и исследования арт-терапевтических методов определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) призван оптимизировать процесс обучения и воспитания будущего поколения [1].
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом [6].
Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Проблема: В чем специфика использования арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста?
Цель исследования - педагогическое обоснование использования арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по организации работы с детьми, понятие и виды арт-терапевтических методов;
- Выявить особенности использования арт-терапевтических методов работе с дошкольниками;
- Составить технологические карты с использованием арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования - работа с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- интервью;
- наблюдение.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретическое обоснование арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста
- Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста
Работа с детьми сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и детском саду, это многообразная работа в процессе труда, игры, общения, деятельности, самотворчества и самоуправления [7].
Организация рабочего процесса требует установления определенной последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей.
Организация – это, во-первых, искусственное объединение институционного характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти и т.д [].
Во-вторых, организация – это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление», хотя и не исчерпывает его [13].
По мнению В.Г. Алиева, организация – это управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функцию управления.
Э.А. Смирнов считает, что организация – это процесс создания структуры учреждения и обеспечения совместной эффективной деятельности сотрудников по достижению целей и выполнению планов учреждения [17].
Ричард Дафт, профессор по организационной теории предлагает следующее определение: организация – это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой [25].
Функции форм организации работы:
- организаторская функция раскрывает конкретную систему действий, а также взаимодействие участников дела, которое является комплексом организаторских приемов и средств, применяемых воспитателем и воспитанниками;
- регулирующая функция – это та или иная форма, которая определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;
- информативная – сообщает определенные суммы знаний, углубление и уточнение существующей информации, организация опыта жизнедеятельности [8].
Организационная деятельность руководителя ДОО циклична. Организационный цикл определяется алгоритмом учебного года и логикой деятельности. Каждый ее цикл состоит из четырех этапов:
- выбора и формулировки цели деятельности;
- разработка плана работы на основе сформулированной цели;
- подбора и подготовки исполнителей, определения организационных отношений между ними;
- оценки результатов деятельности на объективном и субъективном уровне.
На первом этапе руководитель осуществляет выбор и формулировку цели деятельности, что соответствует одному из принципов, лежащих в ее основе – целенаправленности. Выбор цели организационной деятельности обуславливается содержанием тех задач, которые должны быть реализованы ДОО в соответствии с годовым планом работы. Значение данного этапа организационной деятельности руководителя заключается в том, что, выбирая и формулируя цели совместно с коллективом исполнителей, он учит аналитической деятельности и целеполаганию на ее основе всех участников этой деятельности.
Второй этап является организующим началом, так как он определяет главные направления деятельности исполнителей. Плавность, непрерывность, перспективность, оптимальность, будучи ведущими принципами в организационно деятельности руководителя, определяет специфику и содержание второго этапа – разработка плана работы на основе сформулированной цели. Задача этапа – разработать план работы, в котором будет отражена вся необходимая информация.
Следующий, третий этап организационной деятельности руководителя – этап подбора и подготовки исполнителей и определение организационных отношений между ними. Задача этапа состоит в формировании функциональных отношений в коллективе исполнителей; установлении конкретного характера связей между руководителем и исполнителями; инструктирование всех участников деятельности. На этом этапе решается важная задача: формирование личной ответственности за осуществляемое дело, умение взаимодействовать в коллективе на основе творческого сотрудничества, формирование потребности в деятельности по решению задач образовательной организации. Задача этапа состоит в: организации учета работы исполнителей и ее результатов, оценка получаемых результатов деятельности исполнителей. Предварительный анализ и оценка деятельности исполнителей на данном этапе – необходимые условия его успешного осуществления.
Методы анализа могут быть разнообразными: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование и др. при этом важно оценить содержание, методы, компетентность и слаженность в работе, то есть, все то, что обеспечивает эффективность деятельности в целом [4].
Для осуществления организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации необходимы следующие ресурсы:
- кадры (кто будет осуществлять данный процесс, кто будет ответственен за сам процесс и его результаты);
- программно-методическое обеспечение (какие программы будут использованы, какая техника будет задействована в процессе, необходимые средства для обеспечения продуктивной работы);
- временные ресурсы (количество определенного времени);
- материальная база (денежные ресурсы, выделенные на осуществление данного процесса).
Для осуществления процесса организации воспитательной работы необходимо совершить управленческие действия (они – основа функций):
1. Планирование. Это действие включает в себя формулирование, прогнозирование и составление плана действий (мероприятий) [15].
2. Организация, точнее это действие можно назвать как «организовывание». В рамках одной организации могут применяться различные технологии управления и их сочетания. Суть каждой технологии видна из ее названия.
3. Руководство – в первую очередь предполагает стимулирование, мотивацию, выращивание кадров, создание сообщества педагогов как команды, формирование корпоративной культуры учреждения, управление конфликтами и другое.
4. Контроль включает в себя сбор информации, ее анализ, оценку исполнения управленческих решений, результатов работы, их соответствие целям и, что самое главное и ценное, обеспечивает совершенно необходимую для грамотного управления обратную связь.
5. Анализ – это действие, которое у грамотных руководителей присутствует везде: в организации, в руководстве, в контроле.
Таким образом, организация работы с детьми дошкольного возраста – целенаправленная управленческая деятельность, которая направлена на обеспечение упорядочения процесса в целом [19].
Понятие и виды арт-терапевтических методов
В дословном переводе с английского языка арт-терапия - (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» [9], или «использование искусства как терапевтического фактора» [5].
В англоязычных странах арт-терпию (Art Therapy) «относят прежде всего к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) [7].
Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других [9].
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии [5].
В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия.
В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыко-терапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т. д.
Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние. Конкретные методы изотерапии подбираются в зависимости от состояния и возможностей ребенка [15].
Музыкотерапия - это метод, который широко используется даже на этапе внутриутробного развития плода. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический.
Дети дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка для ребенка - особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме.
Современная наука рассматривает методы игротерапии как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол ( из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.
Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.
Песочная терапия. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году [9].
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное илиотрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Так, синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит.
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия [14].
Драматерапия.
Образовалась на стыке 2-ух направлений - психотерапии и театра. Появилась благодаря Якобу Морено, который создал в Вене "Театр спонтанности", позволивший людям справляться с психическими отклонениями посредством театральной игры.
В работе с детьми дошкольного возраста, возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:
Марания
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
Монотипия
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» - «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.
Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Этот прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Рисование пальцами
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции.
Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование предметами окружающего пространства
Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Рисование пластилином
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Рисование под музыку
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.
Рисование на мокрой бумаге
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.
Одна из задач арт-терапии - помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.
Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это - лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми [6].
Необходимо помнить, что во время занятий арт-терапии не должно быть никаких запретов и правил. Здесь нельзя ставить перед ребенком задачу сделать все «красиво» или «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе - здесь он сам хозяин своей Вселенной.
Основная цель использования методов арт-терапии в работе с детьми посещающими ДОУ, состоит в психокоррекции и психопрофилактике различных эмоциональных и психических расстройств. При этом реализовываются следующие задачи:
-адаптация детей к условиям образовательного учреждения и повышение уровня усвоения образовательной программы;
-возможность выхода агрессивности и других негативных чувств социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);
-облегчение процесса коррекции; неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов;
-получение материала для интерпретации и диагностических заключений;
-установка контакта между воспитателем и ребенком; совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии (сопереживания) и взаимного принятия;
-развитие чувства внутреннего контроля; работа над рисунками, предусматривают упорядочивание цвета и форм;
-развитие концентрации внимания на ощущениях и чувствах;
-развитие художественных способностей и повышение самооценки; побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития; o развитие познавательных и созидательных навыков.
В работе с дошкольниками, возможно, использовать следующие арт-терапевтические техники:
Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.
Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
Техника телесно-ориентированной терапии.
Музыкальная терапия [19].
Таким образом, практическая значимость проводимой работы состоит в том, что педагоги и психологи ДОУ различных видов в ходе образовательного процесса могут освоить отдельные методы и формы взаимодействия с воспитанниками, основанными на приемах, заимствованных из практики арт-терапии.
Выделяют две основных формы арт-терапии. При пассивной форме участники «потребляют» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, прослушивают музыкальные произведения; при активной форме - сами создают продукты творчества.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся жёстко и материал предлагается психологом. При неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы и инструменты [14]
Арт-терапевтический процесс состоит из следующих основных этапов:
1) этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;
2) коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;
3) этап завершения работы, оценка конечных результатов.
Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д.), делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными.
Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; возрастные кризисы; травмы; потери; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие целостности личности и многое другое [10].
Основные принципы занятий арттерапией:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений [11]. Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии мы занимаемся не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность арт-методов.
Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.
Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.
При использовании приемов арт-терапии необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.
Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем.
В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник.
Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности.
Организация опытно-практической работы по использованию арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста
Планирование и организация исследования
Целью нашего исследования было педагогическое обоснование использования арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ «МАЛЫШОК» г. Болотное в старшей группе 5-6 лет, воспитатель Беляева Татьяна Анатольевна.
Группа: Старшая группа
Количество детей: 16
Воспитатель: Беляева Татьяна Анатольевна.
Нами с целью выявления применения арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста было проведена беседа с воспитателем и психологом по заранее подготовленным вопросам. Вопросы интервью.
Протокол беседы с воспитателем
Дата:
Цель:
Вопросы:
- Вы знаете, что такое арт-терапевтические методы?
- Используете ли Вы в своей работе арт-терапевтические методы?
- На каких занятиях Вы используете (использовали бы) арт-терапевтические методы?
- Есть ли (Был бы) положительный результат в использовании арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста?
.
- Как вы думаете, чем полезно применение арт – терапевтических методов на занятиях?
Протокол беседы с психологом
Дата:
Цель:
Вопросы:
1. Знакомы ли Вы с арт-терапевтическими методами?
2. Используете ли Вы в своей работе методы арт-терапии? Какие?
3. Как вы думаете, есть ли положительный результат в использовании арт-терапевтических методов в работе с детьми?
4. Что дают использование арт-терапевтические методы детям на занятиях?
С целью педагогического обоснования использования арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста, было проведено наблюдение за детьми в течение дня.
Для этого мы использовали наблюдения за детьми на занятиях и в процессе свободной деятельности. Наиболее ценный материал, как мы полагали, можно получить в нерегламентированной деятельности детей при выполнении режимных моментов (свободном общении детей со сверстниками и взрослыми, в игровой деятельности). Был составлен протокол наблюдения.
Таблица – Единицы наблюдения эмоционального состояния детей дошкольного возраста
Интерес | Внимательный Сконцентрированный Собранный | 12345 12345 12345 |
Радость | Наслаждающийся Счастливый Радостный | 12345 12345 12345 |
Удивление | Удивленный Изумленный Пораженный | 12345 12345 12345 |
Горе | Унылый Печальный Сломленный | 12345 12345 12345 |
Гнев | Взбешенный Гневный Яростный | 12345 12345 12345 |
Отвращение | Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение | 12345 12345 12345 |
Презрение | Презрительный Пренебрежительный Надменный | 12345 12345 12345 |
Страх | Напуганный Боязливый Паникующий | 12345 12345 12345 |
Стыд | Застенчивый Робкий Стыдливый | 12345 12345 12345 |
Вина | Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся | 12345 12345 12345 |
1 - переживание полностью отсутствует;
2 – переживание выражено незначительно;
3 – переживание выражено умеренно;
4 – переживание выражено сильно;
5 – переживание выражено в максимальной степени.
Результаты наблюдения находятся в протоколе наблюдения (Приложение А).
В тоже время нами были составлены технологические карты занятий с использованием арт-терапевтических методов такие как:
#1063;ХЛ «Кто матери не послушает, в беду попадет»
Цель: осознание детьми материнской заботы, любви через чтение сказки «Кукушка».
#1063;ХЛ «Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать»
Цель: Ознакомление детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
- Лепка. «Наш друг - светофор»
Цель: Выполнение из пластилина игрушки светофора в технике барельеф.
Технологические карты (Приложении Б).
Анализ и оценка проведенного исследования
В ходе нашего исследования мы провели беседу с воспитателем и психологом по заранее подготовленным вопросам с целью выявления применения арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Протокол беседы с воспитателем
Дата:
1. Вы знаете, что такое арт-терапевтические методы?
- Да.
2. Используете ли Вы в своей работе арт-терапевтические методы?
-Нет
3. На каких занятиях Вы используете (использовали бы) арт-терапевтические методы?
- В непосредственной образовательной деятельности. Такой подход в виде совместной деятельности подразумевает решение образовательной задачи путем применения различных методик.
4. Есть ли (Был бы) положительный результат в использовании арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста?
- Конечно, на занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства и эмоции.
- Как вы думаете, чем полезно применение арт - терапевтических методов на занятиях?
- Методы арт - терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.
Исходя из результатов беседы, мы узнали, что воспитатель не использует арт - терапевтические методы.
Но считает, что именно, методы арт - терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру.
Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности.
В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
Протокол беседы с психологом
Дата:
1. Знакомы ли Вы с арт-терапевтическими методами?
- Да. Арт - терапия относится к психологическому воздействию и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики ребенка через его занятия художественным творчеством.
2. Используете ли Вы в своей работе методы арт-терапии? Какие?
- Конечно.
Применение арт-терапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.
3. Как вы думаете, есть ли положительный результат в использовании арт-терапевтических методов в работе с детьми?
- Конечно есть, учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма психологического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым методом практической работы с дошкольниками.
4. Что дают использование арт-терапевтических методов ребенку?
- Арт - терапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом. В случае трудностей общения - замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арт-терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом.
Исходя из результатов беседы с психологом, мы узнали, что, использование арт-терапевтических методов способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, при условии сочетания как индивидуальных, так и групповых форм работы.
Для наблюдения были выбраны пять детей с эмоциональной неустойчивостью по рекомендации психолога. Наблюдение проводилось на занятиях и в процессе свободной деятельности в течение 10 дней с целью выявления эмоционального состояния детей в процессе деятельности.
Результаты наблюдения представлены на диаграмме (см. рис. ).
Рисунок – Диаграмма результатов наблюдения эмоционального состояния детей в процессе деятельности
По результатам наблюдения, можно сделать вывод, что наибольшее количество нарушений эмоциональных состояний связано с проявлениями страха, гнева и презрения. Это может быть связано с неблагоприятными социальными ситуациями в жизни детей, эмоциональным негативным опытом, внутренним дискомфортом, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной депривацией.
Выраженность по шкале «радость», «удивление», «интерес» у детей свидетельствует об эмоциональной пассивности этих детей.
По результатам метода наблюдения можно дать общую описательную характеристику нарушений эмоциональных состояний: они пассивные, замкнутые, инертные, чрезмерно реактивные или аффективные.Именно этот показатель оказывает существенное влияние на эмоциональное поведение ребенка. Дети, испытывающие постоянные страхи часто вскрикивают во время сна, у них преобладают признаки энуреза, они боятся темноты, появления медицинских работников и т.д. Состояние страха становится хроническим, повышается уровень тревожности, раздражительности, утрачивается интерес к познавательной деятельности на занятиях у таких детей.
Также, мы наблюдаем по шкале «интерес» большая часть испытуемых детей не проявляют познавательного интереса, и может быть связано с низким уровнем эмоционального восприятия явлений социальной действительности. Также проявление данного показателя позволяет нам говорить о формировании нарушений различных эмоциональных состояний. Это достаточно ярко проявляется в поведении.
Можно отметить, что у детей преобладает уровень выраженности печали. Она выражается у детей как состояние эмоциональной истощенности, пассивности, грусти, которое возникает как ситуативные и внеситуативные эмоциональные нарушения в поведении. Причиной могут выступать отрицательный эмоциональный опыт, приобретенный в семье, хронические заболевания ребенка.
Динамика показателей выраженности эмоциональных реагирований (гнев, печаль, страх) говорит о нарушениях эмоциональных состояний, которые, в свою очередь, переходят к эмоциональным нарушениям в поведении детей дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения мероприятий с использованием арт - терапевтических методов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы подробно изучили использование арт - терапевчитеских методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель нашей курсовой работы: педагогическое обоснование использования арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста. Для достижения данной цели были поставлены задачи.
Одна из задач заключается в том, чтобы изучить психолого-педагогическую литературу по организации работы с детьми, понятие и виды арт-терапевтических методов.
Организация работы с детьми дошкольного возраста – целенаправленная управленческая деятельность, которая направлена на обеспечение упорядочения процесса в целом
Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии [5].
Следующей задачей является выявили особенности использования арт-терапевтических методов работе с дошкольниками.
Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми [6].
Необходимо помнить, что во время занятий арт-терапии не должно быть никаких запретов и правил. Здесь нельзя ставить перед ребенком задачу сделать все «красиво» или «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе - здесь он сам хозяин своей Вселенной.
Третьей задачей нашей работы является составление технологических карт с использованием арт - терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста для улучшения эмоционального состояния детей.
В ходе исследования мы провели беседу с воспитателем и психологом, и наблюдение за эмоциональным состоянием детей в процессе деятельности.
Анализируя беседу с воспитателем и психологом, можно сделать вывод, что использование арт-терапевтических методов способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Также мы провели наблюдение эмоционального состояния детей в процессе деятельности. Исходя из результатов наблюдения, мы выявили, что динамика показателей выраженности эмоциональных реагирований (гнев, печаль, страх) говорит о нарушениях эмоциональных состояний, которые, в свою очередь, переходят к эмоциональным нарушениям в поведении детей дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения мероприятий с использованием арт - терапевтических методов.
Нами были составлены технологические карты с использование арт - терапевтических методов, которые в дальнейшем будут реализованы.
Перспективы арт-терапии как инновационной технологии в социализации детей средствами искусства и художественной коммуникации обусловлены ее междисциплинарным характером, которые адекватны гуманистическим принципам и подходам в социально-педагогической деятельности. Особенности методологии и технологии арт-терапии как междисциплинарной области теоретических знаний и практики позволяют ввести новый культурологический ракурс изучения проблемы и исследования положительного опыта ее решения в ресурсном преломлении в социально-педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#1060;ГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
#1054;Т РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020. 368 с.
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
3. Арт-терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Антонова Е.В., Томашевская О.А. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2018. - № 6 (86). - С. 560-564.
#1041;абаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – С. 72.
#1041;адамен Л.О. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов //
Дошкольное воспитание. - 2019 - №1 - с. 27.
#1041;еляева Т.Б., Беляева П.И. Снижение степени эмоционального переживания страхов в дошкольном возрасте методами арт-терапии // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2019. С. 665-671.
#1041;уянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей. Монография / Т.А.Буянова.М.: Издательство МПГУ. – 168с. Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста :дис. … канд. психол. наук / С. В. Велиева. - Казань, 2021. - 231 с. 12.
8. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - Мозаика-Синтез, 2018. – С. 81. 13. Волкова Е.О. О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание, - 2019. - № 10. – С. 39.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М. Педагогика. 2020. – 432 с. 15. Гогоберидзе А.Г., Вербовская В.С.
10. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии - 2012 - №2. – С.114.
11. Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике // В сборнике: Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья сборник научных статей участников электронной научной конференции с международным участием. научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составитель: Л.Е. Савич, А.С. Нурмухаметова. - 2016. - С. 34-41.
12. Доклад из опыта работы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1» г. Заволжска по теме: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и реализация в разных видах деятельности». Стр 1-10
13. Денежко, Л. А. Арт-терапия в работе с детьми и подростками в учреждении дополнительного образования / Л. А. Денежко, Л. А. Чешкина // Современные технологии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы: сб. науч. тр. – Петрозаводск : Новая наука, 2019. – С. 138–151.
14. Жаркова, А. С. Методы снижения тревожности у подростков посредством творчества / А. С. Жаркова // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сб. науч. тр. – Челябинск : Аэтерна, 2020. – С. 110–111.
#1047;инкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2019. – 310 с. 0 .
15. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 3-10 стр.
#1050;арабанова, О. А. Игра в коррекции психологии ребенка : учебное
пособие / О. А. Карабанова. – Москва : Рос. пед. агентство, 2020. – 243с
17. Колошина, Т. Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации
[Электронный ресурс] / Т. Ю. Колошина. – Режим доступа:.
#1050;остромской областной институт развития образования
Кафедра воспитания и психологического сопровождения образовательной деятельности/ Составитель: Ручко Л.С., к.пс.н., доцент, зав. кафедрой воспитания и психологического сопровождения Костромского областного института развития образования/ стр-53
19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и мл.школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. – 384 стр., илл.
20 Методическое пособие «Использование арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. 1-26 стр.
21. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112 с.
22. Эмоциональная отзывчивость ребенка как маркер уникальности и самоценности дошкольного детства. Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1 (61). - С. 100-107.
23. из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
24. Этапы арт-терапевтического процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Протокол наблюдения
Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста в процессе деятельности
Цель: выявление эмоционального состояния детей в процессе деятельности.
Дата: г.по г.
Единицы наблюдения | Оценки: | Саша | Рома | Игорь | Лена | Маша | |||
Интерес Внимательный Сконцентрированный Собранный | 12345 12345 12345 | 2 1 1 | 1 1 2 | 2 1 1 | 2 1 1 | 1 1 1 | |||
Радость Наслаждающийся Счастливый Радостный | 12345 12345 12345 | 1 1 2 | 1 1 2 | 1 1 2 | 1 1 2 | 1 1 2 | |||
Удивление Удивленный Изумленный Пораженный | 12345 12345 12345 | 1 1 2 | 1 1 2 | 2 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |||
Горе Унылый Печальный Сломленный | 2345 12345 12345 | 2 4 1 | 5 2 3 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |||
Гнев Взбешенный Гневный Яростный | 12345 12345 12345 | 3 1 2 | 3 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |||
Отвращение Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение | 12345 12345 12345 | 3 1 2 | 1 1 1 | 1 1 2 | 1 1 2 | 1 1 2 | |||
Презрение Презрительный Пренебрежительный Надменный | 12345 12345 12345 | 4 1 2 | 2 1 4 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |||
Страх Напуганный Боязливый Паникующий | 12345 12345 12345 | 1 5 1 | 1 3 1 | 1 1 2 | 1 1 2 | 1 1 2 | |||
Стыд Застенчивый Робкий Стыдливый | 12345 12345 12345 | 5 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |||
Вина Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся | 12345 12345 12345 | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 2 1 | 1 2 1 | 1 1 1 | |||
Итог | 52 | 50 | 35 | 34 | 33 |
Степень эмоциональных переживаний
Слабая | ≤19 баллам | ||
Умеренная | От 20 до 28 баллов | ||
Выраженная | От 29 до 36 баллов | ||
Сильная | >36 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение элементов народного танца с детьми дошкольного возраста
Мастер-класс раскрывает вопросы методики подготовки и проведения практических занятий по народному танцу в группах дошкольного возраста на примере опыта школы танца «Радуга»...
Мастер – класс для педагогов ДОО «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению дыхательной ги...
Разработка ОД проектным методом на основе сказки"Как Братец Кролик попал в беду" для работы с детьми дошкольного возраста
Любое прочтение произведения можно превратить в увлекательное образовательное путешествие с интеграцией образовательных областей...
Методическое пособие. Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста по программе дошкольного образования
В методическом пособии представлена примерная технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста, разработанная с учётом методики проведения демонстрацион...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по профилактике нарушения и уплощения стопы в рамках ДОУ
Ритмопластика реализует задачи по развитию двигательных качеств и умений, такие как развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание вынослив...
Курсовая работа "Развитие Коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических предпосылок, факторов и требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.Среди б...
Использование технологии «Метод проектов» в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...