Курсовая работа "Развитие Коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
статья
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических предпосылок, факторов и требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.
Среди большого количества вопросов связанных с развитием детей, выделяется проблема формирования у них коммуникативно-речевого развития в структуре общения.
Современное общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и обладающих высокоразвитыми коммуникативно-речевыми умениями, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценивать важность коммуникативно-речевых умений невозможно, так как их высокий уровень служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде. Однако в дошкольных образовательных учреждениях встречается множество детей, испытывающих трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками. Анализ социальной ситуации развития показывает, что на современном этапе родители и педагоги уделяют особое внимание, интеллектуальному развитию детей, упуская при этом сферу общения и взаимодействия дошкольников.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития коммуникативно-речевых умений, ведь именно в этот период ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
От развития коммуникативно-речевых умений зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Мы живем в эпоху электронных коммуникаций, где живое общение сменяется виртуальным. Многие родители приучают детей к гаджетам уже с раннего возраста. При этом у многих детей имеются социально-психологические проблем в общении с окружающими: они не только не умеют, но и не хотят общаться.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) большое значение уделяется развитию общения детей со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства. В ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 г.), в разделе «Коммуникация» пункт 5.2.8 указывается на необходимость формирования у детей конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания:
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых.
Большой вклад в изучение общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста внесли: С.В Гаврилушкина , Г.А Урунтаева. М.И Лисина, И.А Зимняя, , А.А. Леонтьев, Гавриш С.В, Т.А. Репина и другие.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме, в связи с этим нами выявлено противоречием между важностью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления этой деятельности в дошкольной образовательной организации
Проблема нашего исследования связана с определением особенностей развития коммуникативно –речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
За последние 10-летия различные аспекты проблемы определения особенностей развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих ученых. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:
- рассмотрено понятие «коммуникативно-речевые умения» [Т.А Репина, А.Г Рузская.]
- обоснована роль коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста [Привалова С.Е]
В тоже время следует отметить что не все проблемы коммуникативно-речевого развития удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения их эффективности. Одним из них является ограниченное количество методических материалов, разработок, низкий уровень коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста»
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс методический рекомендация по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования- связная речь.
Предмет исследования- развитие коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цель в работе определены задачи исследования:
1. Изучить проблемы коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в теории.
2. Выявить сущность понятия «Коммуникативно-речевое развитие».
3. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы научного исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы
-анализ нормативно-правовых актов
- обобщение
- систематизация
-изучение передового педагогического опыта
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы родителями для повышения эффективности процесса развития коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_katya_chernova.docx | 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Дошкольное отделение
Кафедра дошкольных дисциплин
Развитие коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка 832 группы
очной формы обучения
Чернова Екатерина Владиславовна
Руководитель:
Тимина Надежда Александровна
Работа защищена
С оценкой______________
Руководитель:___________
«__»___________20__г
Магнитогорск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...7
1.1. Общая характеристика понятия «коммуникативно-речевые умения».....................................................................................................................7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………..14
1.3 Особенности развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических предпосылок, факторов и требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.
Среди большого количества вопросов связанных с развитием детей, выделяется проблема формирования у них коммуникативно-речевого развития в структуре общения.
Современное общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и обладающих высокоразвитыми коммуникативно-речевыми умениями, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценивать важность коммуникативно-речевых умений невозможно, так как их высокий уровень служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде. Однако в дошкольных образовательных учреждениях встречается множество детей, испытывающих трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками. Анализ социальной ситуации развития показывает, что на современном этапе родители и педагоги уделяют особое внимание, интеллектуальному развитию детей, упуская при этом сферу общения и взаимодействия дошкольников.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития коммуникативно-речевых умений, ведь именно в этот период ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
От развития коммуникативно-речевых умений зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Мы живем в эпоху электронных коммуникаций, где живое общение сменяется виртуальным. Многие родители приучают детей к гаджетам уже с раннего возраста. При этом у многих детей имеются социально-психологические проблем в общении с окружающими: они не только не умеют, но и не хотят общаться.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) большое значение уделяется развитию общения детей со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства. В ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 г.), в разделе «Коммуникация» пункт 5.2.8 указывается на необходимость формирования у детей конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания:
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых.
Большой вклад в изучение общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста внесли: С.В Гаврилушкина , Г.А Урунтаева. М.И Лисина, И.А Зимняя, , А.А. Леонтьев, Гавриш С.В, Т.А. Репина и другие.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме, в связи с этим нами выявлено противоречием между важностью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления этой деятельности в дошкольной образовательной организации
Проблема нашего исследования связана с определением особенностей развития коммуникативно –речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
За последние 10-летия различные аспекты проблемы определения особенностей развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих ученых. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:
- рассмотрено понятие «коммуникативно-речевые умения» [Т.А Репина, А.Г Рузская.]
- обоснована роль коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста [Привалова С.Е]
В тоже время следует отметить что не все проблемы коммуникативно-речевого развития удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения их эффективности. Одним из них является ограниченное количество методических материалов, разработок, низкий уровень коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста»
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс методический рекомендация по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования- связная речь.
Предмет исследования- развитие коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цель в работе определены задачи исследования:
1. Изучить проблемы коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в теории.
2. Выявить сущность понятия «Коммуникативно-речевое развитие».
3. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы научного исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы
-анализ нормативно-правовых актов
- обобщение
- систематизация
-изучение передового педагогического опыта
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы родителями для повышения эффективности процесса развития коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика понятия «коммуникативно-речевые умения»
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей- потребность в общении, которая, по мнению общественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
Речь ребенка формируется под влияние речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Общение ребенка - это не только коммуникативная способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать различную мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и рассматривать их в ходе общения.
Что же такое коммуникативно-речевое умение у детей старшего дошкольного возраста? Разберем подробно.
Начнем с определения самого «умения». Умение – это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Это понятие расширяется и уточняется. Умение формируется на основе знаний, навыков, в новых и обычных условиях. Владение определенными умениями свидетельствует о сознательном, творческом мышление, поскольку лишь навык предполагает автоматизацию действия и осуществляется при постоянных, неизменных условиях.
Поскольку тема нашего исследования «Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста» связана с процессами общения и коммуникации, то целесообразным, по нашему мнению, представляется обратиться в первую очередь к рассмотрению и разграничению этих понятий. Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является следующее понимание понятия «коммуникация», представленное педагогами, психологами, социологами. «Коммуникация» - это не просто обмен информацией, а воздействие на собеседника (партнера) с целью изменения его взглядов, поведения. Она является необходимой предпосылкой развития и функционирования всех социальных систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, позволяет передавать социальный опыт, обеспечивает разделение труда и организацию совместной деятельности
Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, т.е. способность детей взаимодействовать, взаимовлиять, взаимопереживать и взаимопонимать .
По утверждению Г.А. Урунтаевой к коммуникативным умениям относятся умения входить в контакт с человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.
Традиционно коммуникацию делят на вербальную и не вербальную. Вербальная: свойства речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра.
Невербальное: жесты и мимика, позиция общения, прикосновения.
Выделяют несколько групп коммуникативных умений:
1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В старшем дошкольном возрасте уделяем больше внимание четвертой и пятой группе.
Теперь разберемся что же такое речь и речевые умения.
Определений речи очень много, мы возьмем понятие речи в педагогике. Речь -это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма общественного отражения действительности. Речь – это процесс общения, который возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Речевые умения - это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков. Как трактуют это известные ученые, изучающие речевые умения.
Леонтьев А.А. рассматривает речевое развитие, как развитие умений понимать и пользоваться языком, он считает, что овладение языком является важным условием умственного развития.
Пасов Ю.И. определил речевое умение как «способность управлять речевой деятельностью с целью решения коммуникативных задач общения»
Основными свойствами речевых умений являются (по Леонтьеву А.А) :
- Автоматизированность (скорость, целостность, плавность, отсутствие напряженности, экономность, готовность к включенности в речь);
- Устойчивость(прочность);
- Гибкость (способность к обобщению и переносу);
- Возможность осознания для самоконтроля.
Проанализировав литературу по коммуникативно-речевому развитию, мы взяли за основу определение Тищенко В.А.: коммуникативно-речевые умения - это умения общения, умения грамотно, понятно и доходчиво объяснить какую-либо мысль и грамотно воспринимать информацию от собеседников.
К коммуникативно-речевым умениям относят:
- Умение отобрать в исходном тексте основное и существенное.
- Умение сокращать текст разными способами.
- Умение правильно и логично излагать свои мысли.
- Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи информации.
Исследования Зимней И.А. показывают, что в старшем дошкольном возрасте происходят не только количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, совершенствование отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и качественные проявления в своем коммуникативном развитии, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.
М.М Алексеева различает четыре вида коммуникативно-речевых умений:
-говорить т.е излагать свои мысли в устной форме;
-аудировать;
-излагать свои мысли с помощью письменной речи;
-умение читать.
По отношению к старшему дошкольному возрасту у детей активно развивается умение аудировать и читать.
Хорошо развитые коммуникативно-речевые умения подразумевают способность ребенка в различных ситуациях общения успешно осуществлять речевую деятельность, другими словами у ребенка повышается уровень коммуникативно-речевого развития.
Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «взрослый-ребенок» в психическом развитии детей.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».
Задачи коммуникативно-речевого развития ребенка:
– обеспечить целостность и жизнеспособность различных сообществ людей – «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», «дети – сверстники и малыши»;
– развивать все формы (эмоционально – личностное, ситуативно – деловое, внеситуативное) и средства (невербальные и речевые) общения воспитанников дошкольного возраста;
– учить дифференцировать эмоции (моральные интеллектуальные эстетические);
– развивать творческие проявления в речевой деятельности;
– развивать разные стороны речи детей;
– стимулировать речевое взаимодействие детей;
– формировать интеллект и исследовательскую деятельность, способы познания окружающего мира;
– формировать творческое (продуктивное) отношение к организации деятельности и общения;
Дети, обладающие хорошо развитыми коммуникативно-речевыми умениями и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в обществе. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим детям, сложно отважиться произнести даже слово. Коммуникативно-речевые умения замкнутых детей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.
Отсутствие коммуникативно – речевых умений может стать серьезной проблемой для дальнейшего успешного развития детей и сохранения их эмоционального и психического здоровья. Доказано, умение детей позитивно общаться позволяет им комфортно жить в обществе людей и успешно, всесторонне развиваться.
Таким образом, коммуникативно-речевое развитие играет важную роль в формировании ребенка как личности. В процессе общения у ребенка появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволит в дальнейшем реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, коммуникативно-речевые умения – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст – это время формирования ребенка как личности, развитие его индивидуальных способностей: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей.
Формирование коммуникативно-речевых умений начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Галилузовой Л.Н. и Смирновой Е.О. установлено, что дошкольный период является сензитивным, как для развития всех психических процессов ребенка в целом, так и для развития коммуникативно-речевых умений в частности.
Особенно огромна роль общения в период детства. Для ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условия формирования его личности.
Одной из главных задач дошкольного периода является социализация ребенка и значимая ее часть – формирование коммуникативно-речевых умений ребенка, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми. Старший дошкольный возраст важный период для развития у них коммуникативно-речевых умений в процессе общения и взаимодействия с окружающим миром.
Детей старшего дошкольного возраста можно назвать активными носителями и субъектами коммуникативной деятельности. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
Однако в последнее время педагоги бьют тревогу: растет количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением коммуникативно – речевого развития.
Причина таких нарушений кроется, прежде всего, в том, что взрослые мало общаются с детьми, предоставляя им возможность смотреть телевизор и получать информацию из других источников. Прогресс науки и техники поспособствовал тому, что практически в каждой семье есть компьютер, «общение» с которым становится привлекательным для многих ребят и исключает живое общение с окружающими. Дети 5 – 6 лет – это будущие школьники, для которых несформированность коммуникативных умений может стать серьезной проблемой, в плане установления контактов, доброжелательных дружеских отношений и взаимодействия в новой социальной ситуации. А мы считаем, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения.
Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Значимость организации коммуникативно – речевой деятельности младших дошкольников возрастает и в связи с введением новых образовательных стандартов. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная образовательная программа дошкольных образовательных учреждений должна обеспечивать речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения.
В связи с этим можно выделить несколько параметров формирования коммуникативно-речевых умений. К ним относятся:
– социальная чувствительность – способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них;
– коммуникативная инициатива – умение обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить;
– эмоциональное отношение, которое складывается по отдельности к каждому ребенку, в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.
В процессе взросления ребенка выделяются некоторые особенности изменения коммуникативной деятельности. Так, М.И. Лисина отмечает, что если у детей младшего дошкольного возраста главную роль в общении играют выразительные и практические операции, то к старшему дошкольному возрасту ведущую роль начинает играть речь.
Отметим также, что развитие коммуникативно-речевых умений осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной и интеллектуальной которые неотделимы друг от друга. Формирование коммуникативно-речевых умений должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.
Процесс формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от поведения его родителей. Для ребенка это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Ребенок копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень развития его коммуникативно-речевых умений зависит и от самих родителей.
Взрослый всегда является своеобразным образцом поведения для детей. Организуя взаимодействие со сверстниками, дошкольник руководствуется тем содержанием, теми нормами, правилами и способами поведения, которых придерживаются взрослые, находящиеся в тесном взаимодействии с ребенком. Таким образом, взрослые должны в первую очередь сами обладать набором развитых коммуникативных умений и навыков.
- ФГОС дошкольного образования требует от практиков реализацию развивающих задач по коммуникативному воспитанию в процессе организации совместной взросло – детской партнерской деятельности и самостоятельной деятельности детей в различных режимных моментах осуществления образовательной программы.
- Одним из эффективных условий формирования у ребенка коммуникативных умений может быть организация совместной партнерской деятельности, направленной на овладение новыми знаниями и умениями, в процессе организации и проведения занятий, различных игр с правилами (дидактические, подвижные), бесед по темам литературных произведений, ситуаций возникающих в повседневной жизни, а также осуществление детьми самостоятельной деятельности при решении игровых проблемных ситуаций, организации и реализации игр – драматизаций, использование в работе элементов сказкотерапии.
Всестороннее гармоническое развитие личности - главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативно-речевой потенциал, относят: уровень потребности в общении; а также коммуникативные навыки.
Коммуникативно-речевые умения - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А.А. Князькова)
Следовательно, коммуникативно-речевые умения - это те умения, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации и речи нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.
Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.
Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.
Однако задачи коммуникативно-речевого развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Важным условием успешного формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения
Известно, что нельзя обучать детей коммуникативно-речевым умениям, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами, и этим путем развиваются коммуникативные навыки.
Таким образом, работа, направленная на формирование коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно предотвратить большую часть проблем в общении. Так же мы можем сделать вывод, что особенность формирования коммуникативно-речевых умений заключается в том, что оно требует соблюдение определенных требований, последовательных действий и достаточное количество используемых ресурсов. Коммуникативно-речевые умения будут формироваться успешно, если: обеспечивается поэтапность работы, предусматривающая ознакомление детей с коммуникативными умениями и новыми способами действий, усвоение полученных знаний и умений в практической репродуктивной деятельности, активизацию и совершенствование имеющихся способностей. При этом необходимо создать такие условия, в которых бы ребенок понимал значимость формирования данных качеств, для осуществления полноценного процесса общении и взаимодействия с окружающими его близкими.
1.3 Особенности развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Успешность детей в общение со сверстниками и взрослыми – важный фактор их социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на здоровье в целом.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Старшие дошкольники уже могут согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенку учат в семье, в детской группе и общении со взрослыми – родителями, воспитателями и педагогами. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Этот период является наиболее благоприятным для развития творческих, интеллектуальных и физических качеств дошкольника. В ходе естественного процесса познания каждый ребенок открывает для себя что-то новое, расширяет свой кругозор, развивает свои исследовательские навыки. И чем разнообразнее и насыщеннее деятельность ребенка, тем успешнее протекает образовательный процесс, счастливее и интересней становится детство. Полученными знаниями и опытом он хочет делиться со сверстниками, друзьями и родными. Но именно здесь возникают проблемы, ведь процесс передачи информации происходит посредством коммуникативно-речевых умений.
К сожалению, количество детей с не умеющих общаться в последние десять лет увеличилось. Нарушения могут возникнуть из-за неблагоприятных бытовых условий, в которых растет ребенок, дефицита общения. Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время. Младшему дошкольнику трудно осваивать учебный материал, если у него плохо развиты коммуникативно-речевые умения.
Причины плохого развития коммуникативно-речевых умений:
-невротические расстройства: беспокойность, агрессивность, конфликтность, нарушение самооценки.
-негативный предшествующий опыт коммуникативного воздействия:
-недоразвитие речи (заикание):
-интеллектуальные нарушения:
-комплекс застенчивости (замкнутости):
-снижение слуха.
Во всех вышеперечисленных случаях нарушения общения, имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства, целенаправленном адекватном возможностям ребенка обучении и т.д.
Так же для развития коммуникативно-речевых умений, необходимо развивать диалоговую речь. Диалог – это вид речевого общения. В диалоге раскрывается личность, через диалог выражается отношение к собеседнику. В диалоге может быть выражено взаимопонимание, сочувствие, сопереживание. Посредством диалога может быть совместное творчество, когда дети вместе составляют рассказ по картинке.
Диалогу всё же приходится учить, потому, что важно не только сказать, то, что ты хочешь, но сказать, так, чтобы тебя поняли. Очень часто мы заботимся о том, чтобы расширить словарный запас у детей, знаниями различных предметов, явлений, действий, но также важно научить их словам, означающим различные эмоции, чувства, чтобы они могли объяснять, то, что они чувствуют, что их беспокоит, что им нравится или не нравится.
Детям, умеющим правильно выстраивать диалоговую речь легче найти понимание со сверстниками во время предметных действий, игровой и трудовой деятельности.
Развитие речи дошкольников должно происходить поэтапно, в зависимости от возраста детей. Грамматическое развитие речи происходит через общение со взрослыми, речевые занятия с детьми старшего дошкольного возраста, это создание ситуации активного общения, дети могут свободно перемещаться, а педагог активно поддерживает инициативные высказывания детей. Везде, где дети получают положительные эмоции, это побуждает их высказывать свои мысли, желания, предпочтения, делиться своими впечатлениями, проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.
Дети в процессе развития речи, не только повторяют слова за взрослыми или копируют, то, что слышат из литературных произведений, а творчески подходят к развитию своего стиля общения. Обучая грамматическому строю речи, педагог создаёт возможность самопроизвольного активного поиска, то есть речевого творчества.
В детском саду создаются условия для развития речи ребенка и его общения как с взрослыми, так и со сверстниками.: специально организуется речевая среда так, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Но эти условия не возникают сами по себе, их создание требует большого труда и настойчивости, которые необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.
Можно выделить определенные педагогические условия для формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста:
-педагог должен знать суть речедеятельностного подхода, сущность модели развития речевой деятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте, критериев и показателей коммуникативно-речевого развития.
-педагог должен уметь учитывать и реализовывать группы принципов: уметь адаптировать и реализовывать программу и технологии коммуникативно-речевого развития детей, так же он должен быть способен комбинировать модули в зависимости от состояния речевой деятельности ребенка и конструировать комплексные занятия.
О.А Горлова выделяет следующие направления работы по формированию коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста:
Развитие моторной сферы: как общей, так и мелкой моторики рук.
Развитие высших психических функций: сенсорно перцептивной деятельности и эталонных представлений, всех видов памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), мыслительная деятельность во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умение действовать целенаправленно); формирование ведущих видов деятельности (предметной игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
Понимание слов- предметов, действий, признаков, грамматических категорий и предложенных конструкций, инструкций, вопросов, несложных тестов –относится к развитию импрессивной речи.
Развитие лексического запаса (названия слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный, формирование речевого и предметного практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.
Работа с родителями: совместного обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещений занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение психолого-педагогической литературы)
Занятия должны включать индивидуальную и групповую формы работы продолжительностью не более 10-15 минут в зависимости от этапа работы и состояния готовности детей. Комплектация групп происходит с учетом уровня моторного, познавательного и речевого развития – но не более 5 человек.
В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется непосредственному взаимодействию взрослого с детьми с целью формирования и развития речи и конечно коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, при этом на каждом этапе обращается внимание на стимулирование познавательной активности, развитие словарного запаса и .т.п.
В программных задачах по развитию коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста особое внимание акцентируется на следующих аспектах:
-воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
-обучать детей вступать в контакт с окружающими;
-развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие;
-обогащать и активизировать словарь детей;
-развивать связную речь.
Процесс организации обучения детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
-дифференцированный подход;
-игровую деятельность;
-общение;
Методы и приемы, используемые для развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста;
Наглядные:
- неопосредственое наблюдение; наблюдение в природе, экскурсии;
-опосредованное наблюдение; рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные:
-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
-пересказ;
-обобщающая беседа;
-рассказывание без опоры на наглядный материал;
Практические:
-дидактические игры;
-игры-драматизации;
-инсценировки;
-дидактические упражнения;
-хороводные игры.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для успешного развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать различные условия. Анализ этих условий позволяет выделить ряд из них как наиболее значимых. А именно:
- комплексное вовлечение всех участников образовательного процесса в работу;
- проведение и организация работы в несколько этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи коммуникативного воспитания;
- использование игрового взаимодействия детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы: коммуникативно-речевые умения являются одним из ведущих средств социализации ребенка. Через общение ребенок познает окружающий мир, без достаточного уровня речевого развития невозможна социальная адаптация ребенка в обществе. Из всего выше сказанного следует, что работа по развитию связной речи имеет очень большое значение для развития коммуникативных способностей детей. Человек с хорошо развитыми коммуникативно-речевыми умениями легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер ребенка.
Следовательно, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.
Список используемых источников
Книга одного автора.
1.Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – М : Издательский центр центр «Академия», 2013 .- С. 199.
2. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. С.-163.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Психология для студента // Леонтьев А.А психолингвистика в овладении языком. 1997. С.-147.
4. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. М.: «Просвещение», 1984.80 с
5. Мухина, В.С., Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. /Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с
6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с
7. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с
8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 273 с
9. Андреева С.Н. Возрастная психология. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГУ. 2011. 188 с
10. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12.6. С. 1-6
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с
Книга двух и более авторов.
1.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с
2. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования / Л.В.Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В Грибанова, Н.А.Зорина, Л.С. Половодова, О.В.Прозументик, Т.Э.Токаева; под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. Пермь.: Перм.гос.гуман-пед.ун-т, 2013. 300 с
Статья из журнала.
1.Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета Им. М.А. Шолохова . педагогика и психология.// Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста. 2013. – С.50-52.
2. Научно-издательский центр Аспект. //Капарник Б.В. Речевые умения младших дошкольников. 2020.
3. Казанский педагогический журнал // Педагогика и Психология профессионального образования // Тищенко В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации. 2008. – С. 15
4. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств // коммуникативно-речевые способности дошкольников. 2020. – С. 2
5. Институт повышения квалификации и переподготовки // Витченко Е.А. Организация и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста пособие для воспитателей детского сада Изд. 4-е, перераб./ под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. 156 с
Официальные материалы.
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 336 с
2. Федеральные государственные требования к созданию предметно – пространственной среды, обеспечивающие реализацию основной 71 общеобразовательной программы дошкольного образования. М., 2011.90c
Диссертация.
1. Кулешова, Э. В. Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий: диссертация. Тамбов, 2007. 147 с
Электронный ресурсы.
1.Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов. Николаев, 2005. 76 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481- 1.shtml (дата обращения 12.12.2020)
2. Кононова С.И. Развитие коммуникативных навыков дошкольников // ДОШКОЛЬНИК. РФ ЭЛ №ФС77-55754 URL: http://doshkolnik.ru/zaniatias-detmi( дата обращения 11.12.2020)
3. .Кононова С.И. Развитие коммуникативных навыков дошкольников // ДОШКОЛЬНИК. РФ ЭЛ №ФС77-55754 URL: http://doshkolnik.ru/zaniatias-detmi (Дата обращения: 12.12.2020)
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативно-речевых умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам русской матрешки. ...
Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».
Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
Курсовая работа «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» На тему: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста»
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………31 Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………...71.1 Проблема п...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...
Проект для детей 6-7 лет на тему: «Безопасность детей старшего дошкольного возраста в сети Интернет».
Актуальность проекта.Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: они обеспечиваю...
- Мне нравится (1)