Семинар для родителей будущих первоклассников «Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс»
учебно-методический материал

Касьянова Елена Александровна

Школьное обучение предъявляет ребенку повышенные  требования к его речи, именно поэтому родителям необходимо обратить особое внимание на развитие речи дошкольника при подготовке ребенка к школе. Материалы Семинара помогут молодым специалистам построить собственные выступления перед родителями. А родители расширят свои знания о речевой гортовности ребенка к школьному обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа «Содружество»

(ГБОУ Школа «Содружество»)

Красноказарменная ул., д. 11, Москва, 111250

Тел. (495) 361-14-72; e-mail: sdr@edu.mos.ru;

https://sch417uv.mskobr.ru

ОКПО 40409489; ОГРН 1027739541642;

ИНН/КПП 7722069597/772201001

__________________________________________________________________________________

Семинар

для родителей будущих первоклассников

«Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс»

Составила и провела:

Учитель-логопед Касьянова Елена Александровна

Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

Практика показывает, что у современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития.     Школьное обучение предъявляет ребенку повышенные  требования к его речи, родителям необходимо обратить особое внимание в развитии речи дошкольника при подготовке ребенка к школе на следующие вопросы:

Слайд 3

  1. Сформированность звуковой стороны речи.
  • Ребенок  к шести годам должен  произносить все звуки, т. е, владеть четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

Слайд 4

  1. Полную сформированность фонематических процессов.
  • Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Слайд 5

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
  • умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
  • анализ гласных из трех звуков типа ауи;
  • анализ обратного слога гласный - согласный типа ап;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Слайд 6

  1. Сформированность словообразовательных процессов

Умение пользоваться разными способами словообразования:

  • правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (дождь - дождик),
  • словоизменение (стул – стулья, окно – окна, ухо – уши, звезда-звезды);
  • согласование - умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, т.е (желтый мяч, красное яблоко, красивая ваза) ;
  • образовывать прилагательные от существительных (Чья лапа? медвежья, заячья, лисья; Варенье из - яблочное, вишневое и т.д).
  • управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Слайд 7

5. Состояние слоговой структуры слова:

  • Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

Слайд8

6. Сформированность грамматического строя речи, связной речи: 

Основные акценты должны быть расставлены на:

  • умении будущего школьника отвечать на вопросы;
  • умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
  • правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их;
  • составлять предложения по опорным словам и картинкам;
  • владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание;
  • составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, составлять самостоятельно рассказ-описание.

А также:

  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).
  • Состояние пространственных, представлений (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).

  • Состояние временных представлений (времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи).

Если ребенок читает:

  Чтение должно быть плавное, послоговое,  ребенок должен понимать прочитанное.

  Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Слайд 9

Почему важно готовить ребенка к школе?

  • Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Слайд 10

  • Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Слайд 11

Фонетический дефект

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Слайд 12

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие)

(произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Слайд 13,14 

Общее недоразвитие речи

  • У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он  неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом), ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Слайд 15

Основная задача родителей -

вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Сегодня я хотела бы рассказать вам, как вы сами, уважаемые родители, можете помочь своим детям научиться правильно говорить, читать и писать.


1
. Примерные задания для развития фонематического слуха:


Упражнения: буквы и звуки
1) Определи, какой звук находится в начале слова, в конце слова берутся самые простые;

2) определи, какой звук в середине слова мы тянем:
жук, мак, сок, дар, сыр
3) определи, где слышится звук М в словах (в начале, середине, конце):
монета, дом, комок, маска, сом

4) выбери нужное слово:
Я тебе задачу дам всё расставить по местам: 
Что скатали мы зимой? дом
Что построили с тобой? ком
На крючок в реке попал? гном
Может всё, хоть ростом мал? сом
5) закончи предложение: 
Будем играть со словами блещут, плещут
В синем небе звезды … 
В синем море волны

2. Примерные задания для развития звукового анализа:

1) придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

2) отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

4) подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

5) составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;

6) добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

7) преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;

8) составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);

9) от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;

10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

3. Примерные задания для развития языкового анализа:

1) придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

2) придумать предложение с определенным количеством слов;

3) увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

4) определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

5) поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

4. Развитие слогового анализа:

1) повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

2) определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

5. Примерные задания для развития лексики:

1) развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

2) классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

3) отгадывание загадок;

4) придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

5) объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

6. Примерные задания для развития словообразования:

1) назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

2) Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

3) назвать детенышей животных;

4) назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

7. Нарушение грамматического строя речи  серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

8. Примерные задания для развития навыков связной речи:

1) пересказ небольших текстов;

2) рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

3) составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

4) составить рассказ по сюжетной картинке;

5) составить рассказ по серии сюжетных картинок.

9. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
а) изобразить: 
1) хирурга во время операции
2) пианиста 
3) повара
б) изобразить игру на:
1) пианино
2) гитаре
3) трубе

10. Развитие речевого дыхания:
1) воздушные шары – надуть шарик
2) дуть на ватку - ниточка
3) задуй свечу
4) загнать мяч в ворота.

11. Артикуляционные упражнения:
- лопаточка
- вкусное варенье
- лошадки
- грибок
- пароход.

Всё в ваших руках, уважаемые родители, желаю вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные карточки по немецкому языку для развития навыков устной речи (для изучающих язык третий год)

Учебные карточки предназначены для работы с обучающимися учреждений начального и среднего (профессионального) образования, которые изучают дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (третий год...

Что должен знать ребенок поступающий в первый класс?

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:в области развития речи·         различать звук, слог, слово, предложение·...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе

Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....

Конспект родительского собрания. Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей

Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей«Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителейУ детей при...

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...