Семинар для родителей будущих первоклассников «Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс»
учебно-методический материал
Школьное обучение предъявляет ребенку повышенные требования к его речи, именно поэтому родителям необходимо обратить особое внимание на развитие речи дошкольника при подготовке ребенка к школе. Материалы Семинара помогут молодым специалистам построить собственные выступления перед родителями. А родители расширят свои знания о речевой гортовности ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа «Содружество»
(ГБОУ Школа «Содружество»)
Красноказарменная ул., д. 11, Москва, 111250
Тел. (495) 361-14-72; e-mail: sdr@edu.mos.ru;
https://sch417uv.mskobr.ru
ОКПО 40409489; ОГРН 1027739541642;
ИНН/КПП 7722069597/772201001
__________________________________________________________________________________
Семинар
для родителей будущих первоклассников
«Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс»
Составила и провела:
Учитель-логопед Касьянова Елена Александровна
Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Практика показывает, что у современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития. Школьное обучение предъявляет ребенку повышенные требования к его речи, родителям необходимо обратить особое внимание в развитии речи дошкольника при подготовке ребенка к школе на следующие вопросы:
Слайд 3
- Сформированность звуковой стороны речи.
- Ребенок к шести годам должен произносить все звуки, т. е, владеть четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Слайд 4
- Полную сформированность фонематических процессов.
- Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Слайд 5
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
- анализ гласных из трех звуков типа ауи;
- анализ обратного слога гласный - согласный типа ап;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
- умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Слайд 6
- Сформированность словообразовательных процессов
Умение пользоваться разными способами словообразования:
- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (дождь - дождик),
- словоизменение (стул – стулья, окно – окна, ухо – уши, звезда-звезды);
- согласование - умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, т.е (желтый мяч, красное яблоко, красивая ваза) ;
- образовывать прилагательные от существительных (Чья лапа? медвежья, заячья, лисья; Варенье из - яблочное, вишневое и т.д).
- управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Слайд 7
5. Состояние слоговой структуры слова:
- Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
Слайд8
6. Сформированность грамматического строя речи, связной речи:
Основные акценты должны быть расставлены на:
- умении будущего школьника отвечать на вопросы;
- умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их;
- составлять предложения по опорным словам и картинкам;
- владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание;
- составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, составлять самостоятельно рассказ-описание.
А также:
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
- Состояние пространственных, представлений (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
- Состояние временных представлений (времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок должен понимать прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Слайд 9
Почему важно готовить ребенка к школе?
- Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Слайд 10
- Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Слайд 11
Фонетический дефект
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Слайд 12
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие)
(произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Слайд 13,14
Общее недоразвитие речи
- У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом), ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Слайд 15
Основная задача родителей -
вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Сегодня я хотела бы рассказать вам, как вы сами, уважаемые родители, можете помочь своим детям научиться правильно говорить, читать и писать.
1. Примерные задания для развития фонематического слуха:
Упражнения: буквы и звуки
1) Определи, какой звук находится в начале слова, в конце слова берутся самые простые;
2) определи, какой звук в середине слова мы тянем:
жук, мак, сок, дар, сыр
3) определи, где слышится звук М в словах (в начале, середине, конце):
монета, дом, комок, маска, сом
4) выбери нужное слово:
Я тебе задачу дам всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой? дом
Что построили с тобой? ком
На крючок в реке попал? гном
Может всё, хоть ростом мал? сом
5) закончи предложение:
Будем играть со словами блещут, плещут
В синем небе звезды …
В синем море волны
2. Примерные задания для развития звукового анализа:
1) придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2) отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
4) подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5) составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6) добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7) преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
8) составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
9) от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
3. Примерные задания для развития языкового анализа:
1) придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2) придумать предложение с определенным количеством слов;
3) увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4) определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5) поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
4. Развитие слогового анализа:
1) повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2) определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
5. Примерные задания для развития лексики:
1) развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2) классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3) отгадывание загадок;
4) придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5) объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
6. Примерные задания для развития словообразования:
1) назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2) Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3) назвать детенышей животных;
4) назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
7. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
8. Примерные задания для развития навыков связной речи:
1) пересказ небольших текстов;
2) рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3) составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4) составить рассказ по сюжетной картинке;
5) составить рассказ по серии сюжетных картинок.
9. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
а) изобразить:
1) хирурга во время операции
2) пианиста
3) повара
б) изобразить игру на:
1) пианино
2) гитаре
3) трубе
10. Развитие речевого дыхания:
1) воздушные шары – надуть шарик
2) дуть на ватку - ниточка
3) задуй свечу
4) загнать мяч в ворота.
11. Артикуляционные упражнения:
- лопаточка
- вкусное варенье
- лошадки
- грибок
- пароход.
Всё в ваших руках, уважаемые родители, желаю вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные карточки по немецкому языку для развития навыков устной речи (для изучающих язык третий год)
Учебные карточки предназначены для работы с обучающимися учреждений начального и среднего (профессионального) образования, которые изучают дисциплину "Немецкий язык" как второй иностранный (третий год...
Что должен знать ребенок поступающий в первый класс?
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:в области развития речи· различать звук, слог, слово, предложение·...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе
Формирование фонетически внятной речи. Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе
Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе
Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....
Конспект родительского собрания. Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей
Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей«Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителейУ детей при...
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения
Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...