Тезисы статей и докладов для публикаций
статья

Тезисы статей и докладов для публикаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_tezisy.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

Студенты медицинского колледжа – приемники профессиональной деятельности С. Цыбыктарова

Г. Д. Тугульдурова, заведующая учебной частью

Т. А. Шалашникова, зав. Кяхтинским Филиалом

ГАПОУ «ББМК МЗ РБ,Е. Л. Лысенок, методист

Кяхтинский филиал Байкальского базового медицинского колледжа   старейшее учебное заведение на юге Бурятии, занимающееся процессом подготовки специалистов среднего звена для медицинских организаций РФ, Монголии и республики Бурятия.

В медицинском колледже  в 2016 году реализуются  программы обучения по специальностям укрупненной группы «Здравоохранение»: «Лечебное дело», «Сестринское дело» по очной форме обучения на базовом уровне и с углубленной подготовкой, повышение квалификации средних медицинских работников, а также впервые в 2016 году проведено обучение по программе профессиональной переподготовки средних медицинских работников.

Главной задачей Кяхтинского Филиала в современных условиях реформирования практического здравоохранения и профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование медицинской подготовки на протяжении всей профессиональной деятельности.

На базе колледжа  всего обучается 454 студента из 15 районов республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области и Монголии. В основном обучаются студенты из Кяхтинского района – 56%. Из села Большой Луг обучается 7 студентов.

За время существования медицинского колледжа было выпущено более 7 тысяч специалистов среднего звена, которые сегодня трудятся во всех уголках нашей страны, среди них 54 человека выходцы из села Большой Луг. Мы можем гордиться нашими выпускниками, среди которых главные врачи Кяхтинской ЦРБ Санжижапов Н.Ц-Д и Эшеев Ж.А., и многие другие.

Не прерывается связь времен, и как когда-то доктор Цыбыктаров оказывал медицинскую помощь населению Монголии, вел общественную деятельность, так и сегодня наше образовательное учреждение ведет подготовку иностранных студентов для медицинских организаций Монголии.

Сегодня меняются подходы в подготовке специалистов. Это связано с ускоренным развитием сестринского дела как науки, модернизацией практического здравоохранения и повышением роли сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, внедрением новейших сестринских технологий по уходу за пациентами.

Все это требует всестороннего развития личности, умения самостоятельно принимать оптимальные решения, работать в команде, нести персональную ответственность за результат.

Для достижения этих целей, в колледже применяются инновационные педагогические технологии, такие как симуляционный метод обучения, который прочно вошел в систему медицинского образования и стал неотъемлемой частью подготовки кадров в здравоохранении.

Одним из направлений деятельности колледжа является патриотическое воспитание студентов. К 140-летнему юбилею доктора Цыбыктарова в колледже проведена «Неделя Памяти и Славы Санжимитэба Будожаповича Цыбыктарова». Во всех академических группах проведены классные часы о деятельности и подвиге врача Цыбыктарова. В фойе колледжа оформлена передвижная выставка «Листая страницы истории…».

В колледже развернута композиция «Первый доктор Кяхтинских бурят» по книге Д.Б. Батоева и проведена литературная гостиная.

Патриот своей Родины С.Б. Цыбыктаров заслужил того, чтобы вспомнить о нем с благодарностью и этим отдать дань талантливому доктору, революционеру и интернационалисту.

Жизнь продолжается. В медицине республике появляются все новые и новые имена, но Санжимитэб  Будажапович  Цыбыктаров является первым врачом из бурят, память о котором мы должны сохранить у молодого поколения будущих медицинских работников.

«Патриот своей Родины С.Б. Цыбыктаров заслужил того, чтобы вспомнить о нём с благодарностью и этим отдать дань талантливому доктору, революционеру и интернационалисту…»

Д.Б.Батоев. (цитата из книги «Первый доктор кяхтинских бурят»,1998г.)

Рабочая тетрадь как средство формирования

компетенций будущего специалиста

Шалашникова Т. А., Лысенок Е.Л., Батомункуева С.Н., Тугульдурова Г.Д.

Кяхтинский филиал ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Подготовка квалифицированного компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля,  свободно владеющего своей профессией и способного к эффективной работе по специальности на основе профессиональных стандартов, готового к постоянному профессиональному росту является одной из основных  задач  профессионального  образования.  

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой инициативы и активности. В свете требований ФГОС СПО особое значение в учебном процессе, приобретает формирование у  студентов  навыков  самостоятельного  умственного  труда.  

Самостоятельная работа - это один из наиболее существенных факторов формирования  профессиональной компетентности обучающихся, где эффективным средством является применение рабочих тетрадей, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний студентов, формирования у них специальных умений по дисциплине.  Актуальность использования рабочей тетради заключается в  сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради отвечают следующим требованиям:  

- возможность систематизировать материал различных типов пособий;

- открытость для дополнений и расширений;

- обеспечение необходимым уровнем знаний и умений в соответствии с ФГОС;

- облегчение усвоение студентами учебного материала;

- возможность индивидуализации обучения;

- совершенствование контроля и самоконтроля;

- обеспечение взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной работой;

- повышение результативности учебного процесса.

Специфика рабочей  тетради  заключается  в том, что в отличие от большинства других пособий, которые носят информационный характер, или контролирующий, она является дидактическим комплексом, предназначенным для самостоятельной работы в колледже и дома. Рабочая тетрадь соответствует рабочей программе. Ее структура и содержание определены спецификой дисциплины. Она не заменяет учебник по дисциплине, а является его дополнением к нему.

Рабочая тетрадь содержит разделы «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов»  и  «Аудиторная самостоятельная работа  студентов».

Материал раздела «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов»  изложен в следующей последовательности:

-цель самоподготовки;

-вопросы для изучения;

-задания различных видов и типов;

- список  литературы;

-вопросы для самоконтроля.

Приступая к подготовке к занятию, студент должен:

-изучить цель самоподготовки;

-повторить исходный материал;

-изучить по указанной литературе тему, используя план изучения;

-выполнить предложенные по теме задания.

Раздел «Аудиторная самостоятельная работа студентов» включает информационный блок, блок «Контроль исходного уровня знаний», экспериментальный блок, проблемный блок, блок «Контроль за усвоением полученных знаний и умений», приложения и литературу.

Рабочая тетрадь имеет ряд  преимуществ, так как каждый  студент  включается  в  активную  и  эффективную  учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированным по содержанию и степени помощи заданием. Данная работа формирует у студентов мыслительные навыки и умения; помогает разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей. Также   обеспечивает  индивидуализацию  обучения  каждого студента, исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения путем комбинирования  необходимых заданий, в том числе контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.  Студент имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации обучения.  Постоянная проверка результатов своей деятельности каждым студентом, сравнение своих ответов и практических действий с алгоритмами и текстами для самопроверки содействует ускорению понимания новых знаний и формированию первоначально правильных умений применения знаний на практике. При этом принципиально изменилась роль преподавателя в учебном  процессе. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами. Создается ощущение успешности у каждого обучающегося самой организацией учебного процесса, в рамках которой обучающийся может и должен сам управлять своим обучением, он приучает его брать ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем за собственный профессиональный рост.

Индивидуальные задания  вызывают  у  каждого  студента  чувство  ответственности,  удовлетворения,  способствуют формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал. Наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение результатов деятельности показал: для студентов с высоким и средним уровнем обучаемости более продуктивно гибкое управление  их самостоятельной работой (студенты самостоятельно выбирают себе задания и сами определяют формы контроля), для студентов с низким уровнем обучаемости, которым необходим постоянный текущий контроль, более результативно жесткое управление (когда преподаватель дает студентам конкретные задания, указывает формы и сроки контроля). Отдельных студентов  с высоким уровнем обучаемости и владеющих навыками самостоятельной работы можно переводить на индивидуальные задания повышенной сложности.

В итоге при такой организации самостоятельной работы с максимальной пользой, эффективно используется время внеаудиторной работы, а также рабочее время практического занятия за счет перекрываемого времени, за счет заинтересованности, увлеченности студентов, за счет исключения непроизводительных, не нужных приемов, таких как: беседа с опоздавшим, призывы работать активнее. Так  как студенты с первой минуты занятия и до последней вовлечены в активную творческую работу, у них возникает больше вопросов, т. е. возникает «спрос» на знания, начинается естественный процесс развития личности. Время, затраченное на правильную организацию самостоятельной работы студентов, всегда окупается благодаря тому, что знания, полученные таким образом, прочнее, а главное - приобретенные навыки учебного труда в дальнейшем облегчают выполнение как аудиторных, так и домашних заданий.

Внедрение рабочих тетрадей в практику учебного процесса по дисциплине позволяет решить следующие задачи: эффективное развитие мышления студентов; обеспечение более  прочным усвоением теоретических  знаний,  а  также  приобретение общих  и профессиональных компетенций; формирование у студентов  умений и навыков самообразования и самоконтроля. Использование рабочих тетрадей для самостоятельной работы способствует стандартизации и индивидуализации обучения.

Таким образом, самостоятельная  работа  студентов  способствует  прочному  закреплению приобретенных  знаний,  их  углублению  и  расширению,  воспитанию  культуры  умственного труда, воспитанию чувства ответственности за выполнение учебных заданий, трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении цели. Навыки самостоятельной работы у будущих медицинских работников нужно формировать систематически в процессе теоретических, практических занятий и во внеурочное время. Рабочая тетрадь должна совершенствовать методику обучения, технологию учебного процесса в колледже. Работа  с  тетрадями  является  одним  из  направлений  личностно-ориентированного обучения, направлена на развитие аналитических способностей, интеллекта, памяти, речи, креативных способностей, а в конечном  итоге   на улучшение освоения студентами учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации, индивидуализации обучения и средством формирования компетенций будущего специалиста.

Workbook as a means of forming the competencies of a future specialist

Key words: professional education, Independent work, Independent work, workbook, self-education and self-control, a means of forming the competencies of a future specialist.

Реализация компетентностного подхода

 при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Шалашникова Т.А.

Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов!

П. Калита

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного

образования является компетентностный подход в обучении. В основе компетентностного подхода в профессиональном образовании лежит способность студента к самоопределению, самореализации, саморазвитию. Компетентностный подход предполагает выход в образовательном процессе за границы конкретных знаний, умений и навыков, содержательное включение в рефлексию тех процессов, которые обуславливают возможности культурного самоопределения человека, построение (выращивания) индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъективности, становления личности. 

Овладение общими и профессиональными компетенциями в рамках учебной  дисциплины «Основы микробиологии» представляют собой не цель, а средство, необходимое при изучении лечебного, диагностического, профилактического модуля. Компетентностный подход предполагает  использование разнообразных форм обучения, которые не только усиливают профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащают сам процесс преподавания дисциплины. Цели занятий ориентированы на практическую профессиональную деятельность специалиста, и на изучение последующих дисциплин и модулей.

Актуальным является внедрение в учебный процесс теоретических занятий информационных технологий. Использование на теоретических и практических занятиях мультимедиа дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной методикой. Компьютерные технологии способствуют приобретению умения учиться самому, благодаря этому происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение,  управлять процессом освоения знаний, компенсирует зрелищность учебного процесса. Основная цель лекционного материала - активизация познавательной деятельности студентов, развитие мышления, т.к. визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоение информации.

С целью формирования общих компетенций, преодоления пассивности студентов,  а также развития творческого профессионального мышления на теоретических занятиях широко используются лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции-визуализации (с видеофрагментами, графикой, анимацией), лекции-провокации (с запланированными ошибками в наиболее важных моментах, там, где необходимо акцентировать внимание,  наиболее точно подать информацию), проблемные лекции. Такие занятия позволяют реализовать принцип диалогового общения, в ходе которого развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и, самое главное для медицинского работника, развивать речь, излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения.

На практических занятиях активно использую проведение лабораторных  работ, метод изучения плакатов и планшетов, решение ситуационных задач.  Данный способ адаптирует обучающихся к реальным условиям, учит критически мыслить, выявлять возникающие проблемы и нести ответственность за результаты собственных действий.

На семинарских занятиях применяю метод индивидуального зачета и метод проектов. Выбор метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях студентов.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у студента опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.

При этом у студентов развиваются способности, которыми необходимо владеть выпускникам средних специальных учебных заведений: проблемное видение; склонности к выдвижению оригинальных гипотез, идей; способность к выявлению противоречий;

умение анализировать, интегрировать, синтезировать информацию; склонность к межличностному общению; склонность к исследовательской деятельности; развитие мышления. В ходе выполнения учебно-пректных работ у студентов формируются следующие общие компетенции:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • личностное самосовершенствование.

Необходимость развития у  студентов  творческой инициативы, воспитания потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки,  совершенствованию  умений самообразовательной деятельности  продиктовано требованиями  ФГОС. Самообразовательная компетенция студентов формируется в результате самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа не самоцель. Она направлена на формирование глубоких и прочных знаний обучающихся, развития их умственных способностей, развитию активности и самостоятельности как черт личности.

Аудиторная самостоятельная работа проводится на практических занятиях  по методическим рекомендациям студента под руководством преподавателя. Одной из традиционных форм внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" является подготовка рефератов. Реферативная работа позволяет сочетать не только репродуктивную деятельность студентов, но и развивать их творческие способности и формировать компетенции, как в познавательной деятельности, так и в информационных технологиях.

Таким образом, внеаудиторная работа со студентами способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики и эффективному освоению профессиональных компетенций, развивает коммуникативные навыки и умения студентов, готовит студентов к решению типовых задач, активизирует креативность мыслительной деятельности студентов, способствует формированию у них собственной жизненной позиции. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах

В результате использования разнообразных форм и методов обучения формируется принципиально новый интеграционный модульно-компетентностный подход к образовательному процессу, повышается мотивация к учебной деятельности, к практической  реализации освоенных компетенций. Студент  из пассивного потребителя образовательных услуг переходит в активного творца собственной компетентности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Профессиональная ориентация на этапах

 общего и профессионального образования

 

Т.А. Шалашникова

Профессиональная ориентация (профориентация) – это процесс, способствующий своевременному формированию готовности личности к сознательному выбору профессии. Максимальное совпадение субъективных желаний человека с потребностями общества – задача всей системы профориентации.

        Повышение привлекательности профессии для абитуриентов и обеспечение целенаправленного выбора трудовой карьеры зависит от организации профориентационных мероприятий и профессионального отбора будущих специалистов. Правильный процесс отбора и определение профессиональной пригодности позволяет принять на обучение абитуриента, способного к овладению специальными умениями и навыками работы в системе здравоохранения, а также заинтересованного в осуществлении своей профессиональной деятельности в отрасли. Мероприятия по профессиональной ориентации делятся на три этапа, на каждом из которых решаются конкретные задачи по подготовке и реализации будущего специалиста.

Первый этап, ранняя профориентация, начинается с проведения соответствующей работы с будущими абитуриентами. Цель заключается в

формировании самоопределения абитуриента в выборе профессии, ориентированного на поступление в медицинский колледж. Этот период включает себя проведение различных мероприятий, направленных на повышение интереса к медицинской профессии, и первичный отбор потенциальных студентов, где мотивацией является особый статус медицинского работника в обществе, уважительный интерес к профессиональным знаниям специалиста и высокая востребованность выпускников медицинских колледжей. Работа с абитуриентами подразумевает целый ряд мероприятий: закрепление педагогов за общеобразовательными учреждениями для проведения профориентационных классных часов среди учащихся 8 – 11 классов; подготовка и издание информационных и рекламных буклетов и брошюр, направленных на повышение престижа и привлекательности медицинской профессии; реклама учебного заведения посредством СМИ; встречи студентов и выпускников в период прохождения практики по месту жительства с учащимися школ, в которых они сами когда-то учились; участие в ярмарках вакансий абитуриента; создание фильмов об учебном заведении; проведение «Дня открытых дверей»; организация различных общественных мероприятий для учащихся школ и их родителей. При поступлении в колледж проводится психологическое тестирование на профессиональную пригодность (вербальный тест Айзенка, тест на интеллект, опросник Шмишека и др.). Наличие определенного набора профессиональных качеств, присущих медицинскому работнику (профессионализм, внимательность, доброжелательность, эмпатия и т.д.) способствует быстрому и более легкому периоду адаптации к специфике труда медицинского работника.

Вторым этапом считается период профессиональной подготовки продолжительностью 3 – 4 года, который совпадает со временем обучения в образовательном учреждении и логически делится на базовое образование и специализацию. После поступления в медицинский колледж студенты проходят адаптацию к требованиям обучения и правилам поведения, определяемым будущей профессией. Например, ношение специальной одежды (белого халата, шапочки, сменной обуви, медицинских масок и перчаток) способствует формированию ответственности и дисциплинированности будущего специалиста сестринского дела. Профессиональная подготовка в среднем профессиональном медицинском образовательном учреждении подразделяется на теоретическую и практическую части. В процессе изучения теоретического материала в стенах образовательного учреждения студенты привыкают к использованию специальной терминологии в общении, получают необходимую информацию об особенностях трудовой деятельности, а именно: о важности соблюдения этапов сестринского процесса, необходимости персонифицированного подхода к пациенту как основному объекту оказания медицинской помощи и др. В результате у студента начинает формироваться определенный тип мышления и осуществляется постепенное познание будущей профессии. Более значимое место в процессе профориентации и последующей адаптации молодого специалиста занимает практическая подготовка. Организация и проведение производственной практики обеспечивает не только формирование профессиональных компетенций, но и предоставляет сведения о рынке труда (наличии вакансий, социальные гарантии, средняя оплата труда и пр.), а также возможность ознакомиться со специфическими трудовыми условиями медицинского работника, требованиями конкретного работодателя. Важную роль на этом этапе играет уровень взаимодействия образовательного учреждения с медицинскими организациями, в рамках Института кураторства, где разрабатываются совместные программы для привлечения и закрепления молодых специалистов.

Заключительный этап, специализация, – выбор более узкого направления деятельности. Молодому специалисту необходимо оценить свои возможности (физическую и психологическую готовность) для работы в профессиональных условиях, требующих не только профессиональных знаний, но и умения быстро координировать свои действия.

Не ослабевает внимание образовательного учреждения и на этапе начала трудовой деятельности молодого специалиста в медицинской организации. Проводится обязательный мониторинг закрепления выпускников на рабочих местах, с последующим анализом проведенной профориентационной работы для выявления её слабых сторон.

Принимая во внимание возрастающую роль среднего медицинского персонала и повышение его самостоятельности в практическом здравоохранении, необходимо более качественно осуществлять отбор абитуриентов в ходе проведения профориентационной работы, не останавливаясь только на профессиональном информировании будущих абитуриентов, но и применяя инновационные методы и модели социального партнерства в организации системы профориентации.

 Библиографический список

 1. Эхте К.А., Дербенев Д.П., Вошев Д.В. К вопросу о роли медицинского образования в формировании специалиста в сфере здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2012. №1. С. 45-47.

2. Новокрещенова И.Г., Алексеева Е.Е., Чунакова В.В. Профессиональная адаптация молодого специалиста сестринского дела // Медицинская сестра. 2016. №8. С.48-51.

3. Е.Е. Алексеева Комплексный  подход к  профориентационной  работе специалистов со средним медицинским образованием //«Профессиональная ориентация» Электронный научный журнал, 2017, №1  ISSN 2411-2550  www.pojournal.ru

        Развитие филиала в условиях модернизации

 системы здравоохранения                                

Шалашникова Т.А., зав. Кяхтинским филиалом ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»

                                                                     

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению прав граждан на охрану здоровья, являющегося достоянием нации, и в связи с этим остается приоритетным в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

В условиях реформирования здравоохранения одной из приоритетных задач является повышение качества медицинской помощи. Медицинское образование является одним из факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи и на общественное здоровье, поэтому вопросы качества подготовки персонала рассматриваются как совокупность существенных свойств профессионала - медицинского работника. Реформа здравоохранения требует такой реорганизации среднего медицинского образования, которая включает разработку системы контроля качества, оптимизацию образования, совершенствование программ обучения, развитие стандартов и алгоритмов медицинской практики.  

Главной задачей в современных условиях реформирования практического здравоохранения и профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование медицинской подготовки на протяжении всей профессиональной деятельности. Успешное решение задач, вставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, возможно главным образом посредством более эффективного обучения, которое  зависит от компетентности и подготовки медицинских кадров для лечебно-профилактических учреждений.

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области образования Республики Бурятия, повышения качества подготовки квалифицированных кадров, эффективного использования материальных, финансовых ресурсов, педагогического потенциала работников государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Правительство Республики Бурятия  вынесло Постановление № 127 от 15 марта 2012 года, согласно которому произошла реорганизация государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия» путем присоединения к нему ГБОУ СПО «Кяхтинский медицинский колледж».

Реорганизация учреждения была  проведена  в рамках общей идеи реформирования (модернизации) системы образования, в частности, в вопросе оптимизации сети.  Процесс оптимизации образовательной сети продиктован необходимостью создания условий организации образовательного процесса согласно  современным требованиям, отражёнными в федеральном государственном образовательном стандарте.

Таким образом,  реорганизация проведена в соответствии с требованиями реформирования системы здравоохранения и модернизации системы образования.

В настоящее время вся  образовательная деятельность Кяхтинского филиала прошла адаптационный период. За это время проведено ряд мероприятий:

- передан структурный состав активов и пассивов, разработана единая учетная политика;

- установлены единые требования к должностным регламентам работников колледжа и филиала;

- учебный процесс построен на основе единых учебных планов и образовательных программ;

- намечены общие направления перспективного развития филиала, как структурного подразделения колледжа.

На сегодняшний день имеются конкретные результаты  нашей совместной работы. Процесс реорганизации позволил оптимизировать материально-технические ресурсы зданий и интеллектуальный потенциал педагогического коллектива, повысить комфортность получения образовательных услуг, более рационально использовать финансовые ресурсы.  Главный плюс в таком объединении получили студенты, так как  создана единая образовательная система. В соответствии с требованиями ФГОС, условиями его реализации и наличием вариативной части, определяемой каждым учебным заведением самостоятельно,   обучение  у нас проводится  по единой основной профессиональной образовательной программе.

Особое значение в настоящее время приобрели изменения кадрового потенциала в филиале, в первую очередь, его интеллектуализация, повышения компетентности, ответственности и заинтересованности в эффективности труда.

Одной из приоритетных задач руководство колледжа  считает развитие в  Кяхтинском  филиале  постдипломного образования. Его значение возрастает с каждым годом, оно является важнейшим фактором, который позволяет специалисту поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей трудовой деятельности.  Организация повышения квалификации медицинских работников в филиале, также как и в колледже  представляет собой систему непрерывной мобильной последипломной подготовки специалистов среднего звена, предполагающую прохождение специализации, усовершенствования и переподготовки по различным специальностям. Для этого нами проведена определенная работа по организации и проведению курсов повышения квалификации: приведена в соответствие с требованиями учебно-методическая  документация,  заключены договора с главными врачами ЛПУ южных районов республики, организовано два цикла повышения квалификации. Таким образом, последипломное образование среднего медицинского персонала является востребованным и  способствует дальнейшему развитию платных образовательных услуг в филиале.

Развитие  Кяхтинского филиала реализуется в следующих направлениях:

 - координации деятельности колледжа и филиала;

 - планированию, прогнозированию и мониторингу подготовки специалистов;

 - обеспечение непрерывности и преемственности подготовки специалистов;

 - совершенствованию содержания и качества подготовки специалистов;

 - основным принципам стратегии развития последипломного образования;

 - научно-исследовательской и научно-методической деятельности.

Новые принципы организации учебно-воспитательного процесса позволили в настоящее время  нам уйти от необходимости решать проблемы каждого учебного заведения в отдельности, что само по себе малоэффективно. Вместо этого мы получили возможность направить свои усилия на решение более глобальных проблем, стоящих перед  здравоохранением и экономикой республики Бурятия. 

Наше образовательное пространство сегодня выстраивается в соответствии с несколькими основными мотивами. Первый заключается в уходе от конкуренции между объединенными учебными заведениями к новым конструктивным  методам работы, основанным на четких, скоординированных действиях. Во-вторых, Кяхтинский филиал в составе ГАОУ СПО «ББМК РБ МЗ» вышло на иной уровень решения кадровых проблем лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время можно отметить положительные стороны объединения: это повышение качества профессионального образования и подготовка  конкурентно-способных выпускников, а значит, повышение престижа профессионального образования в целом.

Процесс объединения ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ» с ГБОУ СПО «КМК» с 1 июля 2012 года позволил Министерству здравоохранения Республики Бурятия в перспективе решить задачу,  вынесенную в Резолюции  Первого Национального  Съезда врачей Российской Федерации  от 5 октября 2012 года: «Съезд считает приоритетным: … повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах с обновлением рабочих программ и учебных планов в рамках принятых  государственных образовательных стандартов 3-го поколения и повышением квалификации преподавателей медицинских образовательных учреждений…»

         Таким образом, в условиях реформирования  системы здравоохранения  объединение учебных заведений актуально, так как обеспечивает дальнейшее развитие среднего профессионального медицинского образования как качественно определенного уровня,  обеспечивает усиление его соответствия кадровым запросам практического здравоохранения в специалистах различных уровней и профилей подготовки, улучшает  качество подготовки и позволяет обеспечить повышение мобильности специалистов со средним медицинским образованием.

        Перспективы развития сестринского дела

на примере социального партнерства Кяхтинского Филиала ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства Здравоохранения Республики Бурятия» и ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ»

Шалашникова Т.А., зав. Кяхтинским филиалом ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»

Хамидулина Л.М., главная медицинская сестра ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ»

«…Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования». 
(Из декларации Всемирной медицинской ассоциации)

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению прав граждан на охрану здоровья, являющегося достоянием нации, и в связи с этим остается приоритетным в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

В условиях реформирования здравоохранения одной из приоритетных задач является повышение качества медицинской помощи. Медицинское образование является одним из факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи и на общественное здоровье, поэтому вопросы качества подготовки персонала рассматриваются как совокупность существенных свойств профессионала - медицинского работника.  

Главной задачей в современных условиях реформирования практического здравоохранения и профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование медицинской подготовки на протяжении всей профессиональной деятельности. Успешное решение задач, вставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала.

Решение поставленных задач возможно при развитии системы социального партнерства.   

Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и потребителями специалистов – учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате.

При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению.

Основой взаимодействия между партнерами является договор о сотрудничестве, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Цель – повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах. Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей и содержания подготовки специалистов, координация педагогических действий руководителей, преподавателей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой:

      конкретного учреждения здравоохранения;

  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

С рядом учреждений здравоохранения нашего региона, такими как Кяхтинская ЦРБ, Бичурская ЦРБ, Петропавловская ЦРБ, Селенгинская ЦРБ, ????????????????   уже в течение нескольких последних лет заключены договора сотрудничества.

Согласно договорам, лечебно-профилактические учреждения обеспечивают возможность проведения всех видов практического обучения в любых структурных подразделениях больниц с правом использования инструментария и оборудования базовых ЛПУ. Работа у постели больного, курация пациентов, участие в проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятиях способствует погружению студентов в профессиональную деятельность, развитию ответственности за результат своей деятельности, способности к системному действию в профессиональной ситуации.

Наиболее показательным является пример сотрудничества Кяхтинского Филиала ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства Здравоохранения Республики Бурятия» и ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ». Больница является центром здравоохранения Кяхтинского района и занимает особое место, как по своим функциям, так и масштабам деятельности.

Сегодня в практику больницы внедрены современные медицинские технологии.  Имеется 7 специализированных отделений, участковая больница, при которой работает два отделения, консультативная поликлиника на более 500 посещений в день, отделения экстренной и лабораторной  помощи. В стационаре больницы получают специализированное лечение свыше 67 499 пациентов в год, в месяц 7 306 пациентов, посещений с профилактической целью 96 077, по заболеваниям – 134 029, более 70% – это сельские жители.

В больнице работают 380 сотрудников среднего медицинского персонала. Это профессиональный коллектив, который с успехом осваивает инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологии «Сестринский процесс». Сестринский персонал представлен различными специальностями, из них наиболее многочисленные – медицинские сестры. При этом 90% работающих в больнице медицинских сестер – выпускники Кяхтинского Филиала.

Ведущие врачи клиницисты ЛПУ в тесном контакте  с преподавателями колледжа осуществляют учебный процесс и являются преподавателями совместителями колледжа. Практическое обучение  студентов проводится на базе Кяхтинской ЦРБ, для этого   создан и оборудован учебный кабинет для проведения практических занятий. Организация такого сотрудничества позволяет достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена здравоохранения.

В рамках социального партнерства систематически оказывается шефская помощь ЛПУ в виде работы студентов в качестве младшего медперсонала, проведения санитарно-просветительской деятельности с пациентами, помощь в организации и проведении патронажной службы.

Ежегодно в колледже традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов выпускников. В жюри приглашаются ведущие специалисты ЛПУ. В свою очередь, Кяхтинская ЦРБ  систематически организует и проводит конференции и  семинары для работающих медицинских сестер, где в  качестве докладчиков и экспертов привлекаются преподаватели специальных дисциплин колледжа.

В рамках национального проекта в сфере здравоохранения  и реформирования сестринского дела в колледже  проводится исследовательская работа, результатом которой является выполнение выпускной квалификационной работы. Студенты занимаются исследовательской деятельностью во время прохождения производственной практики и стажировки.

Социальное партнерство проявляется и в оценке качества подготовки специалистов. Представители Кяхтинской ЦРБ участвуют в работе экзаменационных комиссий при проведение квалификационных экзаменов, Государственных аттестационных комиссий, подведении итогов производственной практики, что позволяет получить более глубокое представление о профессиональной подготовленности наших выпускников.                
        Также на базе филиала колледжа функционирует отделение повышения квалификации. Основная цель отделения – повышение качества постдипломной подготовки медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения. Отделение повышения квалификации средних медицинских работников сотрудничает с лечебными базами по организации и проведению выездных циклов. Обучение слушателей обеспечивают штатные преподаватели и врачи совместители, в основном с ученой степенью и с высшей квалификационной категорией. Учебно-методическая база отделения представлена доклиническими кабинетами  колледжа и лечебно-профилактическим учреждением.  Работа в рамках  такого социального партнерства ведет к получению слушателями свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста.

Для реализации одного из направлений социального партнерства – подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения и с целью пропаганды и профилактики здорового образа жизни, в колледже создан и функционирует Центр «Здоровье» из числа студентов волонтеров, который тесно сотрудничает с кабинетом медицинской профилактики Кяхтинской ЦРБ.   В течение учебного года под контролем руководителя Центра (преподавателя колледжа) и медицинской сестры кабинета профилактики больницы студенты проводят совместные следующие  мероприятия  и акции: «Здоровое сердце», «Узнай свое давление».

В течение учебного года активно проводится профориентационная работа среди студентов колледжа представителями больницы. С этой целью организуются курсовые, групповые и индивидуальные встречи со студентами, снят фильм о больнице и работе в ней сестринского персонала. Представители больницы участвуют в работе комиссии в помощь по трудоустройству выпускников, в «Ярмарке вакансий». В течение нескольких последних лет практикуется целевая подготовка студентов. Результатом этой работы является трудоустройство студентов (2014 год – 75%), а также процент обеспеченности больницы средним медицинским персоналом составляет – 95%.

Таким образом, в условиях рыночной экономики только в тесном контакте с социальными партнерами – лечебно-профилактическими учреждениями,   наше образовательное учреждение  выполняет свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

        Формирование образовательного  кластера

в условиях модернизации системы здравоохранения                          

     Шалашникова Т.А., зав. Кяхтинским филиалом ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»

                                                                     

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению прав граждан на охрану здоровья, являющегося достоянием нации, и в связи с этим остается приоритетным в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

В условиях реформирования здравоохранения одной из приоритетных задач является повышение качества медицинской помощи. Медицинское образование является одним из факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи и на общественное здоровье, поэтому вопросы качества подготовки персонала рассматриваются как совокупность существенных свойств профессионала - медицинского работника. Реформа здравоохранения требует такой реорганизации среднего медицинского образования, которая включает разработку системы контроля качества, оптимизацию образования, совершенствование программ обучения, развитие стандартов и алгоритмов медицинской практики.

Главной задачей в современных условиях реформирования практического здравоохранения и профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование медицинской подготовки на протяжении всей профессиональной деятельности. Успешное решение задач, вставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, возможно главным образом посредством более эффективного обучения, которое  зависит от компетентности и подготовки медицинских кадров для лечебно-профилактических учреждений.

Одной из важных задач  отечественного здравоохранения является включение в стандарты медицинской помощи наиболее эффективных и качественных современных медицинских технологий, которое представляет собой реализацию процесса активного инновационного развития медицины. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие страны с развитой экономикой полностью сменят технологический уклад и перейдут на использование новейших достижений в области биомедицины, информатики, биотехнологий и нанотехнологий.

В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" говорится о необходимости обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения, который должны обеспечить инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), а также в области подготовки квалифицированных медицинских кадров.

В современных условиях реформирования практического здравоохранения и профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование медицинской подготовки на протяжении всей профессиональной деятельности. Успешное решение задач, вставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, возможно главным образом посредством более эффективного обучения, которое  зависит от компетентности и подготовки медицинских кадров для лечебно-профилактических учреждений.

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области образования Республики Бурятия, повышения качества подготовки квалифицированных кадров, эффективного использования материальных, финансовых ресурсов, педагогического потенциала работников государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Правительство Республики Бурятия  вынесло Постановление № 127 от 15 марта 2012 года, согласно которому произошла реорганизация государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия» путем присоединения к нему ГБОУ СПО «Кяхтинский медицинский колледж».

Реорганизация учреждения была  проведена  в рамках общей идеи реформирования (модернизации) системы образования, в частности, в вопросе оптимизации сети.  Процесс оптимизации образовательной сети продиктован необходимостью создания условий организации образовательного процесса согласно  современным требованиям, отражёнными в федеральном государственном образовательном стандарте.

После оптимизации проведена определенная работа по дальнейшему развитию филиала колледжа по обеспечению современной образовательной траектории по формированию образовательного кластера в области биотехнологии: ВСГУТУ и ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия» Кяхтинский филиал. Для образования данного кластера в области биотехнологии в учебных заведениях  имеются все необходимые условия.

Из всех отраслей промышленности биотехнологии чаще всего применяются в медицине.  В фармацевтической промышленности - для производства антибиотиков, иммунобиологических препаратов, генно-инженерных лечебно-профилактических препаратов, для производства энзимов, биологически активных веществ и других медицинских препаратов. Важным направлением биотехнологий в медицине является использование биотехнологий для реконструкции тканей и органов человека с использованием стволовых клеток. Из перспективных направлений является использование нанотехнологий в медицинских целях, создание новых носителей и средств целевой доставки лекарственных препаратов. Новые биологические технологии используются в диагностике и лечении сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических и эндокринных заболеваниях. Студенты медицинского колледжа имеют основы этих знаний при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Одним из приоритетов, направленных на достижение этой цели, является подготовка специалистов нового поколения. В этом направлении уже имеются результаты совместной работы. Выпускники колледжа, имеющие среднее профессиональное образование повышают уровень своего образования, поступая в университет на факультет  биотехнологии на третий курс обучения. Тем самым решается кадровый вопрос здравоохранения по опережающей подготовке квалифицированных медицинских кадров, носителей технологий.

При создании данного образовательного кластера следует также учитывать приграничное расположение Кяхтинского филиала и международное сотрудничество колледжа с Республикой Монголия в области обучения иностранных граждан.

Таким образом, образовательный кластер предполагает инновационное развитие учебных заведений с опережающей подготовкой  квалифицированных кадров и медицинских работников, с креативным характером образования  как одно из решений  государственной программы развития здравоохранения. Результатом деятельности  кластера является  реализация программ модернизации здравоохранения с акцентом на разработку и внедрение современных лечебно-диагностических технологий, оборудования и лекарственных препаратов, подготовку медицинских кадров на основе новых образовательных стандартов, а также совершенствование качества медицинской помощи населению, что возможно лишь в условиях инновационной модели развития потенциала здравоохранения России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы доклада "Метод конкретных ситуаций"

Тезисы доклада: «Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка»...

Научно-исследовательская работа (статьи и доклады)

В подборке представлены некоторые результаты научно-исследовательской работы по разным направлениям за последние 4 года....

Использование изотерапии в работе с кадетами. Изотерапия – путь (движение) к внутренней гармонии. Тезисы к докладу.

Статья - выступление на конференции о практическом  опыте использования изотерапии с кадетами в период летней лагерной практики....

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...

Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...

Публикации, статьи, доклады

Учебное пособие Современное высокотехнологичное оборудование предприятий общественного питания учебной дисциплины  Техническое оснащение организаций  питания составлено на основе...

Тезисы статей и докладов для публикаций

Тезисы статей и докладов для публикаций...