Статья Инновационные технологии в преподавании общепрофессиональных дисциплин
статья

Маргарита Анатольевна Андреевская

Статья Инновационные технологии в преподавание общепрофессиональных дисциплин в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya_innovatsionnye_tehnologii.docx820.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ

БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗРБ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОЛЛЕДЖЕ

М.А Андреевская

В современном обществе к специалисту предъявляется достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускника знаний в области будущей профессиональной деятельности, умений осуществлять поиск информации, использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, навыков систематизации, анализа, ведения творческой и исследовательской деятельности, а так же таких качеств как инициативность, инновационность дисциплинированность, организованность, ответственное отношение к работе, умение считаться с интересами окружающих, доброжелательность, конструктивность. Большое значение приобретают социальная ответственность, умение принимать самостоятельные решения, в стандартных и нестандартных ситуациях, стремление к самообразованию на протяжении всей жизни, владение новыми технологиями и понимание возможности их использования, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. [1]. Инновации в преподавательской деятельности – это использование новых знаний, методов, технологий и форм организации образовательного процесса, повышающих эффективность обучения, направленных на чётко заданный результат. Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, роста и развития.

В своей практической деятельности я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие клинического мышления, ИКТ технологии, проектная деятельность, элементы научного поиска, ролевые игры, кейс-методы и др.

Одной из наиболее распространенных форм организации теоретических занятий является комбинированное, которое позволяет актуализировать наиболее важные вопросы темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Избежать однообразия, снижения интереса к изучаемому материалу, а также повысить качество усвоения учебного материала, способствует чередование различных видов занятий, в том числе таких, как лекция-беседа, лекция-мозговой штурм, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций. Использование неимитационных методов обучения, включающих групповые консультации, конференции, выступление в роли преподавателя, «круглый стол», представление результатов анкетирования, самостоятельной внеаудиторной работы, докладов, рефератов, способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и развитию общих.

Лабораторно-практические занятия также предусматривают различные формы организации, при которых могут быть использованы как интерактивные,  так  и  имитационные методы обучения. Групповое обсуждение и решение профессиональных проблем помогает всем обучающимся не только определить свою позицию, отстаивать  свою  точку  зрения,  считаться  с мнением окружающих, но и развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Использование  разнообразных  форм  актуализации  и  контроля  знаний  и  умений  в  виде фронтального  устного  и  индивидуального  письменного  опроса,  бланочного  и  компьютерного тестирования  позволяет  выявить  глубину  и  прочность  освоения  материала,  проследить интегративные связи.  Дисциплина  «Основы микробиологии и иммунологии»  является  достаточно  сложной  в  изучении, поэтому  одним  из  путей  преодоления  трудностей  при  ее  освоении,    является  создание проблемных,  псевдопроизводственных,  поисковых,  исследовательских  ситуаций, метода проектов, ролевых игр.  Для решения  поставленных  задач  по  оптимизации  образовательного  процесса  в  основу моей педагогической деятельности входит активное  использование ИКТ, которые способствуют расширению дидактических возможностей в преподавании дисциплины. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям возможно интегрировать информатику и разнообразные дисциплинарные области, что способствует осознанию студентами процессов информатизации как в целом в современном мире, так и в профессиональном аспекте. ИКТ в системе среднего профессионального образования значительное повышает мотивацию обучающихся к изучению профессиональных дисциплин в случае применения разнообразных форм дистанционного обучения и информационной среды открытого типа. Занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестирования,  использования программных  продуктов  и  Интернет-ресурсов в СРС позволяют обучающимся углубить знания, повысить результативность  обучения, возрастает количества творческих работ и проектов, способствуют повышению общей информационной культуры. При этом компьютер не заменяет  преподавателя,  а  дополняет,  повышает  познавательную  активность,  эффективность  обучения  и  более  рациональное  использование  учебного времени. Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в учебный процесс в настоящее время. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание консультаций с преподаванием. Практически весь учебный материал студенту приходиться осваивает самостоятельно, что позволяет его максимально вовлечь в процесс добычи знаний, а это  в свою очередь способствует воспитанию ответственности, дисциплины  и самоконтроля.

Проектный метод обучения используется для формирования общих и профессиональных компетенций,  направленных  на  умение  адаптироваться  к  изменяющимся  условиям профессиональной деятельности, ориентироваться в разнообразных производственных ситуациях, работать в подразделениях медицинских организаций различного профиля и в команде, поэтому проектная деятельность является формой учебной деятельности, при которой возможно развитие  способности  к  осуществлению  ответственного  отношения  студента  к  будущей  профессии,  к участникам лечебного процесса.

В целях формирования профессиональных компетенций,  овладения  умениями  в  области гигиенических  приемов  предупреждения  возникновения  заболеваний  широко  используются игровые  методы  обучения,  которые  выполняют  преимущественно  профессионально направленную  функцию.  В  сюжетно-ролевых  играх  изображаются  события  и  ситуации, возникающие  в  процессе  профессиональной  деятельности.  Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств  и  компетенций  у  будущих  медицинских  работников, необходимых  при  решении  псевдореальных  жизненно  и  профессионально  значимых  проблем. Деловые игры на лабораторно-практических  занятиях  используются  для  развития  способности осуществлять  имитационную  деятельность  при  решении  проблемных  ситуаций,  для формирования у студентов умений выполнять те или иные манипуляции, необходимые в будущей практической деятельности.  На практических занятиях мной используются решение проблемных задач и ситуаций, что способствует вовлечению студентов в активную  беседу.  Задавая вопросы по теме, заставляя  их  актуализировать  знания,  полученные ранее  на  других  дисциплинах,  высказывать  предположения,  анализировать  информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя познавательную деятельность, что приводит к более прочному закреплению материала и делает процесс обучение менее утомительным и более интересным, создает благоприятные условия для формирования рефлексии.  

В настоящее время в образовательных организациях системы СПО внедряются электронные библиотечные сервисы, которые позволяют использовать необходимые информационные источники в любое удобное время. Это решило проблему недостатка количества некоторых печатных учебных изданий в образовательных организациях, облегчило задачу для педагогов, которые могут давать студентам на самостоятельное изучение материалы и быть уверенны, что с доступом к источнику у студентов проблем не возникнет.

Важное  место  в  формировании  профессиональных  и  общих  компетенций  занимает внеаудиторная  самостоятельная  работа  студентов  под  руководством  преподавателя. Студентам разъясняется  важность  выполнения  самостоятельной  работы  для  повышения  их  уровня теоретических  и  практических  знаний  и  умений,  улучшение  итоговой  оценки  по  дисциплине. Подбирается  перечень  тем  для  сообщений,  конспектов,  различных  заданий  с  учетом индивидуальных особенностей и способностей. С каждым студентом проводится индивидуальная работа  по  всем  пунктам  выполнения  самостоятельной  работы,  выдаются  эталоны  и  алгоритмы. выполнения заданий, доводятся до сведения критерии и форма оценки результатов СРС.   При  выполнении  самостоятельной  работы  большая  роль  отводится  умению  студента работать  с  дополнительными  источниками  информации.  Студент  должен  уметь  выбрать  и выделить  из  обилия  информации  главный  материал,  хорошо  усвоить  и  запомнить  грамотно  и  доступно  изложить  полученную  информацию,  проанализировать  факты  и  результаты,  сделать  выводы и дать конкретные и четкие рекомендации.

При  подведении  итогов  на  занятиях  полученные  оценки  комментируются.  Домашнее задание  дается  с  учетом  знаний,  освоенных  в  процессе  изучения  материала  дисциплины  и интегративных  знаний,  полученных  на  других  дисциплинах  и  междисциплинарных  курсах,  с  учетом индивидуальных особенностей студентов.

Система образование как и любая другая отрасль не стоит на месте,  постоянно модернизирует свои достижения, поэтому инновационные технологии становятся вполне обыденной частью учебного процесса, которые делают его интересным, насыщенным и более продуктивным.

Литература:

  1. Профессиональное образованиеСловарьКлючевые понятиятерминыактуальная лексика. — М.: НМЦ СПОС.МВишнякова1999.
  2. Список литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16.
  3. Латкин А. Технологии, которые изменили мир – М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в преподавании математики

Из опыта работы по использованию иновационных технологий на уроках математики....

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка

На сегодняшний день в преподавании английского языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках англи...

Статья: "Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин"

В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы ра...

"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"

Педагогическая разработка преподавателя  ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»  Буровой М.А.  «Нетрадиционные  методы  обучения   в преподавании  общепро...

Инновационные технологии в преподавании инженерной и компьютерной графики

В данной работе описывается применение электроного  образовательного ресурса (ЭОР) в преподавании  инженерной и компьютерной графики, использование САПР:  «Компас-3D», ...

статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"

В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....

"Формирование компетенций WorldSkills по профессии парикмахер в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин"

В настоящее время в Мире активно развивается движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём формирования компетенций,...