Статья Инновационные технологии в преподавании общепрофессиональных дисциплин
статья
Статья Инновационные технологии в преподавание общепрофессиональных дисциплин в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya_innovatsionnye_tehnologii.docx | 820.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ
БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗРБ»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОЛЛЕДЖЕ
М.А Андреевская
В современном обществе к специалисту предъявляется достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускника знаний в области будущей профессиональной деятельности, умений осуществлять поиск информации, использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, навыков систематизации, анализа, ведения творческой и исследовательской деятельности, а так же таких качеств как инициативность, инновационность дисциплинированность, организованность, ответственное отношение к работе, умение считаться с интересами окружающих, доброжелательность, конструктивность. Большое значение приобретают социальная ответственность, умение принимать самостоятельные решения, в стандартных и нестандартных ситуациях, стремление к самообразованию на протяжении всей жизни, владение новыми технологиями и понимание возможности их использования, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. [1]. Инновации в преподавательской деятельности – это использование новых знаний, методов, технологий и форм организации образовательного процесса, повышающих эффективность обучения, направленных на чётко заданный результат. Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, роста и развития.
В своей практической деятельности я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие клинического мышления, ИКТ технологии, проектная деятельность, элементы научного поиска, ролевые игры, кейс-методы и др.
Одной из наиболее распространенных форм организации теоретических занятий является комбинированное, которое позволяет актуализировать наиболее важные вопросы темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Избежать однообразия, снижения интереса к изучаемому материалу, а также повысить качество усвоения учебного материала, способствует чередование различных видов занятий, в том числе таких, как лекция-беседа, лекция-мозговой штурм, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций. Использование неимитационных методов обучения, включающих групповые консультации, конференции, выступление в роли преподавателя, «круглый стол», представление результатов анкетирования, самостоятельной внеаудиторной работы, докладов, рефератов, способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и развитию общих.
Лабораторно-практические занятия также предусматривают различные формы организации, при которых могут быть использованы как интерактивные, так и имитационные методы обучения. Групповое обсуждение и решение профессиональных проблем помогает всем обучающимся не только определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением окружающих, но и развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Использование разнообразных форм актуализации и контроля знаний и умений в виде фронтального устного и индивидуального письменного опроса, бланочного и компьютерного тестирования позволяет выявить глубину и прочность освоения материала, проследить интегративные связи. Дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» является достаточно сложной в изучении, поэтому одним из путей преодоления трудностей при ее освоении, является создание проблемных, псевдопроизводственных, поисковых, исследовательских ситуаций, метода проектов, ролевых игр. Для решения поставленных задач по оптимизации образовательного процесса в основу моей педагогической деятельности входит активное использование ИКТ, которые способствуют расширению дидактических возможностей в преподавании дисциплины. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям возможно интегрировать информатику и разнообразные дисциплинарные области, что способствует осознанию студентами процессов информатизации как в целом в современном мире, так и в профессиональном аспекте. ИКТ в системе среднего профессионального образования значительное повышает мотивацию обучающихся к изучению профессиональных дисциплин в случае применения разнообразных форм дистанционного обучения и информационной среды открытого типа. Занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестирования, использования программных продуктов и Интернет-ресурсов в СРС позволяют обучающимся углубить знания, повысить результативность обучения, возрастает количества творческих работ и проектов, способствуют повышению общей информационной культуры. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а дополняет, повышает познавательную активность, эффективность обучения и более рациональное использование учебного времени. Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в учебный процесс в настоящее время. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание консультаций с преподаванием. Практически весь учебный материал студенту приходиться осваивает самостоятельно, что позволяет его максимально вовлечь в процесс добычи знаний, а это в свою очередь способствует воспитанию ответственности, дисциплины и самоконтроля.
Проектный метод обучения используется для формирования общих и профессиональных компетенций, направленных на умение адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, ориентироваться в разнообразных производственных ситуациях, работать в подразделениях медицинских организаций различного профиля и в команде, поэтому проектная деятельность является формой учебной деятельности, при которой возможно развитие способности к осуществлению ответственного отношения студента к будущей профессии, к участникам лечебного процесса.
В целях формирования профессиональных компетенций, овладения умениями в области гигиенических приемов предупреждения возникновения заболеваний широко используются игровые методы обучения, которые выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников, необходимых при решении псевдореальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры на лабораторно-практических занятиях используются для развития способности осуществлять имитационную деятельность при решении проблемных ситуаций, для формирования у студентов умений выполнять те или иные манипуляции, необходимые в будущей практической деятельности. На практических занятиях мной используются решение проблемных задач и ситуаций, что способствует вовлечению студентов в активную беседу. Задавая вопросы по теме, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее на других дисциплинах, высказывать предположения, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя познавательную деятельность, что приводит к более прочному закреплению материала и делает процесс обучение менее утомительным и более интересным, создает благоприятные условия для формирования рефлексии.
В настоящее время в образовательных организациях системы СПО внедряются электронные библиотечные сервисы, которые позволяют использовать необходимые информационные источники в любое удобное время. Это решило проблему недостатка количества некоторых печатных учебных изданий в образовательных организациях, облегчило задачу для педагогов, которые могут давать студентам на самостоятельное изучение материалы и быть уверенны, что с доступом к источнику у студентов проблем не возникнет.
Важное место в формировании профессиональных и общих компетенций занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Студентам разъясняется важность выполнения самостоятельной работы для повышения их уровня теоретических и практических знаний и умений, улучшение итоговой оценки по дисциплине. Подбирается перечень тем для сообщений, конспектов, различных заданий с учетом индивидуальных особенностей и способностей. С каждым студентом проводится индивидуальная работа по всем пунктам выполнения самостоятельной работы, выдаются эталоны и алгоритмы. выполнения заданий, доводятся до сведения критерии и форма оценки результатов СРС. При выполнении самостоятельной работы большая роль отводится умению студента работать с дополнительными источниками информации. Студент должен уметь выбрать и выделить из обилия информации главный материал, хорошо усвоить и запомнить грамотно и доступно изложить полученную информацию, проанализировать факты и результаты, сделать выводы и дать конкретные и четкие рекомендации.
При подведении итогов на занятиях полученные оценки комментируются. Домашнее задание дается с учетом знаний, освоенных в процессе изучения материала дисциплины и интегративных знаний, полученных на других дисциплинах и междисциплинарных курсах, с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Система образование как и любая другая отрасль не стоит на месте, постоянно модернизирует свои достижения, поэтому инновационные технологии становятся вполне обыденной частью учебного процесса, которые делают его интересным, насыщенным и более продуктивным.
Литература:
- Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
- Список литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16.
- Латкин А. Технологии, которые изменили мир – М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в преподавании математики
Из опыта работы по использованию иновационных технологий на уроках математики....
Инновационные технологии в преподавании иностранного языка
На сегодняшний день в преподавании английского языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках англи...
Статья: "Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин"
В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы ра...
"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"
Педагогическая разработка преподавателя ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж» Буровой М.А. «Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепро...
Инновационные технологии в преподавании инженерной и компьютерной графики
В данной работе описывается применение электроного образовательного ресурса (ЭОР) в преподавании инженерной и компьютерной графики, использование САПР: «Компас-3D», ...
статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"
В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....
"Формирование компетенций WorldSkills по профессии парикмахер в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин"
В настоящее время в Мире активно развивается движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём формирования компетенций,...