"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"
методическая разработка по теме
Педагогическая разработка преподавателя ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж» Буровой М.А. «Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей» посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального образования - мотивации обучения и повышения уровня знаний, умений и компетентности.
В работе рассмотрены традиционные методы изучения профессиональных дисциплин, такие как анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, имитация деятельности на тренажере, предлагаемые в изданных методических пособиях. Отмечаются их достоинства и возможности применения.
Автор предлагает разработки своих уроков различных типов и видов – практическое занятие, урок изучения нового материала, урок закрепления и обобщения. Представленные уроки объединены активным методом обучения, таким как игра (игровая симуляция). Цель - определить влияние игровых методов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей химико-технологического профиля на мотивационную составляющую и качество обучения.
На основании анализа результатов проведения игровых методов обучения, представленных графически, а также привлечения сведений из различных информационных источников устанавливается, что соединение информационных технологий и игрофикации позволяет достичь того, что нельзя добиться традиционными методами и средствами обучения: -подчинить процесс обучения преподавательскому управлению; -обеспечить активное участие в учебном процессе студентов с различным уровнем подготовки; -эффективно контролировать усвоение студентами учебного материала. Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны для отработки функционального состояния глубокой релаксации – наиболее благоприятного фона интенсивного обучения, что способствует позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
Педагогическая разработка будет полезна специалистам в области профессионального образования, особенно преподавателям, работающим с обучающимися по укрупненной группе специальностей «Химические технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_razrabotka.docx | 1.45 МБ |
plan_samoobrazovaniya_.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План самообразования
аттестующийся преподаватель Бурова М.А.
Тема: «Внедрение практикоориентированных технологий обучения в
рамках реализации ФГОС »
Работа над темой начата в 2012 году.
Сроки реализации: 2012 – 2016 г.г.
Цели:
1. Внедрение практикоориентированных технологий обучения в связи с реализацией ФГОС.
2. Повышение качества преподавания учебных дисциплин «Теоретические основы химической технологии », «Охрана труда и техника безопасности», профессиональных модулей ПМ. 01. «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальности 240113 Химическая технология органических веществ,
а также эффективности воспитательного процесса в группе.
3. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности преподавателя.
Задачи:
- изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- обеспечение высокого методического уровня проведения занятий;
- повышение успеваемости студентов (общей и качественной);
- развитие экспериментальной деятельности преподавателя;
- формирование у студентов навыков исследовательской деятельности;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов;
- транслирование педагогического опыта.
Актуальность темы:
Главной задачей, стоящей перед преподавателями профессиональных образовательных учреждений является подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих умениями принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях.
Активное использование практикоориентированных технологий обучения в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей способствует формированию и освоению общих и профессиональных компетенций.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности предполагают развитие у учащихся самоконтроля, самоанализа и самооценки. Использование практикоориентированных технологий позволяет преподавателю максимально приблизить учебную ситуацию к реальной производственной, ускорить поиск наиболее эффективного решения.
Перечень вопросов по самообразованию
1.Овладение новыми педагогическими технологиями.
2.Внедрение ФГОС в образовательный процесс.
3. Исследовательская деятельность студентов.
4. Самоанализ и оценка педагогической деятельности.
5. Изучение педагогического опыта других преподавателей.
8. Анализ потребностей и способностей каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и заинтересованность предметом.
9. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно –воспитательного процесса.
10. Экспериментальная деятельность педагога.
11. Транслирование педагогического опыта.
12. Работа над методической проблемой: "Внедрение практикоориентированных технологий обучения в рамках реализации ФГОС ".
Формы самообразования:
Групповые:
- курсы повышения квалификации (в 2013 году, 2016 году);
- участие в работе предметно-цикловой комиссии химической технологии , методических объединений: «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп».
Индивидуальные:
- изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания - информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов, презентативных и других .
- обучение с применением компьютерных технологий, мультимедийных презентаций по различным темам.
-использование в учебном процессе электронных тестов для проверки знаний обучающихся;
- изучение нормативно-правовых документов, связанных с проблемами реализации ФГОС;
- изучение педагогических периодических изданий «Специалист», «Классный руководитель», «Народное образование», «Профессиональное образование в РТ», «Среднее профессиональное образование»;
- изучение методической, педагогической и предметной литературы;
- углубление знаний в области классической и современной психологии и педагогики;
- изучение в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам, педагогике, психологии (сайты: www.mediaterra.ru, www.rus.1september, www.uroki.net, www.festival.1september.ru и др.);
- прохождение тестирования по химии в 2016 году;
- посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий коллег;
- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом со стороны коллег;
- внеклассная деятельность по преподаваемым дисциплинам;
- обмен опытом с коллегами, в том числе и в Интернете (например, на сайтах www.pedsovet.ru, www.openclass.ru, www.websib.ru);
- создание личного сайта для оказания информационной помощи студентам, а также для обмена опытом с коллегами;
- посещение музеев, театров, концертов для повышения общей и профессиональной культуры;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности
Этапы и содержание работы по теме самообразования
Этап | Содержание работы | Сроки | Форма отчетности |
Этап 1. Диагностический | 1. Изучение нормативно-правовых документов, связанных с проблемами реализации ФГОС 1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (по всем специальностям колледжа). 2) Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г., №751, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» от 7 февраля 2011 г., № 61. 3) Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г., №751, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» от 7 февраля 2011 г., № 61. 4) Приказ «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. № 968. | 2012-2013 г.г. | Доклады на заседаниях предметной (цикловой) комиссии химической технологии Свидетельство Отчет на заседании предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин |
2. Изучение периодических изданий «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Классный руководитель», «Народное образование», «Профессиональное образование в РТ». | 2012-2016 г.г. | ||
3. Курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы организации УВП в учреждениях СПО в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» - по программе «Обновление содержания и методики преподавания общепрофессиональных дисциплин в условиях модернизации профессионального образования», г.Казань, ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования» | 2013 г. 2016г | ||
Этап 2. Прогностический | 1. Определение целей и задач темы. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | 2012 г. | |
Этап 3. Практический | 1.Формирование методического комплекса. 1)Разработка учебно-методической документации, методических пособий (по ФГОС III). 1)Программная документация по профессиональным модулям ПМ ОЧ. 01 Эксплуатация технологического оборудования, ПМ ОЧ.02 Ведение технологического процесса на установках высшей категории и обеспечение синхронности работы всех технологических блоков, дисциплине «Общая химическая технология»,) для реализации Всероссийского эксперимента по направлению подготовки выпускников по специальности 240134 «Переработка нефти и газа», квалификация: специалист по переработке нефти и газа, образовательный уровень СПО: углубленная подготовка (прикладной бакалавриат). 2)Создание фондов оценочных средств по определению уровня освоения общих и профессиональных компетенций (2009-2014г.г.), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» июля 2010 г. № 793; 2) Рабочие программы по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования», программ учебных практик УП 01 по ПМ 01 для специальностей 240113 «Химическая технология органических веществ», 240134 «Переработка нефти и газа»; 3) КТП дисциплин «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования», рабочих планов учебных практик УП 01 по ПМ 01для специальностей 240113 «Химическая технология органических веществ», 240134 «Переработка нефти и газа»; 4) Комплекты контрольно-оценочных средств по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», профессионального модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей 240113 «Химическая технология органических веществ», 240134 «Переработка нефти и газа»; 5) Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», профессионального модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей 240113 «Химическая технология органических веществ», 240134 «Переработка нефти и газа»; 6) Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», профессионального модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей 240113 «Химическая технология органических веществ», 240134 «Переработка нефти и газа»; | 2012-2014 г.г. | Учебно - методическая документация рассматривается на заседаниях предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин, утверждается заместителем директора по УМР |
2) Разработка уроков в соответствии с требованиями ФГОС III поколения (с применением информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов, презентативных, исследовательских и других методик, электронных учебников, электронных тестов для проверки знаний обучающихся). 3)Создание дидактических материалов для проведения занятий по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», профессионального модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования», учебных практик УП 01 по ПМ 01, в том числе компьютерных презентаций, тестов. 2. Проведение открытых занятий, мероприятий (с применением информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов, презентативных, исследовательских и других методик, электронных тестов для проверки знаний обучающихся) 3. Организация исследовательской деятельности студентов (формирование у студентов навыков исследовательской деятельности). 4.Участие в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах, конкурсах методических разработок : 2013г 1)Участие в Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка 2013 года» 2014г 2) Участие в смотре-конкурсе научно-методической документации преподавателей ГБОУ СПО ННК 3) Участие в смотре- конкурсе кабинетов ГБОУ СПО ННК 2015 г. 4)Участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая учебно-методическая разработка» 5)Участие в Конкурсе методических разработок по учебной и внеучебной деятельности профессиональных образовательных организаций 5. Подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 1)Участие в подготовке студентов к Республиканским конкурсам профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии Аппаратчик» 2) участие в подготовке студентов к Межрегиональным конкурсам «Лучший по профессии «Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ» 6. Участие в работе экспертных комиссий, экспертных советов, жюри олимпиад и конкурсов. 7. Создание личного сайта для оказания информационной помощи студентам, а также для обмена опытом с коллегами. | 2012-2016г.г. | Дипломы, сертификаты, благодарственные письма | |
2. Внедрение опыта работы. 1) Выступления на заседаниях предметно-цикловой комиссии , методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета. 2) Организация муниципальных олимпиад (совместно с другими преподавателями колледжа). 3)Публикация результатов педагогической деятельности 3. Корректировка работы | Сертификаты, благодарственные письма. Доклады на заседаниях предметно-цикловой комиссии химической технологии, заседаниях методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа. | ||
Этап 4 Обобщающий | 1. Обмен опытом на заседаниях предметно-цикловой комиссии химической технологии, методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа, в Интернет-сообществах. 3.Подведение итогов. 4.Оформление результатов работы. | 2015-2016 г.г. | Грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма |
Этап 5 Внедренческий | 1. Распространение опыта работы: выступления на муниципальных и республиканских семинарах, конференциях, заседаниях предметно-цикловой комиссии химической технологии , заседаниях методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа, в Интернет-сообществах. 2. Внедрение материалов экспериментальной и инновационной деятельности в практику: учебно-воспитательный процесс в Нижнекамском нефтехимическом колледже и других учебных заведениях. 3. Консультативная помощь преподавателям и студентам.
| 2015-2016 г.г. | Сертификаты, благодарственные письма, дипломы, справки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов
Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов Одна из главных ценностей человеческой жизни - здоровье. Искусству быть здоровым, также как и искусству живописи, музык...
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"
"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...
Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.
ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...
Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин
Изучение экономических дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышл...
Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Данная статья предназначена для преподавателей СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...
Доклад - презентация «Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным модулям»
Выступление на заседании «Школы педагогического мастерства» 24.02.2021.Тема выступления: ««Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным мо...