РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
рабочая программа

Пушкина Екатерина Алексеевна

Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rossiya_moya_istoriya_2.docx70.58 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный колледж»

ОДОБРЕНО 

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом Методического совета

СГБПОУ «Гагаринский многопрофильный

колледж»

Протоколом Педагогического совета СГБПОУ «Гагаринский многопрофильный

колледж»

«30» августа 2022 г. № 1

«30» августа 2022 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА

«РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ        ХАРАКТЕРИСТИКА        ПРИМЕРНОЙ        РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10

4.

КОНТРОЛЬ        И        ОЦЕНКА        РЕЗУЛЬТАТОВ        ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

13

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»

  1. Место элективного курса в структуре основной образовательной программы

Элективный курс в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия – моя история» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Информационные системы (по отраслям)

Особое значение элективный курс имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.

  1. Цель и планируемые результаты освоения элективного курса

Целью элективного курса является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Элективный курс имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.

В рамках программы элективного курса обучающимися осваиваются следующие умения и знания:

Коды ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01,

ОК 02,

ОК 03,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 06,

ОК 10

Должен уметь:

  • отражать понимание России в мировых политических и социально- экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать                историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической                        политики, индустриализации                                        и коллективизации        в                СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);
  • составлять        описание (реконструкцию) в устной и

Должен знать:

  • основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;
  • имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально- экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века;
  • ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;
  • основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;
  • основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных

письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников,

образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

  • выявлять существенные черты исторических событий, явлений,                процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
  • осуществлять с соблюдением правил                информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту        и                достоверность информации с точки зрения ее соответствия                                исторической действительности;
  • анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных                источниках; формализовать        историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
  • защищать        историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям                российской истории;

– демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему        Отечеству        — многонациональному Российскому

традиций;

  • Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;
  • Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;
  • Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе;

 СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы.

Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;

  • Российская Федерация в 1992- 2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая                и                социальная модернизация.                        Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление        обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе

демократических        ценностей современного общества.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

  1. Объем элективного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:

теоретическое обучение

32

  1. Тематический план и содержание элективного курса

Наименование разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. /

в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и

личностных результатов,

формированию которых

способствует элемент

программы

1

2

3

4

Тема 1. Россия –

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

великая наша держава

ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06,

ОК 10

Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,

2

экономическое        и        культурное        значение.        Российские        инновации        и

устремленность в будущее.

Тема 2. Александр

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

Невский как спаситель Руси

ОК 03, ОК 05,

ОК 06, ОК 10

Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда.

2

Отношение Александра с Ордой.

Тема 3. Смута и её

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

преодоление

Династический        кризис        и        причины        Смутного        времени.        Избрание

ОК 03, ОК 05,

государей        посредством        народного        голосования.        Столкновение        с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической

2

ОК 06, ОК 10

идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.

Тема 4. Волим под

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

царя восточного, православного

ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06,

ОК 10

Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством

2

Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада

1654 г.

Тема 5. Пётр

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

Великий.

Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,

ОК

03,

ОК

04,

Строитель

прутские походы).   Формирование   нового   курса   развития   России:

ОК

05,

ОК

06,

великой империи

западноориентированный подход.   Россия   –   империя.   Социальные,

2

ОК 10

экономические и политические изменения в стране. Строительство

великой империи: цена и результаты.

Тема 6.

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

Отторженная возвратих

ОК 03,

ОК 05,

ОК 10

ОК ОК

04,

06,

Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),

разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её

2

значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.

Тема 7. Крымская

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

война – «Пиррова победа Европы»

ОК 03,

ОК 05,

ОК 10

ОК ОК

04,

06,

«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.

2

Тема        8.        Гибель

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

империи

Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её

ОК

03,

ОК

04,

значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных

ОК

05,

ОК

06,

действий        (Брусиловский        прорыв),        расстановка                сил.        Февральская революция                и        Брестский        мир.        Октябрь        1917        г.                как                реакция        на

2

ОК 10

происходящие события:   причины   и   ход   Октябрьской   революции.

Гражданская война.

Тема        9.        От

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

великих потрясений        к Великой победе

ОК 03,

ОК 05,

ОК 10

ОК ОК

04,

06,

Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой

2

Отечественной Войне.

Тема 10. Вставай,

Содержание учебного материала

2

ОК

01,

ОК

02,

страна огромная

Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и

ОК

03,

ОК

04,

события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа

ОК

05,

ОК

06,

в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и

2

ОК 10

пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической

памяти нашего народа.

Тема 11. В буднях

Содержание учебного материала

2

ОК 01,

ОК

02,

великих строек

Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и

ОК 03,

ОК

04,

общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –

ОК 05,

ОК

06,

процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи        социалистической        автаркии.        Продолжение        и        последующее

2

ОК 10

сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и

создание советского ВПК. План преобразования природы.

Тема        12.

От

Содержание учебного материала

2

ОК 01,

ОК

02,

перестройки кризису, кризиса возрождению

к от к

ОК 03,

ОК 05,

ОК 10

ОК ОК

04,

06,

Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е   годы.   Кризис   экономики        –   цена   реформ.   Безработица   и

криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи.        Олигархизация.        Конфликты        на        Северном        Кавказе.

2

Положение        национальных        меньшинств        в        новообразованном

государстве.

Тема 13.   Россия.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,

ОК

02,

ХХI век

ОК 03,

ОК 05,

ОК 10

ОК ОК

04,

06,

Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:

от        Мюнхенской        речи        до        операции        в        Сирии.        Экономическое

2

возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.

Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация   по защите

Донбасса.

Тема 14. История

Содержание учебного материала

2

ОК 01,

ОК

02,

антироссийской

Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра

ОК 03,

ОК

04,

пропаганды

великого»        -        антироссийская        фальшивка.        Пропаганда        Наполеона

ОК 05,

ОК

06,

Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в

ОК 10

Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной

2

эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской

агрессии.        Антисоветская        пропаганда        эпохи        Холодной        войны.

Мифологемы и центры распространения современной русофобии.

Тема        15.        Слава

Содержание учебного материала

2

ОК 01,

ОК

02,

русского оружия

Ранние        этапы        истории        российского        оружейного        дела:

государев

ОК 03,

ОК

04,

пушечный        двор,        тульские        оружейники.        Значение

военно-

2

ОК 05,

ОК

06,

ОК 10

промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.

Тема 16. Россия в деле

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06,

ОК 10

Высокие        технологии.        Энергетика.        Сельское        хозяйство.        Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы

импортозамещения и технологических рывков.

2

Всего:

32

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

  1. Для реализации программы элективного курса должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием:

учебная доска;

рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия;

рабочее место преподавателя;

техническими средствами обучения:

персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор;

мультимедийный экран; лазерная указка;

средства аудиовизуализации.

  1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

  1. Основные печатные издания

  1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
  2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
  3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
  4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.

  1. Основные электронные издания

  1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
  2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
  3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :

Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

  1. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке.

  1. Дополнительные источники

  1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978- 5-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
  2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09384. – Текст: непосредственный.
  3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И.   Самыгин, В.Н.   Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
  4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.

– 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.

  1. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 08560-0. – Текст: непосредственный.
  2. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
  3. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09199-1. – Текст: непосредственный.
  4. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный.
  5. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный.
  6. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.
  7. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
  8. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –

231        с.        –        (Профессиональное        образование).        –        ISBN        978-5-534-10705-0.        –        Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса

Знать:

Демонстрация знания об основных тенденциях        экономического, политического и культурного развития России.

Демонстрация знания об основных источниках информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте.

Демонстрирование знания о приемах структурирования информации.

Демонстрация знания о формате оформления результатов поиска информации.

Демонстрирование знания о возможных                траекториях личностного        развития        в соответствии с принятой системой ценностей.

Демонстрация знания о психологии коллектива психологии личности.

Сформированность знаний о роли науки, культуры и религии в сохранении        и        укреплении национальных и государственных традиций.

Демонстрация знания о сущности гражданско-патриотической позиции.

Демонстрация        знания        об общечеловеческих ценностях.

Демонстрация знания о содержании и назначении важнейших правовых и законодательных        актов

государственного        значения. Сформированность знаний о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе.

Экспертное

  • основные        периоды        истории

наблюдение        и

Российского        государства,        ключевые

оценивание

социально-экономические        процессы,        а

знаний        на

также        даты        важнейших        событий

теоретических

отечественной истории;

занятиях.

  • имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный     вклад     в     социально-

экономическое,         политическое         и

Оценивание

выполнения индивидуальных и        групповых заданий.

культурное развитие   России   в   XX   –

начале XXI века;

  • ключевые события, основные даты

и этапы истории России и мира в XX –

начале XXI века; выдающихся деятелей

отечественной        и        всемирной        истории;

важнейших        достижений        культуры,

ценностных ориентиров;

  • основные        этапы        эволюции

внешней политики России, роль и место

России в общемировом пространстве;

  • основные тенденции и явления в

культуре;        роль        науки,        культуры        и

религии        в        сохранении        и        укреплении

национальных        и        государственных

традиций;

  • Россия накануне Первой мировой

войны. Ход военных действий. Власть,

общество,        экономика,        культура.

Предпосылки революции;

  • Февральская революция 1917 года.

Двоевластие.        Октябрьская        революция.

Первые        преобразования        большевиков.

Гражданская        война        и        интервенция.

Политика        «военного        коммунизма».

Общество, культура в годы революций и

Гражданской войны;

  • Нэп. Образование СССР. СССР в

годы        нэпа.        «Великий        перелом».

Индустриализация,        коллективизация,

культурная        революция.        Первые

Пятилетки.        Политический        строй        и

репрессии.        Внешняя        политика        СССР.

Укрепление Обороноспособности;

  • Великая        Отечественная        война

1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе;

 СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы.

Политическая система «развитого социализма».        Развитие        науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;

  • Российская Федерация в 1992- 2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая        и        социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в

современном мире.

Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса

Уметь:

  • отражать понимание России в мировых политических и социально- экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической        политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических                успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX   –   начала   XXI   века;   особенности

развития     культуры     народов     СССР

Демонстрация        умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире.

Демонстрирование        умения распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте.

Демонстрация умения анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части.

Демонстрация умения оценивать результат        и        последствия исторических событий.

Сформированность        умений определять        задачи                поиска исторической информации.

Демонстрация умения определять необходимые        источники информации.

Подготовка выступлений        с проблемно-

тематическими сообщениями (докладами, презентациями).

(России);

  • анализировать                        текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять                информацию, представленную в различных источниках; формализовать        историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
  • защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
  • составлять        описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников,

образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

  • выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;                систематизировать историческую        информацию        в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
  • осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия        исторической действительности;

–         характеризовать        места, участников, результаты важнейших исторических событий в истории Российского государства;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и

Демонстрация                умения структурировать        получаемую информацию.

Демонстрация умения выделять наиболее значимое в перечне информации.

Демонстрация умения оценивать практическую        значимость результатов поиска и умения оформлять результаты поиска.

Сформированность                        умения выстраивать                траекторию личностного        развития                в соответствии с принятой системой ценностей.

Демонстрация                умения организовывать и мотивировать коллектив        для совместной деятельности.

Демонстрация умения излагать свои мысли в контексте современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире.

Демонстрирование        умения осознавать личную ответственность за судьбу России.

Демонстрация умения проявлять социальную        активность        и гражданскую зрелость.

Демонстрирование        умения

применять        средства информационных технологий для решения поставленных задач.

Сформированность                умения анализировать        правовые и законодательные                        акты регионального значения.

длительность исторических событий;

  • давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов;
  • применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в современном        поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
  • демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических        ценностей

современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Основы лечебной косметики"

Программа факультативной дисциплины «Основы лечебной косметики» предназначена для подготовки студентов по специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство». Эта дисциплина тесно связана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПМ03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремо...

Программа факультативного курса «Разработка творческих и исследовательских проектов в сфере Информационных технологий»

Программа факультатива разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и может применятьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Одно из основных испытаний, с которым сталкиваются старшеклассники, это определение дальнейшего профессионального маршрута, т.е. определение себя на «профессиональном поприще». Для девятик...

Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»

Рабочая программа по компетенции «Технологии моды»  является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...

Программа факультативного курса "Химия в быту"

Курс «Химия в быту» знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химии, физика, биология, экология, география, история).Экологиче...

Программа факультативного курса "Химия на пять"

Предлагаемый курс «Химия на пять» направлен на отработку основных знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении курса химии основной школы, выполнение блоков заданий по отдел...