Программа факультативного курса "Химия в быту"
рабочая программа
Курс «Химия в быту» знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химии, физика, биология, экология, география, история).
Экологический аспект: анализ изменений в окружающей среде и организация своего влияния на ситуацию, формирование бережного отношения к природе.
Физический аспект: изучение физических свойств веществ, физические методы анализа вещества.
Исторический аспект: исторические сведения о влиянии химии на жизнь человека.
Биологический аспект: изучение химического состава объектов живой природы.
Информатика - поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Худоеланская средняя общеобразовательная школа"
Факультативный курс
«Химия в быту»
(естественнонаучная направленность)
Срок реализации: 1 год
Составил:
учитель химии и географии
Шагвалеева Ольга Николаевна
.
с. Худоеланское, 2022г.
Пояснительная записка.
Направленность курса - естественнонаучная. Уровень освоения курса - базовый.
Актуальность и особенность курса человек использует тысячи различных химических веществ, без которых немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не безопасны и при неумелом обращение вместо пользы приносят вред, как природе, так и человеку. Все больше накапливается данных о взаимосвязи между содержанием в организме химических соединений, в том числе ионов металлов, и возникновением, развитием таких болезней, как раковые и сердечно-сосудистые заболевания. В связи с этим особое внимание уделяется роли различных элементов в биохимических процессах в здоровом и больном организме. Рассмотрение роли в организме различных элементов и их соединений с остатками органических молекул имеет большое значение не только для лечения, но и для профилактики различных заболеваний. Дальнейшее развитие медицины связано именно с этими направлениями. Владение знаниями о химических веществах могут обеспечить грамотное отношение к природе и к собственному здоровью без нанесения ущерба. Поэтому знание возможных последствий воздействия различного рода химических соединений на организм человека становится необходимым не только для врачей, но и для каждого человека.
Знания, получаемые в школе по химии, возможно и необходимо грамотно применять и в повседневной жизни. Познавая основополагающие законы химии, обучающиеся знакомятся с составом и свойствами различных химических веществ, как естественным образом присутствующие в человеческом организме, так и при независимом внешнем воздействии. Школьники узнают, как именно эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма и на саму жизнь человека - что полезно и в каких количествах, а что может оказывать отрицательное влияние.
Курс «Химия в быту» знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химии, физика, биология, экология, география, история).
Экологический аспект: анализ изменений в окружающей среде и организация своего влияния на ситуацию, формирование бережного отношения к природе.
Физический аспект: изучение физических свойств веществ, физические методы анализа вещества.
Исторический аспект: исторические сведения о влиянии химии на жизнь человека.
Биологический аспект: изучение химического состава объектов живой природы.
Информатика - поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Содержание Программы знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, с веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага, строительные материалы, автомобильная техника, лекарства и т. п.
Такие темы как: «Вода», «Поваренная соль», «Спички», «Бумага» дают возможность актуализации экологических знаний обучающихся. Практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в курсе, позволят сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Актуальность курса обусловлена тем, что в учебном плане по предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю в 8 - 11 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету. В тоже время возраст 15-17 лет является важным для профессионального самоопределения обучающихся. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может влиять на выбор будущей профессии.
Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. На занятиях по курсу формируются умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, закладываются нормы здорового образа жизни. Знакомство обучающихся с химическими веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и различных веществ в среде его обитания.
Отличительные особенности курса. Курс имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса обучающихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. В курсе ставится задача необходимости обеспечить химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни; дается понятие о средствах бытовой химии, косметических веществах и механизмах их действия на организм человека. Содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей обучающихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования естественнонаучных знаний и видов познавательной деятельности. Особое внимание уделяется формированию экологических знаний обучающихся.
Новизна курса заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых курсом предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся 10-11 классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.
Направленность курса естественнонаучная.
Уровень курса базовый.
Адресат курса. Курс «Химия в быту» рассчитана на реализацию в группе из 7-12 обучающихся в возрасте 15-17 лет на базе МКОУ «Худоеланская СОШ».
Практическая значимость для целевой группы. Учащиеся познакомятся с различными веществами. В ходе лабораторных и практических работ научаться правильно обращаться с веществами. Данные знания необходимы учащимся для подготовки к ВПР и ЕГЭ.
Преемственность курса с предметными программами учреждения, образовательных организаций. Курс «Химия в быту» расширяет знания предметной области химия и помогает глубже изучить данный предмет.
Объем курса (кол-во часов) Объём учебного курса за год: 68 занятий, 68 учебных часов.
Сроки освоения курса. Срок реализации курса - 1 учебный год. Особенности реализации образовательного процесса, формы организации образовательного процесса. Программа реализуется на базе МКОУ «Худоеланская СОШ» в специально оборудованном классе - «Точка роста». Занятия проводятся с использованием
лабораторного оборудования, ИКТ оборудования. Используются разные формы организации работы с детьми: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Формы обучения. Очная
Режим занятий. 2 занятие в неделю продолжительностью по 1 часу. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Цель программы: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширение кругозора обучающихся;
- повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни и медицине;
- расширение и углубление знаний обучающихся о роли химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма, о важнейших химических превращениях, лежащих в основе метаболизма, о применении в медицине некоторых неорганических и органических веществ;
- подготовка обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
- формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту и использования полученных знаний на практике;
- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Воспитательные:
- воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами;
- ориентация на выбор химико-биологического профиля.
Учебный план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | |||
всего | теория | практика | ||||
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Тема 1.1. Введение. | 3 | 1 | 1 | Лекция. | |
2 | Раздел 2. | |||||
2.1. | Тема 2.1. Вещества, которые нас окружают. | 19 | 5 | 4 | Лекция. Практическая работа. | |
3 | Раздел 3. | |||||
3.1 | Тема 3. Химия стирки. | 10 | 3 | 3 | Лекция. Практическая работа. | |
4 | Раздел 4. | |||||
4.1 | Тема 4.1. Химия пищи. | 20 | 5 | 5 | Лекция. Практическая работа. | |
5 | Раздел 5. | |||||
Тема 5.1. Химия и красота. | 10 | 3 | 3 | Лекция. Практическая работа. | ||
6 | Раздел 6. | |||||
Тема 6.1. Презентация и защита творческих и проектных работ | 6 | 4 | 4 | Перезентация проектов. |
Содержание программы.
Тема 1: Введение. (3часа)
Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка
химической посуды. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.
Практика:
1. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения.
Тема 2: Вещества, которые нас окружают. (19 часов)
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Запасы пресной воды на планете. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.
Практика:
- Растворяющее действие воды.
- Очистка воды.
3 Определение жесткости воды и ее устранение.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно - восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Основные виды современных спичек. Деревянные (изготовленные из мягких пород дерева - осины, липы, тополя, американской белой сосны и т. п.), картонные и восковые (парафиновые - изготовленные из хлопчатобумажного жгута, пропитанного парафином). По методу зажигания -тёрочные (зажигающиеся при трении о поверхность - тёрку) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность).
Спичечное производство в России. Строение, состав и изготовление спичек. Практика:
1.Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. Технология производства бумаги. Структура бумаги под микроскопом во
флуоресцентном свечении.
Производство бумаги: приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы); выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка); окончательная отделка (каландирование, резка); сортировка и упаковка.
Практика:
1.Изучение свойств различных видов бумаги. Получение бумаги.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.
Практика:
1.Получение акварельных красок».
Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. Бетон. Цемент. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.
Практика:
1 Определение относительной запыленности воздуха в помещении.
Тема 3: Химия стирки. (10 часов)
Мыла. Состав, строение, получение. Синтетические моющие средства и поверхностно - активные вещества. Основные компоненты СМС: поверхностно-активные вещества(ПАВ); вспомогательные вещества: щелочные соли - карбонат и силикат натрия, нейтральные соли - сульфат и фосфат натрия; карбоксиметилцеллюлоза, поливинилпирролидон, химические отбеливатели (персоли); химические отбеливатели (перекись водорода); физические (оптические) отбеливатели - флуоресцирующие соединения; адсорбционные красители (ультрамарин, индиго, синтетические
органические пигменты); биодобавки - ферменты (липазы, протеазы и др.); отдушки; антистатики.
Средства бытовой химии - химические средства по уходу за собственностью: одеждой, помещениями, автомобилями. К средствам бытовой химии относят дезинфицирующие средства, репелленты и пр. средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практика:
- Определение pH - среды в мылах и шампунях.
- Выведение пятен с ткани. Мыла. Состав, строение, получение
- Сравнение свойств мыла со стиральных порошков.
Тема 4: Химия пищи. (20 часов).
Из чего состоит пища. Химический состав продуктов питания. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и производства. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Добавки в продукты питания.
Способы химического анализа состава веществ в продуктах питания.
Практика:
1.Определение нитратов в продуктах.
- Определение содержания жиров в семенах растений.
3.Качественные реакции на присутствие углеводов.
Тема 5: Химия и красота (10 часов)
Косметические моющие средства. Кремы. Пеномоющие средства. Ополаскиватели и кондиционеры. Гели. Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии.
Дезодоранты и озоновый «щит» планеты.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.
Сложные эфиры. Состав, строение, получение. Практика
- Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.
- Определение pH - среды в мылах и шампунях.
- Получение сложных эфиров из органических соединений. Этилметанат (запах рома). Изобутилэтанат (фруктовый запах).
Тема 6: . Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся. (6 часов)
Подготовка и защита мини-проектов.
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде. Педагогические технологии, используемые в обучении:
- Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Средства:
- Интернет технологии;
- оборудование центра «Точки роста».
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения в природе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
В области регулятивных УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Предметные
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ;
- Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
- Участие в конкурсах исследовательских работ.
Календарный учебный график.
№ занятия | Тема занятия | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Введение | 01.09 | |
2 | Химия в повседневной жизни. | 05.09 | |
3 | Техника безопасности при работе в химической лаборатории. | 08.09 | |
4 | Вода-источник жизни. Проблемы питьевой воды. | 12.09 | |
5 | Растворяющие действия воды. Определение рН воды. | 15.09 | |
6 | Определение жесткости воды и ее устранение. | 19.09 | |
7 | История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. | 22.09 | |
8 | Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спичек. | 26.09 | |
9 | Спичечное производство в России. | 29.09 | |
10 | Изучение свойств различных видов спичек. | 03.10 | |
11 | От пергамента и шелковых книг до наших дней. | 06.10 | |
12 | Изучение свойств различных видов бумаги. | 10.10 | |
13 | Технология производства бумаги. | 13.10 | |
14 | Структура бумаги под микроскопом во флуоресцентном свечении. | 17.10 | |
15 | Распознавание волокон и тканей. | 20.10 | |
16 | Волшебная радуга цвета (краски). | 24.10 | |
17 | Строительные материалы и растворы. | 27.10 | |
18 | Керамика. Цемент. | 07.11 | |
19 | Кирпичи. | 10.11 | |
20 | История стекла. | 14.11 | |
21 | Фарфор и фаянс. | 17.11 | |
22 | Определение относительной запыленности воздуха в помещении. | 21.11 | |
23 | Маленькие секреты большой стирки. | 24.11 | |
24 | Мыла. Состав, строение, получение. | 28.11 | |
25 | Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. | 01.12 | |
26 | Основные компоненты СМС | 05.12 | |
27 | Дезинфицирующие средства. | 08.12 | |
28 | Средства бытовой химии | 12.12 | |
29 | Определение рН среды в мылах и шампунях. | 15.12 | |
30 | Удаление пятен с одежды. | 19.12 | |
31 | Отдушки, антистатики и репелленты. | 22.12 | |
32 | Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии. | 26.12 | |
33 | Из чего состоит пища. | 29.12 | |
34 | Химический состав продуктов питания. | 12.01 | |
35 | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. | 16.01 | |
36 | Химия продуктов растительного и животного происхождения. | 19.01 | |
37 | Физиология пищеварения. | 23.01 | |
38 | Продукты быстрого приготовления и производства. | 26.01 | |
39 | Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. | 30.01 | |
40 | Химические основы домашнего приготовления пищи. | 02.02 | |
41 | Определение содержания жиров в семенах растений. | 06.02 | |
42 | Качественные реакции на присутствие углеводов. | 09.02 | |
43 | Качественные реакции на присутствие жиров. | 13.02 | |
44 | Качественные реакции на присутствие белков. | 16.02 | |
45 | Пищевые добавки. | 20.02 | |
46 | Добавки в продукты питания | 27.02 | |
47 | Вредные и опасные добавки. | 01.03 | |
48 | Способы химического анализа состава веществ в продуктах питания | 05.03 | |
49 | О чем говорит информация на этикетке | 12.03 | |
50 | Есть или не есть, вот в чем вопрос. | 15.03 | |
51 | Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? | 19.03 | |
52 | Экологически здорова пища. | 22.03 | |
53 | Химические средства гигиены и косметики. | 02.04 | |
54 | Косметические моющие средства. | 05.04 | |
55 | Ополаскиватели и кондиционеры. Гели. | 09.04 | |
56 | Дезодоранты и озоновый «щит» планеты. | 12.04 | |
57 | Изучение состава декоративной косметики по этикеткам. | 16.04 | |
58 | Получение сложных эфиров из органических соединений. | 19.04 | |
59 | Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. | 23.04 | |
60 | Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски. | 26.04 | |
61 | Правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов и их многообразие. | 30.04 | |
62 | Вред и польза современных средств гигиены. | 03.05 | |
63 | Защита проектов. | 07.05 | |
64 | Защита проектов. | 14.05 | |
65 | Защита проектов. | 17.05 | |
66 | Защита проектов. | 21.05 | |
67 | Защита проектов. | 24.05 | |
68 | Защита проектов. | 24.05 |
Условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение Программы
Методика обучения по программе «Химия в быту» состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого химического мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит семинары, занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение Программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Химия в быту» предполагают наличие:
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, вытяжной шкаф, раковина с холодной водопроводной водой).
- необходимых для экспериментов оборудования и реактивов.
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш-карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ, таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости оснований, кислот, солей.
Характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
Занятия будут проходить в кабинете химии. Помещение оборудовано под преподавание дисциплин химия и биология. Общая площадь - 42 м2, 20 посадочных мест, 10 парт, 1 учительский стол, раковина.
Кабинет оборудован экраном, принтером, МФУ, проектором.
Для проведения лабораторных и практических занятий есть в наличие реактивы и оборудование центра «Точка роста».
Литература
- Аликберова Л.Ю., Н.С. Рукк. Полезная химия. - М.: Дрофа, 2005.
- Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием препаратов и средств бытовой химии. Химия в школе, 2002, № 9, с. 73-76.
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М.: Дрофа, 2005
- Дворкин, Л.И. Строительные минеральные вяжущие материалы. - М.: Инфра- Инженерия, 2011. - 544 с.
- Денисова В.Н. Дом без химии. - М.: Рипол Классик, 2014 г.- 256 с.
- Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
- Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005, № 3, с. 44-47.
- Макарова Н.А. Валеология и органическая химия. - М.: "Эверест-Химия"1997
- Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981
- Мир химии. СПб, М.: М-Экспресс, 1995
- Новошинскией И.И., Новошинская Н.С. Химия 10. - М.: Русское слово, 2008г.
- Новошинскией И.И., Новошинская Н.С., Химия 11. - М.: Русское слово, 2008г.
- Оборотень с указкой. Бытовая химия: Лена Миро, Алексей Олин. - Санкт-Петербург, Амфора, 2010 г.- 254 с.
- Органическая химия и человек. А.И. Артеменко. - М.: Просвещение, 2000
- Попов, В. А. Многоликая химия кн. для учащихся / В. А. Попов, А. С. Семенов, Г. Д. Харлампович - М.: Просвещение, -1992. -159 с
- Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, №12, 15, 19
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высш. шк. 1991. -288 с:
Литература для обучающихся
- Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2008.
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. - Ярославль: Академия К: академия холдинг, 2000.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992.
4 . Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни». - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005
- Розен Б.Л. "Чудесный мир бумаги". М.: "Химия", 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.Задачи:воспитание чувства гордости за свою страну;развитие интереса к истории России;расширение кругозора....

Программа факультативного курса "Основы лечебной косметики"
Программа факультативной дисциплины «Основы лечебной косметики» предназначена для подготовки студентов по специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство». Эта дисциплина тесно связана...

ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской
Актуальность проблемы В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том чис...

Программа факультативного курса «Разработка творческих и исследовательских проектов в сфере Информационных технологий»
Программа факультатива разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и может применятьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Одно из основных испытаний, с которым сталкиваются старшеклассники, это определение дальнейшего профессионального маршрута, т.е. определение себя на «профессиональном поприще». Для девятик...

Программа факультативного курса "Химия на пять"
Предлагаемый курс «Химия на пять» направлен на отработку основных знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении курса химии основной школы, выполнение блоков заданий по отдел...