РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
рабочая программа
Одно из основных испытаний, с которым сталкиваются старшеклассники, это определение дальнейшего профессионального маршрута, т.е. определение себя на «профессиональном поприще». Для девятиклассников определение своего профессионального пути, а, соответственно, и учебного направления - наиболее важная задача их образовательного развития. Разрешение этой задачи поможет обучающимся разобраться и определиться в результативности выбора дальнейшего маршрута получения образования, определиться с будущей профессиональной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 97.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
По психологии
«Путь к себе»
9 класс
2018-2019 учебный год
Автор-составитель: педагог-психолог:
Монид Ксения Николаевна
г. Зима, 2018 г
Пояснительная записка
Одно из основных испытаний, с которым сталкиваются старшеклассники, это определение дальнейшего профессионального маршрута, т.е. определение себя на «профессиональном поприще». Для девятиклассников определение своего профессионального пути, а, соответственно, и учебного направления - наиболее важная задача их образовательного развития. Разрешение этой задачи поможет обучающимся разобраться и определиться в результативности выбора дальнейшего маршрута получения образования, определиться с будущей профессиональной направленностью.
Самое главное в этой миссии – не попасть в недоумение, растерянность, а определиться и принять конструктивное, рациональное решение, которое соответствовало бы личностным возможностям, способностям, интересам. А также, определенным критериям, которые предъявляют профессиональные направленности к личности соискателя.
Насколько верно совершен старшеклассником праймериз (выбор), от этого зависит его дальнейшее личностное развитие, а также, развитие его творческого потенциала. Ведь путь к себе не прост. И от того, как старшеклассники будут подходить к важному и ответственному решению, связанным с определением профессионального маршрута, зависит его «портативность» (легкость) при нахождении себя, на своем жизненном пути – «на пути к себе».
Вопрос профессионального самоопределения несет актуальный характер, и уже начиная с 15 лет, у подростков происходит серьезное осознание данного вопроса.
Исходя из статистики различных исследований, что примерно от 15-до 20% старшеклассников, имеют непреклонные, решительные профессиональные намерения.
Примерно, такой же процент еще не ставит перед собой целей, касающиеся профессиональной определенности. А около 60% подростков совсем не имеют какой-то определенной, четкой позиции, что приводит к сомнениям в своем выборе; они в замешательстве от противоречивых чувств: «Выбор необходим и важен для меня, но я не знаю, как его сделать, и что мне нужно». И это действительно является серьезной и актуальной проблемой, которую, тем не менее, важно решать. Факультативный курс «Путь к себе» является источником, который мобилизован оказать помощь девятиклассникам в непростой, но при этом ответственный транзитивный (переходный) период.
Факультативный курс «Путь к себе» представляется активизатором пробуждения старшеклассников к познанию себя, рассмотрению личностных познавательных ресурсов и возможностей, а также к ориентации планов, связанных как с профессиональной направленностью, так и ценностными ориентирами. Когда старшеклассник воспроизводит свой начальный выбор, связанный с профессиональным ориентированием, то соответственно вместе с этим получает личный бесценный опыт.
Происходит процесс формирования необходимых знаний, способностей, которые являются инструментом устранения сложностей. И это бесспорно зафиксируется на успешности подростков, а также на эмоционально-личностном комфорте.
Цель программы - оказание помощи подросткам в самоопределении личностного и профессионального характера, учитывая творческие и потенциальные возможности личности.
Задачи по реализации данного курса:
1. формирование старшеклассниками всеобщего представления, связанного с миром профессий, и его соотнесение с учебным профилем;
2. штудирование понятий, которые характеризуют профессиональную деятельность человека по разным профессиональным направлениям;
3. проработка собственных интересов, которые несут в себе познавательные склонности и способности;
4. установление различных путей и способов развития как познавательных возможностей, так и личностных, в системе образовательной профильной подготовки.
Методы для проведения занятий факультативного курса были сформированы, опираясь на выраженную практическую направленность.
Методы учебной работы включают в себя:
- Работа с информацией;
- Применение диагностического инструментария;
- Работа в группах, носящая дискуссионный характер;
- Проигрывание различных ситуаций, определение ролей, позиций;
- Приемы с психотехнической направленностью.
В период всего цикла занятий педагог-психолог, ведущий данный курс, находится в позиции активного участника. В ходе проведения каждого занятия он может выступать как информатор, эксперт, а также, как участник или наблюдатель.
Состав группы, включающий в себя возрастные и количественные ограничения:
В данную группу входят обучающиеся 9-х классов.
Количество участников – от 20-до 25 человек.
Содержательный элемент программы:
Программа факультативного курса «Путь к себе» предполагает 17 часов и включает в себя 3 этапа:
1) Введение (Несет ознакомительный характер) (1-2-е занятие);
2) Коррекционный (Несет проективный характер) (3-9-е занятие)
3) Ключевой (Несет развивающий характер) (10-17-е занятие).
Проведение занятий осуществляется 1 раз в неделю, на протяжении полугодия.
Ожидаемым результатом проведения факультативного курса для девятиклассников станет определение своих намерений, носящие в себе профессиональную направленность и анализ индивидуальной задачи, касающийся выбора профиля обучения. Данный выбор будет воспроизведен с учетом имеющихся психологических аспектов и ресурсов старшеклассников в соответствии сформированности индивидуального профессионального плана.
По итогам прохождения данной программы обучающиеся должны овладеть содержанием следующих понятий:
- Особенности личности, отражающие в себе психологические аспекты;
- Понятие «Профессиональный ориентир», его структура, роль в жизни человека;
-Интересы, склонности, способности личности, несущие профессиональные предпосылки;
- Профессии, ее типы, направленность;
- Система признаков при определении профессии;
-Планирование и проектирование своего пути, связанного с профессиональным ориентиром;
- Основные этапы и особенности при построении карьеры;
- Разработка индивидуального плана, выявлении профессионального ориентира.
Опираясь на полученные знания обучающиеся должны уметь:
- Определять индивидуальные особенности своей личности;
- Способствовать раскрытию своих профессиональных способностей и интересов;
- Осуществлять соответствие выбранной профессии, учитывая свои способности, личностные особенности, а также в соответствии с рынком труда;
- Работать с систематизацией профессий, при их определении;
- Осуществлять ориентир по направленности и типологии профессий;
- Уметь осуществлять участие, при составлении индивидуального профессионального плана и активно вносить коррективы.
Оценивание программы рассчитывает организацию проведения анкетирования, опроса среди старшеклассников по завершению данного курса. И опираясь на результаты опроса, можно выявить, в какой мере детям были важны и интересны эти занятия, на каком уровне они научились производить оценку своим личностным качествам, и смогли ли они сделать свой профессиональный выбор. Также, сбор данной информации об учащихся предполагается для просвещения заинтересованных в этом лиц (педагоги, родители).
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Мы знакомимся» | 1 |
2 | Профессиональная направленность | 1 |
3 | Профессиональный ориентир: профессиональные штрихи | 1 |
4 | Метод моделирования в воспроизведении профессионального праймериза (выбора) | 1 |
5 | Система признаков при определении профессии, а также ее анализ | 2 |
6 | Какую роль играет темперамент в жизни каждого из нас, при осуществлении профессионального выбора? | 2 |
7 | Склонности и интересы, несущие профессиональные предпосылки | 2 |
8 | Возможности и склонности, определяющие профессиональный и личностный мотив | 1 |
9 | Определение своей индивидуальности, и ее соответствие с типологией профессии | 1 |
10 | Мотивационный аспект: его роль по достижению профессиональных целей | 2 |
11 | Игра «Отдел кадров» | 1 |
12 | Планирование и проектирование своего профессионального пути, по достижению успеха | 1 |
13 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
Занятие 1. Вводное занятие «Мы знакомимся» (1 час)
Педагог-психолог представляет группе сущность данного элективного курса.
Упражнения: «Необычное приветствие», «Высокопарные слова»
Занятие 2. Профессиональная направленность. (1 час)
Профессиональная направленность: профессиональные склонности, типология профессий.
Упражнения: «Я все могу», «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
Разработка шифра профессий, подгрупповая работа.
Занятие 3. Профессиональный ориентир: профессиональные штрихи (1 час)
Основные составляющие при выборе профессии: просвещение и информатизация, практическая и личностно-мотивационная готовность.
Профессиональный план – программа профессионального самовоспитания.
Заблуждения и ошибки, которые могут возникать при профессиональном выборе: непонимание сущности трудовой дисциплины, а также, отсутствие познания своей индивидуализации потенциальных возможностей.
Составление индивидуального профессионального плана, на ближайшие 5 лет.
Занятие 4. Метод моделирования в воспроизведении профессионального (праймериза) выбора (1 час)
Что значит трудиться? И какова роль наличия профессионального образования при воспроизведении какой-либо трудовой функции?
Упражнение «Право выбора».
Занятие 5. Система признаков при определении профессии, а также ее анализ (1 час)
Анализ профессий - «экономист», «лингвист», «переводчик» (на усмотрение обучающихся).
Сущность, расшифровка формулы профессии. (Характеристика по Е.А. Климову).
Подгрупповая работа: представить и проанализировать любую профессию.
Занятие 6. Какую роль играет темперамент в жизни каждого из нас, при осуществлении профессионального выбора? (2 часа)
Темперамент и профессия. Насколько это важно и нужно учитывать при решающем выборе?
Экстраверты, интроверты. Холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Кто они такие? На кого мы похожи? И как сделать так, чтобы особенности нашего темперамента помогали при выборе профессии, а не наоборот?
Проведение опросника по выявлению типа темперамента личности.
Занятие 7. Склонности и интересы, несущие профессиональные предпосылки (2 часа)
Навыки, интересы, склонности. (Их роль в профессиональном выборе)
Проведение диагностирования: «Диагностика интересов и склонностей»
Ролевая игра: «Прием на работу»
Занятие 8. Возможности и склонности, определяющие профессиональный и личностный мотив (2 часа)
Характер выраженности склонностей и интересов.
Проведение опросника: (Автор: Йовайши)
Упражнения: «Хочу, могу, надо», «Мои способности» (Представление своих способностей, и анализ того, как бы они мне могли помочь в профессиональном выборе).
Занятие 9. Определение своей индивидуальности, и ее соответствие с типологией профессии. (1 час)
Проведение тестирования: Выявление типа личности.
Упражнение «Гора достижений»
Занятие 10. Мотивационный аспект: его роль по достижению профессиональных целей (2 часа)
Человеческий мотивационный фактор. Типология мотивов при осуществлении выбора.
Мотивы. Их роль по преодолению себя и своего жизненного пути.
Осуществление дискуссионного метода, в форме круглого стола:
Какова роль компромисса? Нужен ли он при решении жизненных и профессиональных задач? Возможно ли его найти, учитывая собственные ценности, и социальный фактор при выборе профессиональной направленности?
Методы выявления собственных ценностей, а также выбор дальнейшего профессионального маршрута, в соответствии с этими ценностями?
Работа над рисунком: «Гора моих достижений» (Изображение своих приоритетов и ценностей, играющие важную роль в моей жизни).
Задание 11. Игра «Отдел кадров» (1 час)
Ознакомление с различными видами деятельностями, функциями, профессиями.
Подгрупповая работа.
Занятие 12. Планирование и проектирование своего профессионального пути, по достижению успеха (1 час)
Упражнения: «Ораторское искусство», «Профессиональные ориентиры» (знакомство с биографией известных общественных деятелей, и деятелей в различных областях).
Занятие 13. Итоговое занятие (1 час)
Упражнения: «Пирамида любви», «Подарки».
Рефлексивный анализ.
Проведение анкетирования (опроса) среди старшеклассников, по завершению данного курса.
Использованная литература:
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003, 272 с.
- Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2005
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
- Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева. - И.: ИГПИ, 1999
- Профильное обучение в условиях модернизации. — М., 2004, 358 с.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. - М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.
- Рай Лесли. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, 2002, 288 с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2002.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М: ВЛАДОС, 2001.
- Белькова, Т.А. Программа "Я делаю свой выбор" (организация профориентационной работы с выпускниками) // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2010 - № 7 - С. 99-105.
- Тафий, А.М. Профориентационная деловая игра для старшеклассников "Лабиринты выбора" // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011 - № 7 - С. 116-123.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 02.01 Технология бетонных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»
1.1. Область применения программы Программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной програм...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 04.01 Технология монтажных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»
1.1. Область применения междисциплинарного курса Программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образова...
Программа факультативного курса "Основы лечебной косметики"
Программа факультативной дисциплины «Основы лечебной косметики» предназначена для подготовки студентов по специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство». Эта дисциплина тесно связана...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Программа факультативного курса «Разработка творческих и исследовательских проектов в сфере Информационных технологий»
Программа факультатива разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и может применятьс...
Рабочая программа междисциплинарного курса «Подготовка по профессии промышленный альпинист» профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Специальность: 20.02.02 - Защита в ЧС
Аннотациярабочей программы МДК"Подготовка по профессии промышленный альпинист" 1. Цели и задачи изучения междисциплинарного курсаОсновной целью освоения междисциплинарного курса "П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитани...