Программа учебного предмета Ритмика (VIII вид) 5 класс
календарно-тематическое планирование

Худякова Юлия Александровна

Предмет «Ритмика» входит в коррекционно- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «Ритмика» 

5 класс

(индивидуальное обучение на дому)

(составлена  в соответствии с  требованиями  федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

                                                                   Программа составлена

                                                                          учителем начальных классов                                          

                                                                                           Худяковой Юлией Александровной

2023-2024 уч.год

Календарное  планирование (по четвертям)

Четверть\год

Часов в неделю

Всего

1 четверть

1

9

2 четверть

1

7

3 четверть

1

11

4 четверть

1

7

ГОД

34

Раздел I. Пояснительная записка

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования базовых учебных действий и достижения личностных результатов.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели:

  • соотносить звуки и буквы;
  • правильное и отчетливое произношение изучаемого звука;
  • развитие устной речи обучающегося;
  • формирование нравственных качеств.

Специальная задача – коррекция речи и  мышления обучающейся с психическим недоразвитием является составной частью курса письма и развития речи  и решается в процессе воспитания и формирования знаний, умений и навыков по предмету.

Ключевая идея курса заключается в овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Основные задачи:

- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;

- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития;

- формировать нравственные качества.

Требования к уровню подготовки обучающегося.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

           Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Обучение русскому языку осуществляется в 5 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.

      Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.

Задачи:

  • развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического  и психического здоровья детей;
  • развитие общей и речевой моторики;
  • эмоционально-волевое развитие учащихся;
  • воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.

Общая структура предмета:

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:

  • Упражнения на ориентировку в пространстве;
  • Ритмико-гимнастические упражнения;
  • Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
  • Игры под музыку;
  • Танцевальные упражнения.

                                                                                         

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

      Обучающиеся должны уметь:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами;

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Раздел III. Место учебного предмета «Ритмика»

в учебном плане.

Предмет «Ритмика» входит в коррекционно- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.

Предмет «Русский язык» включён в обязательную предметную область «Физическая культура», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:

Предметные области

Основные задачи реализации содержания    

1

Физическая культура

Учебный предмет «Ритмика», как и «Физическая культура», находясь в тесном взаимодействии, призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.

Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающейся системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Раздел V. Личностные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Русский язык»

Класс

(год обучения)

Планируемые результаты

Формируемые базовые учебные действия  

Личностные

Предметные

5

класс

Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.

  1. Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
  2. Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
  3. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
  4. Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
  5. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.

Принимать участие в творческой жизни коллектива.

  1. принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  2. организованно строиться;
  3. сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
  4. самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  5. соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;
  6. легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые упражнения»;
  7. ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с контрастными построениями.

  1. уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
  2. соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
  3. самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
  4. ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
  5. передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
  6. передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
  7. повторять любой ритм, заданный учителем;
  8. задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

Раздел VI. Содержание учебного предмета «Ритмика»

Содержанием работы на уроках  ритмики  является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.

        В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

        Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами  развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

                Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

 Разделы:        

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве
  2. Ритмико-гимнастические упражнения
  3. Игры под музыку
  4. Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем  разделам  программы  в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать 

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев. 

Поурочно-тематическое планирование

урока

Тема  раздела,
урока

Кол-во
часов

Дата

Примечание

День знаний

1

Построение в шахматном порядке

1

Перестроение из нескольких кругов, сужение и расширение их

1

Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели

1

Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол

1

Сохранение правильной дистанции во всех видах построения и использование лент, обручей, скакалок

1

Упражнения с предметами: ленты, обручи

1

Упражнения с предметами: скакалки

1

Общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки

1

Упражнения на координацию движений.

1

Движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

1

Общеразвивающие упражнения. Упражнения на  осанку 

1

Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений

1

Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением

1

Общеразвивающие упражнения под музыку с постепенном ускорением

1

Общеразвивающие упражнения под музыку с ускорением

1

Общеразвивающие упражнения под музыку с ускорением

1

Поочередные хлопки, над головой, на груди, перед собой, справа слева, на голени

1

Упражнения на координацию движений

1

Разучивание и придумывание новых вариантов игр

1

Составление несложных танцевальных композиций

1

Инсценирование музыкальных сказок

1

Исполнение элементов плясок и танцев

1

Элементов плясок и танцев, разученных в классе.

1

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе.

1

 Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Разучивание народных танцев

1

Упражнения на различение элементов народных танцев. Разучивание народных танцев

1

Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут.

1

Пружинящий бег.  Упражнения на различение элементов народных танцев.

1

Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев

1

Разучивание народных танцев

1

Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

1

Элементы плясок и танцев. Подвижные игры с речевым сопровождением.

1

Элементы плясок и танцев. Основные движения народных танцев

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Программа учебного предмета Математика (VIII вид) 5 класс

Обучение предмету «Математика»  связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также в...

Программа учебного предмета Чтение (VIII вид) 5 класс

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов комму...