Программа учебного предмета Ритмика (VIII вид) 5 класс
календарно-тематическое планирование
Предмет «Ритмика» входит в коррекционно- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Ритмика»
5 класс
(индивидуальное обучение на дому)
(составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Программа составлена
учителем начальных классов
Худяковой Юлией Александровной
2023-2024 уч.год
Календарное планирование (по четвертям)
Четверть\год | Часов в неделю | Всего |
1 четверть | 1 | 9 |
2 четверть | 1 | 7 |
3 четверть | 1 | 11 |
4 четверть | 1 | 7 |
ГОД | 34 |
Раздел I. Пояснительная записка
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования базовых учебных действий и достижения личностных результатов.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели:
- соотносить звуки и буквы;
- правильное и отчетливое произношение изучаемого звука;
- развитие устной речи обучающегося;
- формирование нравственных качеств.
Специальная задача – коррекция речи и мышления обучающейся с психическим недоразвитием является составной частью курса письма и развития речи и решается в процессе воспитания и формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Ключевая идея курса заключается в овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Основные задачи:
- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;
- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;
- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Обучение русскому языку осуществляется в 5 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Задачи:
- развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие общей и речевой моторики;
- эмоционально-волевое развитие учащихся;
- воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.
Общая структура предмета:
Программа по ритмике состоит из пяти разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве;
- Ритмико-гимнастические упражнения;
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- Игры под музыку;
- Танцевальные упражнения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Раздел III. Место учебного предмета «Ритмика»
в учебном плане.
Предмет «Ритмика» входит в коррекционно- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Предмет «Русский язык» включён в обязательную предметную область «Физическая культура», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:
№ | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Физическая культура | Учебный предмет «Ритмика», как и «Физическая культура», находясь в тесном взаимодействии, призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. |
На изучение данного учебного предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающейся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Раздел V. Личностные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Русский язык»
Класс (год обучения) | Планируемые результаты | Формируемые базовые учебные действия | |
Личностные | Предметные | ||
5 класс | Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Принимать участие в творческой жизни коллектива. |
|
|
Раздел VI. Содержание учебного предмета «Ритмика»
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Разделы:
- Упражнения на ориентировку в пространстве
- Ритмико-гимнастические упражнения
- Игры под музыку
- Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, | Кол-во | Дата | Примечание |
День знаний | 1 | |||
Построение в шахматном порядке | 1 | |||
Перестроение из нескольких кругов, сужение и расширение их | 1 | |||
Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели | 1 | |||
Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол | 1 | |||
Сохранение правильной дистанции во всех видах построения и использование лент, обручей, скакалок | 1 | |||
Упражнения с предметами: ленты, обручи | 1 | |||
Упражнения с предметами: скакалки | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки | 1 | |||
Упражнения на координацию движений. | 1 | |||
Движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на осанку | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений | 1 | |||
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения под музыку с постепенном ускорением | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения под музыку с ускорением | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения под музыку с ускорением | 1 | |||
Поочередные хлопки, над головой, на груди, перед собой, справа слева, на голени | 1 | |||
Упражнения на координацию движений | 1 | |||
Разучивание и придумывание новых вариантов игр | 1 | |||
Составление несложных танцевальных композиций | 1 | |||
Инсценирование музыкальных сказок | 1 | |||
Исполнение элементов плясок и танцев | 1 | |||
Элементов плясок и танцев, разученных в классе. | 1 | |||
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. | 1 | |||
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Разучивание народных танцев | 1 | |||
Упражнения на различение элементов народных танцев. Разучивание народных танцев | 1 | |||
Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. | 1 | |||
Пружинящий бег. Упражнения на различение элементов народных танцев. | 1 | |||
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев | 1 | |||
Разучивание народных танцев | 1 | |||
Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | 1 | |||
Элементы плясок и танцев. Подвижные игры с речевым сопровождением. | 1 | |||
Элементы плясок и танцев. Основные движения народных танцев | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой
Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
Программа учебного предмета Математика (VIII вид) 5 класс
Обучение предмету «Математика» связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также в...
Программа учебного предмета Чтение (VIII вид) 5 класс
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов комму...