Рабочая программа по Родной литературе для СПО
рабочая программа
Рабочая программа по Родной литературе для СПО разработана на основе примерной программы по родной литературе для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odp.01._rp_rodnaya_lit-ra_-22-23_.docx | 137.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ- НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум» _________ И. П. Никитина «____»__________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДП.01, ПД.01. ОДП.01 Родная (региональная) литература
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям среднего
профессионального образования
05. 02. 03 «МЕТЕОРОЛОГИЯ»
20.02.01 «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ»
11. 02. 07 «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
11. 02. 15 «ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
базовой подготовки
Квалификации: техник-метеоролог; специалист по обслуживанию телекоммуникаций; радиотехник; техник-эколог
Балашиха
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по литературе для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», «Родная литература» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования и требований федеральных государственных образовательных стандартов получаемой специальности.
Организация-разработчик: ГБ ПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»
Разработчик: Семибратова Татьяна Михайловна, преподаватель ГБ ПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии
Гуманитарных и социально –экономических дисциплин.
протокол №1 от «30» августа 2022 г.
Председатель: _____________А.А.Самуйленко
Рекомендована Методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Гидрометеорологический техникум»
Протокол №1 от «30» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная (русская) литература» (базовый курс)
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в действующей редакции), на основе основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637.
Рабочая программа по родной литературе для СПО составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебному плану рассчитана на 39 часов (2 часа в неделю) и ориентированы на перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации», избранные произведения писателей и поэтов и электронные ресурсы.
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны прежде всего с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Курс родной литературы в СПО направлен на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;
- овладение системой знаний, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- освоение ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- совершенствование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности
В соответствии с целями преподавания родной литературы основные задачи курса сводятся к следующим:
- воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитать любовь к родной литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе донских писателей;
- формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
- овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
- развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 39 часов.
Планируемые предметные результаты освоения родной литературы в 2022 – 2023 уч. год
Личностные результаты изучения предмета родная литература являются:
- Л 1.1 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- Л 1.2 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
- Л 1.3 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Л 1.4 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Л 1.5 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Л 1.6 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- Л 1.7 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Студент научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Студент научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности: что сделано и пооперационный контроль, как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и, наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Студент научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителю);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
- Студент научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Студент научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, системой поиска в Интерне.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 39 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 39 |
в т.ч.: | |
теоретическое обучение | 24 |
практические занятия | 15 |
промежуточная аттестация | дифференцированный зачет |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Родная (региональная литература)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Личность (6 часов). | 6/3 | ||
Тема 1.1 А. И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания статьи «Жить не по лжи» | 1 | ||
2. Чтение и анализ статьи А. И. Солженицына «Жить не по лжи» | |||
В том числе практических занятий | - | ||
№1. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю» | 1 | ||
Тема 1.2 М. Горький. Рассказ «Карамора» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История написания рассказа М. Горького «Карамора». | 1 | ||
2.Чтение и анализ рассказа М. Горького «Карамора». Анализ сна героя. | |||
В том числе практических занятий | |||
№2.Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности | 1 | ||
Тема 1.3 Ю. П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История написания рассказа Ю. П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | 1 | ||
2. Чтение и анализ рассказа Ю. П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | |||
В том числе практических занятий | |||
№3.Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал» | 1 | ||
Раздел 2. Личность и семья (6 часов). | 6/3 | ||
Тема 2.1. Б. Н. Зайцев. Повесть «Голубая звезда» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания повести Б. П. Зайцева «Голубая звезда» | 1 | ||
2. Чтение и анализ повести Б. П. Зайцева «Голубая звезда» | |||
В том числе практических занятий | |||
№4.Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.Зайцева «Голубая звезда» | 1 | ||
Тема 2.2. И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История создания повести «Первая любовь». | 1 | ||
2. Душевные переживания юного героя повести. | |||
В том числе практических занятий | |||
№5. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | 1 | ||
ИЛИ | |||
Тема 2.2. В. В. Набоков. Повесть «Машенька» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История написания повести В. В. Набокова «Машенька» | 1 | ||
2. Своеобразие конфликта в повести В.В.Набокова «Машенька» | |||
В том числе практических занятий | |||
№5. Образ Машеньки как символ далекой родины | 1 | ||
Тема 2.3. Л.Н. Толстой. Повесть «Смерть Ивана Ильича». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» | 1 | ||
2. Место человека в семье и обществе. | |||
В том числе практических занятий | |||
№6.История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». | 1 | ||
Раздел 3. Личность – общество, государство (6часов) | 6/3 | ||
Тема 3.1 И.А.Бунин. Рассказ «Иоанн Рыдалец» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История написания рассказа И. А. Бунина «Иоанн Рыдалец». | 1 | ||
2.Чтение и анализ рассказа И. А. Бунина «Иоанн Рыдалец». | |||
В том числе практических занятий | - | ||
№7.Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец». | 1 | ||
Тема 3.2 Э. Веркин. Повесть «Облачный полк» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания повести Э. Веркина «Облачный полк». | 1 | ||
2.Чтение и анализ повести Эю Веркина «Облачный полк» | |||
В том числе практических занятий | |||
№8.Военные будни в повести Э.Веркина. «Облачный полк». | 1 | ||
Тема 3.3 В. С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания рассказа В. С. Маканина «Кавказский пленный». | 1 | ||
2. Человек и государственная система в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный». | |||
В том числе практических занятий | |||
№9. Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный | 1 | ||
Раздел 4. Личность – природа – цивилизация (6часов) | 6/3 | ||
Тема 4.1. М. Н. Рубцов. Лирика. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. Жизнь и творчество М. Н. Рубцова. | 1 | ||
2.Чтение и анализ стихотворений М. Н. Рубцова: «Тихая моя лирика». | |||
В том числе практических занятий | |||
№10. Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова | 1 | ||
Тема 4.2. Андрей Белый. Лирика. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1 Андрей Белый. Жизнь и творчество в Кучино. | 1 | ||
2. Чтение и анализ стихотворений Андрея Белого. | |||
В том числе практических занятий | |||
№11.Тема природы в творчестве Андрея Белого. | 1 | ||
Тема 4.3. Л. С. Петрушевская Рассказ «Новые робинзоны» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1, История создания рассказа Л. С. Петрушевской «Новые робинзоны». | 1 | ||
2 Чтение и анализ рассказа Л. С. Петрушевской «Новые робинзоны». | |||
В том числе практических занятий | |||
№12. Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны». | 1 | ||
Раздел 5. Личность – история- современность (6часов). | 6/3 | ||
Тема 5.1 И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.История написания статьи И. А. Бунина «Миссия русской эмиграции» | 1 | ||
2.Чтение статьи И. А. Бунина «Миссия русской эмиграции» | |||
В том числе практических занятий | - | ||
№13. Анализ статьи И.А. Бунина «Миссия русской эмиграции» | 1 | ||
Тема 5.2 Г. И. Успенский. Рассказ «Пятница» или эссе «Выпрямила». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1.Жизнь и творчество Г. И. Успенского. | 1 | ||
2.Чтение и анализ рассказа Г. И. Успенского «Пятница» или эссе «Выпрямила». | |||
В том числе практических занятий | |||
№14. Рассуждение о смысле существования человечества. | 1 | ||
Тема 5.3 В. Ф. Тендряков. Рассказ «Пара гнедых». | Содержание учебного материала | 2 | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 |
1. История написания рассказа В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых». | 1 | ||
2.Чтение рассказа В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых». | |||
В том числе практических занятий | |||
№15. Анализ рассказа В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых». | 1 | ||
Раздел 6. Групповой исследовательский проект «Писатели и поэты Москвы и Московской области» | 8 | ||
Тема 6.1. М. И, Цветаева. | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Марина Цветаева Жизнь и судьба. | 1 | ||
2. Поэтический цикл «Стихи о Москве». | |||
Тема 6.2. К. В. Драгунская. | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1.Жизнь и творчество К. В. Драгунской. | 1 | ||
2.Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.3. Р. Ф. Казакова | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Жизнь и творчество Р. Ф. Казаковой. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.4. В. О. Пелевин | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 | |
1. Жизнь и творчество В. О. Пелевина. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.5 Л. С. Петрушевская | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Жизнь и творчество Л. С. Петрушевской. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.6 В. С. Токарева | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Жизнь и творчество В. С. Токаревой. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.7 Л. Е. Улицкая | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Жизнь и творчество Л. Е. Улицкой. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Тема 6.8 Э.Н. Успенский | Содержание учебного материала | ОК 0.1-0.6 ЛР 1.1-1.7 | |
1. Жизнь и творчество Э. Н. Успенского. | 1 | ||
2. Анализ произведений. Контрольные вопросы. | |||
Дифференцированный зачёт | 1 | ||
Всего по дисциплине | 39 часов. |
Разделы, формы и виды работы по родной литературе в группах 1М, 1 РИПК, 1РИС, 1 ИС
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Название раздела, курса | Кол - во часов | Формы организации учебной деятельности | Виды учебной деятельности |
1 | Личность | 6 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | беседа; письменный ответ на вопрос; |
2 | Личность и семья | 6 | Индивидуальная, групповая, фронтальная | различные виды чтения; составление словаря; работа с иллюстрациями |
3 | Личность – общество государство | 6 | Фронтальная, индивидуальная, групповая | различные виды чтения; подготовка сообщения; формулировки и запись выводов; наблюдения над лексическим составом произведений; |
4 | Личность – природа- цивилизация | 6 | Фронтальная, индивидуальная, групповая | лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; запись ключевых слов и словосочетаний; работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; составление сравнительных таблиц; план характеристики образов; |
5 | Личность – история - современность | 6 | Фронтальная, индивидуальная, групповая | выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; план характеристики образов; |
6 6 | Групповой исследовательский проект «Писатели и поэты Москвы и Московской области» | 9 | Групповая | Подготовка презентации, исследовательская работа с текстами поэтов и писателей Москвы и московской области |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Русский язык и литература», оснащенный оборудованием:
- столы, стулья, для студентов и преподавателей; наглядные пособия (комплекты портретов писателей, плакаты)
техническими средствами обучения:
- компьютеры; рабочее место педагога, локальная сеть кабинета, Интернет; периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, проектор, интерактивная доска);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания
1. Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова. Литература: учебник для СПО, ч. 1. М.; Издательский центр «Академия, 2020.
2. Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова. Литература: учебник для СПО, ч. 2. М.; Издательский центр «Академия, 2020.
3. Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова. Литература: практикум для СПО. М.; Издательский центр «Академия, 2020
Художественная литература для преподавателя и студентов:
1.Методические журналы для учителя: «Литература в школе», приложение к журналу «Уроки литературы». Периодические издания
2. А.И. Солженицын. История написания статьи «Жить не по лжи»
3.М. Горький. Рассказ «Карамора».
4. Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал».
5. И.С.Тургенев рассказ «Гамлет Щигровского уезда
6. Б. Н. Зайцев. Повесть «Голубая звезда»
7. И.С.Тургенев. «Первая любовь
8. Повесть В.В.Набокова «Машенька»
9. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича».
10. Рассказ И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец».
11.Повесть Э.Веркина. «Облачный полк».
12. Рассказ В.С.Маканина «Кавказский пленный».
13. Н. М. Рубцов. Лирика.
14. Андрей Белый. Лирика.
15. Рассказ Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны»
16. И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции»
17.Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных вещей
18.Рассказ В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых»
19.Марина Цветаева. Поэтический цикл «Стихи о Москве».
20.Драгунская Ксения Викторовна. Избранное
21.Казакова Римма Фёдоровна. Избранное
22.Пелевин Виктор Олегович. Избранное
23.Петрушевская Людмила Стефановна Избранное.
24.Токарева Виктория Самуиловна. Избранное
25.Улицкая Людмила Евгеньевна. Избранное
26.Успенский Эдуард Николаевич. Избранное
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценивания знаний обучающихся по родной литературе
Оценка устных ответов учащихся по родной литературе
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. Учитывается
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа
Оценка | Общие требования к ответу |
«5» | - ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; |
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; | |
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; | |
«4» | - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого; |
«3» | - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
|
«2» | - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом |
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки сочинений по родной литературе
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах данной группы:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка | Критерии |
Оценка «5» ставится за сочинение: |
|
Оценка «4» ставится за сочинение: |
Допускаются две – три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх – четырех речевых недочетов. |
Оценка «3» ставится за сочинение, в котором: |
В работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов |
Оценка «2» ставится за сочинение, которое: |
|
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет, который проводится в форме защиты проектной работы.
Оценка за грамотность письменных работ выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
Критерии оценки контрольных работ по родной литературе:
«5» - работа выполнена без ошибок, фактические ошибки отсутствуют, соблюдается логическая последовательность.
Выполнены все задания.
«4» - в работе допускаются 1 – 2 фактические ошибки, соблюдена логическая последовательность, не выполнено 1 задание.
«3» - в работе допущено не менее 3- 4 фактических ошибок, есть нарушения логической последовательности в изложении материала, выполнено не менее половины заданий.
«2» - в работе допущено 5 и более фактических ошибок, не соблюдена логическая последовательность в изложении материала, выполнено менее половины заданий или задания не выполнены совсем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "История родного края"
Данная программа предназначена для реализации в группах ППКРС...
рабочие программы по родному языку и литературе
Планирование составлено на основе: Саха литературатын программата. ФилипповаН.И., ШишигинаВ.Р., МаксимоваМ.Е. Дь. 1996, 2012с. , Примерная рабочая программа для общеобразовательных организ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку. 1 час в неделю. 4 класс...
Рабочая программа "История Родного края"
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины - История Родного края...
Рабочая программа по родному русскому языку для 5 класса
Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 д...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса разработана с учетом ФГОС ООО ,утвержденным приказом Министерства образованимя и науки Российской Федкрации от 17 декабря 2010 г. №1897, ...
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа для СПО по дисциплине родная литература на 120 часов...