Рабочая программа "История родного края"
рабочая программа на тему
Данная программа предназначена для реализации в группах ППКРС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rodnogo_kraya.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Марксовский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
естественнонаучного профиля
на базе основного общего образования
2017 г.
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УПР ГАПОУ СО «МПК» _______________/Гребнева Е. В./ «____» _________________ 2017 г. | Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г. | |
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № __, «___» _____________ 20__ г. Председатель комиссии /_____________/Курилова Н. А./ | ОДОБРЕНО Методическим советом колледжа ГАПОУ СО «МПК» Протокол № __, «___» __________ 2017 г. Председатель _______/Н. В. Федотова / | |
Составитель: Рецензент внутренний: внешний: | Терёхина С. Г., преподаватель ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории. Клюшина О. М, преподаватель истории и обществознания высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «МПК» Шевцов М. А., учитель истории МОУ СОШ № 1 г. Маркса |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 01 ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
- 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История родного края» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г., для профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Департамента государственно политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «История родного края» входит в состав дополнительных учебных дисциплин, формируемых из предметов по выбору, предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО, является учебной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
- 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучения дисциплины «История родного края»:
-дать студенту достоверное представление о роли краеведения в познании современного мира;
раскрыть основные направления развития родного края с древнейших времён до наших дней;
-рассмотреть ключевые этапы современного развития родного края в России и мировом сообществе;
-показать органическую взаимосвязь региональной, российской и мировой истории;
-научить использовать опыт, накопленный жителями земли Саратовской, как составной части всего человечества.
Задачи изучения дисциплины «История родного края»:
-способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории Саратовского края;
-стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов региональной истории и истории России.
-обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи ивзаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг отдругарайонах мира.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолженуметь:
-ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в
Саратовскомкраеи России;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолжензнать:
-основные направления развитияСаратовского края с древнейших времён до наших дней;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов и их отражение в истории Саратовского края;
-основные процессы(интеграционные,поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития Саратовского края в масштабах России;
-о роли науки, культуры и религии Саратовского края в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций России.
- 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
Максимальная учебная нагрузка - 90 часов, в том числе: самостоятельная внеаудиторная работа – 30 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 60 часов;
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем нагрузки (ч) |
Максимальная образовательная нагрузка | 90 |
Аудиторная учебная нагрузка | 60 |
Самостоятельная нагрузка студента, в том числе: Составление вопросов по темам Подготовка сообщений Написание мини-сочинения Анализ письменных исторических источников Составление кроссворда Подготовка и защита рефератов, презентаций | 30 2 7 2 8 3 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Далекое прошлое Саратовского края | |||
Тема 1.1. Наш край в древности | Содержание учебного материала Эпоха палеолита, мезолита, неолита, энеолита. Бронзовый век. Период поздней бронзы. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Поволжские земли в начале железного века и в период Средневековья. | Содержание учебного материала Ранний железный век. Период Средневековья. Саратовское Поволжье в составе Золотой Орды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Подготовка вопросов по лекции | 1 | ||
Тема 1.3. Вхождение Нижнего Поволжья в состав России. Основание Саратова. | Содержание учебного материала Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья. Основание Саратова. В период Смутного времени. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Подготовка устного сообщения «Основание г. Маркса». | 1 | ||
Тема 1.4. Заселение края и его экономическое развитие в XVII веке. | Содержание учебного материала Левобережный Саратов. Заселение Правобережья. Саратовский край в годы восстания Степана Разина | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Мини-сочинение «Почему, несмотря на меры, предпринятые воеводой, Саратов был взят без боя войском Степана Разина?» | 2 | ||
Раздел 2. Саратовское Поволжье в XVIII – XIX веке | |||
Тема 2.1. Саратовское Поволжье в эпоху Петра I | Содержание учебного материала Административный статус края. Саратов Петровского времени. Саратовский край и внешняя политика Петра I. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Анализ письменных исторических источников «Саратовское Поволжье в эпоху Петра I». | 1 | ||
Тема 2.2. Саратовский край в XVIII веке | Содержание учебного материала Административный статус края. Промыслы Саратовского края. Сельское хозяйство в Саратовском крае. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Колонизация Саратовского края. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Составление кроссворда по теме «Саратовское Поволжье до XIX века» | 1 | ||
Тема 2.3. Саратовский край в первой половине XIX века | Содержание учебного материала Социально-экономическое развитие края: территория и население. Города, сельское хозяйство, промышленность, транспорт и торговля. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Культура Саратовского края в XVIII – первой половине XIX века: народное образование, просвещение, наука, здравоохранение. Театральная жизнь, архитектура, дворянские усадьбы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Анализ письменных исторических источников «Саратовский край в первой половине 19 века». | 1 | ||
Тема 2.4. Саратовский край во второй половине XIX века | Содержание учебного материала Саратовское Поволжье накануне и после крестьянской реформы. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Культура Саратовского края во второй половине XIXвека. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Анализ письменных исторических источников «Саратовский край во второй половине 19 века». | 1 | ||
Контрольная работа № 1. Саратовская область до XX века. | 2 | 3 | |
Раздел 3. Саратовская губерния в начале XX века | |||
Тема 3.1. Край на рубеже веков. | Содержание учебного материала Административно-территориальное деление. Население. Сельское хозяйство. Мелкотоварное производство. Торговля. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Подготовка и защита реферата «П. А. Столыпин в Саратовском крае» | 3 | ||
Тема 3.2. Край в годы Первой мировой войны. | Содержание учебного материала Начало мобилизации в губернии. Саратовский край – фронту. Тыловые будни. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Подготовка сообщения «Саратовцы на фронтах Первой мировой войны». | 2 | ||
Тема 3.3. Культура края в начале XX века | Содержание учебного материала Образование, наука, литература, театр, музыка. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Изобразительное искусство. Архитектура. Цирк и кинематограф. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Подготовка и защита презентации «Архитектурные памятники Саратова начала XX века». | 3 | ||
Раздел 4. Саратовский край в советский период | |||
Тема 4.1. Край во время Октябрьской революции и Гражданской войны | Содержание учебного материала Установление Советской власти. Губерния на начальном этапе Гражданской войны. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Анализ письменных исторических источников | 3 | ||
Тема 4.2. Саратовский край в годы НЭПа | Содержание учебного материала Саратовская деревня в 1921 – 1928 гг. | 2 | 2 |
Тема 4.3. Край в годы «социалистического штурма» | Содержание учебного материала В составе Нижне-Волжского края. Первые пятилетки и их итоги в Саратовском крае. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Составление презентации «Саратовский край в довоенное время» | 2 | ||
Тема 4.4. Культурная жизнь края в 1920 – 1930 гг. | Содержание учебного материала Борьба с неграмотностью. Школьное и среднее профессиональное образование. Высшие учебные заведения и наука. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Литература и искусство. Театры. Музыкальная жизнь. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Подготовка устного сообщения «Культурная жизнь края» | 2 | ||
Тема 4.5. Саратовский край в годы Великой Отечественной войны. | Содержание учебного материала Мобилизация. Эвакуация. Создание народного ополчения. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Транспорт в военные годы. Положение в сельском хозяйстве. Создание Фонда обороны. Помощь госпиталям. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента Подготовка устного сообщения на тему «Подвиг саратовцев в годы войны» | 2 | ||
Тема 4.6. Ратный подвиг саратовцев | Содержание учебного материала Приграничные сражения и битва под Москвой. В борьбе за коренной перелом. На заключительном этапе войны. В тылу врага. | 2 | 2 |
Тема 4.7. Экономика Саратовской области в послевоенные десятилетия. | Содержание учебного материала Экономика области после окончания войны. Развитие сельского хозяйства. Промышленность Саратовской области. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Составление вопросов по лекции | 1 | ||
Тема 4.8. Культурная жизнь края во второй половине XX века | Содержание учебного материала Литература и искусство. Театральное и цирковое искусство. Развитие науки и образования. | 2 | 2 |
Контрольная работа № 2. Саратовская область в период XX века. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа студента Составление кроссворда по теме «Культурная жизнь Саратовского края второй половины XX века» | 2 | ||
Раздел 5. Саратовская область на рубеже XX – XXI веков | |||
Тема 5.1. Край в годы перестройки | Содержание учебного материала Социально-экономическое положение области в 1985 – 1991 гг. Общественно-политические процессы. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Область на современном этапе | Содержание учебного материала Аграрный сектор в постсоветский период. Промышленность области. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Дифференцированный зачет | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа студента Анализ письменных исторических источников | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «История родного края» имеется учебный кабинет истории и обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- видеотека.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
- видеофильмы «Великая война», «Романовы», «Первая мировая войны в цвете», «Вторая Мировая война в цвете», «Ступени цивилизации. Как создавались империи», «Русское экономическое чудо», «История государства российского» (400 серий)
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники
Для преподавателя:
В. Н. Данилов «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней». Саратов, ООО «Приволжское издательство», 2014.
Для студентов:
В. Н. Данилов «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней». Саратов, ООО «Приволжское издательство», 2014.
Словари (справочники)
1. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
3. Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.
Интернет-ресурсы
- www.urokiistorii.ru
- www.alleng.ru
- www.ote4estvo.ru
- collection.edu.ru
- www.hist.msu.ru
- mdito.pspu.ru
- www.den-za-dnem.ru
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения («мозговая атака», игровые методики).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа).
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса дисциплины.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки Результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; | Оперативный контроль в форме: - выполнение контрольных работ |
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; | Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; |
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; | Оперативный контроль: - в форме проверки и оценки контрольных работ; - тестирование |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дисциплине "Культурное наследие родного края"
Рабочая программа дисциплины «Культурное наследие родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....
Рабочая программа по учебной дисциплине "Природа и экология родного края"
Программа учебной дисциплины одр. 09 Природа и экология родного края разработана на основе примерной программы учебной дисциплины (рекомендована распоряжением Министерства образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
Рабочая программа ОУД.17 «История родного края » по профессии 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Рабочая программа для групп НПО и СПО...
Рабочая программа СПО "История родного края" 34 часа. 2017 г.
РП "История родного края" СПО. 34 часа. 2017 год...
«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края
Данная работа посвящена 80- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...