Рабочая программа литературного кружка "Искусство слова"
рабочая программа

Касап Евгений Александрович

В содержании документа представлена разработка рабочей программы литературного кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_iskusstvo_slova.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Принята на заседании УМО гумани-тарных, социально- экономических дисциплин и частных методик

Протокол № ___ от «__» __ 202_ г.

Утверждаю:                                                   Директор                           Г.В. Бауэр

Приказ № ___ от «__» __ 202_ г.                                                                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                           

Социально-педагогической направленности

«Искусство слова»

 

Уровень-базовый

Срок реализации программы: 2 года: по 160 ч.

Возрастная категория: от 15 до 20 лет

Состав группы: до 30 человек

Форма обучения – очная    

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID –номер программы в Навигаторе: ___________

                                         

Автор-составитель:

                                                             Касап Евгений Александрович

                             

                                                 

 

                                                           

                                                       

                                            Ст-ца Ленинградская, 2023

 

 Раздел № 1.  Комплекс основных характеристик программы

 1.1     Пояснительная записка

Направленность программы заключается в развитии и отработке практических навыков и умений профессионального речевого мастерства в устной и письменной форме как неотъемлемого элемента подготовки специалистов, чья деятельность связана с использованием слова в качестве основного инструмента в своей будущей профессии. Увлечение литературой способствует расширению кругозора у обучающихся, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

Актуальность программы состоит в том, что она нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, обучающихся в их единстве и взаимосвязи. Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут сформировать психологические качества личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах.

Отличительной особенностью данной программы   является то, что в процессе её реализации происходит повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся по речевому мастерству, культуре речи, расширяется запас сведений о достоинствах и красоте современного русского литературного языка.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 320 часов.

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам.   Состав группы постоянный, согласно приказу директора о зачислении в группы.  

Режим занятий, периодичность: Периодичность занятий обучающихся составляет четыре раза в неделю по два занятия продолжительностью по 45 минут

Общее количество часов в год -160 часов;

1.2 Цель образовательной программы: создать условия для социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся через развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей

Задачи:

-развитие познавательного интереса обучающихся к изучению литературы;

-повышение интеллектуального уровня;

-стимулирование интереса к духовному богатству России, Краснодарского края;

-развитие эмоциональной сферы обучающихся как основы формирования «культуры чувств»;

-развитие творческих способностей;

- развитие навыка выразительного чтения;

-воспитание эстетического вкуса;

-формирование исследовательских умений, навыков;

-формирование навыков общения в разных ситуациях

1.3.                  Учебный план. Содержание программы.

Учебный план на 1й учебный год

Наименование разделов/тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

Опрос

Раздел 1. Введение в курс

6

4

2

Место и значение русской литературы и культуры в целом

6

4

2

Выполнение практических заданий

Раздел 2. Великая сила поэзия

30

14

16

«Легенда об Арионе». Чтение с обсуждением)

5

3

2

Выполнение практических заданий

«Миф об Орфее и Эвридике» Чтение с обсуждение

5

3

2

Выполнение практических заданий

Круглый стол «Выявление читательского вкуса»

5

3

2

Выполнение практических заданий

Беседа «Твои и чужие поэты» с чтением стихотворений наизусть

5

-

5

Беседа

Написание стихотворений

10

5

5

Выполнение практических заданий

Раздел 3. Краеведение

18

6

12

Литературная карта России

6

2

4

Выполнение практических заданий

Литературная карта Кубани

6

2

4

Выполнение практических заданий

Подготовка мини-проекта «Поэты-земляки»

6

2

4

Выполнение практических заданий

Раздел 4. Основы стихосложения

37

14

23

Законы создания поэтического текста

5

3

2

Выполнение практических заданий

Занятие-практикум «Стихотворный размер»

5

2

3

Выполнение практических заданий

Понятие о строфе и рифме

5

5

-

Конспект лекции

Анализ стихотворных текстов различных жанров

4

2

2

Выполнение практических заданий

Анализ стихотворных текстов по различным тематикам

4

2

2

Выполнение практических заданий

Чтение стихотворений наизусть

14

-

14

Выполнение практических заданий

Раздел 5. Проза

58

7

51

Понятие «художественный текст»

6

2

4

Выполнение практических заданий

Основные понятия текста

6

3

3

Выполнение практических заданий

Типы и стили текста

6

2

4

Выполнение практических заданий

Чтение отрывков художественных текстов наизусть

40

-

40

Выполнение практических заданий

Раздел 6. Завершающий этап

9

-

9

Воспитательная работа

3

-

3

Наблюдение

Диагностика обучающихся

3

-

3

Опрос

Итоговое занятие

3

-

3

Опрос

Всего

160

47

113


Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Правила поведения на занятиях

Тема 2. Место и значение русской литературы и культуры в целом

Теория: Понятие о русской литературе. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Практика: Составление таблицы «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы»

Тема 3. «Легенда об Арионе». Чтение с обсуждением

Теория: Устный анализ произведения «Легенда об Арионе».

Практика: Фрагментарное чтение произведения с комментированием

Тема 4. «Миф об Орфее и Эвридике». Чтение с обсуждением

Теория: Устный анализ произведения «Миф об Орфее и Эвридике».

Практика: Фрагментарное чтение произведения с комментированием

Тема 5. Круглый стол «Выявление читательского вкуса»

Теория: Знакомство с формой организации внеурочной деятельности «круглый стол». Определение понятий «читательский интерес», «читательский вкус»

Практика: Проведение беседы, направленной на определение читательского интереса обучающихся

Тема 6. Беседа «Твои и чужие поэты» с чтением стихотворений наизусть

Практика: Чтение наизусть стихотворений поэтов 19-21 вв. (по выбору)

Тема 7. Написание стихотворений

Теория: Изучение основ стихосложения: основные понятия, приемы, способы построения стихотворного текста

Практика: Пробное написание стихотворений на заданную тематику

Тема 8. Литературная карта России

Теория: Изучение особенностей традиционных литературных жанров разных народностей

Практика: Составление литературной карты регионов России (по выбору)

Тема 9. Литературная карта Кубани

Теория: Изучение особенностей традиционных литературных жанров Краснодарского края

Практика: Составление литературной карты Краснодарского края

Тема 10. Подготовка мини-проекта «Поэты-земляки»

Теория: Изучение структуры мини-проекта, особенностей его оформления

Практика: Создание мини-проекта с интерактивным приложением

Тема 11. Законы создания поэтического текста

Теория: Понятие о поэтическом тексте

Практика: Отработка приемов создания стихотворения

Тема 12. Занятие-практикум «Стихотворный размер»

Теория: Изучение различных стихотворных размеров

Практика: Создание стихотворных текстов определенных стихотворных размеров

Тема 13. Понятие о строфе и рифме

Теория: Знакомство с различными способами рифмовки

Тема 14. Анализ стихотворных текстов различных жанров

Теория: Изучение плана анализа поэтического произведения

Практика: Выполнение анализа стихотворных текстов различных жанров

Тема 15. Анализ стихотворных текстов по различным тематикам

Теория: Изучение плана анализа поэтического произведения

Практика: Выполнение анализа стихотворных текстов различной тематической направленности

Тема 16. Чтение стихотворений наизусть

Практика: Декламация стихотворений русских поэтов 18-19 вв.

Тема 17. Понятие «художественный текст»

Теория: Изучение структуры художественного текста.

Практика: Письменный речеведческий анализ текста

Тема 18. Основные понятия текста

Теория: Определение понятий «тема текста», «идея текста»

Практика: Определение темы и идеи художественного текста

Тема 19. Типы и стили текста

Теория: Характеристика типов и стилей речи

Практика: Определение типа и стиля текста

Тема 20. Чтение отрывков художественных текстов наизусть

Практика: Чтение отрывков из прозаических художественных произведений (по выбору) наизусть

Тема 21. Воспитательная работа

Практика: Формирование и развитие нравственных качеств при осуществлении совместной коллективной деятельности.

Тема 22. Диагностика обучающихся

Практика: Проведение опроса для выявления уровня сформированности навыков обучающихся

Тема 23.. Итоговое занятие. 

Практика: Анализ результатов деятельности

Учебный план на 2й учебный год

Наименование разделов/тем

Количество часов

Формы контроля

всего  

теория

практика

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

Опрос

Актуализация знаний

30

15

15

Выполнение практических заданий

Раздел 1. Стили и типы речи

38

4

34

Понятие о стилях речи

4

2

2

Выполнение практических заданий

Характеристика типов речи

4

2

2

Выполнение практических заданий

Создание текстов различных стилей

10

-

10

Выполнение практических заданий

Чтение текстов различных типов

10

-

10

Выполнение практических заданий

Публичное выступление. Отработка навыков ораторского мастерства.

10

-

10

Выполнение практических заданий

Раздел 2. Практическая работа

81

-

81

Проведение викторины «Богатства литературного мира»

10

-

10

Выполнение практических заданий

Исследовательская работа

10

-

10

Выполнение практических заданий

Чтение стихотворных и прозаических текстов наизусть

10

-

10

Выполнение практических заданий

Подготовка сценариев поэтического вечера

10

-

10

Выполнение практических заданий

Проведение поэтического вечера

3

-

3

Выполнение практических заданий

Подготовка сценария для проведения литературной гостиной

10

-

10

Выполнение практических заданий

Проведение мероприятия в форме литературной гостиной

3

-

3

Выполнение практических заданий

Проведение научно-практической конференции «Литература и искусство»

3

-

3

Выполнение практических заданий

Написание сочинений на заданную тему

10

-

10

Выполнение практических заданий

Написание эссе на заданную тему

10

-

10

Выполнение практических заданий

Проведение конкурса чтецов

2

-

2

Выполнение практических заданий

Раздел 3. Завершающий этап

9

9

Воспитательная работа

3

-

3

Наблюдение

Диагностика обучающихся

3

-

3

Опрос

Итоговое занятие

3

-

3

Опрос

Всего

160

21

139

Тема1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Правила поведения на занятиях

Тема 2. Актуализация знаний

Теория: Повторение основных литературоведческих понятий.  

Практика: Отработка приемов анализа и создания поэтических и прозаических текстов

Тема 3. Понятие о стилях речи

Теория: Повторение характерных особенностей стилей речи

Практика: Составление памятки по определению стиля текста

Тема 4. Характеристика типов речи

Теория: Повторение характерных особенностей типов речи

Практика: Составление памятки по определению типа текста

Тема 5. Создание текстов различных стилей

Практика: Написание текстов публицистического и художественного стилей по шаблону

Тема 6. Чтение текстов различных типов

Практика: Фрагментарное чтение текстов различных типов с комментированием

Тема 7. Публичное выступление. Отработка навыков ораторского мастерства

Практика: Выступление перед аудиторией (реферат)

Тема 8. Проведение викторины «Богатства литературного мира»

Практика: проведение литературной викторины для закрепления знаний об основных литературоведческих понятиях

Тема 9. Исследовательская работа

Практика: создание исследовательского мини-проекта по творчеству русских классиков

Тема 10. Чтение стихотворных и прозаических текстов наизусть

Практика: Декламация отрывков из художественных произведений русских классиков. Декламация стихотворений

Тема 11. Подготовка сценариев поэтического вечера

Практика: Разработка сценария поэтического вечера в соответствии я требованиями к структурному и содержательному компоненту

Тема 12. Проведение поэтического вечера

Практика: Организация поэтического вечера по разработанному сценарию

Тема 13. Подготовка сценария для проведения литературной гостиной

Практика: Разработка сценария литературной гостиной в соответствии я требованиями к структурному и содержательному компоненту

Тема 14. Проведение мероприятия в форме литературной гостиной

Практика: Организация литературной гостиной по разработанному сценарию

Тема 15. Проведение научно-практической конференции «Литература и искусство»

Практика: Организация научно-практической конференции

Тема 16. Написание сочинений на заданную тему

Практика: Составление текстов сочинений в соответствии с требованиями к структуре  

Тема 17. Написание эссе на заданную тему

Практика: Составление текстов эссе в соответствии с требованиями к структуре  

Тема 18. Проведение конкурса чтецов

Практика: Организация мероприятия по разработанному сценарию

Тема 19. Воспитательная работа

Практика: Формирование и развитие нравственных качеств при осуществлении совместной коллективной деятельности.

Тема 20. Диагностика обучающихся

Практика: Проведение опроса для выявления уровня сформированности навыков обучающихся

Тема 21. Итоговое занятие. 

Практика: Анализ результатов деятельности

                                   

1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны:

-  работать с художественным текстом;

- выразительно читать стихи и миниатюры;

- практически показать и исполнить освоенный материал;

- выражать собственные эмоции;

- создавать презентации;

- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

Раздел № 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график на 1 учебный год (прилагается) рассчитан на 10 календарных месяцев, 40 учебных недель. Период каникул: летние- с 01 июля по 31 августа; зимние- с 30 декабря по 14 января.

2.2   Условия   реализации программы.

 - материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является учебная аудитория.    

- Кадровое обеспечение.   Кружок проводит преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ КК ЛСПК Касап Евгений Александрович

2.3. Формы и способы проверки результативности (аттестации)

Занятия проходят в форме свободных творческих дискуссий, ролевых игр, творческих заданий, практических упражнений по подготовке информационных материалов.

Методом контроля и управления обучающего процесса являются наблюдение в ходе занятий, проведение опросов.

2.4 Оценочные материалы

В течение занятий ведётся наблюдение за каждым обучающимся и его творческой деятельностью. По результатам наблюдений и индивидуальным показателям освоения знаний, можно сделать выводы:

- о качестве теоретической и практической подготовки обучающихся;

- о развитии творческих способностей к данному виду деятельности;

- об умениях работать на результат, участвовать в проектной деятельности.

  А также проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:

1) Выполнение упражнений индивидуально, а парах, в микрогруппах.

2) Самоанализ и анализ творческих работ друг друга

3) защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

  Диагностика

        Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение обучающимися содержания образования.

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

  Практические и творческие достижения обучающихся

 3. Позиция активности обучающегося в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4. Разнообразие творческих достижений (концерты, конкурсы их масштаб).

5. Развитие общих познавательных способностей (голос, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения обучающегося.

2. Стремление к аккуратности в выполнении задания и порядку на рабочем месте.

3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социально-педагогические результаты

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2. Выполнение требований техники безопасности.

3. Характер отношений в коллективе

4. Отношение к преподавателю.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.

Мониторинг образовательных результатов:

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий: имеет четкие сформированные представления о нормах русского литературного языка и применяет их в речевой практике

 Средний: имеет отдельные голосовые умения и навыки, умеет правильно использовать партию.

 Низкий: имеет слабые голосовые навыки, отсутствует умение использовать партию

2. Глубина и широта знании по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет     знаниями о народных традициях.

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительные материалы.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий: обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, отличается творческим отношением к музыкальной деятельности, прекрасной музыкальной памятью

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность на определенные темы или этапы работы.

Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.Разнообразие творческих достижений

Высокий: регулярно принимает участие в концертных программах, показах, конкурсах в масштабе района, края.

Средний: участвует в выступлениях внутри кружка, учреждения.

Низкий: редко участвует в конкурсах, выставках внутри кружка.

5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий: точность, полнота восприятия звука, формы, величины, хорошее развитие голоса; обучающийся обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у обучающегося устойчивое внимание.

Средний: обучающийся воспринимает четко тональность, но недостаточно развита сила голоса, репродуктивное воображение с элементами творчества, обучающийся знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий: не всегда может соотнести мелодию и голос, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействии

1.Культура поведения ребенка

Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2. Характер отношений в коллективе

Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Мониторинг социально-педагогических результатов

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

Высокий уровень: следит за состоянием своих концертных костюмов.      

Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.

Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.

2. Выполнение требований техники безопасности.

Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности  

Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.

Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.

3. Характер отношений в коллективе.

Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.

Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.

Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими обучающимися при выполнении заданий.

4. Отношение к преподавателю.

Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.

Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.

Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.

 

Диагностическая карта

Мониторинга качества реализации программы дополнительного образования детей

Ф.И.О.

обучащегося

КРИТЕРИИ

Образовательные результаты

Эффективность воспитательных воздействий

Социально-педагогические результаты

Средний показатель

Освоение детьми содержания образования

Детские практические и творческие достижения

Разнообразие умений и навыков

Глубина и широта знаний по предмету

Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).

Культура поведения ребенка

Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.

Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Выполнение требований техники безопасности.

Характер отношений в коллективе

Отношение к преподавателю.

1, 2,3 – низкий уровень

4,5,6,7 – средний уровень

8,9,10 – высокий уровень

2.6 Список литературы для преподавателя

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа к кружку "Живое слово"

Рабочая программа к кружку "Живое слово"...

программа литературного кружка "Живое слово"

Кружок работает на базе кабинета литературы с 2013-2014 учебного года, направлен в основном на творческую молодёжь. Начинающие поэты могут поделиться своим творчеством, узнать теорию стихосложения и о...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе "Слово"

Данная программа позволяет студентам ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки программы, расширить це...

Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс_

Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс_...