Статья "Социализация и адаптация обучающихся техникума в процессе получения профессии"
статья по теме
В статье говорится о адаптации обучающихся ГБОУ РХ СПО ЧМТТ за 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Шанова Елена Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБОУ РХ СПО ЧМТТ
Социализация и адаптация обучающихся техникума
в процессе получения профессии
В ГБОУ РХ СПО ЧМТТ обучающиеся учатся по таким профессиям как: «Экономика и бухгалтерский учет», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских знаний», «Коммерция», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Закройщик», « Электромонтер», «Пекарь», «Садовник»,
« Швея».
Начало учебного года начинается со знакомства с обучающимися, как индивидуально, так и с группами в целом. Много времени уделяется процессу адаптации. Так как процесс адаптации сложен для обучающихся. Потому что, начинается этап самостоятельной жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека. Среди обучающихся имеются дети из разных семей и дети-сироты, которые пришли из учреждений интернатного типа и дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашним выпускникам средних школ, коррекционных школ и детских домов необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и любые подростки, они стараются разобраться в себе, определить свой путь. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не всегда готовыми.Вхождение их в самостоятельную жизнь сопровождается сложностями и не всегда может проходить успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием обучающихся тех требований, которые предъявляет социум. В связи с этим мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: создать условия для успешной социализации и адаптации обучающихся для успешного процесса обучения и приобретения профессии.
Задачи: учет индивидуальных личностных особенностей обучающихся, повышение сплоченности группы, создание благоприятной атмосферы в формировании коллектива,
сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися группы, между преподавателями и обучающимися, стимуляция общения.
Данные задачи реализуем через такие формы работы с обучающимися и преподавателями как: психодиагностику, индивидуальные занятия, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги.
По результатам 2013-2014 уч.г. можно представить следующие результаты:
Рис.Адаптация обучающихся с ОВЗ в ГБОУ РХ СПО ЧМТТ
По рисунку видно, что по результатам первой диагностики адаптация обучающихся проходит успешно у 81% обучающихся, но имеются обучающиеся, которым труден процесс адаптации в учебном заведении и им нужен индивидуальный подход и они составляют 19%.
После диагностики 1 анкеты были даны рекомендации классным руководителям групп, преподавателям для организации работы с данными обучающимися: обучающимся с трудностями в адаптации требуется индивидуальный подход, щадящая обстановка, использование педагогических приемов создания ситуаций успеха и вовлечение в общую деятельность и жизнь группы, проведение внеклассных мероприятий для сплочения коллектива. Проводилась индивидуальная психологическая работа с обучающимися через такие формы работы, как: индивидуальные беседы и сопровождение, консультации и занятия, направленные на ускорение процесса адаптации, снятия эмоционального напряжения (арттерапия и релаксация); групповая работа на сплочение группы проводилась через такие формы работы, как: тренинги на ускорение процесса адаптации и сплочение коллектива; индивидуальная работа с обучающимися, проживающими в общежитии через такие формы как: индивидуальные беседы и консультации. Затем проводилась вторая диагностика на выявление динамики процесса адаптации у обучающихся по анкете 2. По результатам диагностики 2 анкеты видно, что динамика есть. Изменения произошли в лучшую сторону. 89% обучающихся адаптировались к условиям образовательного учреждения, но так же нужно учесть, что все же имеются обучающиеся у которых имеются трудности в адаптации и их 11%. С такими обучающими проводится постоянная индивидуальная работа и контроль, как классного руководителя, так и психолога. Для индивидуального подхода к обучающимся спроводилась диагностика личностных особенностей личности обучающихся по таким методикам, как: «Акцентуаций характера» (Леонгарда, Шмишека), «Общетипологической типологии личности» (Г.Айзенка) и Самооценка по Дембо-Рубинштейну, Тест М.Люшера.
Проводится ознакомление классных руководителей и преподавателей с результатами диагностики, после чего они получают рекомендации для дальнейшей работы с такими детьми. Так как специалисты, работающие с обучающимися, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в данной сфере работы с такой категорией детей. Поэтому нужна совместная активная работа всего коллектива.
Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий трудности, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [1, с. 25].
В ГБОУ РХ СПО ЧМТТ весь педагогический коллектив задействован в работе с обучающимися. Следовательно осуществляется активное взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками, а чем активнее ребенок включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в себя», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.
Социально-культурная адаптация является базой социализации личности обучающихся, их адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества [3.с.5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дименштейн, Р.П., Кантор, П.Ю., Ларикова, И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст] // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А.А.Цыганок. - М.:Теревинф, 2006. - С. 71.
2. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.
3.Лапшина, М.Ю.Адаптация детей, как социокультурная проблема [Текст] / М.Ю.Зайцев / / - Социология культуры.-2012.- С.5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»
Материалы методической разработки могут быть полезны как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...
Адаптация обучающегося к профессии
Статья включает теотические сведения по проблеме адаптации будущего специалиста к профессии....
ПУТИ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ.
Специфические особенности подростков с ОВЗ требуют особого подхода к созданию условий для их обучения и воспитания. Специалисты, работающие с такими подростками, должны хорошо знать и реагировать на и...
Получение профессии лицами освобождающимися из МЛС — одно из средств успешной их адаптации в обществе.
Презентация по предмету социальной адаптации, подготовленная с целью рассказать о получении профессии осуждёнными в местах лишения свободы для успешной их адаптации в социуме после освобождения....
Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....
Методические рекомендации по «Бережливому производству» в рамках в совершенствование процесса получение услуги обучающимися социальных выплат «ГАПОУ РС(Я) ЯМК»
Внедрение системы бережливого производства на любом предприятии - надежный способ повысить эффективность его работы. Одной из главных задач бережливого производства, как системы менеджмента - выстроит...
Отчет По адаптации обучающихся группы 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» воспитателя Сидельниковой Т.Д. 2023/24 уч. год
Успешная адаптация первокурсника — это залог дальнейшего развития каждого обучающегося, ка...