Развитие дивергентного мышления в учебной деятельности
презентация к уроку
Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить. Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
divergentnoe_myshlenie.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 2/15 Стрелкова Галина Александровна- преподаватель математики Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии V II Республиканский фестиваль педагогических идей МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые »
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 3/15 План выступления : 1. Определение дивергентного мышления. 2. Чем отличается дивергентное мышления от других видов мышления? 3. Методы, способы, приёмы развития дивергентного мышления по математике. 4.Заключение .
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить . Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным. . Именно этот тип задействован на уроках, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 4 /15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи. ЗАДАЧА №1 Вычислить объём прямоугольного параллелепипеда с измерениями 25мм, 58мм, и 4мм. 1) Объём вычисляется по формуле V= abc , где а-длина, b-ширина, с- высота. Тогда а=25мм, b=58мм, с=4мм. V= abc =25*58*4 = (мм 2 ) 2) V=58*4*25 = (мм 2 ) 3) V=4*25*58= (мм 2 ) Таким образом мы учим детей ситуацию изучать со всех сторон http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 5 /15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » 6 /15 Цель: Развитие дивергентного мышления обучающихся в уроках математики. Актуальность данной темы определяется недостаточностью в современных учебниках по математике приемов, методик и задач, развивающих дивергентное мышление обучающихся. В основном обучение в учебных заведениях направлено на развитие конвергентного мышления – линейного мышления, логического мышления, предполагающего одно единственно правильное решение задачи. А между тем, в жизни нашим детям приходится решать вопросы, которые не подчиняются определенному алгоритму решения или не имеют единственно верного ответа и в современном мире очень востребованы люди, умеющие мыслить нестандартно, творчески, ставить цели и стремиться к ним, а не работать на достижение и реализацию чужих планов. http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 7/15 Под открытыми задачами (дивергентного типа) следует понимать • задачи с несформулированным вопросом; • задачи с недостающими данными; • задачи с излишними данными; • задачи с несколькими решениями; • комбинаторные задачи • задачи на построение и конструирование геометрических фигур • задачи на оптимизацию • задачи на версии причин событий • задачи на составление по заданному решению или уравнению • прогностические задачи
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 8 /15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 9 /15 1.Как нужно расставить знаки «+» в записи 1 2 3 4 5 6 7, чтобы получилась сумма равная 100? 3.Расшифруйте запись три- два = ярд.
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » В реальной жизни человек чаще сталкивается как раз с такими ситуациями, когда на поставленный вопрос существует не один верный ответ. Например, «Куда пойти учиться?», «Каким видом спорта заняться?», «Где жить ?», «С кем дружить?». Здесь многосторонний , неоднозначный взгляд на проблему. Такие проблемы помотает решать дивергентное мышление. http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 10/15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 11/15 Функция УУД Обобщающая и формирующая Умение работать с текстом, выделять главное, устанавливать связи, лаконично выражать своё мнение Организующая Умение систематизировать и обобщать материал, организовать самостоятельно свою деятельность Развивающая Развитие пространственного и абстрактного мышления, разрыв шаблона мыслительной деятельности и создание креативных идей. Коммуникативная Умение общаться на языке науки, построение диалога и аргументации позиции Контролирующая Умение оценивать свои знания и умения на основе сравнения, установление обратной связи ученик- учитель. Прогнозирующая Умение видеть перспективу знаний иделать прогнозы относительно новых фактов и явлений.
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 12/15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » Приемы , развивающие дивергентный ум Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний. К таким особенностям следует отнести: умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности, навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче, понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами, умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных. http://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 13/15
V II Республиканский фестиваль педагогических идей « МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые » http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 14/15 Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой
Аукцион педагогических идей Стрелкова Галина Александровна-преподаватель математики Юридический адрес: 429570 Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Лазо, д.76 Телефон рабочий: 8(83542)2-16-53 Электронная почта техникума: pu28_pr@mail.ru Электронная почта: strelkov a .1957@ list . ru http ://www.mptt-marpos.edu21.cap.ru 15/15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления
Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...
Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...
Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности
Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо уроки учебной практики проводить так, чтобы обучающиеся при освоении профессиональных комп...
Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)
В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...
Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»
Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»...
ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"
Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...
Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.
Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной системы...