Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)
статья
В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». Для учебного исследования используется текст русской народной песни. В процессе исследования выявляются объективные критерии, которыми руководствуются родители при подготовке к будущей семейной жизни своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_razvitiya_logicheskogo_myshleniya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)
Автор – преподаватель первой
квалификационной категории
ГБПОУ «Столичный колледж
индустрии сервиса и гостеприимства»,
к.и.н. Можаев Антон Викторович
Аннотация.
В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». Для учебного исследования используется текст русской народной песни. В процессе исследования выявляются объективные критерии, которыми руководствуются родители при подготовке к будущей семейной жизни своих детей.
Введение.
Несмотря на все усилия педагогических работников, обучающиеся в большинстве своем, даже и по окончании обучения обладают лишь основами логического мышления, позволяющими совершать простые действия или их комбинации, направленные в рамках образовательной деятельности на присутствие на занятиях и заучивание имеющегося в их распоряжении учебного материала в целях получения отличной оценки. Делается это всё в отсутствии логического осмысления заучиваемого материала. Как практикующий педагог, желающий положительной динамики развития у обучающихся, автор данной статьи неоднократно сталкивался с этим явлением. Вне зависимости от области, которую раскрывают изучаемые дисциплины – общеобразовательная, естественно-научная, общепрофессиональная, специальности и специализации – необходимость логического осмысления преподаваемого материала с целью получения выводов и применения их на практике неоспорима.
Логичность мышления – основное требование к специалисту вне зависимости от сферы его деятельности, для грамотной организации им как собственной работы, так и процессов самообразования в ходе этой работы. Это особенно важно для выпускников колледжей, которые, в силу направленности своей подготовки, могут осуществлять свои должностные обязанности сразу в полном объёме, без периода адаптации Наличие у выпускников колледжей развитой логики помогает им не только действовать в тесной связи с другими работниками, путем построения логических цепочек вычленяя актуальные взаимосвязи между различными функционалами, с учетом собственной деятельности, но и выявлять противоречия, возникающие в ходе реализации ими собственного функционала, будучи вооружёнными уверенным пониманием ситуации и не списывая возникающие проблемы и являющиеся их следствием недостатки на «специфику работы» как конкретной организации, в сравнении ее с иными аналогичными, так и на «специфику работы» конкретного участка деятельности.
Выявление противоречий, постановка проблем, определение путей их решения – всему этому может обучить дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» (далее – Основы) при правильном подходе к ее освоению. Теоретически данная дисциплина является, помимо прочего, подготовкой к написанию курсовой и/или дипломной работы. Однако на практике не во всех случаях студенты пользуются знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе освоения указанной дисциплины. Деятельность преподавателя в данном случае должна способствовать не только освоению студентами самой дисциплины, но и расширению логических связей.
Основная часть.
Исходя из изложенного выше, автор считает необходимым поделиться некоторым опытом, который, возможно, будет полезен другим преподавателям в их деятельности,
Для организации занятий предлагается дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» [17]. Методические указания по подготовке учебного проекта размещены по ссылке [13]. Для осуществления учебного исследования предлагается текст русской народной песни «Как хотела меня мать…» по ссылке [12]. На данном примере автор хочет показать универсальность Основ за счет решения этой дисциплиной в ходе преподавания базовой задачи – подготовки и развития логических связей у обучающихся. Данное исследование призвано в т.ч. дать материал для размышления – всегда ли родители неправы.
Рассматривая текст песни, и толкуя его буквально, мы видим двух постоянно действующих (мать и дочь) и семь эпизодических (представляемые матерью женихи) лиц, шестеро из которых обладают каким-либо недостатком (в глазах дочери). Сама песня поётся от лица дочери и рассказывает о попытках матери выдать дочь замуж, при этом первые шесть попыток терпят неудачу по инициативе дочери, а седьмая – по инициативе жениха.
Уже на стадии рассмотрения текста возникает противоречие – мать, взрослая дееспособная женщина (обратное текстом не обозначено) с некоей периодичностью совершает попытки познакомить свою дочь с молодым человеком с целью замужества дочери. При этом каждая попытка заканчивается неудачей, поскольку жених не устраивает потенциальную невесту (дочь) либо чертами характера, либо внешними данными. Маловероятно, чтобы мать, знающая свою дочь с детства, не знала, какие молодые люди нравятся последней. Также, исходя из общезначимых критериев, трудно согласиться с тем, что мужчина, не имеющий чёткого жизненного ориентира (№ 3 в списке женихов) или злоупотребляющий спиртными напитками (№ 5 там же) является ценным сам по себе, как спутник жизни.
Таким образом, деятельность матери представляется бессмысленной. Но очевидно, что это не так. Отсюда возникает проблема – осмысленность действий матери. Проблемная ситуация определяет направление поисков ответа в области высшей нервной деятельности, психологии и в определённой степени истории, поскольку песня народная, а значит, излагает некую историческую традицию. Тогда проблемный вопрос ставится следующим образом: «По каким критериям определяется разумность действий матери?».
Актуальность данного исследования не вызывает сомнений. В современных условиях всё чаще молодежь противостоит родителям, считая их представления об образе жизни, выборе работы, создании семьи и аналогичных ситуациях устаревшими и непригодными для современности. Однако в подавляющем большинстве молодежь не сепарирует родительские представления путем отбора способов, методов и средств, пригодных для любой эпохи, и огульно отрицает – в силу собственного бунтарства – всё, связанное с «поколением родителей». Это приводит к отрицательным результатам с точки зрения передачи опыта, причем во всех сферах жизни.
Объект исследования – психология взаимоотношений детей и родителей. Предмет исследования – критерии при подборе матерью кадров для осуществления замужества дочери. Цель исследования – определение критериев, по которым матерью осуществляется подбор женихов для дочери. Задачи исследования:
1. Проанализировать отношения материнского и детского организма по аналогии, на примере млекопитающих.
2. Рассмотреть процедуру подготовки к созданию семьи.
3. Выявить критерии, используемые матерью при отборе женихов для дочери.
Гипотеза исследования – при отборе женихов для дочери мать руководствуется объективными критериями, которые действуют независимо от субъективных ощущений дочери и ее будущего мужа.
Начнем процесс решения задач исследования. Для их решения используем теоретические методы изучения источников и литературы, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
1. Биология указывает, что человек (Homo sapiens sapiens) относится к млекопитающим, а основные параметры его высшей нервной деятельности идентичны таковым у животных [7]. Так же, как и животные, человек вырабатывает условные рефлексы на протяжении всей своей жизни. Забота о потомстве у животных также относится к рефлексам, причем, по мнению специалистов, это цепь разного рода рефлексов [5]. Следовательно, правомерно будет сделать вывод – забота о потомстве есть неотъемлемое свойство млекопитающих и человека, принадлежащего к ним.
Со временем, по мере взросления потомства и повышения его самостоятельности, родительская привязанность у млекопитающих постепенно ослабевает, и семья распадается; повзрослевшие особи уходят самостоятельно или изгоняются старшими членами семьи [9]. Однако для человека это не во всех случаях так. Существует множество причин, которые не позволяют взрослым членам семьи разорвать отношения с собственными детьми. Основа этих причин – долгое взросление человеческого ребенка, который окончательно формируется к 18 – 19 годам как умственно, так и физически. Однако ребенку (детям) при этом не хватает опыта, чтобы быть достаточно психологически зрелым.
Фатимет Султановна Брантова в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста» [1] определяет психологическую зрелость личности как совокупность разноуровневых достижений в развитии человеческой личности и обеспечивающее человеку высокий уровень самостоятельности, осознанности и нравственного развития, быстроту ориентировки в мире, подлинность отношений с другими, активность и творчество в преобразовании себя и мира, получение истинного удовлетворения от жизни.
Вместе с тем забот «о хлебе насущном» никто не отменял. Без удовлетворения базовых потребностей (по А. Маслоу – физиологических и потребность в безопасности) [3] не будет возможностей для достижения потребностей более высоких, а их удовлетворение как раз и свидетельствует о психологической зрелости личности. При этом очень велика вероятность того, что человек, не имеющий поддержки и/или независимого источника пищи и безопасности, сосредоточится на выработке знаний, умений и навыков, направленных лишь на достижение этих базовых потребностей. С возрастом он не сможет освоить новые знания, умения и навыки, направленные, в конечном итоге, на достижение психологической зрелости.
Особенно это относится к лицам женского пола. Разница полов не только физиологическая, но еще и социальная, и эта разница закладывается с детства, вначале путем импринтинга (для целей данной статьи определим этот биологический термин как подражание действиям родителей, которые наблюдаются детьми), а затем путем достаточно целенаправленного внедрения в детское поведение тех или иных навыков, которые теоретически должны соответствовать легенде для социальной роли мужчины или женщины. А поскольку социальная роль женщины традиционно определяется «внутри дома», в отличие от мужской, «внешней» роли [16], то в ходе воспитания как подготовки к самостоятельной жизни – осознанно или не очень – закладываются именно такие установки.
Следовательно, если мать воспитывает дочь в более или менее традиционном духе, то мать непременно будет озабочена созданием дочерью семьи – чтобы та в полном объеме могла достигнуть психологической зрелости, имея удовлетворенные базовые потребности (физиология и безопасность) за счет наличия мужа. Необходимые же знания, умения и навыки для поддержания базового порядка и уюта в доме при воспитании в традиционном духе закладываются с детства.
Таким образом, в качестве вывода по данной части исследования можно сказать следующее: в представленной ситуации мать действует в соответствии с требованиями материнской любви, но не слепой, а вполне разумной, исходя из различных социальных ролей, которые играют в обществе мужчина и женщина, стремясь путем собственного прямого участия в создании семьи (подбор женихов) обеспечить своей дочери достойное будущее, понимаемое на современном этапе развития как достижение психологической зрелости личности путем самостоятельного удовлетворения дочерью высших потребностей по А. Маслоу (социальная потребность, самоутверждение, самореализация) при автоматическом, за счёт нахождения дочери в её собственной семье в качестве жены, удовлетворения низших потребностей (физиология и безопасность).
2. В настоящее время подготовка к созданию семьи в первую очередь ориентируется на достижение взаимопонимания по глобальным вопросам совместной жизни. В качестве примера можно привести полноценное сочетание у будущих мужа и жены базовых критериев (психологические, мировоззренческие, знания о строительстве семьи) [10] или совпадение ответа на вопрос «Какие собственные потребности удовлетворяют разнополые люди, вступая в брак?» [11]. Вспоминая уровни потребностей по А. Маслоу, складывается впечатление (конечно же, верное не для всех случаев), что на современном этапе развития человечества две низшие потребности уже удовлетворены и настала очередь удовлетворения высших потребностей. Исходя из текста песни, на что-то подобное ориентируется и дочь.
Однако следует помнить, что сама песня – народная (по крайней мере, исходя из открытых источников), следовательно, была создана (или обработана исследователями – фольклористами) несколько ранее современного этапа (ХХ – XXI век) развития человечества. На более же ранних этапах развития человечества удовлетворение физиологических потребностей, равно как и потребности в безопасности, было постоянным, живым насущным делом для простолюдинов, не обладающих высоким происхождением или специализированными воинскими навыками.
Понятие голода в прошлом не было чем-то отвлеченным, это была реально существовавшая проблема, решить которую зачастую было невозможно. Об этом прямо написано в статье «Голод» энциклопедии Брокгауза и Ефрона [6], [8].
Не зря понятие общины как коллектива, обеспечивавшего физическое выживание своих членов путем организации совместной работы, социального обеспечения и физической защиты [2], [14], существовало практически до Новой истории, а в России продолжало существовать и в период Новейшей истории. Община решала такие задачи, как социальное обеспечение, обеспечение физического выживания, в т.ч. и путем защиты собственных общинников. И понятно, что чем больше было общинников, тем успешнее община решала свои задачи. Это правило верно как для общины деревенской/городской, составляющей население конкретного пункта, так и для рода (родовой общины), являющегося частью общины деревенской/городской и объединяющего лиц по признаку родовой взаимосвязи (родители, дети, мужья, жены, родственники первых четырёх категорий).
Простая арифметика – чем больше людей смогут поделиться едой с одним человеком, тем больше у этого человека будет еды. Чем больше людей смогут защитить одного человека, тем больше он будет защищён.
Таким образом, в качестве вывода по данной части исследования можно сказать следующее: на том этапе исторического развития, который отражает текст рассматриваемой песни, процедура подготовки к созданию семьи начиналась не с выяснения возможности совпадения тех или иных психологических и/или физиологических аспектов будущих брачующихся, а с выяснения возможности принятия девушки в сильный род, и для руководителей такого рода – с необходимостью получения нового члена рода как работника. Отсюда наличие, в т.ч. и в русской традиции сватов и свадебного сговора, в ходе которого решались вопросы материального обеспечения молодой семьи и роль/место мужа и жены в том роде, в котором они будут проживать [4].
3. Теперь же, на основе двух предыдущих выводов, приступаем к решению третьей задачи – выявить критерии, используемые матерью при отборе женихов для дочери.
Основной критерий для данного случая – принадлежность жениха к сильному роду, способному поддержать молодую семью в случае негативного развития событий (неурожай, голод, война, эпидемии) и в любом случае обеспечить женщине удовлетворение как физиологических потребностей, так и потребности в безопасности.
Следующий критерий, вытекающий из основного – наличие у такого рода главы, который может контролировать и корректировать в нужном направлении деятельность членов рода, в т.ч. и в сфере семьи и брака (как минимум – соблюдение норм совместного проживания и правил приличия в семье).
Третий критерий – физическое здоровье жениха, позволяющее осуществить процесс зачатия ребенка, для упрочения положения молодой жены как матери одного из членов рода.
Этими критериями и объясняется поведение матери при отборе женихов для дочери. При наличии сильного главы рода, способного не просто указать отдельным членам рода на их недостойное поведение, но и описать поведение достойное и проконтролировать выполнение своих указаний, неверный жених и жених – пьяница (соответственно №№ 1 и 5 из списка) будут вести себя должным образом, как минимум, в рамках публичных аспектов семейной жизни.
Заключение.
Автором осуществлено учебное исследование, в ходе которого была рассмотрена русская народная песня «Как хотела меня мать…» с целью определения такого опыта жизни родителей, который может пригодиться их детям вне зависимости от этапа развития цивилизации. В ходе исследования были рассмотрены условия взаимоотношений родителей и детей, процедура подготовки к созданию семьи и выявлены объективные критерии, на основании которых потенциальным матерям следует осуществлять отбор женихов для своих дочерей. В процессе исследования применялись теоретические методы изучения источников и литературы, а также анализа, синтеза, индукции и дедукции. В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Действия матери следует оценивать в рамках материнской любви, но не слепой, а вполне разумной, исходя из различных социальных ролей, которые играют в обществе мужчина и женщина, стремясь путем собственного прямого участия в создании семьи (подбор женихов) обеспечить своей дочери достойное будущее, понимаемое на современном этапе развития как достижение психологической зрелости личности путем самостоятельного удовлетворения дочерью высших потребностей по А. Маслоу (социальная потребность, самоутверждение, самореализация) при автоматическом, за счёт нахождения дочери в её собственной семье в качестве жены, удовлетворения низших потребностей (физиология и безопасность).
2. На том этапе исторического развития, который отражает текст рассматриваемой песни, процедура подготовки к созданию семьи начиналась не с выяснения возможности совпадения тех или иных психологических и/или физиологических аспектов будущих брачующихся, а с выяснения возможности принятия девушки в сильный род, и для руководителей такого рода – с необходимостью получения нового члена рода как работника. Отсюда наличие, в т.ч. и в русской традиции сватов и свадебного сговора, в ходе которого решались вопросы материального обеспечения молодой семьи и роль/место мужа и жены в том роде, в котором они будут проживать.
3. Выявлены три критерия:
- принадлежность жениха к сильному роду, способному поддержать молодую семью в случае негативного развития событий (неурожай, голод, война, эпидемии) и в любом случае обеспечить женщине удовлетворение как физиологических потребностей, так и потребности в безопасности;
- наличие у такого рода главы, который может контролировать и корректировать в нужном направлении деятельность членов рода, в т.ч. и в сфере семьи и брака (как минимум – соблюдение норм совместного проживания и правил приличия в семье);
- физическое здоровье жениха, позволяющее осуществить процесс зачатия ребенка, для упрочения положения молодой жены как матери одного из членов рода.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Необходимость развития творческого интеллекта и логической культуры обучающихся в процессе профессиональной подготовки в колледже обусловлена необходимостью самообразования на протяжении всей жизни для постоянного повышения собственного профессионального уровня специалиста, и, как следствие – нахождения таким специалистом в своей деятельности творческой составляющей. Это позволяет человеку находить удовлетворение своей потребности в самореализации непосредственно на рабочем месте, а удовлетворение такой потребности есть одна из основных целей любого человека.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Литература.
1. Брантова, Фатимет Султановна. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста» (19.00.01 - Обшая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) (защищена 20.04.2011 на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»). Интернет-ресурс: URL http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-predstavleniya-o-psihologicheski-zreloy-lichnosti-v-soznanii-lyudey-raznogo-vozrasta#ixzz5SKNC161U.
2. Большая советская энциклопедия: Том 18. Никко – Отолиты (статья «Община») – М.: Советская энциклопедия, 1975.
3. Маслоу, Абрахам Гарольд (1908-1970). Мотивация и личность [Текст] : [16+] / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2014;
4. Русская свадьба. Традиции, обряды, обычаи / [Сост.: Беляков К. Э., Садовников А. Д.]. - М. : ПСВ-Сервис, 2002.
5. Шапетько, Е. В. Зоология позвоночных [Текст] : учебное пособие / Е. В. Шапетько, Т. В. Антоненко ; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014.
6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том IX (17). Гоа — Гравер (статья «Голод») – СПб: Семеновская Типолитография, 1893.
Интернет-ресурсы:
7. Высшая нервная деятельность человека – URL http://www.bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_7_afg.html, доступ свободный.
8. Голод – Энциклопедия Брокгауза и Ефрона – URL http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/029/29736.htm, доступ свободный.
9. Забота о потомстве у млекопитающих – URL http://www.zooeco.com/eco-eto/eco-eto14-17.html, доступ свободный.
10. Как подготовиться к семейной жизни – URL http://www.realove.ru/main/podgotov/ocenka_gotovnosti_k_semeynoy_jizni.htm, доступ свободный.
11. Как подготовиться к семейной жизни: алгоритм для счастливых отношений – URL https://www.b17.ru/article/76018/, доступ свободный.
12. «Как хотела меня мать…» [текст] – URL http://a-pesni.org/rus/kakhotela.htm, доступ свободный.
13. Методические указания по подготовке учебного проекта для дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» - URL https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/04/26/metodicheskie-ukazaniya-dlya-obuchayushchihsya-po-0, доступ свободный.
14. Община – Большая советская энциклопедия, изд. 3. – URL http://bse.sci-lib.com/article083420.html, доступ свободный.
15. «Пирамида потребностей» А. Маслоу – URL http://www.grandars.ru/college/psihologiya/ierarhiya-potrebnostey-maslou.html, доступ свободный.
16. Психология мужчин и женщин, отличия – URL http://mirvsemye.ru/brak/psihologiya-muzhchiny-i-zhenshchiny-otlichiya.php, доступ свободный.
17. Рабочая программа дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» - URL https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2017/04/26/rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny-osnovy-0, доступ свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...
Методические указания по подготовке учебных проектов по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности 43.02.10 Туризм
Методические указания по подготовке учебных проектов по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности 43.02.10 Туризм....
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...