Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.
план-конспект занятия
Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной системы оценивания деятельности студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_km.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной системы оценивания деятельности студентов.
Коломенская Мария Владимировна,
преподаватель психологии
ГБОУ СПО Некрасовский
педагогический колледж № 1
Урок по теме “Темперамент”
Цель: организация деятельности по знакомству с понятиями «темперамент», «типы темперамента», учетом темпераментов в учебно-воспитательной деятельности.
Оборудование: 4 листа формата А-3, фломастеры, цветные карандаши, таблички с названиями темпераментов, раздаточные материалы.
Особенности организации: студенты разделены на 4 группы
Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Кластер», «Зигзаг», «Линии сравнения», «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Синквейн».
Ход занятия.
- Организационный момент
- Фаза вызова.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
- Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Кластер»
Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?
Составление кластера «Темперамент». Формулирование определения.
- Фаза реализации смысла (осмысления)
Задачи:
- Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Зигзаг».
Каждой группе (эксперты по вопросу) присваивается тип темперамента:
Холерик, Флегматик, Сангвиник, Меланхолик
Каждой группе выдается статья о соответствующем типе темперамента. Задание:
1. В группах прочитайте текст.
2. В графической и иллюстративной форме подготовьте презентацию вашей темы, выделив самые важные аспекты, структурируя, наглядно представляя.
3.Презентация: представители из групп (эксперты) презентуют свои материалы в другой группе, участники группы слушающих рассказывают им свою информацию (по принципу «зигзаг»).
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Линии сравнения»
Сейчас мы с вами обобщим информацию и составим сводную таблицу.
- Выделение категорий сравнения
Составление кластера «Что можно выделить в объекте исследования, по каким критериям их можно сравнить?». ( по каким критериям можно сравнить темпераменты?)
- Составление группой сводной таблицы «Линии сравнения»
Линии сравнения | Холерик | Меланхолик | Сангвиник | Флегматик |
Тип нервной системы | ||||
другие критерии… |
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Чтение с остановками»
Сейчас я расскажу вам сказку о типах темперамента (1;80), буду останавливать в некоторых местах. Ваша задача будет продолжить и придумать конец у сказки. (Преподаватель делает остановки в местах, где необходимо дать характеристику темпераментов принцев, предлагая студентам продолжить. В конце организует дискуссию о том, принца какого темперамента выбрала принцесса и почему.)
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»
Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.
1. Выбирается секретарь в каждой группе (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)
2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопросы 1. , 2.
3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.
4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам
Вопросы:
1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в школе.
2. Как учесть особенности проявлений темперамента в учебном процессе и воспитании детей.
Значение и учет темперамента в общении и деятельности.
Задание: Разыграть предложенные ситуации, продемонстрировав особенности проявления темперамента (как будет себя вести, чувствовать человек в этих обстоятельствах). В сценках участвуют по 1 человеку от каждой команды, который представляет данный тип темперамента.
Ситуация 1. Длинно-предлинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Как будет реагировать каждый тип темперамента?
Ситуация 2. Поставили оценку 2 на экзамене.
Ситуация 3.Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек)
Обобщение. Выводы.
- Фаза рефлексии.
Задачи:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Составьте список из 5-7 имен (среди студентов, преподавателей, известных людей, политиков, актеров, ведущих и т. д.). Докажите свою точку зрения.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Синквейн»
В экспертных группах составьте синквейн по типу темпераменту.
Правила составления синквейна:
в первой строке: одно слово- тему стихотворения
вторая строка: опишите это слово - тему двумя прилагательными
в третьей строке опишите действие этой темы тремя словами, глаголами
в четвёртой напишите фразу из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме
в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).
Презентации синквейнов
Оцените себя по технологической карте урока. Перенесите баллы, полученные на уроке, в технологическую карту курса «Общая психология».
Домашнее задание:
Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики данного темперамента - отразить и положительные и отрицательные стороны (можно делать записи, рисовать, чертить и др.). Подготовить презентацию творческой работы.
- Орг. конец
Технологическая карта урока по рейтингово-накопительной системе оценивания деятельности студентов.
Оцените себя по 5-ти бальной шкале (1-5) по данным критериям
Баллы | |
Я могу сформулировать определение «темперамент» | |
Я могу составить характеристику каждого типа темперамента | |
Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе | |
Я могу учитывать особенности темпераментов в общении | |
Я принял активное и результативное участие в уроке | |
Мои баллы: |
Список литературы:
- Вачков И.В. Психология для малышей.-М.: «Педагогика-Пресс», 1996.-216 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически.-СПб: «Альянс», «Речь», 2003.-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...
Доклад "Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»"
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и форма...
Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...
Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"
Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...
Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...