Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
статья

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,
в сравнении
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_fgos_2022g_i_standarta_2010g.docx101.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,
в сравнении
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №189 от 17.12.2010 (далее Стандарт) с изменениями на 31.12.2015г.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 (далее ФГОС)


В Приказе установлено, что:

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:

-) лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа,  с их согласия;

-) несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей);


с 1 сентября 2022 года набор на ФГОС -2010 года прекращается.

Термины, принятые в

ФГОС ООО – 2010 – Стандарт, основная образовательная программа основного общего образования;

ФГОС ООО – 2021 – ФГОС, программа основного общего образования.

                                         Таблица 1. Порядок разделов в структуре Стандарта и ФГОС

Стандарт 2010 года

ФГОС 2021 года

I. Общие положения (п.1-7 пунктов)

I. Общие положения (п.1-24)

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

образования (п.8-12)

II. Требования к структуре программы основного общего образования (п.25- 33)

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего

образования (п.13-18)

III. Требования к условиям реализации программы основного общего образования (п.34-40)

IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего

образования (п.19-26)

IV. Требования к результатам освоения программы основного общего образования (п.41-45, с п.45.1 по

Предметам)



                                                                               Общие положения.

Отличается порядок пунктов раздела «Общие положения», связи с этим можно указать на изменение в приоритетах ФГОС 2021 по отношению к Стандарту 2010.

Общее:

- ) ФГОС 2021 включает (Стандарт 2010 представляет собой) требования к структуре программ основного общего образования и их объему;

- ) условиям реализации программ основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

- ) результатам освоения программ основного общего образования.

ФГОС 2021 обеспечивает (Стандарт 2010 направлен на обеспечение):

- ) единство образовательного пространства Российской Федерации,

-) преемственность образовательных программ,

-) вариативность содержания образовательных программ,

-) государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования,

-) формирование российской гражданской идентичности обучающихся,

-) сохранение и развитие        культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации,
-) доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования.

                                                                    Инновационная деятельность Организаций:

ФГОС предусматривает возможность для Организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.

Реализация программы основного общего образования, в том числе адаптированной, осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Кроме того Организация вправе применять, различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии; модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.

Организация образовательной деятельности по программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах

- с учетом их успеваемости,

- образовательных потребностей и интересов,

- психического и физического здоровья,

- пола,

- общественных и профессиональных целей,

в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей,  учебных предметов (профильное обучение) (далее - дифференциация обучения).

Таблица 2. I. Общие положения

Стандарт 2010 года

I. Общие положения (п.1-7)

ФГОС 2021 года

I. Общие положения (п.1- 24)

Стандарт направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • доступности получения качественного основного общего образования;
  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
  • развития        государственно-общественного управления в образовании;
  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации,        осуществляющей образовательную                деятельность, функционирования системы образования в целом;
  • условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством

личностно значимой деятельности.

ФГОС обеспечивает:

  • вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);
  • государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
  • благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование

гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;

  • формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения;
  • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
  • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
  • уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;
  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
  • разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;
  • единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;
  • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское,        патриотическое,        духовно- нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;
  • развитие        государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;
  • взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования (далее - Организация), с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими        общественными объединениями;
  • развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ);
  • применение        обучающимися        технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач;
  • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;
  • специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение        обучающимися        многообразного

цивилизационного наследия России, …на реализацию

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического

развития общества.

В      основе       Стандарта       лежит       системно-

деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом        индивидуальных                возрастных, психологических        и        физиологических особенностей обучающихся.

В основе   ФГОС   лежат   представления   об

уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций...

Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, ….

Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного

развития обучающихся.

Предметные результаты освоения ООП ООО с

учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых        предметов,                входящих                в        состав предметных                областей,        должны        обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ФГОС определяет элементы социального опыта

(знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования.

Требования к предметным результатам:

  • формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений;
  • формулируются на основе документов стратегического     планирования        с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских                проверочных                        работ, национальных        исследований                качества образования, международных сравнительных исследований);
  • определяют минимум содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство;
  • определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным        предметам        "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях;
  • усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки;
  • учитывают        особенности        реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.

Содержание        основного        общего        образования определяется                основной                образовательной

программой основного общего образования

Содержание        основного        общего        образования определяется        программой                основного        общего

образования,        в        том        числе        адаптированной,

разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ основного

общего образования.

Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет.

Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет.

Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен.

Основное общее образование может быть получено:

  • в        организациях,        осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно- заочной или заочной форме);
  • в форме семейного образования.

Основное общее образование может быть получено:

  • в Организациях и вне Организаций (в форме семейного образования).
  • обучение в Организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в

очной, очно-заочной или заочной форме

  1. Требования к структуре программы основного общего образования

ФГОС 2021: Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Структура включает обязательную часть – 70% и часть, формируемую за счет участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору – 30%.

Содержание ряда предметов предлагается структурировать в виде учебных модулей, порядок, объем которых определяются Организацией.

Изменения в подходе к формированию учебного плана:

Во ФГОС для 5 предметов возможен углубленный уровень обучения: Математика, Информатика, Физика, Химия, Биология.

Математика включает учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".

Содержание и предметные результаты по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией.

Родной русский, родная литература, а также второй иностранный язык изучается при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Предметные области «Искусство» (Музыка, Изобразительное искусство), «Технология», предметы

«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагают модульное построение содержания.

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей предметов «Технология», «Физическая культура»

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися модулей учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".

Таблица 3. Требования к структуре программы

Стандарт 2010 года

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего

образования

ФГОС 2021 года

II. Требования к структуре программы основного общего образования

ООП ООО реализуется образовательным

Структура программы ООО, в том числе

учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил        и        нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно- нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное,                социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное

адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

НЕТ направлений внеурочной деятельности

Обязательная   часть    основной    образовательной

программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Объем обязательной части программы основного

общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования

Формы        организации        образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

Основная образовательная   программа   основного

общего образования должна содержать три раздела: целевой

содержательный организационный.

Программа основного общего образования, в том

числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений)

содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений)

18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

  1. цель и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  2. принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели реализации программы основного общего образования,        в        том        числе        адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;

общую        характеристику        программы        основного общего образования.

18.1.2.      Планируемые       результаты       освоения

обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:

  1. обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
  2. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания,

а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения.

Планируемые        результаты        освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны:

  1. обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
  2. являться содержательной и критериальной основой для разработки:
  • рабочих программ учебных предметов, учебных курсов … учебному модулю;
  • рабочей программы воспитания;
  • программы формирования универсальных учебных действий обучающихся;
  • системы оценки качества освоения обучающимися;

в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой

аттестации.

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  1. определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, …
  2. ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  3. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов …,
  4. обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
  5. предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга
  6. позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, …, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, и системы образования        разного        уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной                итоговой        аттестации обучающихся,        промежуточной                аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся,   и оценки проектной

деятельности обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна:

  • отражать содержание и критерии оценки, формы представления        результатов        оценочной деятельности;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
  • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, …, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий;
  • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
  • обеспечивать        возможность        получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Система        оценки        достижения        планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся.

18.2. Содержательный раздел ООП ООО

18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

32. Содержательный раздел программы ООО, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
  • рабочую программу воспитания;
  • программу        коррекционной        работы

(разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в

том        числе        внеурочной        деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ,       включенных       в       ее       структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

32.1. Рабочие программы учебных предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

планируемые   результаты    освоения    учебного

Рабочие        программы        курсов        внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты        освоения        курса        внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое        планирование.

предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей

программы воспитания.

18.2.1.        Программа        развития        универсальных

учебных действий

32.2. Программа   формирования   универсальных

учебных действий

18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества….

32.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения

программы основного общего образования

18.2.4 Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки

Детям данной категории.

32.4. Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

Организационный        раздел        основной

образовательной программы:

учебный план;

план внеурочной деятельности;

календарный        учебный        график; план внеурочной деятельности

Организационный раздел программы основного

общего образования, в том числе адаптированной, должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включать:

учебный план;

план внеурочной деятельности;

календарный учебный график;

календарный план воспитательной работы;

характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с

требованиями ФГОС.

18.3.1. Учебный план

русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия,        информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология,

  1. Учебный план программы основного  общего

образования:

ОТЛИЧИЯ:

  1. В названии предметов, курсов

Математика учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".

История включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история",

  1. Углубленное изучение предметов:

математика, информатика, физика, химия, биология

  1. Учебные       модули        по        предметам:

«Искусство», «Технология», «Физическая культура»,      «Основы        безопасности жизнедеятельности», «Основы духовно-

химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка); технология        (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

нравственной культуры народов России»

4. Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей по предметам

Количество учебных занятий за 5 лет не может

составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов .

Нижняя граница нагрузки на 209 ч. уменьшилась, а верхняя уменьшилась на 471 час.

18.3.1_2.       План        внеурочной        деятельности

обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную        деятельность.

33.2. План   внеурочной   деятельности   определяет

формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации.

При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

В целях реализации плана внеурочной деятельности Организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры,

физкультурно-спортивные и иные организации.

18.3.1_1.   Календарный   учебный   график   должен

определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении    образования    для    отдыха    и    иных

социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года

33.3. Календарный   учебный   график   определяет

плановые перерывы при получении основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы)

В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы

Таблица 4. Предметы учебного плана

Стандарт 2010

Предметные области и предметы учебного плана:

ФГОС 2021:

Предметные области

Учебные предметы

Уровень изучения Базовый/ углубленный

Русский язык и литература (русский язык, литература);

Русский язык и литература

Русский язык,

Базовый

Литература

Базовый

Родной язык и родная литература

(родной язык, родная литература);

Родной язык и родная

литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации,

Родная литература

Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа

Базовый

языков народов Российской Федерации, государственных        языков        республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных                представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

Иностранные языки

Иностранный язык,

Базовый

Второй иностранный язык

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.

Базовый

Математика и информатика

(математика, алгебра, геометрия,

информатика);

Математика и информатика

Математика учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".

Базовый

/углубленный

Информатика

Базовый

/углубленный

Общественно- научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

Общественно- научные

предметы

История включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история",

Базовый

Обществознание

Базовый

География

Базовый

Естественно-научные предметы (физика,

биология, химия);

Естественно- научные

предметы

Физика

Базовый

/углубленный

Химия

Базовый

/углубленный

Биология

Базовый

/углубленный

Основы духовно- нравственной культуры народов России;

Основы духовно-

нравственной культуры

народов России

Предметные результаты по предметной области "Основы духовно-нравственной культуры                народов                        России" конкретизируются Организацией с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной        предметной                области, предусматривающего        региональные, национальные и этнокультурные особенности региона.

Базовый

Искусство

(изобразительное искусство, музыка);

Искусство Организация вправе

самостоятельно определять

последовательн ость модулей и количество

часов        для освоения

обучающимися модулей

предметов предметной области

"Искусство"        (с учетом возможностей материально-

технической базы

Организации).

Изобразительное искусство

Базовый

Музыка

Базовый

Технология (технология);

Технология

Технология

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей предметов предметной области "Технология" (с учетом возможностей материально-технической        базы Организации).

Базовый

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельно сти

Физическая культура

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета "Физическая культура" (с учетом возможностей материально-технической базы Организации и природно-климатических условий региона).

Базовый

Основы безопасности жизнедеятельности Организация                вправе        самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися модулей учебного предмета        "Основы                безопасности жизнедеятельности".

Базовый

  1. Требования к условиям реализации программы основного общего образования

По сравнению со Стандартом, ФГОС 2021 предполагают создание условий не только для достижения планируемых предметных результатов, но и для формирования функциональной грамотности, использования современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества.

Более подробно описываются требования к информационно-образовательной среде Организации: организация, обеспечение, доступность ее ресурсов, обучение с использованием электронных средств обучения, дистанционных образовательных технологий.

Таблица 5. Требования к условиям

Стандарт 2010 года

ФГОС 2021 года

IV.        Требования        к        условиям        реализации

III. Требования к условиям реализации программы

основной        образовательной        программы

основного общего образования

основного общего образования

19. Требования к условиям реализации ООП ООО

характеризуют:

  • кадровые,
  • финансовые,
  • материально-технические
  • и иные условия реализации требований к результатам        освоения        основной образовательной программы основного

общего образования.

34. Требования к условиям реализации программы

основного        общего        образования,        в        том        числе адаптированной, включают:

  • общесистемные требования;
  • требования к материально-техническому, учебно- методическому обеспечению;
  • требования        к        психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

21.       Условия       реализации       основной

образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями       здоровья       и       инвалидами;

35.2.    В     целях     обеспечения     реализации

программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ;

формирования функциональной грамотности обучающихся …, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

использования в образовательной деятельности современных        образовательных        технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества;

35.3. При реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся,                родителям                (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен        доступ                к        информационно- образовательной среде Организации

Доступ к информационным ресурсам информационно- образовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет.

Информационное обеспечение реализации ООП ООО должно обеспечивать:

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета)

35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных        образовательных        ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно- образовательная среда).

Далее: условия функционирования и требования к

электронной среде Организации

----

35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться        совокупностью        ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы

  1. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

  1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим        обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного

общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом.

26.       Информационно-методические        условия

реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная        среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных        и        коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих

обучение в современной информационно- образовательной среде

37.1.   Условия    информационного    обеспечения

реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно- образовательной средой (далее подробно условия)

Эффективное использование информационно- образовательной        среды        предполагает компетентность работников Организации в решении профессиональных задач с применением ИКТ, наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ организуется учредителем Организации.

Учебно-методическое        и         информационное

обеспечение        реализации        основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

укомплектованность учебниками, учебно- методической литературой и материалами по всем учебным предметам

37.3. Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, …., на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю <14>, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.

Психолого-педагогические   условия    реализации

ООП ООО должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической        компетентности обучающихся,        педагогических        и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого- педагогического сопровождения участников

38. Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:

  1. преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ начального образования, основного общего и среднего общего образования;
  2. социально-психологическую        адаптацию обучающихся к условиям Организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
  3. формирование и развитие психолого- педагогической компетентности работников

Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения;

  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного                движения;        обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей        профессиональной                сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
  • диверсификацию        уровней                психолого- педагогического                сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического        сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа,

просвещение, экспертиза).

  1. профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;
  2. психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами участников образовательных отношений:…
  3. индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений…
  1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
  • соответствие уровня квалификации… устанавливается при их аттестации.
  • непрерывность        профессионального развития работников организации,… не реже чем один раз в три года.
  1. Требования к кадровым условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
  1. Реализация программы основного общего образования обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную        деятельность,        включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

  1. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы основного общего образования, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ основного общего образования.

Нет упоминания об аттестации и периодичности похождения курсов ПК.

  1. Требования к результатам освоения программы основного общего образования

По сравнению со Стандартом во ФГОС большее внимание уделяется формированию личностных результатов, охватывая все сферы жизни и деятельности обучающихся.

Метапредметные результаты предполагают, во-первых, освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
  • к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Далее метапредметные результаты детализированы по локам универсальных учебных действий.

Предметные результаты описаны с учетом углубленного уровня обучения по предметам математика, информатика, физика, химия, биология; сделан акцент на модульный подход к построению программ по технологии, искусству, физической культуре и ОБЖ.

Данный подход позволяет обеспечить возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Таблица 6. Требования к результатам освоения программы

Стандарт 2010 года

ФГОС 2021 года

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования

IV. Требования к результатам освоения программы основного общего образования

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения        обучающимися        основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, …
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,        познавательные, коммуникативные),
  • предметным

41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

  1. личностным
  2. метапредметным
  3. предметным

Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является

системно-деятельностный подход

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание        российской        гражданской идентичности: патриотизм..
  2. формирование ответственного отношения к учению,…
  3. формирование целостного мировоззрения и т.д….

1) личностным, включающим:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности        и        личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания

Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

10.        Метапредметные        результаты        освоения

основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения..

планировать…

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности…и т.д.

2) метапредметным, включающим:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
  • к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

Овладение        универсальными        учебными

познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:
  2. базовые исследовательские действия:
  3. работа с информацией:

Овладение        универсальными        учебными

коммуникативными действиями:

  1. общение:
  2. совместная деятельность

Овладение        универсальными        учебными

регулятивными действиями:

  1. самоорганизация
  2. самоконтроль
  3. эмоциональный интеллект
  4. принятие себя и других

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого

поведения)

11. Предметные результаты освоения основной

образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны

3)        предметным,        включающим        освоение

обучающимися в ходе изучения учебного предмета

  • научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной

области;

обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ДАЛЕЕ перечень предметных результатов        по предметным областям и предметам.

  • предпосылки научного типа мышления;
  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов

  • углубленного уровня,
  • в том числе по индивидуальным учебным планам,
  • с использованием сетевой формы реализации образовательных программ,
  • электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
  • в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.

перечень предметных результатов по предметным областям и предметам, в том числе по уровням обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДfРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум» прошла стажировку

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ...

Программа производственной практики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 270843.08(08.01.18)«Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования».

Программа производственной практики является часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудован...

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных п...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...