Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.
статья

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.

Для зачисления ребенка в первый класс необходимо представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9).
У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение -
(ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016)
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
(с изменениями  и доп., вступ. в силу с 01.01.2017),
а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.
Согласно Конституции ВСЕ равны и каждый ребёнок должен быть успешен !
Для него это очень важно!
Это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ. Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это люди (дети), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Особенности в развитии слишком разные:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
У некоторых деток проблемы со здоровьем носят комплексный характер.

Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками:

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании.
  Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики. Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.
 В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС).
У некоторых деток проблемы со здоровьем носят комплексный характер.
 Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине.
  В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы). Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.
 Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны). Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения.
 Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.

ОВЗ по ФГОС
  По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству):
- для глухих — четыре;
- к слабослышащим применяют три;
- слабовидящих обучают по трём вариантам;
- слепых — по четырём;
- детям с НОДА предлагается четыре возможности;
- при ЗПР) реализуется три;
- при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов - три;
- для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта;
- с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.
 Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их. Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.

Общее представление о детях с особенностями в развитии.

I категория: неслышащие и глухие дети без речи
  Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать без специального обучения и воспринимать обычную речь. Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом. Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы.
 Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре. Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.
 Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.


II категория: слабослышащие
  При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется. Происходит накопление словарного запаса.
 Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.
 Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой.

III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)
  К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.
 Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные. Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно. У детей проблемы с суждениями (они не уверены).
 Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы. Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников. Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая. Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием.
 В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность. Также с памятью, особенно, словесно-логической.
 Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).

V категория: тяжёлая речевая патология
  В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.
 При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга. В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.
 А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении. При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память. По другим психическим процессам выявляются проблемы.
 В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.

VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата
  Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.
 У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом. Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.

VII категория: дети с ЗПР
  Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.
 У детей непоследовательное, замедленное восприятие. Словесно-логического мышление может отставать. Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной).
 А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.
 Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.

VIII категория: отклонение интеллектуального развития
  В обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).
 Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок. Детей можно научить счёту, чтению и письму. При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве.

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно определить образовательное заведение. Чем раньше будет определено вспомогательное учреждение, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.



Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов.
Каких детей в них обучают.

  В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовая ориентировка.
 В школах II вида учатся дети , имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо - речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию .
 Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей.
 Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей.
 Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.
 Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности.
 В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. По окончании школы обучающиеся получаю справку о том, что прослушали программу десятилетки.

  Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи.  Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Чаще родители детей с ОВЗ получают направление на психолого - медико - педагогическую комиссию (ПМПК).  Психолого - медико - педагогический состав комиссии поможет выбрать специальную школу, которая лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки, выдаст заключение с рекомендацией обучения по определённой программе.

Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной образовательной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с интеллектуальной недостаточностью. Краткая характеристика.

1. Планируемые результаты освоения программы:

  1 вариант предусматривает, что к концу учебного года ребёнок осваивает установленный объём программы, овладевает определенными знаниями и умениями. Уровень этих знаний и умений выражается в оценке. Т.е при освоении 1 варианта программы есть четко обозначенные критерии, по которым оценивается уровень знаний ребёнка.
 
2 вариант не имеет четко обозначенных промежуточных результатов освоения программы и опирается на индивидуальные особенности и возможности ребёнка – подразумеваются лишь возможные результаты освоения программы.
Простыми словами, если 1 вариант программы подразумевает, что ребёнок в определенном возрасте обязательно должен научиться читать, писать и считать, и дальше совершенствовать эти навыки, то при обучении по 2 варианту программы освоение этих навыков не закреплено за определенным возрастом и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Один ребёнок может выучить буквы и начать читать в 3 классе, другой - только к 9-10 классу, а третий вообще не научится этого делать.

2. Длительность обучения:

 1 вариант
 – 9-13 лет. Длительность обучения школа устанавливает самостоятельно. Определяется наличие или отсутствие 1 дополнительного класса.
  2 вариант - 13 лет (с 1 дополнительным классом).

3. Возможность написания СИПР/СИОП (специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы):

 1 вариант
 – только при обучении на дому/индивидуально (по медицинским показаниям).
  2 вариант - есть.

4. Организация обучения:

  1 вариант – так же, как и в массовой школе. С 1 по 4 класс - начальное образование. Все предметы, за исключением музыки и физкультуры (зависит от школы и от наличия профильных учителей) ведёт классный руководитель. С 5 по 9 (12) класс - среднее образование. Меняется классный руководитель, уроки ведут учителя-предметники. Проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом на протяжении всего периода обучения.
 
2 вариант - все предметы (за исключением музыки, физкультуры и труда), на протяжении всего периода обучения ведёт классный руководитель. Добавлены коррекционные курсы: занятия по сенсорному развитию, альтернативной коммуникации, предметно-практические действия и двигательное развитие.

5. Осваиваемые предметы и курсы: 

 1 вариант
Начальная школа: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изо, ручной труд, музыка, физкультура.

Средняя школа 5-9 класс: русский язык, чтение (литературное чтение), математика, изо (5 класс), музыка (5 класс), природоведение (5-6 класс), мир истории (6 класс), география (6-9 класс), биология (7-9 класс), история Отечества (7-9 класс), информатика (7-9 класс), основы социальной жизни/социально-бытовая ориентировка, профильный труд, физкультура.
10-12 класс: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, обществоведение, основы социальной жизни, профильный труд, физкультура
Коррекционные курсы: ритмика, логопедические и психокоррекционные занятия.
 2 вариант
1 (дополнительный) - 4 класс: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, изо, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, домоводство, музыка, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия.  5-12 класс: остаются те же предметы, добавляется труд.
Коррекционные курсы: предметно-практические действия, двигательное развитие, сенсорное развитие (занятия с психологом), альтернативная коммуникация (занятия с логопедом).

6. Окончание школы и дальнейший путь:

После окончания школы, обучающимся по 1 и 2 варианту программы выдаётся свидетельство об обучении.
 1 вариант - с оценками
 2 вариант - без оценок.
Далее дети могут поступить в профессиональное училище (центры профессионального обучения) и получить рабочую профессию: столяр, швея, штукатур-маляр, каменщик, цветовод.
Срок обучения составляет 2 года.
Ребятам с легкой умственной отсталостью, для освоения доступны все предлагаемые профессии, а детям с умеренной умственной отсталостью или другими особенностями, доступны только некоторые профессии, которые не требуют точной координации движений и развитой мелкой моторики: цветовод, штукатур-маляр (нужно узнавать в конкретном училище).
Также дети-инвалиды, дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, могут проходить реабилитацию в центрах социальной адаптации инвалидов.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от обучающегося  самоотдачи, творчества, собственных решений. 
Вариант программы зависит от постановки диагноза.  Ведь занятия и упражнения должны быть посильными для ребенка. Когда ребёнок успешен, а задания посильны для него - появляется мотивация к обучению, ребёнок испытывает радость и идёт в школу с хорошим настроением. И как следствие, дальнейшая самостоятельная работа и самостоятельная жизнь в обществе. Успешное обучение профессии целиком и полностью зависит от уровня развития саморегуляции, координации движений, мелкой моторики, умения планировать свою деятельность и подчинять её определенным правилам. Также успех зависит от того, насколько хорошо развит навык чтения, усвоены правила письма, арифметические действия и умение решать задачи, формируемые ещё в начальной школе.  После окончания школы ребенок имеет возможность поступить в профессиональное училище, если уровень его умений, навыков, самоконтроля и ответственности позволит ему овладеть профессией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ТЕСТЫ ПО Microsoft Office Word (для обучающихся в коррекционных школах (VII и VIII вида).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕТЕСТЫ ПОMicrosoft Office Word (для обучающихся в коррекционных школах (VII и VIII видах)....

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

Создание благоприятного психологического климата в семье

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется ег...

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида

laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...

Открытый урок По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс швейное дело.

Итоговый урок по теме:  Юбки.  Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме «Юбки»...