Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида
методическая разработка
«Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
У детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_uchiteley_slozhnoy_struktury.docx | 269.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Методическом объединении учителей сложной структуры
ГБОУ Школы № 108
учителя 4 «А» класса Беляковой Г.М.
«Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
У детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.
- Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
- Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
- Также возможен вариант, когда учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
- Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Формы работы со сказкой которые я применяю на уроках устной речи:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три медведя», «Красная шапочка».
Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
Игры.
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
- «Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- «Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.
Тезисы
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.
- У наших детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
- Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
- Формы работы со сказкой которые я применяю :
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
- Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
1.Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ. У детей с умственной отсталостью, обучающихся в коррекционных школах VIII вида чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности, одним из которых является сказкотерапия.
2. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
- Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
- Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
- Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
3. «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
- ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КОТОРЫЕ Я ПРИМЕНЯЮ НА УРОКАХ УСТНОЙ РЕЧИ:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее готовлю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
- Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации, посредством сказки, задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?
- Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети выходят на импровизированную сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
- Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например, в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки:
«Маша и медведь», «Красная шапочка».
- фото
- фото
- Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей, я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят». Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
- Фото
- ИГРЫ
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
«Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- Рис
- «Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение и способность к высказываниям.
- Рис
- Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых
он столкнется во взрослой жизни, а так же значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...
Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.
Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...
внеклассное занятие по географии для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида "Вокруг света за 45 минут"
внеклассное занятие по географии материков и океанов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...