Наблюдение на уроках окружающего мира в начальной школе
опыты и эксперименты
Среди конкретных видов деятельности ФГОС НОО рекомендует применение методов информативного поиска. Одним из них является метод наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie.pptx | 921.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Среди конкретных видов деятельности ФГОС НОО рекомендует «применение методов информативного поиска». Одним из них является метод наблюдений. Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Процесс познания мира начинается с ощущений – человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими. Для этого ощущения «поставляют» сведения о предмете: какого он цвета, запаха, вкуса, каков на ощупь, из каких состоит форм. Значение чувственного познания столь велико, что от него зависит развитие других сфер личности человека: познавательной деятельности (умеет замечать изменения, умеет наблюдать, дает пробную сенсорную характеристику предмета), личностных качеств (любознателен, внимателен, обладает развитой наблюдательностью).
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения . В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть : индивидуальным, групповым, фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает: эпизодическим, длительным, итоговым (обобщающим). Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Детей необходимо учить наблюдать. Для этого важно, чтобы учащиеся усвоили этапы организации наблюдения: 1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать. 2. Постановка цели наблюдения. 3. Определения времени наблюдения. 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения. 5.Формулирование выводов по результатам наблюдения.
Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений : В 1 классе наблюдения под руководством учителя (наблюдают природные явления, явления неживой природы); Во 2 классе кратковременные систематические наблюдения (сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т. д.); В 3-4 классе длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием семян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.).
Таким образом , наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными. Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.
Наблюдение на уроках окружающего мира УМК «Планета знаний»
Содержание курса программы «Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ивченкова , Е.В. Саплина, А.И. Саплина, УМК «Планета знаний» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
1 класс (6 экскурсий) Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника). Что такое зоопарк? 1 класс (10 практических работ) Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Простейшие правила гигиены.
2 класс (8 экскурсий) Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоёмы родного края. 2 класс ( 10 практических работ) Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс (4 экскурсии) Природа, её разнообразие. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы. 3 класс (11 практических работ) Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
4 класс (4 экскурсии) Лес и человек. Поверхность нашего края. Мир древности: экскурсия в краеведческий музей. Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей. 4 класс (19 практических работ) Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Равнины и горы родного края. Моря, озера и реки ЛНР. Зона Арктических пустынь. Тундра. (растительный мир, гербарий). Леса Луганщины . Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Программа базируется на основании различных принципов, в соответствии с которыми выстроен материал. А сам научный материал охватывает все основные темы, изучаемые в начальной школе. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Природа, с ее богатством красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении, предоставляет для этого огромные возможности. В максимальной степени могут быть активизированы все виды восприятия. Так, богатство красок природы активизирует зрительное восприятие ребенка. Звуковая насыщенность природного пространства стимулирует слуховое восприятие. Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В то же время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)
Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"
Данный урок помогает развивать у обучающихся понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит с правилами поведения в природе; вос...
Презентация к уроку окружающего мира "Миша или Михаил Потапович"
Презентация разработана для показа на уроках окружающего мира в начальной школе. Презентацию можно использовать на классных часах и кружковых занятиях.С помощью презентации ученики знакомятся с ...
Самоанализ урока окружающего мира по теме "Экосистема озера" 3 класс Ос "Школа 2100"
Данный самоанализ урока построен с учётом требований ФГОС НОО....
Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...
Тесты по окружающему миру, 2 класс Школа России
Тесты по окружающему миру, 2 класс Школа России...