Наблюдение на уроках окружающего мира в начальной школе
опыты и эксперименты

Медведева Анастасия Алексеевна

Среди конкретных видов деятельности ФГОС НОО рекомендует применение методов информативного поиска. Одним из них является метод наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.pptx921.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа «Наблюдение на уроках окружающего мира в начальной школе» Выполнила студентка ________ группы специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах ______________________________

Слайд 2

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Среди конкретных видов деятельности ФГОС НОО рекомендует «применение методов информативного поиска». Одним из них является метод наблюдений. Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Слайд 3

Процесс познания мира начинается с ощущений – человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими. Для этого ощущения «поставляют» сведения о предмете: какого он цвета, запаха, вкуса, каков на ощупь, из каких состоит форм. Значение чувственного познания столь велико, что от него зависит развитие других сфер личности человека: познавательной деятельности (умеет замечать изменения, умеет наблюдать, дает пробную сенсорную характеристику предмета), личностных качеств (любознателен, внимателен, обладает развитой наблюдательностью).

Слайд 4

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения . В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть : индивидуальным, групповым, фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает: эпизодическим, длительным, итоговым (обобщающим). Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Слайд 5

Детей необходимо учить наблюдать. Для этого важно, чтобы учащиеся усвоили этапы организации наблюдения: 1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать. 2. Постановка цели наблюдения. 3. Определения времени наблюдения. 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения. 5.Формулирование выводов по результатам наблюдения.

Слайд 6

Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений : В 1 классе наблюдения под руководством учителя (наблюдают природные явления, явления неживой природы); Во 2 классе кратковременные систематические наблюдения (сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т. д.); В 3-4 классе длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием семян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.).

Слайд 7

Таким образом , наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными. Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.

Слайд 8

Наблюдение на уроках окружающего мира УМК «Планета знаний»

Слайд 9

Содержание курса программы «Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ивченкова , Е.В. Саплина, А.И. Саплина, УМК «Планета знаний» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Слайд 10

1 класс (6 экскурсий) Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника). Что такое зоопарк? 1 класс (10 практических работ) Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Простейшие правила гигиены.

Слайд 11

2 класс (8 экскурсий) Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоёмы родного края. 2 класс ( 10 практических работ) Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Слайд 12

3 класс (4 экскурсии) Природа, её разнообразие. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы. 3 класс (11 практических работ) Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Слайд 13

4 класс (4 экскурсии) Лес и человек. Поверхность нашего края. Мир древности: экскурсия в краеведческий музей. Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей. 4 класс (19 практических работ) Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Равнины и горы родного края. Моря, озера и реки ЛНР. Зона Арктических пустынь. Тундра. (растительный мир, гербарий). Леса Луганщины . Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Слайд 14

Программа базируется на основании различных принципов, в соответствии с которыми выстроен материал. А сам научный материал охватывает все основные темы, изучаемые в начальной школе. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Природа, с ее богатством красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении, предоставляет для этого огромные возможности. В максимальной степени могут быть активизированы все виды восприятия. Так, богатство красок природы активизирует зрительное восприятие ребенка. Звуковая насыщенность природного пространства стимулирует слуховое восприятие. Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В то же время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Презентация к уроку окружающего мира "Миша или Михаил Потапович"

Презентация разработана для показа на уроках окружающего мира в начальной школе. Презентацию можно использовать на классных часах и кружковых занятиях.С помощью презентации ученики знакомятся с ...

Самоанализ урока окружающего мира по теме "Экосистема озера" 3 класс Ос "Школа 2100"

Данный самоанализ урока построен с учётом требований ФГОС НОО....

Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...

Тесты по окружающему миру, 2 класс Школа России

Тесты по окружающему миру, 2 класс Школа  России...