Статья (преподавателя СПО) Кильдишев А.В. "АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ"
опыты и эксперименты
С нашей точки зрения, является показательным изучение особенностей профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, поскольку именно в этой достаточно агрессивной среде наблюдается повышенный риск возникновения профессиональных заболеваний, что в условиях непрерывности процесса обучения, развития и внедрения новых обучающих технологий, связано с физической и эмоциональной перегруженностью педагогов [2,6]. Действительно, большинство педагогов гуманитарных колледжей в конце учебного года наблюдают наличие эмоциональной усталости и психической опустошенности, психологического дискомфорта, физических перегрузок, а также испытывают чувства эмоциональной истощенности, социально-профессионального одиночества и ощущение нереализованных возможностей. Все это, безусловно, влияет на качество и эффективность педагогического процесса, а также на способности педагога надлежащим образом обучить воспитуемых, формируя их как творческих, самостоятельных и уверенных личностей. Однако особенности профессии педагога в контексте колледжей гуманитарной направленности делают достаточным наличие у учителя всего нескольких симптомов нарушения профессионального здоровья с тем, чтобы стать катализатором деструктивных процессов в образовательном процессе и привести к полному выгоранию педагогов. С нашей точки зрения, именно изучение профессионального здоровья педагогов в гуманитарных колледжах в контексте влияния ценностно-смысловых ориентаций позволит разработать ряд предупреждающих мер и рекомендаций, способных внести весомый вклад и повысить качество обучения не только в гуманитарной среде, но и в отечественной системе образования в целом. Все вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования [1, 4]. Задачей нашего исследования является выявление корреляционных связей между ценностно-смысловыми факторами и особенностями профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
С нашей точки зрения, является показательным изучение особенностей профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, поскольку именно в этой достаточно агрессивной среде наблюдается повышенный риск возникновения профессиональных заболеваний, что в условиях непрерывности процесса обучения, развития и внедрения новых обучающих технологий, связано с физической и эмоциональной перегруженностью педагогов [2,6]. Действительно, большинство педагогов гуманитарных колледжей в конце учебного года наблюдают наличие эмоциональной усталости и психической опустошенности, психологического дискомфорта, физических перегрузок, а также испытывают чувства эмоциональной истощенности, социально-профессионального одиночества и ощущение нереализованных возможностей. Все это, безусловно, влияет на качество и эффективность педагогического процесса, а также на способности педагога надлежащим образом обучить воспитуемых, формируя их как творческих, самостоятельных и уверенных личностей. Однако особенности профессии педагога в контексте колледжей гуманитарной направленности делают достаточным наличие у учителя всего нескольких симптомов нарушения профессионального здоровья с тем, чтобы стать катализатором деструктивных процессов в образовательном процессе и привести к полному выгоранию педагогов. С нашей точки зрения, именно изучение профессионального здоровья педагогов в гуманитарных колледжах в контексте влияния ценностно-смысловых ориентаций позволит разработать ряд предупреждающих мер и рекомендаций, способных внести весомый вклад и повысить качество обучения не только в гуманитарной среде, но и в отечественной системе образования в целом. Все вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования [1, 4]. Задачей нашего исследования является выявление корреляционных связей между ценностно-смысловыми факторами и особенностями профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей.
Таким образом, сильный уровень значимости корреляционных связей был выявлен по таким показателям как: 1. «Психологический возраст» и «Цели в жизни» (0,423***), то есть те преподаватели, которые четко ставят для себя цели в жизни, планы которых имеют реальную опору в настоящем и подкрепляются личной ответственностью за их реализацию, имеют больший психологический возраст, по сравнению с теми, кто не имеет целей в жизни. Соответственно, если преподаватель не имеет целей в жизни, у него психологический возраст ниже, по сравнению с целеустремлёнными преподавателями гуманитарного колледжа. Как правило, у преподавателей, не имеющих жизненных целей, психологический возраст значительно ниже физиологического возраста. В практической деятельности преподавателям, не имеющим жизненных целей, часто сложно выполнять трудовые функции, им сложно расставлять приоритеты, как правило, такие преподаватели не успевают справляться с объемом работы или выполняют трудовые функции не качественно, что отрицательно влияет на их уровень профессионального здоровья. 2. «Психологический возраст» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (0,375***), означает, что чем больше психологический возраст, тем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией преподавателей гуманитарных колледжей. Чем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, тем выше уровень профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, так как удовлетворённость самореализацией напрямую влияет на отношение преподавателя к профессиональной деятельности. 3. «Психологический возраст» и «Локус контроля — Я (Я – хозяин жизни)» (0,424***), выявлена прямая зависимость психологического возраста и локус контроля— Я. Чем больше психологический возраст, тем увереннее представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле [3]. Сильная личность обладающей достаточной свободой выбора, профессионально увереннее, а значит уровень профессионального здоровья такого преподавателя выше, так как психологическая уверенность в себе и своей профессиональной деятельности, напрямую связана с профессиональным здоровьем личности преподавателя. 4. «Психологический возраст» и «Локус контроля—жизнь или управляемость жизни» (0,234***), то есть у преподавателей, котором дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, больший психологический возраст, по сравнению с преподавателями, которые считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. 5. «Психологический возраст» и «общий показатель осмысленности жизни» (0,227***), то есть, чем выше общий показатель осмысленности жизни у преподавателей гуманитарного колледжа, тем больше психологический возраст преподавателей, и тем выше у них уровень профессионального здоровья. Таблица 1. Анализ взаимосвязей ценностно-смысловых факторов и профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей Профессиональное здоровье Ценностно — смысловые факторы Цели Результат Локус-контроля Я Локус-контроля Жизнь Осмысленность жизни Неприм. к недост. Ответственность Профессиональная идентичность 0,150* 0,196** 0,162* 0,063 0,107 0,058 0,079 Психологический возраст 0,423*** 0,375*** 0,424*** 0,234*** 0,227*** 0,153* 0,164* Интегральный показатель выгорания 0,180** 0,075 0,049 0,234*** 0,003 0,010 0,009 Эмоциональное истощение 0,186** 0,064 0,424*** 0,000 0,187** 0,020 0,025 Примечание: *—достаточный уровень значимости (0,05); **—средний уровень значимости (0,01); ***—сильный уровень значимости (0,001). Психология Серия: Познание №8 август 2018 г. 29 6. «Интегральный показатель выгорания» и «Локус контроля—жизнь или управляемость жизни» (0,234***), то есть, выявлен высокий интегральный показатель профессионального выгорания у преподавателей, котором дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. 7. «Эмоциональное истощение» и «Локус контроля— Я (Я – хозяин жизни)» (0,424***), чем выше эмоциональное истощение личности преподавателя гуманитарного колледжа, тем увереннее представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле.
Список литерпатуры:
1. Березовская, Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. Психологические исследования. Т. 5, № 26. Электронный ресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/1372274/.
2. Воловикова, М. И.Тематическая сессия ИП РАН «Психологическое здоровье: постановка проблемы и пути ее решения». Психологический журнал, 2013. Т 34, № 5, С. 123–128.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд.—СПб.: Сер. «Мастера психологии», 2015.— 544 с.
4. Дикая, Л.Г.Социальная психология труда на новом этапе развития: методологические основания и эмпирические исследования. Психологический журнал, Т. 33, № 2, 2014. С. 5–23.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2014.
6. Зеличенко, А. И. Психология духовности. М.: Издательство Трансперсонального Института, 2016.— 400 с.
7. Кильдишев, А. В. Ценностно—смысловые аспекты профессионального здоровья личности.: Ялта, 2017.— 473.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения.—М.: Академия, 2014–304 с.
9. Крылов, А. А. Психология 2-е изд.—М.: Проспект, 2015.— 750 с.
10. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности. Журнал Известия Южного федерального университета, 2005, Том 51, № 7. С. 16–21. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"
Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учи...
Статья: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРФЕССИИ «ПЕДАГОГ»
Статья посвящена проблеме воспитания ценностно- смысловых ориентиров обучающихся в рамках дисциплины "Иностранный язык"...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»
Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...