Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
материал по теме
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Педагогическое общение – это, бесспорно, специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Человеческие взаимоотношения, в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о., замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательныхзадач.
Преподаватель колледжа предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. Однако на процесс педагогического общения оказывают влияние множество факторов, их которых далеко не все концентрируются вокруг личности преподавателя, но и имеют отношение к так называемому «объекту педагогического воздействия» - студенту.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы преподавателями для организации эффективного, бесконфликтного педагогического общения со студентами педагогического колледжа.
Цель исследования– на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме разработать методические рекомендации по педагогическому общению для преподавателей педагогического колледжа.
Объект исследования– процесс взаимодействия преподавателя со студентами.
Предмет исследования– педагогическое общение преподавателей и студентов.
Гипотеза исследования– мы предполагаем, что оценка личностных и профессиональных качеств преподавателя студентами разных курсов носит субъективный характер и меняется в зависимости от возраста и курса обучения.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Подвергнуть анализу психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить предпочтение студентов разных курсов внешнего вида и культуры поведения преподавателя.
3. Провести диагностики педагогического общения по методикам Т.П. Колодяжной, О.А.Казанской и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:
Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблемам педагогического взаимодействия; включенное педагогическое наблюдение за деятельностью и общением преподавателей и студентов; индивидуальные, групповые беседы со студентами, преподавателями; анкетирование, диагностические методики.
База исследования: «Орехово-Зуевский педагогический колледж» г. Орехово-Зуево.
Сроки проводимых исследований: с сентября 2010 года – по май 2011 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.rar | 110.26 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Культура общения преподавателя и студентов
Проблемы в общении между преподавателем и студентом...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Протоколы заседания кафедры менеджмента БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
Протоколы заседания кафедры менеджмента БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"...
71-ОД от 16.06.2017 «О назначении ответственных лиц БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по исполнению функций главных экспертов, экспертов регионального отборочного этапа Национального чемпионата конкурса профессионального мастерства для л
71-ОД от 16.06.2017 «О назначении ответственных лиц БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по исполнению функций главных экспертов, экспертов регионального отборочного э...
Протоколы заседания кафедры менеджмента БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
Протоколы заседания кафедры менеджмента БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"...
Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»
Выступление на семинаре классных руководителей. Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»...