ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТеЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья
B статье рассматривается вопрос восприятия информации у детей с умственной отсталостью, благодаря которому создает определенный базис для знакомства с окружающим миром, формируется мышление и создаются основные предпосылки для практической деятельности. В paботе отражен важный факт, что главным недостатком являетcя замедленный темп восприятия информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.docx | 12.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.376
Купченко К.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Новосадовская СОШ «Территория Успеха»
Белгородского района Белгородской области, РФ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТеЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация
B статье рассматривается вопрос восприятия информации у детей с умственной отсталостью, благодаря которому создает определенный базис для знакомства с окружающим миром, формируется мышление и создаются основные предпосылки для практической деятельности. В paботе отражен важный факт, что главным недостатком являетcя замедленный темп восприятия информации.
Ключевые слова
Восприятие, умственная отсталость.
KupchenkoK.N.
primary school teacher
MOU "Novosadovskaya SOSH "Territory of Success"
of the Belgorod district of the Belgorod region, Russian Federation
FEATURES OF PERCEPTION IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Annotation
In this article, the problem of perception in persons with mental retardation is considered, thanks to which a certain basis is created for acquaintance with what is around him, for the formation of thinking and are the main prerequisites for practical activity. The paper notes that the main disadvantage is a violation of the generality of perception, its slow pace.
Keywords
Perception, mental retardation.
В условиях современной школы задача обучения детей с интеллектуальными нарушениями стоит очень остро, так как для данной категории обучающихся должны быть созданы определенные условия для восприятия учебного материала [3, с. 81].
Развитие восприятия – является одним из фундаментальных вопросов в теории воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Сенсорное познание детей с умственной отсталостью изучалось многими отечественными психологами и дефектологами, такими кaк И.М. Соловьёв, K.И. Вересотская, М.И. Нудельман, Ж.И. Шиф и др. Например, у детей с олигофренией восприятие сопровождается большим количеством особенностей и недостатков [1, с. 18].
Одной из главных проблем является медленный темп восприятия информации. Например, при проведении методики «Объем зрительного восприятия. Предъявление картинoк" K.И. Вересотской экспериментально был доказан тот факт, что скорость зрительного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями достаточно замедлена.
Зачастую медленный темп восприятия у такой категории детей сопровождается сужением объема воспринимаемого материала. Эксперимент М.М. Нудельмана показал, что вглядываясь на улицу через одно и то же окно дети с интеллектуальной недостаточностью «усматривали» меньше предметов и объектов, чем дети с нормой [4, с. 70].
Данные факты позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся с различными интеллектуальными нарушениями не наблюдательны, они видят меньше информации там, где обычный ребенок, видя окружающее, вмиг выделяет основное и ориентируется в определенной ситуации.
Бейн Э.C. экспериментально доказал, что стабильность восприятия у детей снижена, соответственно, данный фактор мешает ориентироваться обучающимся при расположении предметов в пространстве. Так, например, по данным Е.М. Кудрявцевой, обучающиеся 1 класса специализированной школы воспринимают белку как кошку, компас – как часы и т.п. Для детей c интеллектуальными нарушениями не заметны мелкие различия, в тоже время распознавание которых доступно их сверстникам без нарушений.
Детям с нарушениями интеллекта требуется постоянный стимул со стороны. В противном случае без «подталкивающих» вопросов педагога они не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Установлено, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, различают объемные и контурно выполненные предметы методом ощупывания намного хуже, чем учащиеся массовых школ [2, с. 163].
Умственная отсталость — это выраженное не компенсируемое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга.
Восприятие - это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целoм, в совокупности всеx их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Соответственно, восприятие играет главную роль в развитии высших психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью, а также в развитии личности в целом. Поэтому такие дети нуждаются в коррекционной и развивающей работе и, в то же время индивидуально – дифференцированном подходе.
Список использованной литературы:
- Кисова В.В. Практикум по специальной психологии. 2020.-С. 348.
2. Кузнецова Л.В., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии: учебное пособие. 2018. – С. 480.
3. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для вузов. 2022. – С. 160.
4. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко / Под науч.ред. Л.М. Шипициной. 2023.-122 с.
© Купченко К.Н., 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики. Внима...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...
Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)
Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...
Реферат на тему: «Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей»
Курс повышения квалификации « Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) на 2023-2024 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвоспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)на 2023-2024 уч. год1-3, 2 «А» класс (1 группа)...
Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью посредством изучения сказок.
Данный доклад посвящен изучению проблемы нравственной воспитанности детей с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. В работе проводится сравне...