ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УДАЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан» направлена на формирование основ компьютерной грамотности граждан и готовности их к работе с государственными услугами в электронном виде. Программа направлена на очное обучение населения старшего возраста.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УДАЛЕННОГО
ОБЩЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Белгород 2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан» направлена на формирование основ компьютерной грамотности граждан и готовности их к работе с государственными услугами в электронном виде. Программа направлена на очное обучение населения старшего возраста.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Составитель:
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
заместитель директора по УМР/ преподаватель Грушина М.В.,
методист/преподаватель Крекшина Н.А.,
преподаватель Шкондина Д.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 - 7 |
| 8 - 11 |
| 12 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УДАЛЕННОГО
ОБЩЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
1.1. Область применения программы
Рабочая общеразвивающая программа «Современные средства обучения удаленного общения по средствам компьютерных технологий» является дополнительной образовательной программой и носит добровольческий характер. Рабочая программа общеразвивающей программы может быть использована по программам курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Структура программы включает в себя учебно-тематический план и краткое содержание занятий, где обозначены ключевые понятия, рассматриваемые на лекциях, практические упражнения, вопросы и задания для контроля, памятки пошаговых действий, а также дополнительную информацию для преподавателей, рекомендации по введению занятий и организации учебного процесса.
Теоретические занятия чередуются с практическими. Обучение начинается с объяснения самых простых истин.
Объяснять изучаемый материал, если это необходимо, следует по несколько раз, при этом каждому слушателю показывают, что и как нужно сделать. Несмотря на то, что занятия по обучению компьютерной грамотности групповые, к каждому «особому ученику» нужен свой подход: кто-то впервые сел за компьютер и очень неуверен в себе, кто-то уже что-то умеет, но хочет научиться большему, у кого-то получается с первого раза, кому-то приходится сложнее. На начальном этапе занятия компьютерной грамотности для пенсионеров направлены даже не на изучение каких-то основ, а скорее на обеспечение скорейшего привыкания слушателей к новой терминологии, к исключению чувства страха, вызываемого компьютерной техникой. Слушатели узнают, из чего состоит компьютер, осваивают последовательность его включения и выключения, изучают правила безопасности при работе на компьютере. Проводя компьютерные курсы для пенсионеров, преподаватели применяют особые подходы, позволяющие ускорить процесс получения слушателями практических навыков.
Форма проведения занятий: лекции, практические занятия.
Занятия проводятся по традиционной схеме: изучение нового материала, его анализ (обсуждение) и закрепление.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основная цель: сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности населения и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Задачи:
- сформировать основные понятия об инструментах работы на компьютере и овладеть средствами графического экранного интерфейса.
- сформировать навыки работы с файлами и папками.
- овладеть основными средствами создания и редактирования в среде текстового редактора.
- сформировать представление о глобальной информационной сети интернет и пользовательские умения работы с программами-браузерами для работы с сайтами, программами для поиска необходимой информации, программой электронной почты.
- познакомить с основами информационной безопасности и персонифицированной работы с коммуникационными сервисами: понятие защиты от вредоносных программ и спама, безопасность при оплате товаров и услуг, регистрация в сетевом сервисе (логин и пароль) и личные данные, законодательство в сфере защиты личной информации и ответственность граждан по предоставлению личной информации.
- овладеть средствами сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети интернет на примере сайта курса о госуслугах: форум, чат, смс, видеосервисы (ip-телефония, скайп), ознакомить с основами сетевого этикета.
- включить слушателей в общественное сообщество пользователей сайта государственных услуг, ознакомить с ресурсами сайта программы: видеороликами, кол-центром с смс поддержкой, форумом пользователей государственных услуг.
- освоить принципы работы и основные разделы портала электронного правительства, состав государственных услуг населению и их нормативный правовой статус.
- сформировать навыки, необходимые для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде: персональная регистрация и получение доступа к государственной услуге, оформление запроса, работа с информацией по запросу, ответ на запрос.
- получить представление о мобильном доступе к порталу государственных услуг населению, сформировать опыт работы с порталом через мобильные устройства на примере устройств пользователя, сформировать умение работы с кол-центром электронных государственных услуг.
- сформировать знания о назначении электронной карты пользователя государственных услуг, опыта активации карты для обеспечения персонифицированного доступа, нормативной правовой защите персональных данных и ответственности граждан - держателей электронной карты государственных услуг населению.
- получить представление об облачных технологиях и опыт доступа к удаленным данным на портале государственных услуг: личный кабинет пользователя, удаленное хранение данных, защищенный доступ к данным через логин и пароль, через электронную карту.
Планируемые результаты обучения
Обучающийся должен овладеть понятиями:
- об инструментах работы на компьютере и графическом экранном интерфейсе;
- об организации хранения информации в виде файлов и папок;
- о средствах создания и редактирования в среде текстового редактора;
- о глобальной информационной сети Интернет, программах-браузерах и электронной почты;
- об информационной безопасности и законодательстве в сфере защиты личной информации и ответственности граждан по предоставлению личной информации;
- о средствах сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети Интернет и об основах сетевого этикета.
- о средствах сетевой консультационной поддержки пользователей электронных государственных услуг;
- о составе электронных региональных и муниципальных государственных услуг населению и их нормативном правовом статусе;
- о получении персонального доступа к выбранной государственной услуге;
- о мобильном доступе к порталу государственных услуг населению;
- о назначении электронной карты пользователя государственных услуг, электронной подписи и нормативной правовой защите персональных данных и ответственности граждан - держателей электронной карты государственных услуг населению;
- об облачных технологиях и доступе к личному кабинету пользователя государственных услуг через электронную карту.
Обучающийся должен знать:
- основные средства работы с компьютером, с файлами и папками;
- основные принципы работы в среде текстового редактора;
- основные принципы работы в Интернете и основы сетевого этикета;
- основные поисковые Интернет-системы;
- основные понятия информационной безопасности;
- базовые принципы работы с мобильными устройствами доступа в Интернет.
- особенности функционирования порталов органов власти региона;
- назначение, состав и принципы работы порталов государственных и муниципальных услуг;
- принципы персональной регистрации на портале госуслуг;
- структура и назначение личного кабинета;
- возможность универсальной электронной карты и электронной подписи;
- права и ответственность граждан - держателей универсальной электронной карты.
Обучающийся должен уметь:
- пользоваться графическим интерфейсом;
- работать с файлами и папками;
- создавать и оформлять документы в текстовом редакторе;
- работать с сайтами, искать и находить информацию в Интернете;
- общаться с помощью средств сетевых коммуникаций взаимодействия и социальных сервисов, в том числе мобильных, использовать электронную почту, писать, отправлять и получать электронные письма;
- защитить информацию от угроз, владеть инструментами персонального доступа.
- участвовать в сетевом общественном сообществе пользователей электронных государственных услуг населению (онлайн опросах, форумах, чатах);
- пользоваться ресурсами порталов органов государственной власти регионов;
- пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде;
- использовать мобильный доступ к личному кабинету и государственным и муниципальным услугам в электронном виде;
- пользоваться универсальной электронной картой и электронной подписью;
- использовать права и соблюдать обязательства держателей электронной карты.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Объем и виды учебной работы
№ строки | Вид учебной работы | Объем часов |
1 | Объем общеразвивающей программы | 40 |
в том числе: | ||
2 | самостоятельная работа обучающихся | 3 |
3 | суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 37 |
в том числе: | ||
теоретическое обучение | 14 | |
практические занятия | 19 | |
4 | индивидуальный проект | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена (защита проекта) |
2.2. Тематический план и содержание рабочей общеразвивающей программы
«Современные средства обучения удаленного
общения по средствам компьютерных технологий»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Первичные навыки работы с персональным компьютером | ПЕРВИЧНЫЕ НАВЫКИ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ | 4 | |
Содержание теоретического материала | 2 | ||
Правила безопасной работы на компьютере | 1 | ||
Первое знакомство с персональным компьютером | 1 | ||
Практические работы | 2 | ||
ПР №1 Работа с клавиатурой и манипулятором мышь или интерактивным устройством управления курсором | 1 | ||
ПР №2 Создание, удаление, перемещение файлов и папок. Архивация данных. Вирусы. Антивирусы | 1 | ||
Раздел 2. Освоение программы MS Word и Excel | ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ MS WORD И EXCEL | 6 | |
Содержание теоретического материала | 3 | ||
Текстовый процессор MICROSOFT WORD | 2 | ||
Табличный процессор MICROSOFT EXCEL | 1 | ||
Практические работы | 3 | ||
ПР №3 Настройка программы MS Word. Работа с объектами: страница, строка, абзац, текст в текстовом редакторе. Работа с объектами таблица, рисунок в текстовом редакторе. | 1 | ||
ПР №4 Разбиение документа на страницы и разделы. Вставка нумерации страниц. Добавление в документ колонтитулов. Печать документа. | 1 | ||
ПР №5 Интерфейс программы MS Excel. Изменение внешнего вида рабочей книги. Управление листами рабочей книги. Управление рабочей книгой. Средства визуализации данных. Форматирование чисел и текста. Автоматизация анализа данных в электронных таблицах. Фильтрация списков. | 1 | ||
Раздел 3. Освоение программы MS PowerPoint | ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ MS POWER POINT | 7 | |
Содержание теоретического материала | 3 | ||
Работа в программе MS PowerPoint 2017 | 1 | ||
Надпись. Вставка рисунка или картинки | 1 | ||
Настройка анимации. Демонстрация презентаций | 1 | ||
Практические работы | 4 | ||
ПР №6 Грамотное создание и сохранение слайдов презентации | |||
ПР №7 Настройка и демонстрация анимаций | |||
Раздел 4. Освоение сети Интернет | ОСВОЕНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ | 6 | |
Содержание теоретического материала | 2 | ||
Введение в сеть Интернет. | 1 | ||
Основы работы с Яндекс браузером | 1 | ||
Практические работы | 3 | ||
ПР №8 Поиск в сети Интернет. Сервисы Яндекса | 1 | ||
ПР №9 Возможности сети Интернет: сохранение файловых документов, распаковка, архивирование | 2 | ||
Самостоятельные работы | 1 | ||
СР №1 Возможности сети Интернет: сохранение результатов поиска | |||
Раздел 5. Общение в сети Интернет | ОБЩЕНИЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ | 6 | |
Содержание теоретического материала | 2 | ||
Знакомство с электронной почтой в системе «Yandex» | 1 | ||
Знакомство с электронной почтой в системе «Mail» | 1 | ||
Практические работы | 3 | ||
ПР №10 Анализ электронных почт «Yandex» и «Mail»: достоинства и недостатки | 1 | ||
ПР №11 Создание электронной почты. Принципы работы с электронным почтовым ящиком | 2 | ||
Самостоятельные работы | 1 | ||
СР №2 Возможности социальных сетей: регистрация в социальных сетях и мессенджерах | |||
Раздел 6. Государственные услуги в Интернете: электронные приемные, оплата товаров и услуг, сбербанк-онлайн и т.д. | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В ИНТЕРНЕТЕ: ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЕМНЫЕ, ОПЛАТА ТОВАРОВ И УСЛУГ, СБЕРБАНК-ОНЛАЙН И Т.Д. | 7 | |
Содержание теоретического материала | 2 | ||
Сайты государственных услуг Российской Федерации. Возможности. Перспективы. Знакомство | 2 | ||
Практические работы | 4 | ||
ПР №12 Анализ текущего «рынка услуг» предоставляемых государством, посредством использования сети Интернет, мобильных приложений. Использование информационной службы, новостной ленты, электронной приемной форума пользователей государственных услуг. Регистрация и участие в форуме. Получение консультации на сайте | 2 | ||
ПР № 13 Аналитические данные возможностей портала государственных услуг Российской Федерации | 2 | ||
Самостоятельные работы | 1 | ||
СР №3 Регистрация на сайте «ГосУслуг». Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде: персональная регистрация, личный кабинет и получение доступа к государственной услуге, оформление запроса, работа с информацией по запросу, ответ на запрос | |||
Индивидуальный проект | 3 ч | ||
Всего: | 40 ч |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Обучение рекомендуется проводить в помещении, оборудованном компьютерными местами для 1 - 2 обучающихся и одним компьютерным местом педагога, флэш-картами не менее одной на двух обучающихся, проектором и экраном или интерактивной доской для коллективной работы с учебными материалами. Должен быть обеспечен доступ в Интернет (стационарное подключение или мобильный доступ через мобильный модем).
Информационное обеспечение обучения
- Могилев А.В. и др., УМК «Информатика» для 3 - 4 классов.
- Семакин И.Г. и др., УМК «Информатика», 7 - 9 класс (ФГОС 2014 г.)
- Шамаев О.Н., «Основы компьютерной грамотности для старшего поколения», Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013.
- Вылегжанина И.Н., «Рабочая тетрадь слушателей курсов повышения компьютерной грамотности», Вятский государственный гуманитарный университет, 2014.
- ОАО «Ростелеком» и Пенсионный фонд Российской Федерации при поддержке Минтруда России, «Азбука Интернета». Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет", М.: 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
презентация к докладу: Дополнительная общеразвивающая программа « Компьютерная грамотность»
Даны цели изадачи курса по дополнительной общеразвивающая программа « Компьютерная грамотность» расчитанной на 60 часов. Приведены полученные результаты работы по программе....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»
Общеобразовательная программа для занятий по танцевальному направлению Хип-Хоп в рамках дополнительного образования. Упражнения, базовые движения, теория и история, ритмика, пластика и все необходимое...
Дополнительная общеразвивающая программа "Автомногоборье" 1 год обучения, 2020 г.
Цель программы: подготовка юношей и девушек к участию в соревнованиях по автомобильному многоборью. Задачи программы: - привлечение подростков к участию в пропаганде безопасности дорожного движения ср...
Дополнительная общеразвивающая программа "Автомногоборье" 3 мес.обучения, 2019 г.
Цель программы: подготовка юношей и девушек к участию в соревнованиях по автомобильному многоборью. Задачи программы: - привлечение подростков к участию в пропаганде безопасности дорожного движения ср...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УДАЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан» направлена на формирование основ компьютерной грамотности граждан и готовности их к работе с...
Тема: Мастер-класс как средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности
Выступление на науно-методичском совете с темой:Мастер-класс как средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности...
- Мне нравится (1)