Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.
статья

Богомолова Светлана Евгеньевна

О проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                           «Гимназия имени Ильи Сельвинского города Евпатории Республики Крым»                                                                      

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.

                                                                  Богомолова Светлана Евгеньевна,

                                     учитель высшей категории,

                     «Старший учитель»,

        «Учитель-методист».  

              2020 г.

                                                                                                                                                                                                                                             «К школьнику относиться нужно  не  как  к сосуду, который предстоит наполнить  информацией, а как к фак который необходимо зажечь».                                                                                                                  

В.А.Сухомлинский

    Изменения, происходящие в современном обществе с внедрением ФГОС в начальную школу требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать жизненные задачи, самоопределение. Важным становится развитие личности, способной мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать и принимать решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, создает  условия для работы с семьей,  для общения детей и взрослых, для развития творческих способностей. Цель учителя: развить у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности. Задачи учителя: приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности и способах поиска необходимых  для  исследования  информации и обработки  результатов. ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность  в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность-это совокупность всех видов деятельности школьников, в которую в соответствиии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей, создание условий для общения обучающихся с социумом, обеспечение взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования, применение активных и творческих форм работ с  обучающимися, направленные на присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей, обеспечение совместной деятельности взрослых и детей. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Принципы внеурочной деятельности: соответствие  возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологией учебной деятельности, опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности, опора на ценности воспитательной системы школьников. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся, главные цели: работа с информацией, установление истины, средство освоения действительности, формирование исследовательского стиля мышления, развитие доброжелательности, сотрудничества, оказание помощи, развитие воображения, художественного вкуса, внимания, аккуратности, целеустремленности.

   Преимущества метода проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности: время увеличено по сравнению с уроком, виден конечный результат ( сделано своими руками), индивидуальный подход, самоопределение (что могу я).

    Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей  развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, наблюдение и воображение.

     Проектно- исследовательская деятельность позволяет сделать процесс обучения и воспитания более интересным,  продуктивным, ученик чувствует свою интеллектуальную  состоятельность, предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на уроках и внеурочных занятиях закрепляются и расширяются в процессе работы над проектом.

   Алгоритм проектно-исследовательской деятельности: создание проблемной деятельности, цель ,задачи, сбор информации, активизация творчества обучающихся, обучение работе в группе и индивидуально,  дискуссия, отстаивание  своей  точки зрения, развитие широких познавательных интересов, формирование умения ориентироваться в заданиях данного типа ( от повтора образца до воплощения собственного замысла),формирование планирования последовательного выполнения действий и осуществление контроля, формирование навыка применения средств ИКТ, приобретение социального опыта, обработка материала, подготовка выступления,  дело коллективное творческое, индивидуальное и коллективное . Обучающиеся должны научиться сформировать действия: умение видеть проблему, анализировать, видеть ошибки, ставить вопросы, цели, составлять план, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты докладов, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,  публично выступать, моделировать схемы, выделяя главное, проявлять  инициативность, коммуникативность.

   В нашей школе используются программы внеурочной деятельности: «Умники и умницы», «Я- исследователь», «Крымоведение» и др. Примеры проектно-исследовательской деятельности: проект-обозрение «Говори правильно.Защита презентации», проект –открытие «Тайна имени» или «Музей путешествий»; проект –уникальность «Готовим спектакль», проект «Полет фантазии»( праздник поэзии, сочинение стихов, рассказов, сказок  на заданную тему, например, на занятиях по  «Азбуке дорожного движения» мы сочиняли стихи, сказки, рассказы про правила дорожного движения; проект «Творчество» (рисование дерева с однокоренными словами, создание семьи слова или «Составим свой орфографический словарь») ; проект-размышление «Моя семья» или «Мой дом», или «Мой город»(дети приготовили рассказы, рисунки о своем доме, о членах семьи или о своем городе, или «Зимняя страничка»;  проект «Свободный выбор»: «Они защищали Родину»( запустила этот проект давно,  с 1 класса работаю уже с новыми детьми: берем интервью, собираем материал, фото об участниках ВОВ; проект-исследование (составление кроссворда по  сказкам или « Имена прилагательные в загадках», или «Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и  рыбке»); недавний проект- расследование «Достопримечательности родного города Евпатории»( конечный результат : фото, с описанием достопримечательностей нашего города) и т.д.

  Проектно-исследовательская деятельность способствует обеспечению целостности педагогического процесса, разностороннему развитию творческой личности обучающегося, адаптации к социальным условиям, формированию позитивной мотивации , так  как есть конечный результат, расширению кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Форма работы с родителями в начальной школе

Форма работы с родителями в начальной школе...

проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"

Проект  я решила посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагичес...

План работы творческой группы учителей работающих по теме «Проектно – исследовательская технология обучения и воспитания» на 2016-2017 уч.год

План работы творческой группы учителей работающих по теме «Проектно – исследовательская технология обучения и воспитания» на 2016-2017 уч.годЦель: обучение и развитие педкадров, повышение их квалифика...

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы

Ценным в проектно - исследовательской работе учащихся является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе....

Работа со слабоуспевающими детьми начальная школа

     Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемост...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...