"Я - гражданин"
методическая разработка
Планируемые результаты данной методической разработки - это закрепление со студентами основных прав и обязанностей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_vospitanie.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного мероприятия приуроченного ко Дню ребенка (20 ноября) «Я – гражданин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Воспитание гражданственности играет большую роль в становлении личности человека. Развитие гражданско-патриотических чувств у ребенка начинается с самого рождения в семье. Глядя на родителей, ребенок учится гражданскому поведению.
Возникает вопрос, что же такое гражданское воспитание?Под гражданским воспитанием мы понимаем вид целенаправленной духовно практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, и других социально значимых качеств личности. Гражданское воспитание направлено на формирование и развитие личности, которая обладает всеми качествами гражданина и патриота своей страны. В современных условиях жизни гражданское воспитание студентов — это целенаправленный воспитательный процесс, который организован и осуществляется во всех видах деятельности, который направлен на освоение студентами роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).
Воспитание ответственного гражданина – очень сложный процесс, который нельзя проводить только в теории. Полноценное гражданское воспитание нужно осуществлять только при едином взаимодействии мыслей, действий, поступков, убеждений. Все это можно достичь разными методами:
- Воспитание словом: классные часы, беседы, конференции и др.
- Воспитание примером: пример воспитания в семье, поведение сверстников, взрослых, знакомство с жизнью выдающихся людей, посещение музеев и многое др.
- Воспитание делом: включение студентов в разнообразную трудовую деятельность благотворно влияет на процесс социализации личности.
- Воспитание ситуацией: стихийно созданные и смоделированные педагогом ситуации, требующие от студентов теоретических знаний и умений ориентироваться в разных ситуациях.
- Воспитание игрой: викторины, конкурсы, развлечения.
ТЕМА:"Я – гражданин"
ЦЕЛЬ: Через знакомство студентов со своими правами и обязанностями осуществлять гражданско – правовое воспитание.
ЗАДАЧИ:
- Формирование понятия «Права» и «Обязанности».
- Вспомнить с участниками основные права человека.
- Привести примеры о нарушениях прав человека, определить какого типа права чаще всего нарушаются.
- Сформировать понимание о единстве права и ответственности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Закрепить со студентами основные права и обязанности человека.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Деловая игра для студентов первокурсников с элементами дебатов.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Словесные, ситуативные, игровые
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- Сегодня мы с вами собрались, что бы обсудить важную тему «Я гражданин – мои права и обязанности».
- И сейчас мы проведем небольшой опрос и узнаем, какими знаниями в этой области вы обладаете.
- Кто из вас знает, чем отличаются права человека и его обязанности? (выслушать предварительные ответы студентов). И так сейчас мы разберемся, что же такое «Право», а что такое «Обязанности». Внимание на слайд: Право – это то, что государство обязано предоставить каждому гражданину своей страны. А вот обязанности – это то, что каждый гражданин обязан дать своему государству. Права человека принадлежат ему с момента его рождения. В конституции Российской Федерации есть положение о том, что права человека являются наивысшей ценностью. А какие права человека вы знаете? (Выслушать ответы студентов и подвести итог)
- Права бывают: Право на жизнь, на образование, на здравоохранение, на жильё, право не подвергаться насилию и многие другие права.
Мини-лекция «Права ребенка»
- Ребята скажите, а где прописаны ваши права? (небольшая беседа на данную тему)
Все права ребенка прописаны в «Конвенции о правах ребенка». Которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года. Конвенция – это соглашение. Значит, все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Скажите кто-нибудь из вас понял, почему я говорю о правах ребенка - ведь вы уже не малыши? (небольшая дискуссия на данную тему)
- Правильно, пока вам не исполнилось 18 лет – вы считаетесь несовершеннолетними детьми.
I конкурс «Угадай - ка»
Художественные произведения и сказки формируют не только художественные образы и эстетический вкус, но и нормы морали и юридическую компетентность. Так, например, в каждой сказке можно найти не только права и обязанности человека, но и нарушение этих прав. Сказочные произведения считаются вымыслом, но содержат в себе правовые основы. Сейчас мы наглядно это проверим.
Смотрим внимательно на монитор и угадываем не только название сказки, но и какие права изображены на картинке. А так же возможно изображено нарушение, каких либо прав.
- «Золушка» - право человека на труд (нарушено)
- «Буратино» - право на имя, право на обучение (соблюдено)
- «Айболит» - право на медицинскую помощь (соблюдено)
- «Три поросенка» - право на неприкосновенность жилища (нарушено)
- «Рапунцель» - право на свободу (нарушено)
- «Гуси-лебеди» - право иметь дом и семью (нарушено)
- «Муха-Цокотуха» - право защиты от жестокости и насилия (соблюд.)
- «Колобок» - право на жизнь (нарушено)
II конкурс «Права в песнях»
1. Ничего на свете лучше нету
Чем бродить друзьям по белу свету
Тем кто дружен не страшны тревоги
Нам любые дороги дороги. Право на свободу передвижения
2. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Право на образование
3. Меня не пугают ни волны, ни ветер, –
Плыву я к единственной маме на свете
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете. Право жить и воспитываться в семье
4. Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
Тили-тили трали-вали
Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
Тили-тили, трали-вали Право на труд и на отдых
5. Кабы не было зимы
В гоpодах и сёлах,
Hикогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Hе кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Hе петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы… Право на отдых, каникулы для детей
III конкурс «Разбор ситуации прав или не прав»
У каждого из нас сесть права, но пользоваться ими можно, если права другого человека не будут нарушены. Права другого человека нужно уважать – это наша основная обязанность. А всегда ли мы это делаем?
- А сейчас мы с вами будем разбирать ситуации из жизни о правах их нарушениях и об обязанностях.
Обсуждение 1: Сын громко слушает музыку в 12 часов ночи – мама просит его немедленно выключить музыку. Кто из них прав, кто виноват, и какие права были нарушены? (сын имеет право на отдых-слушает музыку, но он нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Обсуждение 2: Учитель назначает Олю дежурной и просит ее вытереть доску и полить цветы. Оля отказывается и ссылается на Конвенцию, в которой написано о запрете на детский труд. Кто прав, чьи права были нарушены? (Кроме прав, есть еще и обязанности - в данном случае дежурство. Кроме того, есть обязанность – уважать право других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других людей).
Обсуждение 3: Мама приходит с работы и спрашивает сына: ты почему хлеба не купил и мусор не вынес? Давайте порассуждаем права ли мама?
Обсуждение 4: Как тебе не стыдно Ваня ты опять разрисовал парту – ее дети недавно отмыли. Я имею право заниматься любимым делом – рисованием. Кто может объяснить Ване его права и обязанности? (выслушать ответы детей и подвести итог: Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Это очень хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают не только свои права, но и свои обязанности. Окончив школу и поступив в наш колледж, вы вступили во взрослую жизнь. Путь, по которой очень сложен и тернист. Знание и соблюдение своих прав и обязанностей очень вам поможет.
И в заключении проведем опрос.
- Назови права ребёнка, которые ты знаешь.
- Назови права, которые чаще, по-твоему, нарушаются.
- Назови, какие права ты нарушал.
- Какие обязанности ты выполняешь.
- Откуда ты узнаёшь о своих правах и обязанностях?
Предлагаю вам внимательно ознакомиться с карточками, которые вам раздали – это ваши основные права и обязанности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Классному руководителю: учебно-методическое пособие под редакцией М.И.Рожковой. Москва «Владос» 2001.
- А.В.Енин, В.А.Великородная. Планирование воспитательной работы в школе. Воронеж 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой статус человека и гражданина
Представлены развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .Рабо...
Классный час на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.Задачи:воспитание чувства гордости за свою страну;развитие интереса к истории России;расширение кругозора....
Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...
Гражданин России
Исследовательский проект в рамках ФГОС...
Классный час на тему "Я - гражданин России"
Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции обучающихся, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия со...