Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании
материал
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog-_pedagog_soprovozhd_.docx | 10.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Ребенок, приходя в дополнительное образование, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.
Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
- анализ социальной ситуации развития в группе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие детскому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- выполнение мероприятий, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении;
- содействие формированию у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями.
Психолого-педагогическое сопровождение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на учебных занятиях);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.
- Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
- Развитие экологической культуры.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одаренных детей (психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения, соревнований, конкурсов, турниров и т.д.)
- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения выделяются:
- отсутствие неуспевающих обучающихся;
- профессиональное самоопределение обучающихся;
- активное участие обучающихся в общественной жизни образовательного учреждения, инициативность, творческое отношение к делу;
- отсутствие признаков девиантного поведения (склонности к правонарушениям и асоциальным проступкам);
- бесконфликтное взаимодействие с одногруппниками и др. окружающими;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Методическая литература
- Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
- Ребенок в современном мире. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в жизнедеятельности/ под ред. Мартыновой Е.В. – М., Издательство МГОУ, 2004.
- Жан Пиаже: теория. Эксперименты, дискуссия/под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской.-М.,2001.
- Захарова А.В. Психологическая формирования самооценки / А.В.Захарова. -Минск, 1993.
- Орлов С.Б. Методы современной возрастной и педагогический психологии. М.,1982.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. / под ред. В.А. Никитина. – М.: Союз, 1996.
- Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
- Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка -инвалида
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждение....
Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...
Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»
В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...
Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка.
Осуществляю учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, в связи с чем разработала и применяю в педаг...
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования
Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"
Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...