Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования
статья
Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психолого-педагогическое сопровождение | 53.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа в условиях дистанционного образования
Автор: педагог-психолог ГАПОУ РС(Я)
«ЯПК им С.Ф.Гоголева» Кривошапкина С.В.
Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.
Сегодня, как никогда прежде, образование должно стать гибким, способным к быстрой адаптации в новых условиях жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, Система профессионального образования претерпевает в наши дни кардинальные изменения, а именно требуется новый уровень качества образования обучающихся, обновляется содержание компетенций, внедряются инновационные технологии в процесс обучения.
Современная система образования стремится к непрерывности образования, что привело к созданию новой формы педагогической деятельности – дистанционному обучению. На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования обучение с использованием дистанционных технологий переживает этап своего развития. В связи с переходом на дистанционное обучение нами проведены исследования среди студентов «Якутского педагогического колледжа им С.Ф. Гоголева», онлайн анкетирование в виде опроса.
Целью данного исследования стало выявление проблем, с которыми, сталкиваются наши студенты во время дистанционного обучения.
Анкетирование проводилось путем распространения ссылки на google платформы. Всего участвовало 273 студента (1и 2 курсы). Дата проведения: с 9.04.20 по 18.04.20.
По результатам у большинства студентов колледжа 57,5% никаких проблем в связи с переходом на дистанционное обучение не обнаружилось, 16,5% - жаловались на отсутствие интернета, 26% - на отсутствие условий (нет ноутбуков, рабочего места в доме).
За период дистанционного обучения выяснились мотивационные проблемы у 9,9% студентов колледжа, у 65,9% высокая степень самоорганизации и мотивации, у 24,2% средняя степень мотивации и самоорганизации.
Как мы видим дистанционное обучение невозможно без учета следующих условий: у студентов, обучающихся дистанционно, должна быть современная компьютерная база с доступом Интернета, это необходимость постоянного доступа к источникам информации, к сожалению, есть студенты, у которых нет выхода в интернет и соответствующих условий для обучения. Вторым условием дистанционного обучения обучение с применением дистанционных образовательных технологий подразумевает наличие у всех студентов повышенного уровня мотивации и стремления к самостоятельному повышению уровня профессиональной компетенции, так как дистанционное обучение базируется на самодисциплине студента, его самостоятельности и сознательности
Следовательно, основной целью психолого-педагогического сопровождения развития студентов – является создание благоприятного психологического климата в условиях дистанционного образовательного пространства колледжа и повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа должно видоизмениться. А именно создать социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в дистанционной образовательной среде (таблица №1). Делать основной упор на мотивационную сторону, так как важными фактором успешного педагогического процесса являются такие аспекты личности, как обучаемость и мотивация учебной деятельности.
Таблица №1 Примерная схема содержание психолого-педагогического сопровождения студентов.
Цель сопровождения | Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап адаптации (1 курсы) | Результат сопровождения | ||
мотивационный компонент | когнитивный компонент | рефлексивный компонент | ||
Определение личностного смысла выбранного направления образования, сущности и социальной значимости будущей сферы деятельности | Неделя первокурсника, включающая мероприятия по адаптации студентов к новой социальной среде, новому статусу, новым условиям обучения. Тьюторские часы ( в онлайн формате) | Изучение личных дел первокурсников, анкетирование на предмет установления мотивов поступления в колледж, ожидаемых результатов, потребностей и желаний самореализации в процессе обучения | Разработка планов, программ (при необходимости), выявление студентов «Группы риска», студентов находящихся в «социально опасном положении», попавших в «трудную жизненную ситуацию» | Адаптация к дистанционному образовательному процессу. Акцент на самодисциплине, сознательность и самостоятельность студента.
|
Инструментарий для диагностики:
| ||||
Цель сопровождения | Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап освоения профессии (2 курсы) | Результат сопровождения | ||
мотивационный компонент | когнитивный компонент | рефлексивный компонент | ||
Развитие готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего будущего. | Тьюторские часы, тренинги по запросам. (в онлайн формате) | Изучение ценностного отношения к выбранной специальности, отношения в группе. | Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 1 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на второй и последующие курсы. | Личностное и интеллектуаль-ное развитие, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция студента. |
Инструментарий для диагностики:
| ||||
Цель сопровождения | Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап индивидуализации (3 курсы) | Результат сопровождения | ||
мотивационный компонент | когнитивный компонент | рефлексивный компонент | ||
Формирование готовности принимать решение о продолжении образования или трудоустройстве, формируются навыки поведения на рынке труда. | Тьюторские часы, тренинги по запросам. (онлайн) | Диагностика готовности студентов к педагогической деятельности. | Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 2 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на третий и последующие курсы. | Готовность к профессиональной деятельности. Успешное трудоустройство выпускников колледжа. |
Инструментарий для диагностики:
|
Литература
- «Педагогика профессионального образования» под ред. В. А. Сластенина, М., Academa, 2004
- «Психология. Словарь» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., Издательство политической литературы, 1990
- Интернет-ресурс: Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html (дата обращения 21.05.2018)
- Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – 137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения
Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...
Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа
Статья. Тема: Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа. ...
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...
Участие в вебинаре "Упрощение и автоматизация работы преподавателя в условиях дистанционного образования"
Участие в вебинаре "Упрощение и автоматизация работы преподавателя в условиях дистанционного образования"...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...
Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»
Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями....
ФУНКЦИИ КУРАТОРА ГРУППЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья в вестнике Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество...