Методические рекомендации по работе со «сложной» группой техникума
методическая разработка

Мавлонова Ирина Владимировна

Материалы из реального опыта классного руководителя "сложной" группы, в помощь коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы со «сложной» группой.

Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом своей педагогической деятельности в качестве классного руководителя. Этот опыт не большой, всего 7 учебный год, то есть буду выпускать вторую группу.

Конечно, все познается в сравнении, и работая с первой своей группой  (То и ремонт автомобилей) я набила много шишек, испытала ряд разочарований, стала более прагматичной и  жесткой и пришла к выводу, что с большинством  групп в нашем техникуме, демократический стиль управления (присущий мне до тех пор) – не работает, необходим авторитарный (директивный) стиль управления. Он дает хорошие результаты в отстающих коллективах, со слабой самоорганизацией, низким уровнем ответственности и учебной мотивации.

Но успешно выпустив свою первую группу и пройдя весь цикл воспитательной работы – от знакомства, до выпуска, я поняла, что работа с ней была «службишкой, не службой», а все самое сложное оказалось впереди, когда волею судеб, мне досталась группа по профессии «Мастер по ремонту инженерных систем ЖКХ», о работе с которой, и пойдет речь в моем сообщении.

Для знакомства и представления, небольшая характеристика группы:

- группа с самыми низкими средним баллом аттестата в наборе –«3,0» - «3,2»,

-желающих обучаться именно по этой профессии – 3 человека из группы, остальных больше нигде не взяли, не прошли конкурс,

- подавляющее большинство ребят, не только слабые по знаниям, но и педагогически запущенные, со сложным поведением,

- из учебной мотивации – только стремление получать стипендию (ударники появляются только к сессии, а в аттестации 1-2 из группы),

- в группе нет положительных лидеров, есть только отрицательные, те  кто к ним примыкает и те, с чьего немого согласия, происходят инциденты в группе (никогда ничего не скажут против, хотя в душе не согласны со словами и поступками первых, боятся, не хотят связываться),

- ни какая инициатива (участвовать в конкурсах, мероприятиях техникума, уборках и т.д) не поддерживается, желающих – нет, а если вдруг они появляются, то тут же критикуются и осмеиваются другими.

Вот такие исходные данные.

Поэтому, к данной группе, опытным путем, мною были выработаны и применяются следующие методы и приемы, дающие стойкий положительный эффект:

  1. Четкая организация учебной и внеурочной деятельности ребят, причем всесторонняя, через устные объявления, сообщения в группе с ребятами в  ВК, сообщения в родительской группе в Вайбер.
  2. Постоянный контроль деятельности студентов:

- в начале дня по явке (сразу же сообщение в группу родителей о том, кого нет),

- в начале каждого урока.

- в конце дня (сообщение родителям о случаях ухода с пар).

        3) Любой случай нарушения правил внутреннего распорядка (курение Вейба в неположенных местах, порча имущества, хамство с учителями,  уходы с дежурства, неявка на мероприятие, непосещение классных часов и т.д) обязательно и незамедлительно отмечается и наказывается (через беседы с администрацией, постановки на педконтроль, вызовы родителей, генеральные уборки в классе и т.д) в зависимости от проступка.

Отдельно, в рамках борьбы с опозданиями, в группе работает правило – опоздавшие (2 человека, пришедшие позже всех) в этот день дежурят, причем следят за этим – сами студенты.

  1. Каждый положительный случай проявления себя в урочной и внеурочной деятельности (ударники в аттестации, сдаче сессии, участники и победители мероприятий, соревнований и т.д)  так же, обязательно и незамедлительно отмечаются устно, письменно в группах мессенджеров студентов и родителей, а так же сладкими или полезными подарками ( шоколадные батончики, печенье, пирожное, ручки тетради) на деньги из фонда группы.

  1.  Работа по успеваемости: за 1-1,5 недели до аттестации за месяц, сессии выводится из Проколледж предварительная ведомость. Она скидывается в группы мессенджеров родителей и ребят для ознакомления и исправления ситуации, кроме того, производится ежедневный мониторинг ситуации.

  1. Взаимодействие с администрацией тоже дает свои положительные результаты. После аттестаций или сессий, с большим количеством двоечников. Каждый прорабатывается у заведующего отделением, даются сроки на исправление ситуации и аттестационные листы с перечнем предметов. По истечении срока, те, кто так и не исправил ситуацию, приглашаются с родителями на малые педсоветы.

Периодически, группа в целом, по инициативе классного руководителя, ставится не педконтроль.

  1. Внеурочная деятельность. Работа со всей группой, по привлечению к участию в мероприятиях техникума, результатов не дает – одни не хотят, другие замыкаются, третьи – боятся себя проявлять. Поэтому ребята сами просят классного руководителя

 кого-то из них назначить на соревнования или другие мероприятия (но для этого нужно знать, на что способен каждый из ребят).

Так же хорошо работает индивидуальный подход, один на один. Предложить ребятам поучаствовать в чем-либо. Но тут обязательна помощь классного руководителя – придумать вместе что ни будь, предложить на выбор стихотворение, песню, прорепетировать с участниками.

  1. Работа с родителями. Конечно, проводятся родительские собрания, но на них ходят далеко не все. Очень хорошо зарекомендовала себя работа через родительскую группу в Вайбер. Это очень удобно, экономит время и деньги классного руководителя, оперативно. Родители (в случае с моей группой) оказывают огромную помощь в организации и настрое ребят на учебную деятельность, оперативно реагируют (большинство) на факты отсутствия ребят на уроках, неуспеваемости, нужной формы одежды, оказывают большую помощь в сборе макулатуры, сборе фонда группы, помощи нуждающимся и т.д.

Главное в работе с родителями через мессенджеры, не только ругать и указывать на недостатки  их детей, но и освещать все положительные моменты деятельности ребят (фото с мероприятий, грамоты, победы, похвала, даже за добросовестное дежурство и белые рубашки на экзамене).

Ну и в заключение, «дорогу осилит идущий», сложно работать с такими группами, но можно. Благодарность родителей, после каждой сессии, в этом подтверждение и поддержка. Буду надеяться, что мой опыт будет полезен начинающим классным руководителям, а может быть и опытные возьмут что-то для себя. Для удобства я оформила Методические рекомендации по работе со «сложной группой» , которые можете взять себе. Спасибо за внимание.

 



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ СО «СЛОЖНЫМИ» ГРУППАМИ

  • Четкая организация учебной и внеурочной деятельности ребят, причем всесторонняя, через устные объявления, сообщения в группе с ребятами в  ВК, сообщения в родительской группе в

 Вайбер.

  • Постоянный контроль деятельности студентов:
  • в начале дня по явке (сразу же сообщение в группу родителей о том, кого нет),
  • в начале каждого урока.
  • в конце дня (сообщение родителям о случаях ухода с пар).
  • Любой случай нарушения правил внутреннего распорядка (курение Вейба в неположенных местах, порча имущества, хамство с учителями,  уходы с дежурства, неявка на мероприятие, непосещение классных часов и т.д) обязательно и незамедлительно отмечается и наказывается (через беседы с администрацией, постановки на педконтроль, вызовы родителей, генеральные уборки в классе и т.д) в зависимости от проступка.

  • Отдельно, в рамках борьбы с опозданиями, правило – опоздавшие (2 человека, пришедшие позже всех) в этот день дежурят, причем следят за этим – сами студенты.
  • Каждый положительный случай проявления себя в урочной и внеурочной деятельности (ударники в аттестации, сдаче сессии, участники и победители мероприятий, соревнований и т.д)  так же, обязательно и незамедлительно отмечаются устно, письменно в группах мессенджеров студентов и родителей, а так же сладкими или полезными подарками ( шоколадные батончики, печенье, пирожное, ручки, тетради) на деньги из фонда группы.

  •  Работа по успеваемости: за 1-1,5 недели до аттестации за месяц, сессии выводится из Проколледж предварительная ведомость. Она скидывается в группы мессенджеров родителей и ребят для ознакомления и исправления ситуации, кроме того, производится ежедневный мониторинг ситуации.

  • Взаимодействие с администрацией. После аттестаций или сессий, с большим количеством двоечников, каждый прорабатывается у заведующего отделением, даются сроки на исправление ситуации и аттестационные листы с перечнем предметов. По истечении срока, те, кто так и не исправил ситуацию, приглашаются с родителями на малые педсоветы. Периодически, группа в целом, ставится на педконтроль.
  • Внеурочная деятельность. Если студенты не проявляют инициативы по участию в мероприятиях техникума, то классный руководитель сам назначает кого-то из студентов на соревнования или другие мероприятия (но для этого нужно знать, на что способен каждый из ребят).

Так же хорошо работает индивидуальный подход, один на одинпредложить ребятам поучаствовать в чем-либо. Но тут обязательна помощь классного руководителя – придумать вместе что ни будь, предложить на выбор стихотворение, песню, прорепетировать с участниками.

  • Работа с родителями. Конечно, проводить родительские собрания, но на них ходят далеко не все. Очень хорошо зарекомендовала себя работа через родительскую группу в Вайбер. Это очень удобно, экономит время и деньги классного руководителя, оперативно.

Главное в работе с родителями через мессенджеры, не только ругать и указывать на недостатки  их детей, но и освещать все положительные моменты деятельности ребят ( фото с мероприятий, грамоты, победы, похвала, даже за добросовестное дежурство и белые рубашки на экзамене).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Принципы работы над вокальным произведением"

В  данных  методических рекомендациях были рассмотрены принципы    работы  над  вокальным  произведением, представлена технология этой работы на  примере...

Методические рекомендации по работе над индивидуальной методической проблемой

Методические рекомендации по работе над индивидуальной методической проблемой...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...

Доклад "Методические рекомендации по применению методики «малых групп»

В данных методических рекомендациях подробно описана технология работы с "малыми группами"....

Методическое пособие рекомендаций по работе со студентами «группы риска»

Методическое пособие рекомендаций по работе со студентами «группы риска»...

Методические рекомендации по работе со студентами "группы риска"

В работе представлен личный опыт педагога-психолога в системе СПО со студентами "группы риска"...